Программа дополнительного образования детского объединения «Служу России» в 5 к классе (3 часа в неделю, 102 часа)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мирновская средняя школа имени Сергея Юрьевича Пядышева
(МБОУ Мирновская СШ)
РАССМОТРЕНА
на заседании методического совета классных руководителей
Протокол № ___от «__»_________ 2016г.
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по воспитательной работе
______ Д.Д.Алексеева
«___»________2016 г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом №____ от _____2016 г
директор______И.Ф.Фасхутдинов
«__»_____________2016 г.
Программа дополнительного
образования детского объединения
«Служу России»
в 5 к классе
(3 часа в неделю, 102часа)
Руководитель:
Андреев Иван Николаевич
Направленность: научно-техническая
время проведения:
понедельник, среда 14.10-14.55
суббота - 11.00-11.45
2016г
Пояснительная записка
Программа по патриотическому воспитанию «Служу России» с обучающимися 5к классе составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
На изучение содержания курса отводится 3 часа в неделю. Данный курс включен в учебный план по внеурочной деятельности, проводится во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности.
Патриотическое воспитание сегодня – это социальная потребность
нашего общества. Обществу необходимы здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине. Военно-патриотическое воспитание является тем механизмом, который создает особую атмосферу братства, содружества, взаимопомощи, что способствует пятиклассников становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Программа определяет содержание, основные пути развития военно-патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм,
методов и приемов педагогических воздействий.
Программа военно-патриотического воспитания имеет большое значение
для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитания подростков на сегодняшний день очевидна. Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край, способные защищать Отчизну.
Данная программа имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные – правовые документы, анкеты детей, учителей, родителей) позволяют определить образ современного учащегося: наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и
нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.
Поэтому военно-патриотическое воспитание пятиклассников способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей
страны.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОЕННО–ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Военно-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая,
целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов,
общественных объединений и организаций по формированию у молодежи
высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цель программы:
создание условий для развития высокой социальной активности,
гражданской ответственности, духовности, нравственности, любящих свою Родину, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, обеспечения его
жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Задачи программы:
- Формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому,
настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России
в судьбах мира;
- Развивать гражданственность и национальное самосознание
учащихся;
- Развивать и углублять знания об истории и культуре родного края, беречь и охранять природу;
- Формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое
своей Родины;
- Физическое развитие учащихся, формировать у них потребности
в здоровом образе жизни;
- Методическое обеспечение функционирования системы
гражданского и патриотического воспитания;
- Воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества,
действиям в экстремальных ситуациях.
- Знать об экологической безопасности
К числу определяющих принципов, которые являются важным условием
реализации целей и задач военно-патриотического воспитания, относится
признание высокой социальной значимости гражданственности, преданность
органам государственной власти, патриотизм и готовность к достойному
служению Отечеству, необходимость создания реальных возможностей
осуществления целенаправленных усилий для их развития у российской молодежи.
Военно-патриотическое воспитание, как один из видов многоплановой,
масштабной и постоянно осуществляемой деятельности, обладает высоким
уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием практически
все категории молодежи, пронизывает многие стороны жизни общества,
особенно Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и
органов.
Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания,
представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении
практической деятельности в этой сфере, выделяются: научность; гуманизм;
демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее
духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и
непрерывность в развитии подростков и молодежи, с учетом особенностей ее различных
категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях
обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие,
способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания
пятиклассников призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему
заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности
к достойному выполнению функции по защите Отечества и осуществляется
по следующим основным направлениям:
Духовно-нравственное – осознание личностью высших ценностей, идеалов
и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.
Историческое – познание наших корней, осознание неповторимости
Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает: изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных
поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.
Политико-правовое - формирование глубокого понимания
конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и
процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений
концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства.
