Урок по самопознанию для 11 класса, тема: «Семья – основа общества», подтема: «О дружбе»
Раздел 2 «Человек и общество».
Тема: «Семья – основа общества»
Подтема: «О дружбе»
Дата проведения: ________________ Класс: 11
Цель: показать учащимся, что понятие «дружба» и взаимоотношения между людьми сохранили свою значимость, не потеряли глубины чувствования и восприятия в современном мире
Задачи:
расширение представлений о важности созидания человеком добрых отношений в коллективе на основе взаимопонимания;
воспитание стремления к взаимопониманию во взаимоотношениях с людьми;
подготовка учащихся к изучению следующей темы;
спобствовать развитию интереса учащихся к урокам «Самопознание»;
способствовать развитию мышления, внимания и памяти учащихся.
Ход урока:
1. Круг радости: Упражнение «Поздороваемся»
Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом.
Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться, таким образом, со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.
2. Проверка домашнего задания: Учебник «Самопознание» с.61 стих читать.
3. Объяснение новой темы: Мы начинали новый раздел «Человек и общество». Тема, которую мы должны были бы изучать сегодня «Семья – основа общества», но я предлагаю вам пройти весь путь до создания семьи, начиная с темы «Дружба», затем «Любовь», «Любовь, свидание и брак», «Семейное счастье». Ребята, сегодня мы затронем одну из самых важных, глубоких, жизненно оправданных тем тему дружбы.
4. Круг радости: Прежде, чем начать беседу, я попрошу каждого из вас дописать незаконченное предложение:
Друг это тот, кто...
Приятель и друг не совсем одно и то же, так как...
5.Мудрые высказывания о дружбе.
- Как вы их понимаете?
Непонимание делает из друзей врагов.
Л. Фейхтвангер
Лучший способ сохранить своих друзей не предавать их.
У. Мизнер
Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав всякий будет с тобой.
М. Твен
Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься.
Л. Толстой
Сидящих за твоим столом, ты не спеши назвать друзьями.
Их проверяют не вином, а горем, помощью, годами
6. Объяснение темы учителем: Дружба – это форма межличностных взаимоотношений, основанная на общности интересов и взаимной привязанности.
Еще античные философы пытались разобраться в этой необыкновенной и удивительно прекрасной способности человека. Другом может быть не каждый. Для дружбы, во-первых, необходимо духовное единство, преданность и верность. Другу можно доверить тайны и поговорить обо всем, зная, что он сможет помочь в трудную минуту и не осудит за ошибки.
Аристотель высказывал мысль о трех видах дружбы. Она может быть основана на взаимной пользе, удовольствиях или добродетелях (т.е. способности на добрые дела, чувство справедливости и понимание). Поэтому настоящих друзей у человека не много, т.к. не каждый способен на искреннее, добросердечное отношение к другому.
- Как вы понимаете пословицу: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»?
Обратите внимание: не про родителей спрашивается, не про возлюбленного/-юю. Про друга. Они сходятся не по чувственному влечению, не по обязанности, установленной родственными связями, а на добровольно-договорных началах – полная свобода, никаких законов, судов и контроля.
«Основа дружбы заключается в полном согласии воли, вкусов и мнений», - Цицерон.
Существуют различные виды дружбы:
1. Школьная дружба – она очень важна для испытания юной души на искренность, честность, верность, самоотверженность, терпимость, т.е. на самые важные для хорошего человека и семьянина свойства.
2. Дружба, основанная не на общности натур, а на их противоположности (люди дополняют друг друга).
3. Так называемая, фронтовая дружба. Когда доверяешь кому-то безоглядно и полностью. Про таких друзей говорят: «С ним можно пойти в разведку», «Ему можно доверить прикрывать спину».
4. Дружба-служба – очень распространенный вид между подростками – основой всегда служит преимущество одного (сила характера, физическая сила, способности, модные вещи, авторитет и т.д.) и неудовлетворенные способности другого. «Король без свиты, как известно, - не король. И не понятно: кто кому в большей степени нужен.»
5. Дружба-соперничество – это сходство равносильных натур. Их тянет друг к другу, особенно, если круг увлечений их схож, но самолюбие, жажда лидерства, споры разводят их в разные споры. Они могут долго не мириться, но и не разрывать отношения. Кстати, встретившись через годы, друзья-соперники становятся подлинными товарищами, т.к. нет надобности «делить» что-то, все уже поделено временем и жизнью.
6. Дружба-компанейство – это парни и девушки, объединение внешкольными интересами. Вне этих каждый сам по себе, но вот сошлись вместе (например, на спортивной или собачьей площадке, сцене и т.д.) и нет ближе товарищей.
