Методическая разработка Библиографическая работа в библиотеке
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА В БИБЛИОТЕКЕ
Слайд 1. Библиографические аспекты в свойственны всем основным участкам библиографической работы. Именно они в значительной мере определяют лицо современной школьной библиотеки как научно-информационного, культурно-просветительного и воспитательного учреждения.
Слайд 2. Основными направлениями библиографической деятельности библиотек являются:
- создание СБА;
- составление библиографических материалов различного содержания и назначения;
- справочно-библиографическое обслуживание;
- информационно-библиографическое обслуживание;
- рекомендационно-библиографическое обслуживание;
- консультация и методическая работа;
- пропаганда ББЗ (библиографическое обучение читателей).
Слайд 3. Успешному осуществлению названных направлений способствуют:
- научно-обоснованное планирование, учет и отчетность;
- такая организация работы, при которой БО охватывает все категории читателей библиотеки, независимо от их профессиональных, образовательных , возрастных и других особенностей.
Слайд 4. Содержание и задачи библиографической работы зависят от типа библиотеки. Существенное влияние на организацию, содержание и объем библиографической работы оказывают такие факторы, как состав и размеры фонда, ведомственная принадлежность, достигнутый уровень механизации и автоматизации, т.е учитываются условия, в которых библиотека функционирует.
Слайд 5. СБА – необходимая основа всей библиографической деятельности библиотеки. Независимо от объемов фонда, типа и профиля библиотеки, в состав ее СБА входят следующие основные ее части:
- фонд справочных и библиографических изданий;
- система каталогов и картотек;
- фонд (архив) выполненных справок.
Слайд 6. Справочная литература чрезвычайно разнообразна по своему характеру, типам и тематике. К ней относятся энциклопедии и энциклопедические словари, общие и специальные справочники и словари, путеводители, календари.
Насыщенность справочных изданий фактическими материалами, цифровыми показателями, статистическими данными делает их незаменимыми при удовлетворении фактографических запросов читателей. (Фактографические справки - это)
Слайд 7. Библиотечные каталоги раскрывают фонды библиотеки в самых разных разрезах и широко используются в справочной и информационно-библиографической работе. Каталоги делятся на виды по назначению (читательские и служебные), по охвату фондов (генеральные, сводные, центральные, на отдельные части фондов), по видам отражаемых изданий (книг, периодических изданий, карт, нот, стандартов.).
Слайд 8. Мы рассмотрим только основные виды каталогов в школьной библиотеке. Алфавитный каталог дает возможность выявить книги определенного автора, печатные работы, выпущенные какой-либо организацией, позволяет установить, какие издания того или иного произведения имеются в библиотеке. В систематическом каталоге материал группируется по отраслям, наукам, научным дисциплинам на основе иерархической схемы классификации литературы. в школьной библиотеке применяется сокращенный вариант ББК. С помощью СК выполняются тематические справки, подбирается материал для библиографических обзоров, бесед, консультаций, индивидуальных рекомендаций литературы.
Предметные каталоги позволяют находить литературу по сравнительно узким, частным темам и проблемам. Составляется на какую-нибудь определенную часть фонда (техническая, медицинская, с/х литература)
Слайд 9. Существенной частью СБА библиотеки являются картотеки, аналитически раскрывающие содержание газет и журналов, продолжающихся изданий и сборников. К материалам периодической печати постоянно обращаются все группы читателей, поэтому роль картотек в библиографическом обслуживании очень велика. Библиографическая картотека – это вид библиографического пособия, реализованного в карточной форме. По своему характеру и содержанию картотеки делятся на универсальные, тематические, специальные , краеведческие.
Ведущую роль в системе библиографических картотек библиотеки играет универсальная картотека статей. В ней с максимальной оперативностью отражаются сведения о материалах из периодических изданий по всем отраслям знаний, в которых заинтересованы различные категории читателей библиотеки. В универсальной картотеке материал располагается в систематическом порядке.
Тематические картотеки отражают произведения печати по наиболее актуальным проблемам и вопросам. Они должны быть максимально приближены к читателю, поэтому находятся обычно на пунктах выдачи. Но т.к в школьной библиотеке читальный зал совмещен с абонементом, то целесообразно размещать на книжных полках. В отличие от универсальной картотеки журнальных и газетных статей, такие картотеки включают лишь самую важную и ценную литературу, причем не только материалы из журналов и газет, но и книги, сборники, отдельные части, главы. Материал в тематических картотеках располагается в алфавите названий тем или в логическом порядке.