Патриотическое - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Профессионально - деятельностное – формирование добросовестного и
ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству,
стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в
интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных
задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации
профессионально- деятельностной самореализации личности, профессиональные
притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности,
способность результативно и с высокой эффективностью выполнять обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
Психологическое – формирование у пятиклассников психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе Оно включает: изучение и прогнозирование социально-
психологических процессов в воинских и других коллективах, профилактику
негативных явлений и проявлений девиантного поведения. Снятие в группе психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей каждой личности, профессионального отбора и на основе его результатов Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, оберегать окружающую среду. Сохранять нравственные установки, связанных с выполнением организацией военной и других видов государственной службы и быта.
Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на современную молодежь, являются: верность военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому флагу, служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.
Воспитание на традициях включает: активное использование героических
достижений, боевых традиций отечественных прославленных полков и дивизий
для показа воинской доблести и славы воинов; приобщение ветеранов Великой
Отечественной войны, участников боевых действий в Афганистане, "горячих
точках" России к основным мероприятиям военно-патриотического воспитания;
возрождение и обеспечение преемственности в создании и разработке образцов
военной формы одежды, знаков воинской и иной символики и геральдики Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; насыщение воинских ритуалов эмоционально окрашенным чувством гордости за принадлежность к Вооруженным Силам РФ, другим войскам, своему виду, роду войск, соединению, части и т.д.
Все направления взаимосвязаны между собой. Поэтому объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственным мировоззренческими основами, а также принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания.
Требования к результатам освоения и содержания по курсу «Военно-патриотическое воспитание»
Для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования ОП содержит критерии оценки личностных, предметных и метапредметных результатов.
Метапредметные – способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность на занятии, умение работать с внешкольной информацией, способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах. Формирование умений самостоятельно определять
цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Предметные – овладение целостными представлениями об историческом пути своего народа, способность принимать понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического и военного анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений
прошлого и современности. Формировать умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального
природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя.
Личностные – осознание своей идентичности как гражданина своей страны, освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
По критериям подготовки данного курса пятиклассники
Формирование УУД:
1.Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи, давать определение понятиям, обобщать понятия, осуществлять сравнение, сериацию и уметь классифицировать.
2. Регулятивные – целеполагание, контроль и оценка своих действий, основы прогнозирования как предвидение будущих событий и развития процесса.
3. Коммуникативные – организация и планирование учебного сотрудничества, умение работать в команде, умения слушать и учитывать разные мнения.
4. Личностные – воспитание гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности
перед Отечеством, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения государственных символов (герб, флаг, гимн). Принятие и реализация ценностей здорового образа
жизни, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Формирование бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать медицинскую помощь.
В результате изучения данного курса пятиклассники должны овладеть определенными знаниями, представлениями, умениями по курсу:
1. Знание научно-исторических фактов
2. Уметь работать с историческими источниками.
3. Формирование развитие установок активного, экологически и целесообразного здорового и безопасного образа жизни
4.Понимание личной и общественной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности.
5. Формирование потребности в систематическом участии в военно-спортивной игре «Зарница».
6. Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения.
7. Физическое самосовершенствование.
Календарно – тематическое планирование
№ занятия
Тематика занятий
Содержание деятельности
Кол-во часов
Дата
по плану
Дата факт.
1
Строевая подготовка
Практическое занятие
1
03.09
2
Мои права и обязанности-кадета
Час общения
1
05.09
3
День воинской Славы
День Бородинского сражения
Беседа.
1
07.09
4
Знакомство с воинскими званиями
Практическое занятие
1
10.09
5
Знакомство с ВДВ
Беседа
1
12.09
6
Строевая подготовка
Практическое занятие
1
14.09
7
Моя родословная
Беседа, знакомство с понятиями «род», «народ», «человечество».
1
17.09
8
Я и моё имя. Кадет это звучит гордо
беседа
1
19.09
9
День воинской славы. День Победы русских полков в Куликовской битве
беседа
1
21.09
10
Что значит быть хорошим сыном или дочерью
Беседа
1
24.09
11
Огневая подготовка. Знакомство с видами стрелкового оружия
Практическое занятие
1
26.09
12
Строевая подготовка. Разучивание песни
Практическое занятие
1
28.09
13
Традиции моей семьи.
