Элективный курс Абсолютная величина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ для 9 класса
по теме «Модуль - абсолютная величина»
Пояснительная записка
Понятие абсолютной величины (модуля) является одной из важнейших характеристик числа как в области действительных, так и в области комплексных чисел. Это понятие широко применяется не только в различных разделах школьного курса математики, но и в курсах математики, физики и технических наук, изучаемых в вузах. Например, в теории приближенных вычислений используются понятия абсолютной и относительной погрешности приближенного числа. В механике и геометрии изучаются понятия вектора и его длины (модуля вектора). В математическом анализе понятие абсолютной величины числа содержится в определениях таких основных понятий, как предел, ограниченная функция и др. Задачи, связанные с абсолютными величинами, часто встречаются на математических олимпиадах, вступительных экзаменах в вузы, ЕГЭ. Программой школьного курса математики не предусмотрены обобщение и систематизация знаний о модулях, их свойствах, полученных учащимися за весь период обучения. Это позволит сделать программа «Абсолютная величина действительного числа». Курс рассчитан на профильную подготовку учащихся 10 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к изучению математики. Курс позволит школьникам систематизировать, расширить и укрепить знания, связанные с абсолютной величиной, подготовиться для дальнейшего изучения тем, использующих это понятие, научиться решать разнообразные задачи различной сложности, способствует выработке и закреплению навыков работы на компьютере. Учителю курс поможет наиболее качественно подготовить учащихся к математическим олимпиадам, сдаче ЕГЭ, экзаменов при поступлении в вузы. Программа элективного курса предполагает знакомство с теорией и практикой рассматриваемых вопросов и рассчитана на 17 часов. Содержание курса состоит из семи разделов, включая введение. В процессе изучения данного курса предполагается использование различных методов активизации познавательной деятельности школьников, а также различных форм организации их самостоятельной работы. Результатом освоения программы курса является представление школьниками творческих индивидуальных и групповых работ на итоговом занятии.
Цели курса: обобщение и систематизация, расширение и углубление знаний по теме абсолютная величина, обретение практических навыков выполнения заданий с модулем, повышение уровня математической подготовки школьников.
Задачи курса
вооружить учащихся системой знаний по теме абсолютная величина;
сформировать навыки применения данных знаний при решении разнообразных задач различной сложности;
подготовить учащихся к ОГЭ;
сформировать навыки самостоятельной работы, работы в малых группах;
сформировать навыки работы со справочной литературой, с компьютером;
сформировать умения и навыки исследовательской работы;
способствовать развитию алгоритмического мышления учащихся;
способствовать формированию познавательного интереса к математике.
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения программы элективного курса «Абсолютная величина (модуль)» учащиеся получают возможность знать и понимать:
определение абсолютной величины действительного числа;
основные операции и свойства абсолютной величины;
правила построения графиков функций, содержащих знак абсолютной величины;
алгоритмы решения уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля.
Уметь:
применять определение, свойства абсолютной величины действительного числа к решению конкретных задач;
читать и строить графики функций, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины;
решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля.
Содержание курса
Введение (1 ч).
Цели и задачи элективного курса. Вопросы, рассматриваемые в курсе и его структура. Знакомство с литературой, темами творческих работ. Требования, предъявляемые к участникам курса. Аукцион «Что я знаю об абсолютной величине».
2. Абсолютная величина действительного числа а (3 ч).
Абсолютная величина действительного числа а. Модули противоположных чисел. Геометрическая интерпретация понятия |а|. Модуль суммы и модуль разности конечного числа действительных чисел. Модуль разности модулей двух чисел. Модуль произведения и модуль частного. Операции над абсолютными величинами. Упрощение выражений, содержащих переменную под знаком модуля. Применение свойств модуля при решении олимпиадных задач.
3. Графики функций, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины (3 ч).
Правила и алгоритмы построения графиков функций, аналитическое выражение которых содержит знак модуля. Графики функций y=f |х|, y=f (-|x|
·), y=|f(x)|, y= |f |х||, |у| =f(x), где f(х)
· 0, | у| = |f (х)|. Графики некоторых простейших функций, заданных явно и неявно, аналитическое выражение которых содержит знак модуля. Графики функций, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины в олимпиадных заданиях.
4. Уравнения, содержащие абсолютные величины (5 ч).
