Библиотечно-библиографический урок Структура книги

МБОУ «Константиновская школа»
Симферопольского района Республики Крым

Библиотечный урок для 3 – 4 класса
«СТРУКТУРА КНИГИ»

заведующая библиотекой Коломиец Екатерина Ивановна

источники:
Библиотекарь: Ребята, посмотрите, кого я пригласила к нам в гости. Буратино и Мальвина встретились мне сегодня по пути в школу. Им есть о чем рассказать. Ведь Мальвина побывала недавно в Книжной мастерской.
Буратино: О, а это еще что такое?
Мальвина: Вечно ты со своими глупыми вопросами! Ладно, сейчас все объясню! Это такой дом, где делают книжки.
Буратино: Как это делают? И почему книжки? Ничего не понимаю!
Мальвина: Ну, вот опять ничего не понял! Слушай внимательно: дом, где делают книжки, то есть осуществляют их подготовку и выпуск, называют книжной мастерской, а по научному издательством.
Буратино: Ой, какое интересное слово: из-да-тель-ство. Ага, гонял! Значит там из-да-ют книжки, как бы шьют, как платья да?
Мальвина: Молодец! Почти все понял! Давайте все вместе посмотрим ролик «Рождение книги».
Буратино: Вот это да! Я и не знал, что это так интересно!
Мальвина: Так вот, в издательстве я познакомилась с новыми друзьями: Титульным листом, Предисловием, Иллюстрациями и Содержанием и пригласила их к нам урок.
Титульный лист: На этой странице в порядке особом прочтешь, мой читатель, сверху ты вниз: фамилии авторов, книги название, а так же издательства полное звание: издание, город и год.
Предисловие: Я бываю разное – длинное и страстное, краткое и даже иногда в стихах. (Читает стихотворение Б.Заходера «Товарищам детям».)
Иллюстрация: Мы тоже очень важные, красиво разукрашены. Расскажем мы читателю о том, что, кто, когда и где творит дела прекрасные, а может несуразные, а может даже злые – решай читатель сам, взглянув на иллюстрации к стихам, рассказам, повестям.
Содержание: Как в доме обычном есть список жильцов, так книге любой оглавление нужно, чтоб быстро читатель нашел все, что нужно.
Б-рь: Спасибо вам, друзья, за ваш важный рассказ. Ведь вы нам представили элементы, из которых состоит книга. Теперь давайте откроем наши книги и расскажем о каждом их элементе. (Показывает и рассказывает на примере двух книг, далее дети сами рассказывают по 3-ей книге.)
Сейчас, ребята, мы немного поиграем и узнаем, кто из вас лучше всех усвоил сегодня урок Мальвины и Буратино. Для этого составим 2 команды. За отличный ответ команда получает красный жетон, за хороший – синий.
Игра № 1. Команды по очереди угадывают, к какой книге нарисована иллюстрация с выставки рисунков школьников.
Игра № 2. Кто лучше расскажет о книжке. Каждой команде дается по 4 экземпляра книги.
Игра № 3. Кто лучше подготовит книгу к выпуску. Детям выдаются несколько книжек самоделок из журнала «Веселые картинки», бумага, фломастеры. Они должны подготовить сборник из этих книжек, оформив титульный лист и содержание. (Пока команды готовятся можно провести игру со зрителями по иллюстрациям из книг.)
Игра № 4. Кто быстрее соберет книжку. Каждой команде выдаются оформленные заранее титульный лист, предисловие, иллюстрации и содержание к одной или двум известным им книгам и 2 элемента другой книги. Задача команд – выбрать 4 элемента относящиеся к одной книге и выстроиться в том порядке, в каком обычно эти элементы идут в книге. Оценивается скорость и правильность.
Игра № 5. Экзамен. Команды по очереди отвечают на вопросы.
Из каких элементов состоит книга?
Для чего служит титульный лист?
Зачем нужно оглавление?
О чем рассказывает предисловие?
О чем модно узнать по иллюстрациям?
В предложенной книге найти и назвать все элементы.
Б-рь: Молодцы, ребята! Экзамен вы сдали. Посмотрим, кто отличился больше. (Награждение.) наш урок подошел к концу, но наши гости просят слова.
Все хором:
Книжек в мире много разных, интересных и смешных,
Приглашаем вас, ребята, прочитать побольше их.
15