Рабочая программа Элективного курса по географии «Природопользование» В 10-11 классе 2014-2015 учебный год
Рассмотрено Согласовано Утверждено
На заседании ШМО Заместитель Директор
Учителей гуманитарного директора по УР МБОУ СОШ №1 г.Ворсмацикла МБОУ СОШ №1 г.Ворсма ________________ __________________
И.К.Клементьева В.В.КолемасовПротокол № от«___» _________20___г. «___» _________20___г. «___» _________20___г.
Рабочая программа
Элективного курса по географии
«Природопользование»
В 10 классе
2014-2015 учебный год
Составитель:
Учитель географии
Александрова З.В.
2014г.
Пояснительная записка
Программа электива «Природопользование» предназначена для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы на 68 часов. Предлагаемый курс дополняет базовую программу по географии.
Актуальность данного курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Стремительный рост потребления природных ресурсов, возрастающая деятельность человека на природные системы требуют перестройки биологического образования в школе. Решение этой задачи и входит в предмет изучения этого курса.
Курс способствует формированию научного мировоззрения, пониманию единства природы и человеческого общества, роли биологии, географии, экологии в стабилизации отношений человек – природа. Электив нацелен на развитие способностей учащихся оценивать комплекс факторов, влияющих на окружающую среду. Практикум ориентирует на изучение проблем природопользования на своей территории.
В основе программы лежат пути охраны живой природы, она реализует идею гармонии человека и природы, идея гуманизации раскрывается на основе необходимости поддержания качества природной среды, окружающей человека.
Цель данного курса формирование у учащихся мировоззрения в рамках научного познания картины мира.
Реализация целей программы достигается путём решения следующих задач:
Усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе, на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с ее законами.
Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека.
Овладение прикладными знаниями и практическими умениями изучения и оценки состояния окружающей среды, принятия правильных решений по ее улучшению, способности предвидеть возможные последствия своих действий и не допускать негативных воздействий на природу во всех видах трудовой деятельности.
Развитие потребности общения с природой, восприятия ее облагораживающего воздействия в соответствии с моральными ценностями нашего общества, стремления к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями.
Сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение вреда или ущерба природе, загрязнение или разрушение окружающей природнойсреды.
Активизация деятельности по улучшению окружающей природной и преобразованной среды, участие в пропаганде современных идей охраны природы
Курс, интегрирующий и развивающий на основе географических, физико-географических, экономико-географических знаний по проблеме природопользования и других школьных предметов биологии, химии, физики.
Формы организации учебно-воспитательного процесса: лекционно-семинарские занятия и тематические зачеты, практические и лабораторные работы, мониторинг на конкретных территориях, решение экологических задач, самостоятельные исследования тем, организация экскурсий на предприятия и технические выставки, применять технические средства обучения.
Ключевыми компетенциями, которыми должны овладеть учащиеся после изучения курса «Природопользование» являются экологическая грамотность и экологическая культура.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Ученик должен
знать:
понятия: природа, труд, общество;
природные условия и ресурсы, природопользование,
виды природопользования; стихийное природопользование;
взаимосвязи природы, человека, общества
основные этапы развития природопользования примеры влияния культуры
на примеры изменения характера природопользования в процессе развития;
особенности человека нового типа, его отношение к человеку и природе;
причины хищнического характера природопользования
уметь:
наблюдать и фиксировать явления и объекты природы, их взаимосвязи с человеком и обществом;
оценивать (на элементарном уровне) отношение местного населения к природной среде;
характеризовать природные условия и ресурсы своей местности, использование их населением;
приводить примеры отображения отношения человека, общества к природе в произведениях искусства и религии, в науке;
получать информацию из различных источников.
Для достижения поставленной цели в соответствии с общеобразовательной программой учреждения используется УМК, утвержденных приказом минобр науки Р.Ф.
Учебное пособие Природопользование, Винокурова Н. Ф., Камерилова Г. С., Николина В. В., Смирнова В. М., Сиротин, В. И. – М.: Дрофа, 2007 (Элективные курсы)
Программы элективных курсов. География. Профильное обучение 10-11 классы, Винокурова Н. Ф. – М.: Дрофа, 2011
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводиться 34 часа. Однако, еще 1 час перенесен в региональный компонент. Его рекомендуется использовать для преподавания краеведческой составляющей предмета: для проведения практических работ с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.
