Конспект урока Третий закон Ньютона
Конспект урока по теме:
«Третий закон Ньютона».
Цели урока: Р - развитие логического мышления и представлений о видах материи;
Д - формирование знаний о взаимодействии тел и сил, действующих между ними;
В – формирование интереса к изучению предмета и будущих профессиональных навыков.
План урока.
Опрос по предыдущей теме.
Объяснение нового теоретического материала.
Закрепление изученного материала. Домашнее задание.
Содержание материала.
Изобразить на рисунках соответственно ситуации и указать силы взаимодействия:
= шарик висит на нити;
= брусок лежит на столе;
= железный брусок и магнит, расположенный рядом лежат на столе;
= брусок лежит на наклонной плоскости.
В природе не бывает так, чтобы только одно тело действовало на другое, а это- другое не действовало на первое. Установим. Как тела действуют друг на друга. Как бы мы не растягивали пружины сцепленных динамометров, их показания остаются одинаковыми. Следовательно, сила с которой первый динамометр действует на второй равна силе, с который второй динамометр действует на первый. Эти силы направлены вдоль одной прямой. Этот закон является 3-им законом механики выдающегося Ньютона. «Был этот мир глубокой тьмой окутан. Да будет свет! И вот явился Ньютон!».
Я всегда видел дальше, чем другие, но это лишь потому, что я стоял на плечах Гигантов- И. Ньютон.
Третий закон Ньютона: тела взаимодействуют друг с другом силами, действующими по одной прямой, равными по величине и противоположными по направлению.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ],
F12- сила действия первого тела на второе;
F21 - сила действия второго тела на первое.
Действию есть равное и противоположно направленное противодействие.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Примеры.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
“...Не знаю, как представляет меня мир, но самому себе я кажусь просто ребенком, который играет на морском берегу..., в то время как великий океан истины лежит передо мной, совершенно неразгаданный”- И.Ньютон.
И вам его предстоит разгадывать.
Подведем итог. Что нового вы
·сегодня узнали?
Первый закон Ньютона
Второй закон Ньютона
Третий закон Ньютона
Физическая система
Макроскопическое тело
Макроскопическое тело
Система двух тел
Модель
Материальная точка
Материальная точка
Система двух материальных точек
Описываемое явление
Состояние покоя или равномерного прямолинейного движения
Движение с ускорением
Взаимодействие тел
Суть закона
Существование инерциальной СО
Взаимодействие определяет изменение скорости, т.е. ускорение
Силы действия и противодействия равны по модулю и противоположны по направлению.
Примеры проявления
Движение космического корабля вдали от поверхности Земли.
Движение планет, падение тел; разгон и торможение автомобиля.
Взаимодействие тел:Солнца и планет; автомобиля по поверхности земли
Границы применимости
ИСО. Макро – и мегамир. Движение со скоростями, много меньшими скорости света.
1-й закон Ньютона
2-й закон Ньютона
3-й закон Ньютона
Справедлив для любых сил;
Силы уравновешиваются, т.к. приложены к одному телу;
Если результирующая равна 0, то ускорение тоже равно 0
Верен для любых сил;
Сила – причина изменения скорости;
Вектор ускорения сонаправлен с вектором силы;
Силы возникают только парами и всегда при взаимодействии;
Силы не уравновешивают друг друга;
Силы одной природы;
Верен для всех сил в природе.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Задача 1. Под действием силы в 20 Н материальная точка движется с ускорением 0,4 м/с2. С каким ускорением будет двигаться точка под действием силы в 50 Н?
Дано: Решение.
F1 = 20 H Движение материальной точки является равноускоренным.
a1 = 0, 4 м/с2 По второму закону Ньютона можно определить массу
F2 = 50 H материальной точки.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]- ? m=[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] m=[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]= [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]=[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ответ: а2 = 1 м/с2
Задача 2.Человек массой 50 кг, стоя на коньках, отталкивает от себя шар массой 2 кг с силой 20 Н. Какие ускорения получат при этом человек и шар? Трением пренебречь.
Задача 3. Шар массой 1 кг сталкивается с шаром неизвестной массы. Полученные ими ускорения равны 0,2 и 0,4 м/с2 соответственно. Определите значение силы их взаимодействия и массу второго шара. Трением пренебречь.
Задача 4. Шар массой 1 кг сталкивается с шаром массы 2 кг, при этом второй шар получил ускорение равное 0,2 м/с2. Определите значение силы их взаимодействия и ускорение первого шара. Трением пренебречь.
Д/з: выучить законы Ньютона, задачи в тетради.
15