Достижение полного усвоения знаний на уроках башкирского языка и литературы путём использования новых образовательных технологий

ДОСТИЖЕНИЕ
ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ
НА УРОКАХ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ПУТЁМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫХ МОДЕЛЕЙ, СХЕМ И АССОЦИАТИВНЫХ ОБРАЗОВ
Написала учительница высшей категории башкирского языка и литературы МАОУ «Гимназия №3 имени Джалиля Киекбаева» Тимергалиева Светлана Ивановна
Содержание

Введение.__________________________________________________1
Цели и задачи уроков башкирского языка и литературы.___________2
Цели, задачи и принципы достижения полного усвоения знаний.____2
Достижение полного усвоения знаний путём использования логико-смысловых моделей, схем и ассоциативных образов.______________5
Заключение_________________________________________________9
Библиография______________________________________________11
Приложения________________________________________________13

Введение
Учебные заведения Республики Башкортостан служат инструментом для развития этноса, уникальной социокультурной среды его деятельности, отстаивают национальную и духовную самобытность каждого народа, проживающего в нашей республике, способствуют возрождению и развитию языков, укреплению межнационального согласия, формированию и воспроизводству интеллектуального и творческого потенциала каждого этноса[9]. А самый короткий путь к сердцу народа – научиться говорить на его языке. Ибо в устах иноязычного человека люди ничто не ценят так высоко, как речь на их языке. Таков веками сложившийся этнопсихологический феномен каждого народа[10]. Но в двойне приятно, если человек понимает, красиво и правильно говорит и пишет на своем родном языке.
Закон Российской Федерации «Об образовании», в котором утверждается положение о получении образования на родном языке и то, что башкирский язык в республике Башкортостан наравне с русским языком имеет статус Государственного языка, дают большие возможности в изучении башкирского языка и литературы. Но в то же время ставит такие задачи, как, преподавание башкирского языка, литературы и культуры на высоком уровне, воспитание вместе с родным языком и национальные качества, так же и воспитание высоконравственных, культурных, сознательных, интеллектуальных личностей, знающих не только свою, но и Мировую культуру.
На сегодня преподавание башкирского языка и литературы требует использования новых технологий для глубокого и осмысленного усвоения знаний. Программа уроков год от года усовершенствуется, добавляются новые темы, произведения, но часы, отведённые для них, не меняются, иногда даже сокращаются. Это приводит к тому, что «количество» знаний повышается, а качество понижается. Одним из способов достижения полного усвоения знаний является использование на уроках логико-смысловых моделей, схем и
ассоциативных образов (См. далее – ЛСМ, С и АО).
Цели и задачи уроков башкирского языка и литературы.
Учеба и воспитание в преподавании башкирского языка и литературы –
органично-единый процесс. Исходя из этого, главная цель этих уроков:
- воспитание высоконравственной творческой личности, содействующей защите и развитию заимствовавшего единые общечеловеческие ценности родного языка; содействующей укреплению государственности республики Башкортостан и развитию его социально-экономического положения.
Перед учителями ставятся конкретные задачи:
в рамках модернизации образования необходимо обновление и углубление содержания методики и технологии обучения башкирскому языку и литературе;
формирование учащихся осознанного, ценностного отношения к жизни, потребности ее проектировании и реализации;
развитие интеллекта, творческих возможностей в личности через разные формы «само-творения», «самодеятельности», «самореализации»;
воспитание общего «ноосферного» взгляда на мир;
воспитание общечеловеческих качеств личности через национальную культуру и национальное самосознание[11].