Также для удовлетворения запросов читателей служат еще специальные картотеки, к числу которых относятся картотеки рецензий, заглавий художественных произведений, специальных видов изданий: нот, карт.
Краеведческие каталоги и картотеки создаются с целью всестороннего изучения родного края. К СБА по краеведению можно отнести сводный каталог кр. литературы, рекомендательной картотеки кр. литературы, картотеки местных периодических изданий, хронологического каталога книг, изданных местными издательствами, фонда справочных и библиографических пособий краеведческого характера, фонда выполненных справок краеведческой тематики, тематических папок и альбомов газетных вырезок краеведческого характера. Для облегчения поиска документов в сводном каталоге выделяются систематическая (по отраслям), топографическая (города и районы родного края) и биографическая (персоналии деятелей края) части.
Слайд 10. ФОНД ВЫПОЛНЕННЫХ СПРАВОК – это часть справочно-библиографического фонда, представляющая собой собрание ранее выполненных письменных библиографических справок (ГОСТ 7.0-84)
Библиотекари удовлетворяют разные тематические запросы. Ответы на них выполняются в письменном виде. Поскольку запросы на одни и те же темы повторяются, для предотвращения в дальнейшем непроизводительных расходов времени и труда целесообразно хранить копии сложных письменных справок в специальном фонде. Это могут быть алфавитно-предметные или тематические картотеки, специальные альбомы или папки. Выполненные справки могут быть использованы при подготовке книжных выставок, тематических вечеров, читательских конференций, библиографических обзоров.
Слайд 11. Непременной частью библиографической работы библиотек всех систем и ведомств является СБО., которое предполагает наличие конкретных (разовых) запросов, с которыми в библиотеку обращается читатель. Библиотека обязана удовлетворить запрос или оказать содействие в поиске ответа за пределами данной библиотеки. обращение в библиотеку в режиме СБО принято называть запросом, выдаваемую в ответ информацию – справкой. Справки бывают тематические, адресно-библиографические, уточняющие, фактографические и методические рекомендации.
Слайд 12. Тематическая справка представляет собой перечень документов по определенной теме. Здесь важно, насколько верно сформулирован запрос, т.к. от этого будет зависеть выбор источников поиска. Большинство тематических запросов выполняются с помощью систематического каталога, картотек, библиографических указателей, отраслевых периодических изданий. В массовых библиотеках ,куда можно отнести и школьные, тематическая справка часто носит рекомендательный характер. В этих случаях целесообразно начинать поиск не с каталога, а с рекомендательных пособий, в данном случае у нас рекомендательные списки литературы по различным тематикам, выставки.
Слайд 13. Адресно-библиографическая справка устанавливает наличие и местонахождение известного читателю определенного документа. У нас фонды не сравнительно не очень большие, поэтому мы сразу можем сказать есть этот документ в библиотеке или нет. Но вообще поиск происходит при помощи алфавитного каталога, т.к. только в нем собираются вместе все материалы каждого автора, независимо от их тематики и времени издания.
Слайд 14. УТОЧНЯЮЩИЕ СПРАВКИ - справка, устанавливающая или уточняющая элементы библиографического описания, которые отсутствуют или искажены в запросе читателя. Для успешного выполнения уточняющих справок библиотекарь должен: детально знать свой СБА, уметь определить логически обоснованную последовательность обращения к тем или иным источникам в зависимости от того, какие исходные данные о документе известны. Оперативно выполнить уточняющую справку нам помогает знание типичных ошибок в запросах наших читателей.
Слайд 15. ФАКТОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА – ответ по существу запроса (сообщение точной даты, цитаты, характеристика явления, проблемы и пр.) соответственно фактографический поиск предполагает разыскание самих документов, а не сведений о документах, где эти факты содержатся. Поэтому данный поиск не является библиографическим, но в библиотеках традиционно относится к библиографическому обслуживанию. По своему содержанию фактографические запросы исключительно разнообразны. Их выполнение базируется на использовании энциклопедий, справочников, словарей.
Библиотекарь, в нашем случае он же библиограф, работающий с читательскими запросами, должен быть политически грамотным, обладающим широким кругозором, он должен постоянно углублять профессиональные знания, следить за вновь выходящей литературой. Ему необходимо не только быть культурным и эрудированным человеком, но и иметь опыт работы с библиографическими источниками разного характера, в определенной степени – интуицию.
Спасибо за внимание.
15