Программа детского объединения дополнительного образования Юный астроном
ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
10-13 лет
«ЮНЫЙ АСТРОНОМ»
Автор Сарычева М.Н. учитель физики
Пояснительная записка.
·. Актуальность.
Звёздное небо всегда привлекало человека. Учитывая интерес детей к проблемам исследования космоса, к строению Вселенной, а так же тот факт, что из программы средней школы исключён курс астрономии, целесообразно создать в школе объединение дополнительного образования детей, либо включить в программу внеурочной деятельности курс «Юный астроном».
Школьная программа по физике в данное время не дает возможности в полной мере уделять внимание обучению детей астрономии. В тоже время, данная наука остается очень важной, неотъемлемой частью становления правильного мировоззрения детей. В таких условиях является необходимостью давать учащимся начальные знания по астрономии на дополнительных занятиях, факультативах. Такими знаниями должен владеть любой человек. Например, каждый знает, что солнце утром восходит, а вечером заходит, время восхода и захода изо дня в день меняется, не удивляет нас и то, что луна бывает то тонким месяцем, то круглой. Нас не только не удивляют такие перемены, но мы можем точно сказать, когда они произойдут. Любознательный человек всегда задумывался над вопросами, как и когда образовалась наша Земля, из каких веществ состоит, каковы ее формы, размеры, масса, что было в прошлом и что происходит сейчас в ее недрах и в ее космических окрестностях.
Для того, чтобы правильно сформировать умозаключения учащихся о наблюдаемых ими явлениях, дать наиболее целостное и истинное представление о мире, Вселенной, звездах, Солнце и т.д., необходимо изучать астрономию. Это одна из немногих наук, при изучении которой учащиеся могут сами делать открытия, заниматься научными исследованиями. Программа детского объединения дополнительного образования «Юный астроном» нацелена на формирование осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе.
Программа призвана выработать у школьников:
Стремление к приобретению новых знаний,
Творческое отношение к делу,
Умение самостоятельно работать с дополнительной литературой, телескопом, лабораторным оборудованием,
Умение наблюдать и делать выводы,
Умениеанализировать материалы наблюдений.
·
·.Практическая значимость.
Планируется наблюдение небесных объектов, теоретическое исследование мира звёзд, сообщение сведений об освоении космоса. В ходе работы объединения дополнительного образования реализуются межпредметные связи астрономии с физикой, математикой, биологией.
·
·
·.Цель.
Познакомить детей с некоторыми сведениями по общей астрономии.
·V. Задачи.
Образовывающая:
Обеспечить усвоение знаний об устройстве Вселенной, способах её изучения. Сформировать умения наблюдать за небесными объектами, работать с подвижной картой звёздного неба, .
получить дополнительные знания в области естественных наук;
изучить влияние небесных объектов на Землю;
повысить эрудицию и расширить кругозор.
Воспитывающая:
Формировать научное мировоззрение, способствовать воспитанию патриотизма, гордости за свою Родину при рассмотрении вопросов освоения космоса.
воспитывать самостоятельность и ответственность;
воспитывать целеустремленность в работе, творческое отношение к делу
Развивающая:
развивать стремление к экспериментальной и исследовательской деятельности;
развивать навыки самостоятельной работы;
развивать стремление к получению новых знаний в неизведанных областях;
развивать умение работать в коллективе, выслушать и объективно оценить суждение товарища;
развивать внимательность, усидчивость, пунктуальность.
V. Основные теоретические понятия.
Общее представление о Вселенной, роль астрономии в современном мире, знакомство с астрономическими инструментами. Строение Солнечной системы, сравнительная природа планет, проблема жизни на планетах, планеты- гиганты, астероиды и метеориты, кометы. Движения Земли и изменение вида звёздного неба, Луна – спутник Земли, смена лунных фаз. Солнце и его наблюдение, основные параметры Солнца, внутреннее строение, источник энергии Солнца, его влияние на Землю. «Экскурсия» по созвездиям; мифы о звёздном небе; понятие о звёздных величинах; разнообразие звёздного мира; эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть; пульсары, квазары, «чёрные дыры». Мир галактик, Млечный путь – наша галактика. Проблема жизни во Вселенной.