Час общения
1
01.10
14
ПДД знать каждому положено
Викторина, просмотр презентации
1
03.10
15
День народного единства
Беседа с просмотром презентации
1
05.10
16
Огневая подготовка. Знакомство с АК-74
Практическое занятие
1
08.10
17
Моя страна. Гордость моей страны- ВС РФ.
беседа
1
10.10
18
Москва – столица Родины
Заочное путешествие
1
12.10
19.
Кадетский бал в Чердаклинском районе
Кадетский дал
1
14.10
20
Моя малая родина – пос. Мирный Ульяновской области
Беседа с встреча с Ивановой Н.И.
1
17.10
21
Строевая подготовка
Практическое занятие
1
19.10
22
«День Присяги». Посвящение в кадеты. (день рождения С.Ю. Пядышева)
Торжественная линейка
1
21.10
23
Строевая подготовка
Практическое занятие
1
24.10
24
Воинские символы ВС РФ. Подготовка к принятию клятвы кадета
беседа
1
26.10
25.
Давайте жить дружно
Беседа по правилам поведения в школе
1
28.10
26
Дороги войны в стихах
Чтение отрывков
1
31.10
27
Знакомство с книгами о войне
беседа
1
02.11
28
Как мы разрешаем конфликты
Анкетирование, беседа
1
05.11
29
Учимся сотрудничать и договариваться
беседа
1
07.11
30
Строевая подготовка
Практическое занятие
1
09.11
31.
Огневая подготовка
Практическое занятие
1
12.11
32
Есть такая профессия Родину – защищать. Встреча и беседа с ветеранами ВДВ
Беседа
1
14.11
33
Кем я хочу быть. Знакомство с залом воинской славы школы
рисование на тему «Моя будущая профессия»
1
16.11
34
Строевая подготовка
Практическое занятие
1
19.11
35
Военные символы ВС РФ -кодекс, клятва кадета
беседа
1
21.11
36
Принятие клятвы
Торжественное мероприятие
1
24.11
37
Есть такая профессия – Родину защищать
Беседа
1
26.11
38
Герои России (А. В. Суворов, Кутузов, Дмитрий Донской, Александр Невский, Минин, Дмитрий Пожарский)
Сообщения учащихся
1
28.11
39
День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп
Сообщения учащихся
1
30.11
40
Воины интернационалисты пос. Мирного
Презентация, беседа
1
03.12
41
День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год)
Презентация, беседа
1
05.12
42
Мы против терроризма
беседа
1
07.12
43
День героев Отечества
Презентация, беседа
10.12
44
День Конституции. Знакомство со средствами химической защиты.