Цели, задачи и принципы достижения полного усвоения знаний
Цель использования на уроках башкирского языка литературы логико-смысловых моделей, схем и ассоциативных образов – достижение полного усвоения знаний, информации, данного в учебнике, дополнительной литературы, предложенного учителем более восприимчивым, доступным и лёгким ученику путём.
Задачи:
Использовать в обучении тот факт, что запоминание информации, представленной в виде ЛСМ, С и АО происходит лучше, легче и быстрее, чем того же ряда, представленной в словесной форме, устной или письменной.
Помнить, что ребёнок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, отсюда – необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлечённых понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребёнком.
Не забывать, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами.
Средства использовать не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций.
Не увлекаться чрезмерным количеством: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.
Использовать схемы, соблюдая принципы систематичности и последовательности. Разделять содержание информации на логически завершенные части (модули, шаги), последовательно их составлять, изучать, приучать к этому учащихся.
Не забывать наставления Я.А.Коменского: все подлежащее изучению должно быть распределено сообразно возрастам так, чтобы предлагалось только то, что доступно восприятию в каждом возрасте.
Помнить, что наглядность, в том числе логико-смысловые модели, схемы и ассоциативные средства при невнимательном и неумелом использовании могут увести учащихся от решения главной задачи, подменить цель ярким средством.
Научиться перейти от управления собственной деятельности к управлению учебной деятельностью учащегося при помощи ЛСМ, С и АО [7; 13; 14].
Принципы:
Достижение полного усвоения знаний опирается на дидактические, психологические, педагогические и лингвистические принципы.
При преподавании обязательно знать и опираться на педагогико-психологические принципы, такие как:
мотивация,
возрастная психология,
уровень знания учащихся, местные педагогические условия,
обеспечение единства обучения и воспитания,
обеспечение единства уроков с внеклассными формами занятий.
Они все тесно связаны с общепризнанными и основополагающими для всех предметов дидактическими принципами, коими являются сознательность и активность; наглядность; систематичность и последовательность; прочность знания; научность; доступность.
Но при обучении языку важную роль играет лингвистический принцип. В него входят следующие виды: системность, функциональность, отдельное рассматривание таких явлений, как язык и предложение, организация материала ситуативно-методически, обучение лексике и морфологии на основе синтаксиса.

Каркасом этой концепции являются системный, проблемный, деятельностный и интегративный подходы к обучению. Системный подход предполагает, что изучаемый материал, который представляет целостную систему, в таком же целостном, системном виде представляется учащимся. Проблемный подход требует интеллектуального участия школьников в получении знаний, активной самостоятельной умственной деятельности их на уроке. Деятельностный подход предполагает активную предметную деятельность с изучаемым материалом. При интегративном подходе к обучению, например, вводя и отрабатывая новый теоретический материал по лексике на уроках башкирского языка, всё последующую работу над формированием умений, мы передаем на «разминку» урока развития речи и на урок литературы.

Достижение полного усвоения текста путем использования
логико-смысловых моделей, схем и ассоциативных образов

Современные образовательные технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения, специфическим особенностям каждой школы. Все эти технологии можно определить как личностно ориентированные. Одним из них является технология полного усвоения знаний. Авторами являются американские психологи Дж. Кэрролл, В.Блум, а в нашей стране - М.В.Кларин[6].По способностям учеников можно выделить на следующие категории:
Малоспособные ученики, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;
Талантливые ученики (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные;
Учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.
Эти данные легли в основу того, что при правильной организации обучения, около 95% школьников смогут полностью усвоить всё содержимое учебного курса[6]. Самым первым шагом для этого нужно создать гуманистические и демократические отношения между педагогом и школьниками, гуманизировать педагогический процесс. Это означает равноправные отношения между всеми субъектами педагогического процесса. Доброта, откровенность, искренность и преданность ученикам – главные черты личности гуманного учителя. Амонашвили Ш.А. определил и его заповеди : верить в безграничность возможностей ребёнка, свои педагогические способности, силу гуманного подхода[5]. Только выполняя это, ребёнок начнет изучение башкирского языка и литературы с желанием.
Второй шаг: использование на уроках наглядных пособий, так как принцип использования наглядности – самая распространённая и интуитивно понятная форма обучения, используемая с древнейших времен. В его основе - строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека легче и быстрее воспринимают внешние раздражители. У подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, они «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы. Информация, поступающая в мозг через органы зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно[7]. Но ребёнок думает, понимает и запоминает и в виде формы, цвета, звука и даже вкуса или запаха, поэтому вместо отдельных понятий или слов иногда лучше запоминаются конкретные образы.
Схема(1) В.Э. Штейнберга [14] дает большие возможности для развития и применения вышеизложенного.
Понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами, моделями, схемами, образами. Следует использовать средства наглядности не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. И современные технические средства позволяют эффективно использовать средства наглядности, создать сильные ассоциативные чувства, тем самым, помогая ученику достигать полное усвоение знаний.
Для представления процесса усвоения знаний ребёнком, ещё раз обратимся к схеме (2) Штейнберга и удостоверимся в правильности вышесказанного. Валерьян Эммануилович сам предложил вид наглядности – Логико-смысловую модель – где можно в целостном и системном порядке расположить всю информацию, которая будет легко усвояема по вышеизложенным причинам. На основе этой модели можно придумать многие его варианты, которые будут служит для тех же самых целей.
Из опыта преподавания башкирского языка и литературы по современным технологиям, предлагаю личные разработки.
Биографическая карта. Она помогает ребёнку целостно представить жизнь, творчество, награды и содержание произведений писателя и при этом вся информация деётся по принципу целостности и системности. Ёще одна важная особенность – параллельно основной линии Времени проводится независимая линия Времени, где отражаются исторические события, которые в какой то степени оказали влияние на жизнь и творчество писателя: становление Советской власти, Великая Отечественная война, репрессии и т.д. Как все это отразилось в жизни автора, повлияли ли они на написание некоторых произведений, отразивших то или иное событие. Таким образом, ученик при помощи этой Карты не только рассказывает про жизнь и творчество писателя, но и учится самостоятельно мыслить и делать выводы. Эта Карта многие уроки-часы подряд держит мысленный процесс работы над материалом в одном направлении. Исчезает необходимость каждый раз повторять пройденный материал, для его восстановления тратится очень мало времени. Предлагается начать составлять Биографическую карту с 9-го класса, так как в это время содержание уроков литературы начинает даваться в историко-хронологическом порядке, и начинается изучение не только творчества, но и биографии авторов.
Сначала ученики составляют Карту самостоятельно, она затем сравнивается с Картой, составленной самим преподавателем, делаются выводы. Дополнительно по этой Карте ученики работают и дома. Если какое - нибудь произведение в рамках программы изучается подробно, дети могут рядом с его названием написать имена главных героев, и это даст возможность вспомнить содержание легко и быстро[2].
Сказочная карта. Составляется, как и Биографическая карта, но только с двумя осями координат. Сюжет (составные части заранее объясняются) сказок совпадает с фабулой, поэтому детям легко будет показать его развитие на этой основе. Они также показывают систему образов по мере их появления в сюжете и по их роли (положительные / отрицательные). Стрелками и знаками показывают отношение между образами (например, кто в кого влюбился, кто с кем боролся, кто кого победил и т.д.) Эта работа ребятам очень нравится, они с удовольствием её выполняют, одновременно запоминая урок[3;4;8].
Зрительное изложение. Иногда мы на уроках при изучении произведения, даём задание – нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду или ко всему произведению. Но можно сделать и по-другому. Ребята произведение прочитали, иллюстрации сделали – учителю можно сделать выставку из рисунков и провести Зрительное изложение. Ученикам придётся вспоминать содержание и, сравнивая с представленной наглядностью, изготовленной своими же руками, написать изложение. Так лучше запоминается текст, развивается речь и мышление[3].
Все вышеизложенные разработки исходят из того, что зрительная информация запечатлевается в памяти человека легко и быстро. И если она закрепляется ещё и акустической и тактильной памятью, в том числе путём использования моделей, схем и ассоциативных образов, то достижение полного усвоения знаний на уроках обеспечено.