Для чего нужны космические полёты. СССР – родина космонавтики. Международное сотрудничество в исследовании и освоении космоса. Космические скорости, некоторые характерные орбиты ИСЗ. Принцип ракетного двигателя, работы Циолковского, современные ядерные двигатели, гипотетический фотонный. Человек в космосе.
Принцип действия телескопа, построение изображений в плоском зеркале, линзах. Наблюдение космических объектов, правила обращения с оптическими инструментами.
V
·. Режим занятий.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Возраст учащихся 5-6 класс. Количество часов – 34 в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, практические занятия – 2-3 раза в четверть.
Примерный тематический план.
1 год обучения.
Темы
Количество часов
На теоретические занятия
На практические занятия
Итого
Вводное занятие
1
1
2
Строение Солнечной системы
4
1
5
Карта звёздного неба
1
2
3
Луна
1
1
2
Солнце
2
1
3
Легенды звёздного неба
3
3
Эволюция звёзд. Виды звёзд.
3
3
Галактики
2
2
Исследование космоса
6
1
7
Принцип действия телескопа
1
2
6
Экскурсия в Нижегородский планетарий
1
1
24
10
34
2 год обучения.
Темы
Количество часов
На теоретические занятия
На практические занятия
Итого
Вводное занятие
3
1
4
История астрономии
2
2
Теоретические основы астрономии
2
2
Наблюдение созвездий
4
4
Кометы, метеориты, астероиды
4
4
Звёзды. Солнце
4
1
5
Галактики Вселенная
3
3
Исследование космоса
9
1
10
27
7
34
V
·
·. Методическое обеспечение программы.
Программа составлена согласно педагогической целесообразности раннего изучения астрономии, использования любознательности, пытливости ума младших школьников
В работе используются следующие методы:
лекция;
беседа;
семинар;
практические наблюдения;
решение практических задач;
подготовка и представление докладов.
Хорошие результаты приносят приёмы, направленные на активизацию мышления и действия каждого ребёнка в отдельности. Обучение умению слушать и наблюдать, применять свои знания и делиться ими с товарищем, проводится на практических занятиях, в ходе самостоятельной деятельности ребёнка.
Формы контроля за обучением:
Диагностические занятия в конце учебного года, в ходе которых определяется уровень астрономических знаний детей.
Представление детьми своих результатов работы в виде сообщений, докладов, рефератов или научных работ.
В процессе проведения занятий проводится индивидуальная оценка уровня полученных навыков, развитие мировоззрения, повышение эрудированности, путём наблюдения за ребёнком, его успехами.
При проведении занятий практикуется коллективное обсуждение трудностей, совместный поиск правильных решений.
Прогнозируемый результат:
Учащиеся должны знать: предмет изучения астрономии, астрономические приборы, строение Земли, строение Солнечной системы, название и расположение планет, условия их наблюдения, название основных спутников планет, строение Солнца, характеристики Солнца, физические условия Луны, основные созвездия и их положение на небе, Зодиакальные созвездия, строение галактик.
Учащиеся должны уметь: пользоваться телескопом, биноклем, картой звездного неба, астролябией, находить положение звезд, планет, созвездий на звездном небе, находить координаты звезд на карте звездного неба, объяснить причину движения небесных объектов, условия наступления затмений, падающих «звезд», отличать планеты от звезд на небе. Основные формы работы на теоретических занятиях – беседа, конференция; на практических – наблюдение небесных тел, работа с картой звёздного неба, изучение устройства телескопа и работа с ним, экскурсия.
В работе возможно использовать оборудование для изучения астрономии, имеющееся в кабинете физики.
V
·
·
·. Литература.
Дорожкин Н.Я. «Космос», ООО «Издательство Астрель», 2004
Карл Саган «Космос», С-Петербург, ЗАО ТИД Амфора, 2004
Бердышев С., «Законы космоса» , М., РИПОЛ КЛАССИК, 2002
Я.И. Перельман «Занимательная астрономия», - Д., ВАП, 1994
А. Шимбалов. Атлас созвездий. Москва. 2005
Н. Д. Козлова. Я иду на урок астрономии. Москва. 2001
Методика преподавания астрономии в школе. Под редакцией Л. Мордовцева. Москва. 1973
Календарно- тематический план 1-го года обучения.
