Тезисы к работе Реализация долгосрочного воспитательного проекта в системе дополнительного образования детей Самарской области
ТЕЗИСЫ к работе Лукьяновой Г.В. Реализация ДВП в системе ДОД Самарской области
Проблема: Нынешнее время требует возрождения села, а чтобы это случилось, нужны люди, которых надо обучить востребованным специальностям. Молодежь должна оставаться на селе, ее надо превратить в мощную интеллектуальную квалифицированную силу. Если есть такая возможность, то ее надо реализовывать. Пути решения: Деятельностный подход к образованию и воспитанию основан на комплексном характере мероприятий и имеет три основных направления 1)Работа в рамках авторской дополнительной общеобразовательной программы «Основы исследовательской деятельности школьников», которая является основным ресурсом реализации проекта « Малая академия наук юных исследователей».2)Исследовательская работа учащихся в лабораторных и естественных (природных) условиях, в краеведческом музее. 3)Профориентационная работа среди учащихся. Воспитание гражданина страны, духовно- нравственного воспитания учащихся будет успешным, если будет выявлен и использован ценностный потенциал базового образования, воспитательный потенциал. Будут учтены особенности социокультурного окружения учащихся и системы дополнительного образования для потребности социально значимой деятельности. Результаты: Какие знания приобретут воспитанники в результате реализации проекта? - Систему научных знаний, закономерности развития природы и общества, научное мировоззрение и активную жизненную позицию. Чему научатся? - Приобретут опыт использования методов научного познания и опыт проведения несложных экспериментов. Какие убеждения будут сформированы у воспитанников? -Значимость науки в решении глобальных проблем, осознание связи теории и практики. К каким идеалам и ценностям жизни приобщатся воспитанники -Осознание личностью своей неповторимости, самоценности при адекватной самооценки. Здоровый образ жизни. Уважение к законам. Доброта, толерантность. Какими станут? - Самостоятельными, целеустремленными, творческими личностями, смогут свободно ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Цель проекта: формирование исследовательских компетенций учащихся, склонных к научно–исследовательской деятельности средствами «Малой академии наук юных исследователей ». Задачи проекта: - развитие высоких нравственных качеств личности путём решения социально значимых проблем (через участие в социальных, экологических, гуманитарных и других проектах и программах); -содействие всестороннему саморазвитию личности, формированию активной жизненной позиции; -формирование гуманного отношения к людям, уважения к человеческой личности, воспитание патриотизма; -обеспечение возможности получения необходимых исследовательских компетенций в процессе организации и проведения различных мероприятий (благотворительные концерты, социальные акции и проекты и пр.); -поддержка молодёжных инициатив; -предоставление школьникам возможности самореализации и саморазвития. Описание проекта. Имеются документы и справки, подтверждающие направленность организации воспитательного проекта на: -помощь пожилым людям, инвалидам, детям – сиротам; -улучшение окружающей среды. Отрадно то, что научили детей работать с пожилыми людьми, ветеранами войны, инвалидами, детьми – сиротами. Важно их отношение к таким людям, к которым они идут с радостью, радуют этих людей своей заботой и вниманием, это способствует воспитанию в детях таких качеств личности, как доброта, сопереживание, терпение, сострадание. Идея проекта связана с исследовательской деятельностью по сохранению памяти о годах, прожитых пожилыми людьми. В рамках проекта «Они домой Победу принесли» издана книга, посвященная женщинам Шенталинского района Самарской области - участницам Великой Отечественной войны. К знаменательным датам готовят поздравления и подарки пожилым людям, ветеранам. Ежегодно исследовательские работы по краеведению выполняют до 43 % обучающихся. Юные краеведы выступили с исследовательской работой «Женщины Шенталинского района Самарской области – участницы Великой Отечественной войны». На защите присутствовали 4 участницы войны. Проведены акции «Старость надо уважать». Успешно прошла акция «Неделя добра», встреча с дочерью Героя Советского Союза Кузнецова Г.И., «Ветеран живет рядом» (помощь на дому). Выставка «Навеки в памяти людей». Урок памяти «Так начиналась война…» с присутствием ветеранов войны. В рамках проекта «Золотая осень» ребята активно работали с пожилыми людьми, встречались, проводили беседы, принимали участие в работе дискуссионного клуба для пожилых людей при ЦСО. К 1 октября выпустили бюллетень ко Дню пожилого человека, где рассказывали о людях, которые внесли большой вклад в историю Шенталы своим трудом. Выступали с отдельными номерами в общей концертной программе в РДК. Проведены исследования по проблеме сиротства в нашей стране. Особое внимание уделяется детям – инвалидам. Они – активные участники районной параолимпиады. Ежегодно принимают участие в зональных соревнованиях, и везде находят поддержку и помощь. В рамках районной «Малой академии наук юных исследователей» реализуется проект «Спеши делать добро». Проект посвящен проблеме сиротства в Шенталинском районе. Ребята встретились с Михайловой Валентиной Леонидовной, начальником отдела семьи, материнства и детства, взяли у нее интервью. Узнали, что по Самарской области на учете находятся 1005 детей- сирот до 18 лет, и 104 из них - в нашем районе. Все 104 ребенка в Шенталинском районе находятся под опекой и в приемных семьях, 9 человек учатся в школе №1. Познакомились с Федеральным законом № 48 «Об опеке и попечительстве» от 16 апреля 2008 г. Проведен социологический опрос среди населения (родители, учителя, учащиеся). Отрадно, что не оказалась людей которые не задумывались о проблеме детей сирот в нашей стране. Провели акцию «Поможем детям - сиротам», встретились со спонсорами, собрали канцелярские, письменные принадлежности, книги, игрушки для детей и отправили в социальный приют в пос. Романовка. В рамках районной «Малой академии наук юных исследователей» выступили на 9-ой научно- творческой конференции учащихся ОУ м.