Как осуществлять диагностику и контроль за учебной деятельностью учащихся на уроке?
Как осуществлять диагностику и контроль за учебной деятельностью учащихся на уроке?
Основной закон усвоения знаний требует реализации всех этапов усвоения учебного материала школьниками: 1) восприятие ( 2) осмысление ( 3) понимание ( 4) закрепление ( 5) применение. С помощью проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся выявляется уровень достигнутых результатов усвоения знаний на каждом этапе.
Проверка при обучении содействует развитию памяти, мышления учащихся, приводит в систему их знания, уточняет их. Хорошая, объективно поставленная учителем оценка стимулирует деятельность ученика, вызывает желание учиться лучше.
Типологию форм проверки учебных достижений учащихся можно представить по следующим основания:
по методической направленности (текущая, тематическая, итоговая);
по охвату учащихся (индивидуальная, групповая, фронтальная, комбинированная);
по периодичности (эпизодическая, систематическая);
по дидактической цели (предварительная, диагностическая, обобщающая) и др.
Следует четко разграничивать понятия «отметка» и «оценка». Под оценкой понимается процесс установления степени соответствия реально достигнутых результатов усвоения школьником учебного материала планируемым целям. Отметка есть результат процесса оценивания, выраженный в знаковой или балльной форме.
Выделяются следующие общие критерии оценки учебных достижений учащихся по физике:
предметно-содержательные (полнота, осмысленность, обобщенность знаний, умений и навыков учащихся);
деятельностные (прочность, действенность, мыслительные операции);
индивидуально-личностные (активность, самостоятельность, критичность и др.).
В системе средств оценивания учебных достижений учащихся по ряду учебных предметов на современном этапе появилось новое средство - портфолио. Рассмотрим более его достоинства и недостатки в сравнении с традиционными средствами контроля знаний учащихся (зачет, экзамен, контрольная работа).
Что касается портфолио или «портфеля достижений» ученика, то следует отметить, что данное средство представляет собой систему накопительной оценки (сбор и накопление учащимися своих достижений: продуктов деятельности и комплекта оценочного материала). Эта альтернативная форма контроля учебных достижений учащихся не является чем-то абсолютно новым в дидактике. К примеру, в США портфолио используется с середины 1980 г.
Достоинства «портфеля достижений» ученика как дидактического средства:
усиливает роль ученика в организации самоконтроля учебной деятельности, в формировании оценочных умений и навыков;
стимулирует мотивирует деятельность ученика;
индивидуализирует оценивание учебных достижений школьников при изучении учебного предмета;
опирается на положительное в оценке учебных достижений учащихся;
обеспечивает высокую вариативность содержательности оценивания учащихся и др.
Недостатки использования портфолио при обучении:
гиперболизирует у школьников формальные ценности образования;
отсутствие единых критериев оценки портфолио;
сколько должно быть у ученика портфолио?;
каков период накопления «портфеля достижений» школьником?;
каков минимальный и максимально возможный объемы портфолио учащихся по учебному предмету? И др.
Результаты контроля и оценки фиксируют усвоение учеником образовательных стандартов, его достижения в углублении и опережении программных требований, сведения об уровне развития его личностных качеств, наиболее значимые творческие достижения, сформированные компетенции.
Для проведения текущей и промежуточной аттестации учащихся чаще всего в обучении устанавливаются следующие виды контроля: поурочный и тематический.
Главная цель поурочного контроля состоит в том, чтобы проверить и оценить степень усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы.
Функции поурочного контроля: стимулирующая, корректирующая и воспитательная и др.
Механизм осуществления поурочного контроля: оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.
Безусловно, учитель наряду с заданными требованиями учитывает и предыдущие достижения учащихся.
Насколько периодично следует оценивать учащихся?
Периодичность оценивания результатов учебной деятельности каждого учащегося при поурочном контроле определяется педагогом в зависимости от специфики учебного предмета и изучаемого учебного материала, методов, форм и технологий обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Однако, чем чаще это происходит, тем эффективней учебно-воспитательный процесс.
Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала конкретной темы. Виды тематического контроля: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, собеседования, тесты, диктанты, изложения, сочинения, самостоятельные и контрольные работы, наблюдения, лабораторные и практические работы, лабораторные опыты, рефераты и другие методы и средства контроля.
Выбор используемых методов и средств для осуществления контроля результатов учебной деятельности учащихся осуществляется учителем с учетом конкретных условий и специфики учебного предмета.
На современном этапе является принципиально важным отслеживание развития ключевых компетенций у учащихся.
Для выделения критериев оценки уровня сформированности ключевых компетенций у учащихся рекомендуем познакомиться с группами умений, которые формируются у обучаемых при овладении ими теми, или иными компетенциями, по которым можно диагностировать и оценивать уровень сформированности у школьников ключевых компетенций.
Группа 1. Ценностно-смысловые компетенции:
формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;
владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Группа 2. Учебно-познавательные компетенции:
ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
иметь опыт освоения научной картины мира.
Группа 3. Социокультурные компетенции:
владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
иметь представление о разных системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;
действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
Группа 4. Коммуникативные компетенции:
уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знания иностранного языка;
владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Группа 5. Информационные компетенции:
владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
владеть навыками использования информационных устройств: компьютер, телевизор, магнитофон, телефон, мобильный телефон, пейджер, факс, принтер, модем, копир;
применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;
Группа 6. Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:
иметь опыт ориентации и природосообразной экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);
знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
иметь позитивное отношение к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;
владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.