Ожидаемый результат.
Умение самостоятельно добывать информацию из различных источников и использовать ее при выполнении заданий.
Приобретение опыта в нахождении правильного и рационального природопользования
Практика работы в группе
Умение распределять обязанности, учитывать мнение каждого члена группы, адекватно оценивать работу одноклассников (при условии коллективной формы организации обучения)
Знание учащимися специфики экологического стиля мышления, направляющего деятельность учащихся по рациональному природопользованию.
Система форм контроля.
В рабочей программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля: тесты, географические диктанты, практические работы. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.
№ Тема Кол-во часов Теория Практика
1.
Введение. 3
3
0
2. Исторические этапы взаимодействия общества и природы. 9 6 3
3 Использование современных способов научных исследований в природопользовании. 6 4 2
4 Экологические аспекты различных видов природопользования. 16 12 4
.5 Всего 34 25 9
№ Тема Практическая часть Кол-во часов Домашнее задание Дата
План Факт
Введение – 3часа
1 Что такое природопользование. 1.Микросоциологическое исследование, отношение населения к природе. П.1.стр.5-8 05.09 2 Виды природопользования. П.2.с.8-9 12.09 3 Рациональное и нерациональное природопользование П.2.с.10-15 19.09 Общие проблемы природопользования.
Тема 1.Исторические этапы взаимодействия общества и природы – 9 часов
4 Разносторонняя связь человека с природой. П.4.с.21-23 26.09 5 Антропогенное воздействие на окружающую среду. 2.Определение загрязнителей в своём районе. П.4.с.23-27 03.10 6 Природопользование в доиндустриальную эпоху. П.5.с.27-33 10.10 7 Природопользование в индустриальную и постиндустриальную эпохи. П.6.с.34-37 17.10 8 Современное состояние природных систем Земли. П.7.с.38-45 24.10 9 Окружающая среда и здоровье человека. П.8.с.45-50 31.11 10 Меры улучшения качества среды. Роль улучшения качества среды. Интернет ресурсы 14.11 11 Формирование ответственного отношения человека к природе. презентация 21.11 12 Итоговый урок по теме этапы взаимодействия общества и природы. С.50-55 28.12 Тема 2.Использование современных способов научных исследований в природопользовании – 6 часов.
13 Прогнозирование последствий антропогенного воздействия на окружающую среду. 3. Изучение основных источников загрязнения в микрорайоне школы. П.9.с.56-58 05.12 14 Моделирование природных процессов в решении экологических проблем. П.10.с.58-60 12.12 15 Модель геосистемы как научная основа природопользования. П.11.с.62-65 19.12 16 Мониторинг. Виды мониторинга. П.12.с.65-69 26.12 17 Оценка качества окружающей среды. 4.Оценка состояния воздуха своей местности. С.69 16.01 18 Итоговый урок по теме способы научных исследований в природопользовании. С.70-72 23.01 Тема 3.Экологические аспекты различных видов природопользования.16ч.
19 Понятие о природных ресурсах и их виды. П.13.с.73-76 30.01 20 Особенности использования охраны природных ресурсов. П.14.с.76-82 06.02 21 Ресурсный цикл. П.14.с.82-84 13.02 22 Проблемы природопользования в промышленности. П.15.с.86-88 20.02 23 Промышленное лесопользование. П.16.с.95-99 27.02 24 Промысловое природопользование. П.17.с.99-104 06.03 25 Проблемы природопользования в обрабатывающей промышленности. П.15.с.88-92 13.03 26 Экологические проблемы в энергетике. П.18.с.104-109 20.03 27 Альтернативная энергетика. П.18.с.110-112 27.03 28 Сельскохозяйственное природопользование. П.19.с.112-118 03.04 29 Рекреационное природопользование. 5.Выявление рекреационных ресурсов своей местности. П.20.с.118-122 10.04 30 Транспорт и связь. Проблемы природопользования. 6.Оценка влияния транспорта на окружающую среду. П.21.с.122-127 17.04 31 ВПК. Проблемы природопользования. П.22.с.128-132 24.04 32 Сущность и принципы территориального природопользования. Изучение основных источников загрязнения в микрорайоне школы. П.23.с.133-135 08.05 33 Управление природопользованием. П.23.с.136-138 15.05 34 Итоговый урок по теме экологические проблемы различных видов природопользования. С.138-142 22.05 Содержание программы
Введение
Для чего необходимо изучить природопользование. Понятие << природопользование >>. Вклад Ю. Н. Куражковского, Н. Ф. Реймерса, В. А. Анучина, В. С. Преображенского, И. П. Герасимова, Г. А. Приваловской, Т. Г. Руновой в развитие науки. Связь понятия «природопользование» с понятиями «природные условия», «природные ресурсы» , «окружающая среда», «географическая среда», «антропогенный фактор», «охрана окружающей среды».Междисциплинарность проблем природопользования: ресурсное, отраслевое, территориальное. Рациональное и нерациональное природопользование. Экологические кризисы и экологическая катастрофа как проявление нерациональнаго природопользования. Рациональное природопользование и устойчивое развитие. Сущность и принципы территориального природопользования. Природно – ресурсный потенциал территории. Понятие об экологической ситуации.