№
п/п
Тема занятия
Форма проведения
1
Что изучает астрономия?
Инструктаж по технике безопасности.
Беседа
2
Знакомство с астрономическими инструментами
Демонстрационный эксперимент
3
Земля – планета Солнечной системы
Семинар
4
Планеты земной группы
Семинар
5
Пояс астероидов
семинар
6
Планеты гиганты
Семинар
7
Изготовление моделей Солнечной системы
Практическая работа
8
Карта звёздного неба
Беседа
9
Изучение карты звёздного неба
Практическая работа
10
Изучение карты звёздного неба
Практическая работа
11
Луна
Беседа
12
Наблюдение фаз Луны. Фотографии Луны.
Самостоятельная практическая работа
13
Солнце
Беседа
14
Наблюдение Солнца. Техника безопасности при наблюдении. Определение точек и моментов восхода и захода. Ориентирование по Солнцу.
Практическая работа
15
Влияние Солнца на Землю. Использование солнечной энергии
семинар
16
Легенды звёздного неба.
конференция
17
Легенды звёздного неба.
конференция
18
Легенды звёздного неба.
конференция
19
Разнообразие звёздного мира
Беседа
20
Физически переменные звёзды
беседа
21
Рождение, жизнь и смерть звёзд.
беседа
22
Звёздные скопления
Беседа
23
Млечный путь – наша галактика
семинар
24
Освоение космоса. Великие имена.
Конференция
25
Международное сотрудничество в исследовании космоса.
Семинар
26
Космические скорости. Характерные орбиты искусственных спутников Земли.
беседа
27
Принцип ракетного двигателя.
Беседа
28
Проектирование ракетного двигателя
Практическая работа
29
Человек в космосе. Перспективы полётов. Парадоксы теории относительности.
конференция
30
Проблема жизни во Вселенной.
конференция
31
Принцип действия телескопа
Беседа
32
Расчёт увеличения телескопа
Практическое занятие
33
Наблюдение небесных тел с помощью телескопа.
Практическое занятие
34
Экскурсия в планетарий
Практическое занятие
Календарно- тематический план 2-го года обучения.
1
Земная наука о небесных телах. Техника безопасности.
Беседа.
2
Ранние представления о нашей Земле. Становление мировоззрения. Способы измерить форму и размеры Земли.
Конференция. Практическое занятие.
3
Особенности астрономических наблюдений. Изготовление астролябии.
Практическое занятие.
4
Основные точки и линии небесной сферы. Зодиак и эклиптика.
Лекция.
5
История астрономии. Джордано Бруно и Галилео Галилей.
конференция
6
Птолемей и Коперник. Чья модель правильна?
конференция
7
Открытие Ньютоном закона Всемирного тяготения.
лекция
8
Законы Кеплера.
лекция
9
Наблюдение созвездий осеннего неба.
Практическое занятие.
10
Метеориты, метеоры, кометы. Есть ли падающие звезды?
Беседа.
11
Сколько раз человек может увидеть одну и ту же комету?
конференция
12
Астероиды: осколки или недостроенная планета?
лекция
13
Астероиды: есть ли опасность столкновения?
конференция
14
Звездное небо в различные времена года. Почему оно меняется?
лекция
15
Далеко ли до звезд?
лекция
16
Наблюдение созвездий зимнего неба
Практическое занятие
17
Измерение расстояний до звезд
Практическое занятие
18
Солнце – ближайшая звезда.
конференция
19
Пятна и факелы на Солнце. Движение Солнца.
лекция
20
Виды галактик.
лекция
21
Возраст Вселенной
лекция
22
Происхождение Вселенной
конференция
23
Освоение космоса. Подготовка выступлений учащихся.
конференция
24
Первые спутники Белка и Стрелка.
конференция
25
Первый космонавт. Первые полёты.
конференция
26
Соперничество СССР и США. Освоение Луны.
конференция
27
Наблюдение весенних созвездий.
Практическое занятие
28
Подготовка празднования дня космонавтики
29
День космонавтики
30
Космос сегодня.
конференция
31
«Глонасс», метеопрогнозы, перспективы космической промышленности.
конференция
32
Каких берут в космонавты?
беседа
33
Летнее задние
34
Наблюдение летних созвездий
Практическое занятие
15