Внеклассное мероприятие Основы библиотечно-библиографической грамотности
Библиотечный урок для учащихся 5 классов «Основы библиотечно-библиографических знаний»
Цели проведения: - обобщение и закрепление основ библиографических знаний, приобщение к чтению.Участники:библиотечный актив, учащиеся 5-7 классов,Оформление помещения: Книжно- иллюстративные выставки:- справочной литературы- периодических изданий- указателей и тематических списков- CD-ROMПлакаты с пословицами о книге и чтении:- Испокон века книга растит человека.- Книга не самолет, а за тридевять земель несет.- Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает.- Хлеб питает тело, а книга питает разум и др.Таблички для участников со словами: - систематическая картотека,- алфавитный и систематический каталог,- АПУ,- Краеведческая картотека,- Полочный разделитель,- Тематическая папка,- Энциклопедия- Словарь- Справочник- Карточка- БиблиотекаСценарий проведения
БИБЛИОТЕКАРЬ: Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие по стране Библиотека. Что такое библиотека?
1 –й ученик:Библиотека -Храм наук и знаний это.Место хранения книг и журналовГазет, романов и мемуаров.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Библиотека – это целый мир, в котором можно и заблудиться, если не знаешь дороги. И вот тут-то нам помогает библиография. Библио-книга, графо-пишу, библиография - книгописание. Это наука о способах систематизации информации в библиотеках. Она дает нам компас, который всегда укажет верный путь.
2-й ученик (КАТАЛОГ): Я - каталог, пришел к Вам из Греции. Каталог в переводе с греческого означает «перечень». Что в меня записывают? Дети отвечают: Книги.3-й ученик (КАРТОТЕКА систематическая): Я - картотека большая, умная, образованная, знаю все, даже то, что произошло на прошлой неделе. Я дружу с газетами и журналами. Они присылают мне свою почту на специальных карточках.
4-й ученик: Каталоги, картотекиУзнаем в библиотеке.
5-й ученик (КАРТОЧКА): Включает автора и название,Год, издательство и место издания.
3-й ученик обращается ко 2-ому: (Картотека - к систематическому каталогу): Наши карточки имеют много общего, но есть и различия. Я дружу с книгами, а ты с газетами и журналами.
2-й ученик (КАТАЛОГ): А общее у нас то, что карточки и ты, и я расставляем в определенном порядке /систематическом/, т.е. по отраслям знаний.
5- й ученик: Каталог и картотека систематическая Помогут тебе в минуту критическую, Когда нужно готовить доклад,
А временем ты не богат.
3-й ученик (КАРТОТЕКА):
Я картотека газетно- журнальная. Храню все темы актуальные. Литература, ОБЖ и астрономия - И времени и сил большая экономия.
6-й ученик (АПУ) обращается к каталогу систематическому и систематической картотеке: Друзья, без меня вы не сможете пользоваться своими карточками. Я у Вас - справочное бюро, как скажу, так и будет. Ребята! Вы ко мне обращайтесь с Вашими вопросами, а я Вам помогу.
7-ой ученик:Алфавитно-предметный указатель,Разнообразия литературы показатель.У него спроси ты слово - Через 5 минут - готово.
6-й ученик (АПУ): Надо ключевое слово поискать в АПУ, тогда он будет "ключом", который откроет для всех нас тайны систематического каталога и систематической картотеки.
8-ой ребенок (КРАЕВЕДЧЕСКАЯ КАРТОТЕКА) обращается к детям: А я ведь ваша землячка. Зовут меня краеведческая картотека. Я дружу с книгами, газетами, журналами, со всеми изданиями, где упоминается наша Псковская область.
9-й ученик, показывая на картотеки:Картотеки, картотеки…Как лицо библиотеки.Наука, музыка, культура,И знаменитостей фигуры.
10-й ученик:В «картотеке персоналий» Материал о биографияхИ ученых, и артистовПодберется очень быстро.
11-й ученик: Что еще поможет в выборе книг?Другие дети показывают плакаты с изображением разделителя, тематической папки, индекса и шифра книги.
12-й ученик:Разделитель, карточка, тематическая папочка. Индекс каталожный. Вопрос довольно сложный.
13-й ученик, указывая на учащихся с плакатами «энциклопедия», «словарь», «справочник»: Справочники, словари, энциклопедии, А заодно и студия Медиа.
14-й ученик: А еще журнал, газета. Периодикой зовется это
15-й ученик показывает рекомендательный список: Список рекомендательныйДействует назидательно.Он поможет все узнать,При поиске не устать.
16-й ученик: Указатель библиографический,Список тематический.Помогут книги отобрать,Чтобы в учебе не отстать.
17-й ученик показывает плакат с изображением структуры книги:Содержанье, предисловие, Аннотация, послесловие.Все- источник информации.Нельзя лени поддаваться нам.
18-ый ребенок:Мы не торопим события, нет! Но мы очень хотим Интернет.
КАТАЛОГ И КАРТОТЕКА обращаются к детям:Мы точно знаем, что у нас друзей есть много среди вас.
19-ый ребенок: Мы хотим стать читателями В библиотеке с лучшими показателями.
20-ый ребенок:Наш актив библиотечный Все здесь сделает, конечно:И подклеит, и польет, И поправит, и пришьет.
21-ый ребенок: Вот построим зал читальный –Вопрос этот актуальный.Периодику читать,Книги будем обсуждать.Вечер встречи проводить.Каждый день туда ходить.
22-ой ребенок:Если книгу любишь ты,Музыку, стихи, цветы,То читать сюда придешь,Домой книгу ты возьмешь.
Чтение - это прекрасный урокМного полезного в каждой из - строкБудь это стих или рассказВы любите их, а они вас.