Методическая разработка урока по самопознанию на тему Семья-основа общества (11 класс)

JОСТАНАЙ АУЫЛШАРУАШЫЛЫJ КОЛЛЕДЖІ
КОСТАНАЙСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ





















Методическая разработка урока по предмету самопознание
на тему: «Семья – основа общества».














Составила: Какеева Асия Сабировна,
преподаватель самопознания










Затобольск,2015


Методическая разработка урока по предмету «Самопознание».

Дата: 27.11.14
№ занятия: 11-12
Тема: «Семья – основа общества»
Ценность: любовь
Качества: гуманность, симпатия, бескорыстное служение
Педагог: Какеева А.С. (без категории, стаж 3,5 года)
Группа: № 2, курс 2 (квалификация – «Организация питания»)
Количество студентов: 25


Структура
Ресурсы

Цель: содействовать развитию у обучающихся чувства любви к окружающим; помочь в воспитании таких качеств как гуманность, симпатия, сострадание, умение прощать.
Задачи.
Образовательная: продолжить формирование у обучающихся таких качеств личности как гуманность, бескорыстное служение людям, дать представление о понятии «брак», «семья»;раскрыть черты и основные составляющие счастливой семейной жизни.
Развивающая: продолжить умение анализировать предложенные позитивные высказывания, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить умения критически мыслить, применяя технологии критического мышления посредством диалога.
Воспитательная: показать роль семьи в обществе, формировать гуманные качества личности, совершенствовать навыки общения, воспитывать культуру взаимоотношений.


Организационный момент. Позитивный настрой. (10минут)
Здравствуйте уважаемые студенты! Я рада приветствовать вас на очередном уроке предмета самопознание. И сегодня, мы с вами познакомимся, изучим, и закрепим основные понятия и составляющие, которые относятся к теме «Семья». Прежде чем мы с вами начнем занятие, мне бы очень хотелось, чтобы вы настроились на урок, и ваш мозг смог принимать поступающую информацию, и конечно анализировать ее. Для этого я попрошу вас сесть удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза. (на фоне текста играет «Хрустальная композиция»)
Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя свободно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда – сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь, посмотрите вон тудаэто огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя (помолчать несколько секунд).
А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует, посмотрите вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности
воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.
Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.
Вопросы: что вы представляли на фоне данного текста? Получилось ли у вас представить все именно так, как говорилось? Что именно мешало вам настроиться на предлагаемую работу? Отвлекал ли вас посторонний шум? Приятно ли было слушать представленную музыкальную композицию?
Итак, вы настроились на урок, и с этим прекрасным ощущением покоя в душе, мы продолжаем занятие.


Позитивное высказывание (10 минут)
Обратите внимание на доску, и прочтите высказывание: «Всякая социальная доктрина пытающаяся разрушить семью, негодна, и кроме того, неприменима. Семья – это кристалл общества». В. Гюго.
Вопросы к цитате:
-на понимание: почему В.Гюго характеризует семью, как кристалл общества? Какое значение может иметь семья для общества?
-на осознание: что вы ассоциируете со словом «семья»?
-на применение: каким образом данное позитивное высказывание связано с темой сегодняшнего занятия?
(ответы обучающихся, фронтальный опрос)
Итак, исходя из вышеизложенного, постарайтесь определить самостоятельно цели урока (ответы студентов).

Подарок учителя
(15 минут)
Дорогие студенты, сейчас я расскажу притчу, «Семейное счастье», ваша задача ее внимательно прослушать, осмыслить, и быть готовыми отвечать на вопросы.
Притча «Семейное счастье»
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:
– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", – думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
– Ну что ты так долго? Посмотрел?
– Да!
– Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.
Вопросы к притче:
-на понимание: Скажите, почему одна семья завидовала другой? Смогли ли супруги узнать секрет семейного счастья соседей?
-на осознание: Как вы считаете, почему две семьи жили так по-разному? Каким образом соседи добивались уюта и взаимопонимания в семье?
-на применение: создавая свои семьи, какие ценности должны стоять на первом месте? Какие качества необходимо в себе развивать для лучшего взаимопонимания между людьми.
(ответы обучающихся, фронтальный опрос)

Творческая групповая деятельность (35 минут)
Итак, переходим к следующему пункту нашего урока – групповой работе. Для начала я предлагаю вам разделиться на группы следующим образом. У вас на партах лежат буквы алфавита (А,Б,В,Г,Д). Как вы думаете, для чего они вам нужны (ответы студентов). Совершенно верно, сейчас каждый возьмет себе по буковке, и вам необходимо теперь присесть за парты таким образом, чтобы у каждого из вас была одна и та же буква. (студенты распределяются на группы).
Теперь прослушайте задание: ваша задача состоит в том, чтобы используя весь дополнительный и подручный материал, составить «Рецепт семейного счастья». Для этого у вас на столах лежат ватманы, маркеры, стикеры, клей, картинки, цветная бумага, ножницы. Создавая «Рецепт семейного счастья», в первую очередь вам необходимо руководствоваться основными качествами, которые необходимы при создании семьи. Вам нужно изобразить на ватмане рецепт счастья, который необходим молодым людям, когда они, определяясь со своей второй половинкой, решают создать ячейку общества.
(работа в группах, защита проектов).

