Доклад на тему: «Формирование навыков самообразовательной деятельности обучающихся через использование информационных технологий на уроках английского языка»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ и МОЛОДЕЖИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Крым
«Керченский морской технический колледж»
Доклад на тему:
«Формирование навыков самообразовательной деятельности обучающихся через использование
информационных технологий на уроках
английского языка»
2016
Изучение иностранного языка в неязыковой среде, при ограниченном количестве часов, при большой (относительно международных стандартов) наполняемости групп являет собой чрезвычайно важную и трудно разрешимую проблему. Считается, что самообразование представляет собой способ получения новых знаний без участия преподавателей и вне стен учебного заведения. Этот метод обучения способствует развитию мышления. Образование и самообразование являются неотъемлемыми частями полноценного развития личности.
Общеобразовательная программа построена так, что большую часть знаний обучающемуся необходимо получать самостоятельно. Означает ли это, что он научается самостоятельности? Чаще всего – нет.
Интернет-пространство наполнено статьями преподавателей об использовании ИКТ на уроках английского языка, но практически никто не акцентирует внимание на обучении самообразованию. Как же научить студента самообразовываться? Ответ очевиден: необходимо показать путь и задать алгоритм.
Но начать следует с осознания сути явления. Согласно новому словарю методических терминов и понятий «самообразование» рассматривается как овладение знаниями, навыками, умениями по инициативе самого обучающегося в отношении предмета знаний, объёма и источника познания, установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора форм удовлетворения познавательных интересов и потребностей.
Вместе с данным термином следует рассмотреть термин «самообучение», которым обозначается процесс самостоятельного образования без непосредственного участия преподавателя. Целями самообучения служат специальные учебные пособия – самоучители, разговорники, фоно- и видеофонограммы и компьютерные программы. Для самообучения иностранному языку часто используются разговорники. Издаются три типа разговорников: учебные, отраслевые и туристические. Некоторые разговорники снабжены компакт- кассетами, что помогает активизации устной речи.
Таким образом, ввиду того, что приобретённые знания подвергаются постоянным изменениям, важно, чтобы молодые люди умели самостоятельно мыслить, учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что этим придётся заниматься всю сознательную жизнь.
Исходя из цели, стоящей перед современной образовательной системой, необходимо найти те технологии, которые помогли бы достичь их.
Первым пунктом в данной связи выделяется научение самостоятельно ставить цели и задачи, продумывание способов их осуществления, выстраивание своей учебной деятельности в соответствии с требованиями. В связи с тем, что на сегодняшний день компьютер и Интернет позволяют расширить сферу поиска справочного материала, стало возможным повысить уровень владения иностранными языками посредством интерактивных программ, on-line уроков, словарей разных типов, общения с носителями иностранного языка и т.п. Следовательно, необходимо воспользоваться этими ресурсами. Научение студентов грамотно использовать технический потенциал требует не только разработать определённый алгоритм действий, но и выработать устойчивый навык, способность абсолютно автономно расширять и углублять сферу применения иностранного языка, что, несомненно, приведёт к его лучшему усвоению.
Практические шаги в этом направлении:
Введение в ткань урока обращения к интерактивным ресурсам, специализированным мультимедийным учебным программам, помогающим закрепить знания грамматики, расширить лексический запас, активировать навык восприятия на слух; не исключается игровой момент (давно известно, что новый материал легче воспринимается посредством развивающих игр).
Использование Интернета не только для ознакомления со словарями разных типов, но и прямой допуск студентов во время урока к пере-
водческим ресурсам для полноценной работы с англоязычными аутентичными текстами.
Контроль знаний как промежуточных, так и итоговых может проводиться при помощи разнообразных тестовых оболочек. Важно, что такие программы позволяют не только оценить знания обучающихся, но и анализировать свои ошибки и выполнять указанный тест до полного освоения материала.
Знакомство обучающихся с возможностями on-line уроков носителей языка и пропагандирование поиска англоговорящих сверстников для активного общения.
В постоянном и интенсивном режиме предложение языковых обучающих и познавательных Интернет-ресурсов, которые первоначально обрабатываются на уроках в виде аудирования, перевода, лексического и грамматического освоения. Затем рекомендация зарегистрироваться на сайтах и продолжить в самостоятельном режиме заниматься английским языком. Тем более, что на сегодняшний день существуют не просто познавательные сайты, но и активно использующие новые программные возможности, которые могут заинтересовать и взрослого человека. На них после регистрации обучение проходит индивидуально в игровом и тестовом режимах.
Просмотр английских фильмов с субтитрами в разных скоростных режимах (например, www: ororo.tv), что на сегодняшний день считается одним из наиболее продвинутых методов изучения языков. То есть вначале демонстрация возможности тех или иных Интернет-источников либо обучающих программ в классе, освоение на практике с тем, чтобы мотивировать обучающихся самостоятельно пользоваться ими.
Совместный перевод и обсуждение юмористических роликов.
Чтение периодической литературы и новостей вначале запускается на уроках. К примеру, каждому студенту индивидуально можно дать журнал разной тематики, ознакомившись с которым, он должен сделать самостоятельный обзор.
Восприятие на слух тренируется помимо средств УМК заданиями усложненного характера: к примеру, снять текст видеофайла (не более 5 минут) в рамках учебной темы.
Студентам интересны подборки современных песен с субтитрами как иллюстрации грамматических явлений (например, сослагательное наклонение), и предложение самим подыскать и подготовить к просмотру аналогичные материалы находит отклик (но не у всех, так как эта работа не для ленивых).
Знакомство обучающихся со способами запоминания лексики, активно используя сайты авторов методов с тем, чтобы ребята могли самостоятельно их освоить.
Для анализа того, насколько работают усилия преподавателя, следует провести анкетирование обучающихся в анонимном режиме, попросив описать, где и как они изучают или используют английский язык вне стен учебного заведения, как меняется их отношение к самостоятельной работе с английским языком.
Думается, что систематизация уже наработанных способов обучения самообразованию через ИКТ технологии поможет преподавателю повысить мотивацию к изучению иностранного языка. А как известно, мотивация – основа самообразования.