Раздел 1
Общие проблемы природопользования
Тема 1
Исторические этапы взаимодействия общества и природы
Разносторонняя связь человека с природой. Практическая, адаптивная, интимная, эстетическая формы отношений людей к природе. Изменения во взаимоотношениях общества и природы в процессе развития цивилизации. Современный период воздействия человека на природу и его особенности. Изменения природных систем Земли и их последствия для здоровья человека.. Здоровье как нормативный показатель природопользования. Формирование ответственного отношения человека к природе.
Практические работы
Микросоциологические исследование: выявления отношения населения местности к природе.
Определение классицикационной принадлежности загрязнителей в своем районе .Влияние факторов окружающей среды и вызываемых ими заболеваний в своём районе.
Тема 2 Использование современных аспектов различных видов природопользования
Методы современных современных научных исследований в природопользовании. Моделирование природных процессов в решении экологическимх проблем. Виды моделирования. Модель геосистемы как научная основа природопользования. Глобальное моделирование. Понятие << мониторинг>> и его виды. Состояние окружающей среды и здоровье человека. Оценка качества окружающей среды. Стандарты качества окружающей среды. Меры улучшения качества окружающей среды.
Практические работы:
Оценка состояния воздуха своей местности.
Тема 3
Экологические аспекты различных видов природопользования
Природные ресурсы как связующее звено между природной и социально – экономическими сферами. Отраслевое природопользование и обрабатывающей отраслях промышленности. Промышленное лесопользование. Экологические проблемы энергетики. Сельскохозяйственное в рекреационной сфере. Транспорт и связь: проблемы военно – промышленного комплекса. Планирование и управление природопользованием в контексте идеи устойчивого развития.
Литература
Анучин В. А. Основы природопользования: Теоретический аспект. – М.: Мысль, 1978.
Баландин Р. К., Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация. – М.: Мысль, 1988
Максимовский В. П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2008
Преображенский В. С. Поиск географии. – М.: Просвещение, 1986
Проблемы экологии России / под ред. Данилова-Данильяна. – М:. ИНФРА-М, 2005
Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: словарь справочник. – М.: Просвещение, 1992
Реймерс Н. Ф. Природопользование: словарь справочник. – М.: Мысль, 1990
Экологические проблемы и их изучение в школе / под. Ред. А. А. Касьяна. – М.: Просвещение, 1997
Ресурсы интернета:
1.ГБОУ ДПО Нижегородский институт развития образования http://www.niro.nnov.ru/
2.Министерство образования и науки РФ http://mon.gov.ru/
3. Министерство образования Нижегородской области http://www.government-nnov.ru/minobr
4. Российский образовательный портал http://www.edu.ru/
5.Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования http://www.apkpro.ru/
6. Приоритетный национальный проект "Образование" http://www.rost.ru/7. Федеральный государственный образовательный стандарт http://www.standart.edu.ru/8. Мониторинг "Наша новая школа" http://www.kpmo.ru/9. Единый Государственный экзамен http://www.ege.edu.ru/10. Учительская газета http://www.ug.ru/Рассмотрено Согласовано Утверждено
На заседании ШМО Заместитель Директор
Учителей гуманитарного директора по УР МБОУ СОШ №1 г.Ворсмацикла МБОУ СОШ №1 г.Ворсма ________________ __________________
И.К.Клементьева В.В.КолемасовПротокол № от«___» _________20___г. «___» _________20___г. «___» _________20___г.