р. Шенталинский «Первые шаги в науку» с презентацией «Кому не все равно». Улучшение качества окружающей среды. Внешняя среда, социальное окружение играет большую роль в нравственном, экологическом воспитании обучающихся. Встречи с разными людьми, поиск информации в библиотеке, встречи с психологом, тренинги «Как быть успешным?», «Какой ты в 21 веке?». Ребята проводят исследования по естественнонаучной направленности, защищают исследовательские работы по экологии, охране окружающей среды. В полной мере используются ресурсы социального партнерства. «Малая академия наук юных исследователей» активно сотрудничает со всеми образовательными учреждениями района, организует обучающие семинары с учащимися и учителями, проводит научно-творческие конференции «Первые шаги в науку» по разработанному положению, проводит работу по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества. Ребята из детских объединений и из Малой академии наук юных исследователей, члены районной «Малой академии наук юных исследователей» активно участвуют в озеленении территории школьного двора, участка, посадили 30 кустов смородины и крыжовника. Экологический десант в рамках «Весна на дворе»-2015. «Село наш дом - наведи порядок в нем»-2015. Регулярно проводятся субботники, генеральные уборки- все это улучшает условия, а чем лучше условия, тем больше качество работы. Активное участие приняли в благоустройстве и облагораживании детской площадки на территории детского сада «Звездочка». Посещая детский сад, ребята выступают с беседами, концертами перед своими подшефными. Эстетизация среды. После проведенной акции «Если не мы, то кто», провели исследование и решили оформить рекреации, место для отдыха школьников на переменах. Оформили фотообои, установили вазоны для цветов, расставили скамейки. В рекреации разместили стенд – уголок, посвященный жизни школы, обновили выставку художественных работ в картинной галерее. На переходе стало уютно и красиво. Эстетизация, как часть проекта, прослеживается при оформлении стендов, обращений, буклетов, объявлений и т.д. Силами объединения также проведены работы по благоустройству и эстетическому оформлению цветника.
Результаты проекта. Участники данного проекта успешно адаптируются к изменяющимся условиям жизни. Помимо теоретических знаний, они приобретают такие важнейшие для современной жизни качества, составляющие исследовательскую компетентность, как: мотивация и познавательная активность; самостоятельность в процессе познания, принятия решений и их оценки; проявление креативности в проблемной ситуации; знание сущности и технологии основных методов исследования; позитивные изменения в восприятии себя и окружающего мира; активная жизненная позиция; инициативность; лидерские и организаторские способности; мобильность; конкурентоспособность; умение принимать решение в разных ситуациях; удовлетворённость взаимоотношениями с окружающими людьми и, как правило, коммуникабельность, толерантность. Г.В. Лукьянова
АННОТАЦИЯ к работе Лукьяновой Г.В.
В проекте представлена система работы районной «Малой академии наук юных исследователей» как школы, формирующей исследовательские ключевые компетенции учащихся и студентов общеобразовательных учреждений района, обучающихся детского объединения «Основы исследовательской деятельности», которые участвуют в реализации программы. 1) Проект направлен на решение педагогических и воспитательных задач, соответствующих приоритетным направлениям социально- экономическому и социально- культурному развитию Самарской области. 2) Имеет положительную динамику процесса воспитания и обучения обучающихся в учреждении. 3)Увеличивается численность участников проекта. 4) Имеются реальные достижения обучающихся в учебно- исследовательской деятельности.
Перспективы развития проекта Данный проект – важная часть большой работы по организации социально-значимой деятельности учащихся. Его реализация дает перспективу для дальнейшей успешной работы в райцентре по научно- исследовательской деятельности.
Учебно – исследовательская деятельность может развиваться, пополняться новым содержанием и возможностями. Возможно увеличение количества членов РМАНЮИ за счёт вступления в объединение школьников других параллелей и ОУ. Следующими шагами по развитию проекта должны явиться: использование наработанного опыта в новых КТД и исследованиях; распространение опыта работы через СМИ и Интернет.
Данный проект стал победителем в областном конкурсе долгосрочных воспитательных проектов особой педагогической и общественной значимости в номинации «Научно - техническое творчество и учебно - исследовательская деятельность обучающихся» и удостоен Премии Губернатора Самарской области Н.И. Меркушкина.