Программа элективного курса КУРСА ТЕХНИКА В БЫТУ 8кл.(17ч.)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Троснянская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано»
Руководитель МО
_________________
Протокол № ___ от
«____»___________20__ г.
«Согласовано»
Заместитель директора
школы по УВР
Троснянской СОШ
__________________
«____»____________20__ г.
«Утверждаю»
Директор
Троснянской СОШ
___________________
Приказ № ___ от
«___»______________20__ г.
Рабочая программа элективного курса
«Техника в быту»
Для учащихся 8 класса
общеобразовательной школы
17 часов
Учитель:
Марченков Игорь Николаевич
п. Тросна
Пояснительная записка.
Предлагаемый элективный курс «Техника в быту» предназначен для учащихся 8 класса общеобразовательной школы.
Обязательными сквозными составляющими данного курса являются:
1. Обеспечение безопасности и охраны труда.
2. Практическая подготовка учащихся к трудовой деятельности.
3. Экономическое обоснование и формирование знаний о домашней экономике и предпринимательстве.
4. Технологическая подготовка школьников.
5. Профессиональное самоопределение школьников.
Цель: Научить учащихся правильному обращению с техникой, а также мелкому ремонту бытовой техники и различных бытовых механизмов.
Задачи:
1.Формировать знания и умения о способах обработки конструкционных материалов, технике и технологии работ в доме и на производстве.
2. Формировать первоначальные знания и умения о предпринимательстве как сфере человеческой деятельности
3. Развивать политехнический кругозор, экологическую культуру, творческие способности.
4. Воспитывать любовь к труду.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Курс «Техника в быту» рассчитан на 17часов и состоит из трех разделов, которые по отдельности могут выступать как самостоятельные модули образовательной области «Технология» и изучаются в рамках предмета в течение всего обучения с 5 по 11 класс.
Первый раздел обобщает ЗУНы по курсу «Электротехника» и призван обеспечить усвоение учащимися правил электробезопасности в быту, а так же направлен на ознакомление с простейшими электрическими и автоматическими приборами, их устройством и особенностями применения.
Основная цель раздела «Гидравлика» — ознакомить учащихся с устройством сантехнического оборудования квартиры и его мелким ремонтом, дать понятие о разборке и сборке вентиля, поиске и устранении неисправностей, способствовать подготовке учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в условиях домашнего хозяйства.
Раздел «Механика» знакомит учащихся с видами и способами соединения деталей машин, передачами, применяемыми в приборах, учит правильному обращению с техникой, мелкому ремонту различных бытовых механизмов.
Итогом изучения элективного курса является изготовление творческого проекта по одному из изучаемых разделов, так же возможна комбинация разделов.
Календарно-тематический план элективного курса
«Техника в быту»
Дата №
п/п Тема занятия Кол-во часов Цели и задачи обучения Практическая работа Инструменты и приспособления Д/з
Введение
1 Моя мастерская. Организация рабочего места и условия безопасной работы 1 Ознакомить учащихся с безопасными условиями труда и санитарными требованиями в домашней мастерской. Дать ЗУН работы со спец. инструментом Практические задания по организации рабочего места домашнего мастера Верстак, наборы инструментов, плакаты, стенды для размещения инструмента и др. Раздел 1. Электротехника.
2 Требования электробезопасности и производственной санитарии на рабочем месте 1 Ознакомить учащихся с правилами электробезопасности, с условными обозначениями на схемах Практическая работа «Сборка электрической цепи с элементами управления и защиты» Верстак, наборы инструментов, плакаты, электрические схемы 3 Контрольно-измерительные инструменты и приборы в практике
ведения домашнего хозяйства 1 Ознакомить учащихся с измерительным инструментом, применяемым в мастерских и на производстве, его устройстве, правилами пользования и хранения. Практическая работа «Изготовление простейших весов» Образцы контрольно-измерительных инструментов 4 Простейшие автоматические устройства в быту. Моделирование автоматических устройств 1 Ознакомить учащихся с простейшими автоматическими устройствами Практическая работа «Сборка модели магнитного пускателя» Верстак, наборы инструментов, плакаты, технологические карты 5 Принципы конструирования современной бытовой техники и особенности применения бытовых электрических приборов 1 Ознакомить учащихся с профессиями конструктора и технолога, дать сведения о сборочных процессах, стандартизации, экономичности. -/- Техкарты, плакаты, ГОСТы, набор инструментов 6 Электрические приборы и бытовые источники тока. 1 Ознакомить учащихся с электроприборами и их устройством.