Рабочая программа
Элективного курса по географии
«Природопользование»
В 11 классе
2014-2015 учебный год
Составитель:
Учитель географии
Александрова З.В.
2014г.
Пояснительная записка
Программа электива «Природопользование» предназначена для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы на 68 часов. Предлагаемый курс дополняет базовую программу по географии.
Актуальность данного курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Стремительный рост потребления природных ресурсов, возрастающая деятельность человека на природные системы требуют перестройки биологического образования в школе. Решение этой задачи и входит в предмет изучения этого курса.
Курс способствует формированию научного мировоззрения, пониманию единства природы и человеческого общества, роли биологии, географии, экологии в стабилизации отношений человек – природа. Электив нацелен на развитие способностей учащихся оценивать комплекс факторов, влияющих на окружающую среду. Практикум ориентирует на изучение проблем природопользования на своей территории.
В основе программы лежат пути охраны живой природы, она реализует идею гармонии человека и природы, идея гуманизации раскрывается на основе необходимости поддержания качества природной среды, окружающей человека.
Цель данного курса формирование у учащихся мировоззрения в рамках научного познания картины мира.
Реализация целей программы достигается путём решения следующих задач:
Усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе, на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с ее законами.
Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека.
Овладение прикладными знаниями и практическими умениями изучения и оценки состояния окружающей среды, принятия правильных решений по ее улучшению, способности предвидеть возможные последствия своих действий и не допускать негативных воздействий на природу во всех видах трудовой деятельности.
Развитие потребности общения с природой, восприятия ее облагораживающего воздействия в соответствии с моральными ценностями нашего общества, стремления к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями.
Сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение вреда или ущерба природе, загрязнение или разрушение окружающей природнойсреды.
Активизация деятельности по улучшению окружающей природной и преобразованной среды, участие в пропаганде современных идей охраны природы
Курс, интегрирующий и развивающий на основе географических, физико-географических, экономико-географических знаний по проблеме природопользования и других школьных предметов биологии, химии, физики.
Формы организации учебно-воспитательного процесса: лекционно-семинарские занятия и тематические зачеты, практические и лабораторные работы, мониторинг на конкретных территориях, решение экологических задач, самостоятельные исследования тем, организация экскурсий на предприятия и технические выставки, применять технические средства обучения.
Ключевыми компетенциями, которыми должны овладеть учащиеся после изучения курса «Природопользование» являются экологическая грамотность и экологическая культура.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Ученик должен
знать:
понятия: природа, труд, общество;
природные условия и ресурсы, природопользование,
виды природопользования; стихийное природопользование;
взаимосвязи природы, человека, общества
основные этапы развития природопользования примеры влияния культуры
на примеры изменения характера природопользования в процессе развития;
особенности человека нового типа, его отношение к человеку и природе;
причины хищнического характера природопользования
уметь:
наблюдать и фиксировать явления и объекты природы, их взаимосвязи с человеком и обществом;
оценивать (на элементарном уровне) отношение местного населения к природной среде;
характеризовать природные условия и ресурсы своей местности, использование их населением;
приводить примеры отображения отношения человека, общества к природе в произведениях искусства и религии, в науке;
получать информацию из различных источников.
Для достижения поставленной цели в соответствии с общеобразовательной программой учреждения используется УМК, утвержденных приказом минобр науки Р.Ф.
Учебное пособие Природопользование, Винокурова Н. Ф., Камерилова Г. С., Николина В. В., Смирнова В. М., Сиротин, В. И. – М.: Дрофа, 2007 (Элективные курсы)
Программы элективных курсов. География. Профильное обучение 10-11 классы, Винокурова Н. Ф. – М.: Дрофа, 2011
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводиться 34 часа. Однако, еще 1 час перенесен в региональный компонент. Его рекомендуется использовать для преподавания краеведческой составляющей предмета: для проведения практических работ с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.
Ожидаемый результат.
Умение самостоятельно добывать информацию из различных источников и использовать ее при выполнении заданий.