Групповое пение
(5 минут)
Текст песни Игорь Корнелюк – «Про семью»

Шумнaя сeмья -
Этo ты и я,
Сын и дoчкa,
Пeс и кoт
И прoчaя рoдня!
В дoмe жизнь кипит,
И ,сaмoм сoбoй,
Ссoримся и миримся
С друг другoм мы пoрoй!

Припeв:
Для тeбя и мeня
Мир всeгдa нaпoлнeн свeтoм,
Вeдь у нaс eсть сeмья,
Гдe уют зимoй и лeтoм,
Гдe любoвь, дeтский смex,
Нaстрoeниe xoрoшee у всex
И ПEСНИ!!!!
И пускaй мир кругoм
Рaзрушaют пeрeмeны,
Нaм с тoбoй дeнь зa днём
Пoмoгaют нaши стeны,
A инaчe жить нeльзя,
Пoтoму. чтo мы кoмaндa,
Мы сeмья!!

Тeщa любит джaз,
Мaмa рoк-н-рoлл,
Я люблю смoтрeть пo тeлeвизoру футбoл,
Дoчь пo пустякaм
Пoднимaeт крик,
Сын нeсeт из шкoлы
Пoлный двoйкaми днeвник!!

Припeв.

Вoпрeки вeтрaм,
Вoпрeки штoрмaм
Нa сeмeйнoй лoдкe
Мы пустились
Пo вoлнaм.
Друг бeз другa нaм
Путь дeржaть нeльзя,
Пoтoму, чтo мы oднa кoмaндa,
Мы сeмья!

Припeв.





Минута тишины
(2 минуты)
Сейчас я вам задам вопросы, на которые я не требую устного ответа, постарайтесь ответить на них для себя
- почему столь важно относиться к понятиям брак, семья?
- каким, на ваш взгляд должен быть счастливый брак?
-запомнилась ли вам притча?
- какие ценности вы будете совершенствовать в себе?
-считаете ли вы, что жить одному счастливо невозможно?

Домашнее задание
(3 минуты)
Прочитать учебник «самопознание» стр. 64-66 «Жить вместе веселее и экономнее».
Подготовить на следующее занятие информацию о семейных династиях.



Приложение к методической разработке.

Данный урок на тему «Семья -основа общества» был проведен в группе № «2», второй курс, квалификация – «организация питания». На занятии присутствовало 25 человек.
Данная методическая разработка урока составлена согласно новой программе, предложенной НПЦ «Б™бек».
На данном уроке присутствуют различные методы преподавания: как традиционные, так и современные. Так, например, на организационном моменте был проведен «позитивный настрой», который уместно проводить в начале занятия, так как это нацеливает обучающихся на плодотворную работу.
При «позитивном высказывании» студенты свободно высказывают свое мнение по поводу высказывания автора, делятся своими мыслями, интересуются биографией автора. Также на данном этапе занятия при координирующей деятельности преподавателя, студенты самостоятельно предлагают цели урока. Что в свою очередь продолжает развивать у них навыки критического мышления. Так как после каждого предложенного высказывания или рассказа, следует ряд вопросов на понимание, осознание, применение.
Далее следует этап «подарок учителя». Здесь можно рассказывать притчу, рассказ, случай из жизни, поэтическое произведение, показать видеоролик, отрывок из фильма ит.д. Далее также следует ряд вопросов, которые помогают студентам видеть причинно-следственную связь, продолжать воспитывать в себе качества, необходимые для работы в коллективе. На данном уроке было предложено прослушать притчу «Семейное счастье».
При выполнении групповой работы, студентам предлагается разделиться на группы самостоятельно, тем самым они развивают в себе саморегуляцию, что также является частью развития критического мышления. Разделившись на группы, и начав работу, предусмотрены задания, которые направлены на создание и развитие коллаборативной среды.
Групповое пение является одним из новых аспектов новой программы. Так как это является своего рода закреплением изученной темы, при этом доставляя обучающимся позитивные эмоции. «Минута тишины» выступает в роли логического завершения урока, когда каждый из студентов пересматривает полученную информацию, и делает выводы по уроку.
Весь материал, использованный на уроке, не берется из учебного пособия по «самопознанию», так как урок является творчеством преподавателя. А информацию, предоставленную в учебниках, студенты изучают самостоятельно. На протяжении всего урока используется презентация, с помощью которой на экран выводятся высказывания автора, вопросы, задания.








15