Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку 10 класс

Пояснительная записка

Элективный курс “Теория и практика написания сочинения - рассуждения на основе исходного текста” предназначен для учащихся 10 класса. Программа составлена на основе авторской программы М.Т.Баранова. Программа для общеобразовательных заведений -М.: «Дрофа», 2001 Использовано учебное пособие: Т.А. Долинина Русский язык 10-11 классы. Алгоритм написания сочинения. Учебное пособие. – Екатеринбург, ИРРО, 2010.
Нормативными документами к реализации рабочей программы и организации образовательного процесса являются:
Приказ МОиН РФ от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год»;
Приказ Минобрнауки Новосибирской области №1573 от 01.07. 2014 г. "Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2014-2015 учебный год"
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011 № 19993;
Устав (постановление главы Барабинского района от 26.06.2014 г. №957);
Основная образовательная программа основного общего и среднего общего образования ОУ (приказ директора от 04.09.2013 г. №130/2).

Несмотря на то, что подготовка к выполнению части «С» Единого Государственного Экзамена начинается с начальной школы, практика показывают, что не все учащиеся должным образом владеют навыками написания сочинения, так как не всегда умеют анализировать исходный текст и логически правильно и аргументировано построить свой ответ. Этим обстоятельством объясняется необходимость ведения данного элективного курса за счет компонента образовательного учреждения.
Данная рабочая программа рассчитана на 54 часа, из расчета 1,5 часа в неделю.

Цели курса:
-Подготовка учащихся к выпускному экзамену.
-Развитие творческих способностей учащихся.
-Развитие связной монологической речи.
-Развитие логического мышления.
-Привитие любви к родному языку.
Задачи курса:
– обеспечение системного овладения учащимися знаниями по теории написания сочинения;
– совершенствование навыков написания сочинения-рассуждения;
развитие продуктивного мышления через анализ текста;
творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся;
развитие способности к самостоятельной деятельности;
привитие стремления к приобретению знаний.

Учебно-тематическое планирование


Раздел
Количество уроков

1
Введение
2

2
Теория сочинения
26

3
Практика сочинения
15

4
Рецензирование сочинений, редакторская правка
11


Содержание курса “Теория и практика написания сочинений разных жанров”
I. Введение (2 ч)
Введение. Цели и задачи элективного курса “Теория и практика написания сочинения-рассуждения”.
Анализ особенностей сочинений ЕГЭ, основные ошибки.
II. Теория сочинения (26 ч)
Сочинение как вид письменной работы по русскому языку. Требования к сочинению. Оценка сочинений.
Структура сочинения-рассуждения, его композиция. Виды вступлений: академическое, личностное, “киношное”, дневниковое, цитатное. Виды концовок. Кольцевая композиция.
Сочинение, подразумевающее выражение личностного отношения к прочитанному тексту. Особенности подобного сочинения.
Определение проблемы текста и способы ее выражения. Приемы «фишбоун», клястер, как способы выявления проблемы.
Комментарий, виды комментария: от противного, вслед за автором, краткий пересказ и другие.
Способы выражения авторской позиции в сочинении: прямые формы, косвенные формы. Способы цитирования.
Выражение собственной позиции.
Аргументация в сочинении. Приемы введения аргументов. Подбор аргументов для сочинения.
Смысловая цельность и речевая связность и последовательность сочинения.
Точность и выразительность речи.
Комплексный анализ текста. Примерная схема анализа.
III. Практика сочинения (15 ч)
Практическая работа № 1. Общий анализ формулировок проблем, входящих в “пакет” для выпускного экзамена, конкретизация проблем, формулировки.
Практическая работа № 2. Практикум: определение и систематизация проблем. Построение вопросно-проблемной схемы.
Практическая работа № 3. Отработка теоретического материала по теме “Позиция автора текста. Способы ее выражения.
Практическая работа № 4 “Способы выражения авторской позиции ”. Виды формулировок авторской позиции. Цитирование (повторение теории способов введения цитат.)
Практическая работа № 5 «Написание комментариев различных видов по проблеме»
Практическая работа № 6. « Устный комментарий актуальных проблем»
Практическая работа № 7. «Подбор аргументов». Устное сочинение.
Практическая работа № 8. «Систематизация аргументов, составление энциклопедии аргументов».
Практическая работа № 9. «Способы введения аргументов в текст, многофункциональность». Написание части текста.
Практическая работа № 10. Написание сочинения по тексту.
IV. Рецензирование сочинений, редакторская правка (11ч)
Смысловая ценность, речевая связность и последовательность изложения.
Виды ошибок в сочинении: нарушение языковых и речевых норм.
Точность и выразительность речи.
Этические ошибки. Фактические ошибки. Как избежать ошибок в сочинении. Выполнение тренировочных упражнений.
Анализ сочинения по критериям ЕГЭ.
Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.

Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате реализации данного элективного курса учащийся
должен знать:
– способы формулирования проблемы текста;
– виды вступлений и заключений;
- Виды комментария;
– основные особенности сочинения ЕГЭ;
– основы анализа текста;
– способы аргументации в сочинении;
– виды ошибок в сочинении и пути их предупреждения;
должен уметь:
– логично выстраивать сочинение по тексту;
– убедительно и аргументированно изложить собственную позицию;
– выполнять лингвостилистический анализ текста;
– формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;
– не допускать речевые, грамматические, логические, этические, фактические ошибки в содержании сочинения.

Поурочно - тематическое планирование.


Раздел. Тема занятия
Содержание образовательного стандарта среднего общего образования по русскому языку


Введение (2ч.)


1
2
Требования к экзаменационному сочинению.



Теория сочинения (26ч.)
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

3
4
Критерии оценки сочинений.


5
Повторение теории «Тема».


6
7
Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения


8
Проблематика.


9
10
Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования. Упражнения по стилистике.


11
Смысловая точность эпиграфов и цитат. Повторение правил цитирования. Способы введения цитат.


12
13
Достоверность в освещении литературных и исторических фактов.


14
15
Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка. Определение типа ошибки и её редактирование.


16
Подбор аргументов.


17
18
Типы сочинений. Практикум определения типов сочинения и постановки задач.


19
Типы вступлений. Практикум подбора типов вступления к разным темам и написание их.


20
21
Практическая работа. Написание вступления.


22
Редактирование черновика сочинения. Знакомство с рецензией учителя


23
Критерии 1-4. Проверка сочинения по критериям.


24
25
План и логичность. Последовательность изложения. Типы планов.


26
27
Написание рецензии на работу товарища. Обсуждение работ.


28
Работа над речевыми и стилистическими ошибками. Установление их типологии.



Практика сочинения (15 ч)
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.

29
Грамматические и фактические ошибки.


30
31
Стилистические упражнения


32
33
Нормы литературного языка. Практикум по написанию сочинения.


34
Тип сочинения – групповая характеристика. Составление плана. Подбор фактического материала.


35
36
Редакторская правка и написание рецензии на работу товарища. Обсуждение работ.


37
Совершенствование черновика сочинения


38
39
Практическая работа: проверка сочинения по критериям.


40
41
Повторение лексики. Практикум нахождения языковых средств.


42
43
Технология написания, анализ образцов, шаблоны.



Рецензирование сочинений, редакторская правка (11ч)
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

44
45
Анализ сочинений-образцов.


46
Редактирование черновика сочинения, устранение речевых недочётов.


47
48
Стилистические упражнения.


49
Нормы литературного языка


50
Предупреждение речевых ошибок


51
52
Повторим теорию. Работа по теории.


53
Практикум по написанию сочинения.


54
Практикум по написанию сочинения.



Учебное и учебно-методическое обеспечение:
Александров В.Н., Соловьева Т.В. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: Просвещение, 2010.
Ю.Н. Гостева, В.В. Львов ЕГЭ. Русский язык. Тематические тестовые задания/ФИПИ– М.: Экзамен, 2011.
Т.А. Долинина Русский язык 10-11 классы. Алгоритм написания сочинения. Учебное пособие. – Екатеринбург, ИРРО, 2010.
Заголовок 1 Заголовок 315