Приобретение опыта в нахождении правильного и рационального природопользования
Практика работы в группе
Умение распределять обязанности, учитывать мнение каждого члена группы, адекватно оценивать работу одноклассников (при условии коллективной формы организации обучения)
Знание учащимися специфики экологического стиля мышления, направляющего деятельность учащихся по рациональному природопользованию.
Система форм контроля.
В рабочей программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля: тесты, географические диктанты, практические работы. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.
Тематическое планирование. Региональные аспекты природопользования.
№ Тема Кол-во часов Теоритическая часть Практическая часть
1 Природопользование в России 12 7 5
2 Природопользование в экономические развитых и развивающихся странах 15 13 2
3 Взаимодействие стран в решении проблем природопользования 7 7 0
Всего 34 27 7
Каледарно –тематическое планирование 11 класс
№ Тема Практическая Домашние задания План Факт
1 Тема 1. Природопользование в России. Этапы развития природопользования в России Параграф 24 стр. 143-149 03.09 2 Современные экологические ситуации и проблемы природопользования Практическая №1 Изучение народных традиций охраны природы в своей области Параграф 24 стр. 150-152 10.09 3 Современная экологическая ситуация в России типы типы экологических ситуаций Параграф 25 стр. 152-156 17.09 4 Районы России с острой экологической ситуацией Параграф 25 стр. 156-158 24.09 5 Природопользование в индустриально –развитах районах Практическая №2 Определение санитарно – защитной зоны предприятия нормативным показателям Параграф 26 стр. 159-163 01.10 6 Эколого – экономическая ситуация в промышленная своей области Практическая №3 Определение показателя демографического давления Параграф 26 стр 165 08.10 7 Экологические проблемы крупных городов Параграф 27 стр. 165 - 173 15.10 8 Сельскохозяйственное природопользование Практическая № 4 проведение экологической экспертизы животноводческого комплекса Параграф 28 стр. 174 - 178 22.10 9 10 Природопользование в рекреационных районах Практическая №5 Расчет степени рекреационной деградации вашей местности Параграф 28 стр. 178 - 182 29.1012.11 11 Особенности экологических проблем в зоне Севера Параграф 30 стр. 182 - 186 19.11 12 Обобщение по теме к Природопользование в России Стр. 186 - 188 26.11 13 Тема 2. Природопользование в развитии в странах . Влияние экономического развития на характер природопользования Параграф 31 стр. 189 - 191 03.12 14 Переход к рациональному природопользованию в экономических развитых странах Параграф 32 стр. 192 - 193 10.12 15 Природопользования в городских агламерациях Параграф 32 стр. 193 - 200 17.12 16 Природопользование в сельскохозяйственных районах мира Параграф 33 стр. 202 - 205 24.12 17 Проблемы природопользования в экстремальных и лесных районах Презентация 18 Обострение проблем природопользования в развивающихся странах Параграф 34 стр. 207 - 209 14.01 19 Рост населения одна из важнейших причин обострения экологической ситуации Параграф 34 стр. 201- 211 21.01 20 Зависимость экологической политики от уровня развития развивающихся стран Интернет – ресурс 28.01 21 Экологические последствия истощения природных ресурсов охрана земельных ресурсов Параграф 35 стр. 211 - 113 04.02 22 Проблема чистой воды Параграф 35 стр. 213 - 214 11.02 23 Глобальное значение массового сведения лесов Параграф 35 стр. 214 - 216 18.02 24 Опустывание глобальный процесс современности Практическая № 6 изучение глобальной экологической проблем по плану: 1) причины. 2) сущность. 3) последствия.4) путирешенияСтр. 216 - 217 25.02 25 Различия развивающихся стран по условиям и характеру природопользования Латинская Америка, Африка Параграф 36 стр. 217 - 220 04.03 26 Азия Практическая № 7 экологическая характеристика Параграф 36 стр. 221 - 222 11.03 27 Обобщение по теме Стр. 223 - 224 18.03 28 Тема 3. Взаимодействие стран. Идея устойчивого развития – мировозренческая основа рационального природопользования основные этапы Параграф 37 стр. 225 - 227 01.04 29 Основные положения и приципы реализащии концепции устойчивого развития для рационального природопользования Параграф 37 стр. 227 - 229 08.04 30 Использование идей устойчивого разития в природопользовании стран социально экономического типа Параграф 37 стр. 229 - 230 15.04 31 Россия в международном сотрудничестве Параграф 37 стр. 230 - 232 22.04 32 Международное сотрудничество в решении проблем природопользования Параграф 38 стр. 232 - 235 29.04 33 Роль общественности в охране окружающей среды Параграф 39 стр. 236 - 238 08.05 34 Обощающее повторение Содержание программы
Тема 1
Природопользование в России.