Основные методы решения уравнений с модулем. Раскрытие модуля по определению, переход от исходного уравнения к равносильной системе, возведение в квадрат обеих частей уравнения, метод интервалов, графический метод, использование свойств абсолютной величины. Уравнения вида | f(х)| = a, f\x\ = а, где а R; |f(x)| = g (х) и | f(х)| = | g (x) |. Метод замены переменных при решении уравнений, содержащих абсолютные величины. Метод интервалов при решении уравнений, содержащих абсолютные величины. Уравнения вида |f1 (х)| ± |f2 (х)| ±.. .±|fn (х)| = а, где а е R, |f1 (х)| ± |f2 (х)| ±.. .± |fn (х)| = g (x). Способ последовательного раскрытия модуля при решении уравнений, содержащих «модуль в модуле». Графическое решение уравнений, содержащих абсолютные величины. Использование свойств абсолютной величины при решении уравнений. Уравнения с параметрами, содержащие абсолютные величины. Защита решенных заданий ЕГЭ.
5. Неравенства, содержащие абсолютные величины (3 ч).
Неравенства с одним неизвестным. Основные методы решения неравенств с модулем. Неравенства вида |f(x)| > (
·
· а , где а R.. Неравенства вида |f(x)| >(
·
· g(x), |f(x)| >(
·
· |g(x)|. Метод интервалов при решении неравенств, содержащих знак модуля. Неравенства с параметрами, содержащие абсолютные величины.
6. Системы уравнений и неравенств, содержащие абсолютные величины (1 ч).
7. Другие вопросы, при решении которых используется понятие абсолютной величины (1 ч).
Литература
С.И.Колесникова. «Решение сложных задач ЕГЭ» 300 задач с подробным решением. Издательство Москва Айрис пресс 2005 год.
Г.А.Воронина. Практическое руководство для учителя «Элективные курсы». Издательство Москва Айрис пресс 2006 год
М.И.Сканави Сборник задач по математике М.: ОНИКС, 2006
Электронный учебник «Алгебра 7 – 11»
Олехник С.Н. и др. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. 10 – 11 кл. – М.: Дрофа, 1995.
Учебно-тематическое планирование.
№
Тема урока
Кол-во часов
Вид деятельности учащихся.
Дата проведения
Примечание
1
Введение
1
Фронтальная, индивидуальная
Абсолютная величина действительного числа а
3
2
Абсолютная величина действительного числа а. Основные теоремы
1
Фронтальная, индивидуальная.Полный ответ на вопросы, выполнение упражнений
3
Операции над абсолютными величинами
1
Групповая. Выполнение проблемных заданий
4
Упрощение выражений, содержащих переменную под знаком модуля.
1
Групповая.Выполнение проблемных заданий
Графики функций, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины
3
5
Правила и алгоритмы построения графиков функций, аналитическое выражение которых содержит знак модуля
1
Индивидуальная.Выполнение заданий
6
Графики функций y=f |х|, y=f(-|x|), y=|f(x)|, y= |f |х||, |у| =f(x), где f(х)
· 0, | у| = |f (х)|
1
Фронтальная, индивидуальная.Составление опорного конспекта, выполнение упражнений
7
Графики некоторых простейших функций, заданных явно и неявно, аналитическое выражение которых содержит знак модуля
1
Фронтальная, индивидуальная.Выполнение проблемных заданий
Уравнения, содержащие абсолютные величины
5
8
Основные методы решения уравнений с модулем
1
Фронтальная, групповаяВыполнение проблемных заданий
9
Уравнения вида | f(х)| = a, f\x\ = а, где а R;
|f(x)| = g (х) и f(х)| = | g (x) |.
1
Фронтальная, индивидуальная.Полный ответ на вопросы, выполнение упражнений
10
Метод замены переменных при решении уравнений, содержащих абсолютные величины
1
Фронтальная, индивидуальная.Составление опорного конспекта, выполнение упражнений
11
Способ последовательного раскрытия модуля при решении уравнений, содержащих «модуль в модуле»
1
Групповая.Выполнение проблемных заданий
12
Уравнения с параметрами, содержащие абсолютные величины
1
Фронтальная, индивидуальная. Полный ответ на вопросы, составление алгоритма, выполнение проблемных заданий
Неравенства, содержащие абсолютные величины
3
13
Неравенства с одним неизвестным.
1
Фронтальная, самостоятельная
14
Основные методы решения неравенств с модулем
1
Ответ на вопросы, составление опорного конспекта
15
Неравенства с параметрами, содержащие абсолютные величины
1
Ответ на вопросы, выполнение упражнений
16
Системы уравнений и неравенств, содержащие абсолютные величины
1
Фронтальная, индивидуальная.Составление опорного конспекта, выполнение упражнений, графических построений
17
Другие вопросы, при решении которых используется понятие абсолютной величины
1
Фронтальная, индивидуальная.Полный ответ на вопросы, выполнение проблемных заданий, упражнений
15