Беседа, Практическое занятие
1
12.12
45
Строевая подготовка
Практическое занятие
1
14.12
46
Огневая подготовка
Практическое занятие
1
17.12
47
Занятия по химической защите
Практическое занятие
1
19.12
48
Юные герои Великой Отечественной войны
Беседа, сбор материала
1
21.12
49
День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 год)
Презентация, беседа
1
24.12
50
Подготовка к военно-спортивной игре «Зарница»
Практическое занятие
2
26.12, 28.12
51
Ориентирование на местности, лыжная прогулка по азимуту
Практическое занятие
1
31.12
52
Строевая и огневая подготовка
Практическое занятие
1
09.01
53
Чердаклинский район в годы Великой Отечественной войны
Экскурсия в музей ЦДОД
1
11.01
54-55
Подготовка к военно-спортивной игре «Зарница»
Практическое занятие
2
14.01,16.01
56
Военно-спортивная игра «Зимняя Зарница»
Военно-спортивная игра
1
18.01
57
Война глазами детей
Конкурс рисунков
1
21.01
58
Моя семья в годы войны
эссе
1
23.01
59
Строевая подготовка
Практическое занятие
1
25.01
60
День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год)
Презентация, беседа
1
28.01
61
За что я люблю Родину
Диспут
1
30.01
62
День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год)
Посещение зала воинской славы, беседа
1
01.02
63
Рисунки о России
Выставка рисунков
1
04.02
64
Огневая подготовка. Метание гранат
Практическое занятие
1
06.02
65
Лыжная прогулка посвященная Дню -воина интернационалиста
Лыжная прогулка
1
08.02
66-67
Строевая подготовка, подготовка смотру-строя и песни
Практическое занятие
11.02
13.02
68
День воина интернационалиста
встреча с воинами интернационалистами пос. Мирный
1
15.02
69
Огневая подготовка, практическая стрельба из пневматической винтовки
Практическое занятие
1
18.02
70
Строевая подготовка, подготовка смотру-строя и песни
Практическое занятие
20.02
71
Школьный смотр строя и песни
Смотр- строя и песни
1
22.02
72
День воинской славы 23 февраля
Презентация, беседа
1
25.02
73
Занятия по медицинской подготовке
Практическое занятия
1
27.02
74
Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
Презентация, беседа
1
01.03
75
Семейные реликвии моей семьи
эссе
1
04.03
76
Подготовка рисунков и поделок, посвященных маме. Поздравления женщин, вдов участников боевых действий
Конкурс рисунков
1
06.03
77
Огневая подготовка. Стрельба лучшего стрелка
Практическое занятие
1
11.03
78
Занятий по химической защите
Практическое занятие
1
13.03
79
Занятие по медицинской подготовке
Практическое занятие
1
15.03
80
Посещение 36 ВЧ
экскурсия
1
18.03
81
Профессии моих родителей
беседа
1
20.03
82
Строевая подготовка. конкурс на лучшую строевую подготовку
Практическое занятие
1
22.03
83
Мои обязанности по дому. Забота о ближних.
беседа
1
25.03
84
Посещение 31ОДШБр
экскурсия
1
27.03
85
День памяти С.Ю. Пядышева
Презентация, беседа
1
29.03
86
Изучение истории родного села
Встреча с Ивановой Н.И.
1
01.04
87
Мои обязанности по дому. Забота о ближних.
беседа
1
03.04
88
Викторина «Я-водитель, пешеход»
викторина
1
05.04
89
Оказание тимуровской помощи труженикам тыла и старожилам поселка
Общественный труд
1
08.04
90
Просмотр кинофильма об освоении космоса
беседа
1
10.04
91
Посещение выставки, посвященной Дню космонавтики в ЦДОД
экскурсия
1
12.04
92
Встреча с ветеранами ВДВ 31 ОДШБр
беседа
1
15.04
93
День воинской Славы. День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год)
Презентация, беседа
1
17.04
94-95
Знакомство с устройством парашюта, правила его укладки
Практическое занятие
2
19.04
22.04
96
Подготовка презентации по итогам занятий в кружке «Служу России!»
Практическая работа
24.04
97
Сбор и подготовка фотографий к шествию в бессмертном полку
Практическая работа
26.04
98
Уход за поселковым памятником, встреча с участниками боевых действий
беседа
1
29.04
99
Строевая подготовка. Отработка строевых приемов на Посту №1
Практическое занятие
1
03.05
100
День Победы. Участие в Посту №1
Бессмертный полк
1
08.05
101
Операция «милосердие», посещение участников вдов ветеранов ВОв
Посещение вдов ветеранов
1
13.05
102
Итоговое мероприятие кадетского класса «Честь имею!», посвящённый дню памяти А.В. Суворова
Презентация, выступления
1
15.05
Учебно-методическое и информационное обеспечение
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г № 273 /ФЗ
2. ФГОС основного общего образования от 17 декабря 2010г № 1897.
3. ФГОС среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012г № 413.
4 Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – с.186 .
5 Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
6. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – с.122
7. Строевой Устав Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Военное издательство, 2012. – с.328
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
9. http://www.fcior.edu.ru;
10. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].