Этапы развития природопользования в России. История заповедного леса в России. Вклад И.Н. Бородина, Г.А. Кожевникова, А.П. Богданова , В.В. Докучаева в развитие заповедного дела . Современные проблемы природопользования. Экологическая ситуация в России. Районы России с острой экологической ситуацией.
Природопользование в промышленно-урбанизированных в районах России . Экологические проблемы крупных городов их пути их решения. Природопользование в агарно-индустриальных районах. Проблемы эрозии почв. Химизация сельского хозяйства и ее экологические следствия. Решение экологических проблем агарного природопользования.
Природопользование в рекреационных районах. Охрана и восстановление рекреационных ресурсов. Природопользование в районах нового освоения с экстремальными природными условиями .Природно-ресурсный потенциальный их территорий. Проблемы рационального природопользования в районах Севера.
Тема 2
Природопользование в экономически развитых и развивающихся странах
Влияние экономического развития на характер природопользования.
Особенности природопользования в экономически развитых странах и экологические проблемы. Использование достижений НТП в природоохранных мероприятий.
Природопользование в промышленно-урбанизированных районах мира. Мозаичность антропогенных ландшафтов – отличительная черта промышленно-урбанизированных районов.
Природопользование в сельскохозяйственных районах мира. Экологические последствия интенсификации сельского хозяйства. Направления рационального агарного природопользования. Проблемы природопользования в экстремальных и лесных районов мира.
Обострение проблем природопользования в развивающихся странах. Рост населения и связанное с ним обнищание развивающихся стран – одна из важнейших причин обострения экологической ситуации. Отсутствие суверенитета над своими богатствами, необходимость в размещении «Грязных» производств , сохранение экстенсивных и отсталых форм землепользования. Зависимость экологической политики от уровня экономического развития развивающихся стран . Нерациональное эксплуатация минеральных ресурсов и ее последствия . Особенности использования и охраны земельных ресурсов. Экологические последствия развития поливного земледелия. Проблема чистой воды. Глобальное значение массового сведения лесов. Опустынивание – глобальный процесс современности. Особенности промышленного природопользования в развивающихся странах. Различия развивающихся стран по условиям и характеру природопользования.
Общие и региональные особенности природопользования развивающихся стран. Пути решения экологических проблем в развивающихся странах.
Тема 3
Взаимодействие стран в решении проблем природопользования.
Международное сотрудничество в решении проблем природопользования. История международного сотрудничества в природопользовании. Концепция устойчивого развития. Принципы и формы сотрудничества. Сотрудничество по линии международных конвенций и соглашений. Сотрудничество на двусторонней основе. Участие России в международном сотрудничестве. Ведущие международные организации, занимающиеся проблемами природопользования. Роль общественности в охране окружающей среды. Зависимость состояния окружающей среды от деятельности каждого человека в её защиту.
Литература
Анучин В. А. Основы природопользования: Теоретический аспект. – М.: Мысль, 1978.
Баландин Р. К., Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация. – М.: Мысль, 1988
Максимовский В. П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2008
Преображенский В. С. Поиск географии. – М.: Просвещение, 1986
Проблемы экологии России / под ред. Данилова-Данильяна. – М:. ИНФРА-М, 2005
Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: словарь справочник. – М.: Просвещение, 1992
Реймерс Н. Ф. Природопользование: словарь справочник. – М.: Мысль, 1990
Экологические проблемы и их изучение в школе / под. Ред. А. А. Касьяна. – М.: Просвещение, 1997
Ресурсы интернета:
1.ГБОУ ДПО Нижегородский институт развития образования http://www.niro.nnov.ru/
2.Министерство образования и науки РФ http://mon.gov.ru/
3. Министерство образования Нижегородской области http://www.government-nnov.ru/minobr
4. Российский образовательный портал http://www.edu.ru/