Но существует и другой тип компанейских обществ, которые вырабатывают свой кодекс и бывают строго беспощадны к нарушителям этих правил. Войти в такую компанию – не просто, а выйти – совсем трудно.
7. Дружба-исповедание – никакими делами, увлечениями эти люди не связаны – одной лишь потребностью поговорить по душам, с полной убежденностью, что они будут поняты, что их тайны останутся в сохранности.
В исповедниках у подростков, как правило, оказываются люди старшие по возрасту, но не родители.
- Почему? Может быть ребят останавливает предположение, что у столь разумных и правильных родителей, какими обычно предстают перед ними их мамы и папы, ничего подобного в их жизни произойти не могло. Вдруг они не поймут, не простят ошибок.
Вот что пишет доктор философских наук И.С.Кон: «При опросе группы старшеклассников, отвечая на вопрос, с кем они предпочитают проводить свободной время, мальчики ставят родителей на последнее (6), а девочки на 4 место». Зато на вопрос: «С кем бы ты стал советоваться в трудной жизненной ситуации?» - и те, и другие поставили на первое место мать, на 2 место мальчики ставят отца, а девочки подруг.
8. Двуполая дружба – это переходный этап между приятельскими отношениями и любовью, которая может умереть от глупых насмешек. Ведь злые языки, страшнее пистолета. Их выстрелы нередко сражают и взрослых людей, не то что юных подростков. Но нужно помнить, что любое чувство проверяется испытаниями. И возникают сомнения: а была ли то настоящая дружба, если от глупых насмешек она умерла.
7. Анкета «Знаете ли вы?»: Ответы на вопросы анкеты помогут учащимся понять, достаточно ли хорошо они знают друг друга и как складываются отношения между мальчиками и девочками в классе.
- Ответьте на вопросы анкеты «Знаете ли вы?». Если вы не знаете ответа на вопрос, то обведите его номер кружком.
Анкета «Знаете ли вы?»
1. Где живет ваш сосед (ка) по парте?
Есть ли у него (нее) брат, сестра?
Когда у него (нее) день рождения?
Есть ли у него (нее) дома какие-либо животные?
Какое у него (нее) увлечение?
Любимые его (ее) школьные предметы (уроки)?
С кем он (она) дружит в классе, во дворе?
Сравните, чего больше: ответов с кружочками или без. Какой вывод можно сделать? Достаточно ли вы внимательны друг к другу?
8. Вывод урока: современные юноши и девушки не изъясняются со своими друзьями возвышенным стилем, не льют слез при встречах и расставаниях, как описано в старинных романах. Но слезы и объятия не единственные символы чувствительности. Часто взрослые, слушая телефонный разговор двух старшеклассников, выходят из себя от его бессодержательности и незначительности: «Опять ты болтаешь со своим Вовкой! Вам что друг другу сказать нечего? Сорок минут болтовни и ни одной стоящей мысли, ни одной законченной фразы, одни междометия! До чего пустая молодежь пошла!»
Но этот разговор со стороны кажется пустым потому, что его главное жизненное содержание не логическое, а эмоциональное. И выражено не столько в словах и предложениях, сколько в интонациях, акцентах, недоговоренностях, недомолвках, которыми пытаются донести друзья друг до друга тончайшие нюансы настроений, что остается бессмысленным и непонятным для постороннего слушателя. Современная молодежь не потеряла эмоциональности чувствования, искренности и самоотверженности в дружбе, все это живо, трепетно, ранимо, но часто тщательно скрывается за внешней бравадой и скепсисом.
9. Домашнее задание: Закончить предложения:
1. Друг это тот, кто...
2. С другом я часто...
3. Приятель и друг не совсем одно и то же, так как...
4. С другом можно...
5. Я дружу с ... потому, что ...
10. От сердца к сердцу: Собрать пословицу о дружбе и объяснить её значение:
Плохой друг что тень: в солнечный день/ не отвяжешься, а в ненастный не найдешь.
С кем хлеб-соль водишь,/ на того и походишь.
Не та дружья рука, что только гладит,/ а и та, что за вихор таскает.
Плохо без друга, который потерян,/ но плохо и с другом, который неверен.
С иным водиться,/ что в крапиву садиться.
Не тот друг, кто на пиру гуляет,/ а тот, кто в беде помогает.
Нет друга ищи,/ а нашел береги.
Дерево держится корнями,/ а человек друзьями.
Был Филя в силе все други к нему валили,/ а пришла беда все прочь со двора.
Старый друг /лучше новых двух.
Конь познается при горе,/ а друг при беде.
Учитель: Трайбер Е.А.
Проверил:
15