Практическая работа «Ознакомление с устройством утюга» Образцы электроприборов, плакаты 7 Простейшие аппараты управления и защиты, применяемые в электрических цепях жилого дома 1 Познакомить учащихся с простейшими устройствами управления и защиты электрической цепи лекция Плакаты, наглядные пособия 8 Особенности эксплуатации сложной бытовой техники жилого дома. Конструкция и эксплуатация бытовой техники с электроприводом 1 Познакомить учащихся с особенностями эксплуатации сложной бытовой техники жилого дома Практическая работа «Изучение особенностей эксплуатации сложной бытовой техники» Верстак, наборы инструментов, технологические карты Раздел 2. Гидравлика
9 Сантехническое оборудование квартиры и его простейший ремонт 1 Ознакомить учащихся с устройством некоторого сантехнического оборудования квартиры и его мелким ремонтом, дать понятие о разборке и сборке вентиля, поиске и устранения неисправностей Практическая работа «Разборка и сборка вентильной головки, поиск и устранение неисправностей» Сантехническое оборудование 10 Водопровод и его техническое устройство 1 Изучить устройство водопровода и его технических устройств Практическая работа «Разборка водопроводного крана» Трубы, бачки, смесители, вентильные головки, кабалка 11 Автоматическое регулирование давления пара в скороварке 1 Познакомить учащихся с принципами работы клапанов избыточного давления Практическая работа «Изготовление простейшего клапана регулятора давления» Верстак, наборы инструментов, технологические карты 12 Насос — устройство для перемещения жидкостей и газов 1 Ознакомить учащихся с историей возникновения насосов, их назначением, устройством и мелким ремонтом. Практическая работа «Ремонт велосипедного насоса» Образцы различных насосов Раздел 3. Механика
13 Способы соединения деталей и механизмов 1 Ознакомить учащихся с видами и способами соединения деталей машин Слесарный верстак, тиски, набор инструментов, типовые детали машин 14 Механизмы бытовых приборов 1 Познакомить учащихся с передачами, применяемыми в бытовых приборах Лабораторно-практическая работа по теме урока Слесарный верстак, набор инструментов 15 Велосипед - простое, удобное и надежное средство передвижения 1 Научить находить неисправности велосипеда и устранять их, клеить камеру Практическая работа или домашний практикум «Заклейка камеры» Велосипед, запасные части 16 Мебельная фурнитура: устройство и ремонт 1 Научить учащихся выполнять простейший ремонт и установку фурнитуры Практическая работа или домашний практикум «Установка дверного глазка» Образцы фурнитуры, набор инструментов 17 Итоговое занятие 1 Обобщить и систематизировать ЗУНы по курсу ЛИТЕРАТУРА
(для учителя).
Коломеев Н.Н., Симоненко В.Д., Хохлова Т.В., Сорока В.Ф. Техника в быту: Учебно-методическое пособие для учителей технологии и студентов педагогических вузов и колледжей по курсу «Домашний мастер».-Брянск: Изд-во БГУ, 2002.-134 с.
ЛИТЕРАТУРА
(для ученика)
Технология: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений: Вариант для мальчиков/А. Т. Тищенко, П. С. Самородский, В. Д. Си-моненко, Н. П. Шипицын; Под ред. В. Д. Симоненко. 6-е изд. М.: Просвещение, 2002. 174 с: ил. ISBN 5-09-010981-8.
Тищенко А. Т., Самородский П.С, Симоненко В.Д, Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 6 класса /под ред. В.Д.Симоненко - Издательство Брянского педагогического .университета. - Брянск, 1996. - 174 с.
Бронников Н.Л., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Синица Н.В. Технология. Трудовое обучение. Пробный учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы./ Под ред. В.Д.Симоненко. - Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета, 1996. - 214 с.