Заключение
Повышение уровня профессиональной компетентности в условиях осуществления модернизации педагогического образования через освоение современных подходов в обучении и воспитании - такой должна быть цель работы педагогов на сегодняшний день. Отсюда следует, что и преподавание башкирского языка и литературы требует использования современных образовательных технологий для глубокого и осмысленного усвоения знаний, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения, специфическим особенностям каждой школы. По-другому всё это можно определить как личностно ориентированные технологии. Одной из них является технология полного усвоения знаний. Самый первый шаг для этого - создание гуманистических и демократических отношений между педагогом и школьниками, гуманизация педагогического процесса. Это означает равноправные отношения между всеми субъектами педагогического процесса. Доброта, откровенность, искренность и преданность ученикам – главные черты личности гуманного учителя. Только при соблюдении этих условий, ребёнок начнет изучение башкирского языка и литературы с желанием. Второй шаг: использование на уроках наглядных пособий, так как принцип использования наглядности – один из самых распространённых и эффективных, так как понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами, моделями, схемами, образами. Служат средства наглядности не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Эффективно их используя, можно создать сильные ассоциативные чувства, тем самым помогая ученику достичь полного усвоения знаний. Один из видов наглядности – Логико-смысловая модель – в ней можно в целостном и системном порядке можно расположить всю информацию, которая будет легко усвоена по вышеизложенным причинам. На основе этой модели мною придуманы несколько его вариантов, которые будут служит для тех же самых целей. Например, Биографическая карта. Она помогает ребёнку целостно представить жизнь, творчество, награды и содержание произведений писателя и при этом вся информация деётся с соблюдением принципа целостности и системности. Ёще одна важная особенность – параллельно линии Времени проводится независимая линия Времени, где отражаются исторические события, которые в какой-то степени оказали влияние на жизнь и творчество писателя: становление Советской власти, Великая Отечественная война, репрессии и т.д. Ученик при помощи этой Карты не только рассказывает про жизнь и творчество, он ещё и учится самостоятельно мыслить и делать выводы. Следующая новинка – Сказочная карта. Она предназначена для учеников среднего звена и так же, как и Биографическая карта, вбирает в себя всё информацию по отдельной сказке. А для создания проблемной ситуации, так же для запоминания текста, развития речи и самостоятельного мышления можно воспользоваться Зрительным изложением.
Все вышеизложенные разработки исходят из того, что зрительная информация запечатлевается в памяти человека легко и быстро. И если она закрепляется ещё и акустической и тактильной памятью, в том числе путём использования моделей, схем и ассоциативных образов, то достижение полного усвоения знаний на уроках обеспечено.

