Урок по самопознанию для 11 класса на тему: «Семья – основа общества», подтема: «О любви»
Раздел 2 «Человек и общество».
Тема: «Семья – основа общества»
Подтема: «О любви»
Дата проведения: ________________ Класс: 11
Цель: расширение представлений учащихся о любви в различных его проявлениях.
Задачи:
развивать умение любить;
показать, что для человека с обостренной чувственностью женщина всегда есть объект любви, воплощение красоты и идеала, которые наполняют душу несказанным восторгом и благороднейшими стремлениями;
донести до сознания учащихся, что самое умное, чего достиг человек, умение любить женщину, поклоняться ее красоте. От любви к женщине родилось все прекрасное на земле.
Способствовать развитию интереса учащихся к урокам «Самопознание».
Способствовать развитию мышления, внимания и памяти учащихся.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания: закончить предложения:
1. Друг это тот, кто...
2. Приятель и друг не совсем одно и то же, так как...
3. Я дружу с ... потому, что ...
2. Мудрые высказывания о любви и дружбе
1. Любовь – это не значит смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении.
А.Сент-Экзюпери
2. Дружба может обойтись без любви; любовь без дружбы – нет.
В.Ключевский
3. Любить – значит делать доброежить жизнью того, кого любишь.
Л.Н.Толстой
4. когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, что даже не верится, что так умеешь любить.
А.П.Чехов
5. Любовь нуждается в защите как все живое на земле.
3. Объяснение темы учителем:
Любовь – еще более сложное, чем дружба чувство, высокое нравственное качество. Оно возникает на основе дружеских отношений, но тесно связано с чувством страстного полового влечения. В любви, если она подлинная и глубокая, человек обретает гармонию и счастье, заново находит себя и открывает в себе такие качества, о которых и не подозревал раньше. Чувство прекрасного окрыляет и зовет на подвиги.
«Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих», - утверждал Достоевский.
Любовь – это прежде всего ответственность за того человека, которого ты полюбил, за его судьбу, за его будущее.
1. Первая наша любовь – это любовь-восторг – наши мамы и папы. Психологи утверждают, что дети до 6 лет создают себе романтический идеал мужчины и женщины по подобию родителей. И если нет между родителями взаимной нежной привязанности, они будут искать «антипапу» и «антимаму», т.е. последующие увлечения бессознательно соотносятся с эталоном придуманным в детстве.
2. Затем все хорошо помнят любовь к первой учительнице. Так хотелось, чтобы она любила только тебя!
3. Затем ее место занимает какой-нибудь киногерой, артист/ка, певец/ца, спортсмен.
Любовь понятие многогранное – пристрастие к какому-то блюду, к дому, к определенной вещи, увлечение делом, искусством, любовь к родным, к родному краю, к избраннику/це. Мы сознаем разницу в содержании слов, хотя и возможны казусы вроде выражения: «Люблю пить чай с женой и вареньем».
Чтобы представить о каком чувстве идет речь, его нужно разграничить.
«Три источника имеют влияния человека:
душу, разум и тело.
Влечения душ порождают дружбу.
Влечения ума порождают уважение.
Влечения тела порождают желание.
Соединение трех влечений порождает ЛЮБОВЬ.»
(Из древневосточного любовного трактата «Ветки персика»)
Как видно, любовь человеческая есть нерасторжимое единство физического, духовного и интеллектуального влечения, направленного на один объект.
4. Беседа. 1.Когда к человеку приходит первая любовь?
Влияет ли на человека это чувство? Как?
Как вы понимаете смысл выражения «любви прекрасные мгновенья»?
5. Просмотр фильма «Отдать за любимого»
6. Чтение (Учебник «Самопознание» 9 класс с.32-34)
Прочитайте историю, которую рассказала ученица одной из школ. Проанализируйте ситуацию, ответив на вопросы:
Что связывало Никиту и Полину?
Как влияли установившиеся отношения на образ жизни и поступки каждого из них?
Почему Никита попал в больницу?
Мог ли Никита противостоять Полине? Почему?
Какие уроки извлекли вы из этой истории?
Любовь между юношей и девушкой - прекрасное, яркое, окрыляющее чувство. Если чувства людей искренни и взаимны, в любви проявляются самые лучшие качества характера: нежность, заботливость, уважение к избраннику (избраннице). Нужно помнить, что настоящей любви не свойственны ревность, недоверие. Очень важно понимать, что основу отношений любящих людей составляет свобода выбора: подчинение любимого человека своей воле, игнорирование его интересов недопустимы. Когда понравилась девушка с хорошими манерами, широким кругозором, интересами, увлечениями или, наоборот, таковым является молодой человек, то чувство влюбленности способно кардинально изменить человека, задуматься о самовоспитании, изучить и применить элементарные правила этикета, заставить себя жить интересами и увлечениями своего друга.
7.Просмотр стихотворения «Не позволяй себе устать любить»
8. Пожелание учителя:
* Пусть никогда не придет к тебе грусть обращенных на самого себя слов: «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает».
* Пусть в твоей жизни один раз прозвучит марш Мендельсона и торжественные слова: «Объявляю вас мужем и женой!»
* Пусть созданная вами семья принесет только счастье, и помните: «Любовь нуждается в защите как все живое на земле».
9. Домашнее задание: Подберите и напишите высказывания и стихотворения о любви
Например:
Когда сжимаю я твои ладони,
То понемногу начинаю понимать,
Что в этом мире называется ЛЮБОВЬЮ
И как приятно это испытать.
Много в жизни твоей
Будет верных друзей,
Но с годами они проплывут,
Можно их позабыть,
Можно их пережить,
Только первой любви не забыть.
Она спросила у него: "Я красива?"
А он сказал: "Нет. Не красива ты".
Она спросила: "Ты меня любишь?"
А он сказал: "Нет. Не любима ты".
Она спросила: "Быть со мною хочешь?"
А он сказал: "Нет. Не желаю я".
Она спросила: "А уйду, заплачешь?"
А он сказал: "Нет. Не заплачу я"...
Всю веру потеряв и смысл жизни,
Слезинки просто скатывались с щёк...
И в голове её мешались мысли,
Весь мир с её отчаяньем поблёк...
И сделав несколько шагов, споткнулась..,
Её куда-то ветер уносил,..
Он вдруг внезапно к ней бежать рванулся
И за руку схватив, остановил...
К нему она несмело повернулась,
И в сердце он опять стрелой попал...
Своей душой к её душе коснулся,
И тихо, виновато ей сказал:
"Нет. Не красива ты, а ты прекрасна..,
И обожаю я тебя, а не люблю..,
И не хочу я быть с тобою, а нуждаюсь...
А коль уйдёшь, то не заплачу, а... умру..."
Учитель: Трайбер Е.А.
Проверил:
15