БИБЛИОГРАФИЯ
Амонашвили Ш.А. Основания педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление.- М., 1988 –с.144-177.
Артемьева С.И. Биографик карта // Дифференцированный подход к преподаванию предметов в инновационных образовательных учреждениях. – Салават: 2004.– с. 186-188.
Артемьева С.И. %ки5тт5р0е 8йр5не=0е6 4ай1ы бер алымдары // Проблемы преподавания башкирского языка и литературы в башкирской школе (в системе «школа – педколледж - педвуз») – Стерлитамакская государственная педагогическая академия : 2004.– с 34-35.
Гималова М.?. 5-11 –се кластар0а баш4орт 505би5тен у4ытыу методика1ы. -*ф8 : Баш4ортостан «Китап» н5шри5те, 1994.-304 бит.
Казанская В.Г. Педагогическая психология : Учебное пособие – СПб.: Питер, 2003.-366с.
Коджаспирова Г.М. Педагогика – М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.- 352 с.
Подласый И.П. Педагогика : 100 вопросов – 100 ответов – М.-: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004.- 368 с.
Прыгунова Е.Н., Разумова И.А. Преподавание фольклора в средней школе. Полный курс: Метод. Пособие. -СПб.: «Паритет», 2001.-96с.
Рахматуллина З.Я. Проблемы и перспективы развития национальных инновационных образовательных учреждений //Дифференцированный подход к преподаванию предметов в инновационных образовательных учреждениях. -Салават : 2004. – с.3-9.
Рысаева Г.А.Организация и проведение индивидуальной работы на уроках башкирского языка в иноязычной аудитории // Дифференци-
рованный подход к преподаванию предметов в инновационных
образовательных учреждениях. - Салават : 2004. – с.99-101.
Сафин В. Республика м5кт5пт5ренд5 баш4орт телен у4ытыу проблемалары – Баш4ортостан у4ытыусы1ы. 1996. №4.
Хисамитдинова Ф. Баш4орт телен у4ытыу концепция1ы – Баш4ортостан у4ытыусы1ы. 1999. №8.
Штейнберг В.Э. Многомерность как дидактическая категория – Образование и наука. 2001. №4(10). с.20-30.
Штейнберг В.Э. «Семантические фракталы Штейнберга» для технологий обучения – Школьные технологии. 2002. №3 с.204-208.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Схема №2. Эске 15м тыш4ы танып-беле= эшм5к5рлеге система1ы.
Танып-беле=0е6 эске эшм5к5рлеге.


















13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
№1 – Пролог
№2 – Экспозиция
№3 – Т8й8нл5неш
№4 – Ва4и7алар =9еше
№5 – Кульминация
№6 – Сиселеш
№7 – Эпилог

Биографик карта
-------------------------------
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415













Предметная наглядность

Словесная наглядность

Модельная наглядность

1.представление изучаемого объекта;
2.Ориентировочная основа действий

1.представление знаний на естественном языке;
2.Поддержка операций переработки знаний

1.Формализо-ванное представление знаний;
2.Вербальный контекст моделирования

Системная наглядность


предметная


речевая


моделирующая

Виды наглядности

Функции наглядности

Формы познавательной деятельности

Схема №1

перекодировка

Правое
полушарие:
мысли –
образы

Левое полушарие: мысли – слова



%йбер05р, процесстар 15м предмет эшм5к5рлеге.

ЛММ




Символдар,т8ш8нс5л5р, моделд5р 15м телм5р эшм5к5рлеге.

Танып-беле=0е6 тыш4ы эшм5к5рлеге


%ки5т т8р8

Хайуандар тура1ында,
Батыр0ар тура1ында,
Тормош-к8нк=реш,
Тылсымлы 5ки5тт5р.

Нинд5й тема, идея, м5сь5л5 к=т5релг5н? Т5рби5=и 515ми5те.


Сюжет 8л8шт5ре

Традицион башланыш,
Традицион булма7ан башланыш

Т8п 15м яр0амсы герой0ар

%ки5т карта1ы

!=р5тл5= саралары %95р0е6 теле

№1

№2

№3


№4



№5


№6

№7

Ва3ыт IIIШШ

Тормошо

Ижады


Наградалары

Ва3ыт I



15