Мониторинг учебной деятельности как современная форма учета знаний учащихся


4000302260center28.1.2016
330009500028.1.2016
420003175000880009408795Ессентуки - 2016
450000Ессентуки - 2016

28860751866899«Мониторинг учебной деятельности как современная форма учета знаний учащихся»Подготовила: учитель английского языка
МБОУ СОШ №4
Кравченко А.В.
00«Мониторинг учебной деятельности как современная форма учета знаний учащихся»Подготовила: учитель английского языка
МБОУ СОШ №4
Кравченко А.В.

Мониторинг учебной деятельности как современная
форма учета знаний учащихся.
Чем легче учителю учить, тем труднее
ученикам учиться. Чем труднее учителю,
тем легче ученику. Чем больше будет
учитель сам учиться, обдумывать
каждый урок и соизмерять с силами
ученика, тем легче будет
учиться ученик.
Л.Н. Толстой
В последние годы практическая деятельность все чаще стала носить характер мониторинга, предусматривающий интегративное взаимодействие компонентов и структур для более эффективного достижения поставленной цели. Мониторинговая деятельность, как вид деятельности, перестала быть прерогативой только технических профессиональных сфер, она активно внедряется в управленческие, социологические, психологические и педагогические профессиональные области.
Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о состоянии тех или иных объектов и структур. В своей работе мы стремимся давать ученикам качественные знания, так как жить и работать им приходится в век информационных технологий и высокой конкуренции.
Рассмотрим семантику, актуальность и значимость мониторинга как в системе образования, так и при учете знаний учащихся.
Мониторинг (от лат. monitor – напоминающий, надзирающий) – специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза.
Первоначально данный термин активно использовался в экологии и обозначал наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. В последнее время данный термин приобрел более широкий смысл.
А.С. Белкин определяет мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое отслеживание образовательного процесса.
Э.Ф. Зеер рассматривает мониторинг как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей.
Мониторинг в образовании – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или её отдельных элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления данной системой, позволяющая судить о её состоянии в любой момент времени и дающая возможность прогнозирования её развития. (А.Н.Майоров)
Цель мониторинга:
отслеживание качества образовательных услуг, оказываемых школой в динамике;
определение эффективности управления качеством обучения.
Задачи мониторинга:
непрерывно наблюдать за состоянием учебно-воспитательного процесса и получать оперативную достоверную информацию о нем;
своевременно выявлять изменения, происходящие в учебно-воспитательном процессе, и факторы, вызывающие их;
предупреждать негативные тенденции в образовательном процессе;
осуществлять краткосрочное прогнозирование развития образовательного процесса;
оценивать эффективность методического обеспечения образовательного процесса.
Объект мониторинга :Личность школьника
Уровень развития
Уровень учебных достижений
Уровень воспитанности
Уровень здоровья
Организация процесса обучения
Учебные планы
Образовательные программы
Реализуемые педагогические технологии
Психологические основы образовательного процесса
Материально-техническое и методическое обеспечение образовательного процесса
Педагогический коллектив
Качественная характеристика
Уровень профессиональной компетентности
Эффективность школьной системы повышения квалификации
Родители и социум.
Предмет мониторинга – оценка соответствия результатов образовательной деятельности школы поставленным целям на каждом этапе обучения; оценка эффективности взаимодействия субъектов образовательного процесса (ученик и учитель).
Виды мониторинга в образовании:
Педагогический (ведется заместителями директора, курирующими то или иное направление и собственно учителями) - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием содержания, форм и методов учебного процесса.
Социологический (проводится социальными педагогами) - форма организации проведения социологических исследований, обеспечивающая постоянное получение социологической информации о состоянии определенного социального процесса или социальной ситуации в школе;
Психологический (ведется психологом) - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием психологического здоровья учащихся, развитием их индивидуальных способностей;
Медицинский (проводится фельдшером школы) - непрерывное, научно- обоснованное слежение за динамикой здоровья школьников;
Экономический (ведется директором школы).
Остановимся на рассмотрении педагогического мониторинга.
Педагогический мониторинг – это система сбора, обработки и хранения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния, современную корректировку и прогнозирование развития.
Становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере обусловило необходимость коррекции системы мониторинга качества предметных результатов освоения основной образовательной программы (ООП) в контексте ФГОС.
В процессе мониторинга выявляются тенденции в развитии системы образования, соотнесенные во времени, а также последствия принимаемых решений. В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям.
ФГОС ставит вопрос об организации контрольно-оценочной деятельности новых образовательных результатов, которые сформулированы триадой результатов. Это:
1) Личностные результаты - сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы, интересы, потребности, система ценностных отношений учащихся - к себе, другим субъектам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.
2) Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе нескольких учебных предметов универсальные способы деятельности (познавательные, регулятивные, коммуникационные и др., включая планирование, контроль и коррекцию.), применимые как в образовательном процессе, так и в реальных жизненных ситуациях.
3) Предметные результаты выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального и профессионального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных дисциплин, отдельного учебного предмета – знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности.
Мониторинг образовательных результатов может стать эффективным инструментом управления качеством образования, если он позволит получить информацию о динамике всех основных результатов школьного образования.
Формами оценки качества усвоения содержания образования являются:
Текущий контроль. Осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Она позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения знаний и умений каждым учащимся и составляет одно из важнейших условий успешного протекания данного процесса. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять контроль за ходом процесса, следить за действиями обучаемого.
2. Рубежный (промежуточный) контроль осуществляется периодически, по мере прохождения новой темы, раздела, и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих занятиях и подготавливает к контрольным мероприятиям: устным и письменным зачетам. Контрольно-измерительные материалы – тестовые задания.
3. Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании. Он направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявления степени усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.
Цель итогового контроля — оценка работы учащихся после прохождения всего учебного курса. Одна из важных сфер осуществления итогового контроля — аттестация выпускников образовательных учреждений. Контрольно-измерительные материалы – тестовые задания ГИА и ЕГЭ.
Экзамен по иностранным языкам позволяет проконтролировать уровень сформированности большого спектра речевых умений и языковых навыков учащихся школы.
Однако, не стоит забывать, что обязанность учителя не только заинтересовать ребенка предметом, дать необходимые знания иностранного языка, но и помочь ученику связать в единое целое его познавательные и созидательные способности.
Не секрет, что учителю приходится работать с детьми, имеющими разные склонности и способности. Именно поэтому, в своей практике я использую систему дифференцированного разноуровневого обучения, предполагающая выделение нескольких уровней успешности ученика.
К первому уровню успешности относятся учащиеся, обладающие высоким потенциалом и высоким уровнем знаний в области иностранного языка.
Ко второму уровню относятся учащиеся со средними способностями, стремящиеся освоить базовые знания.
К третьему уровню относятся учащиеся, проявляющие нежелание к учению, не имеющие строгой мотивации и стремления к изучению языка.
Чтобы обеспечить качественную подготовку учеников разных уровней успешности, необходимо использование системы мониторинга. Отслеживание знаний учащихся нужно учителю для того, чтобы не только контролировать и учитывать полученные знания, но, самое главное, - чтобы оказать своевременную помощь нуждающемуся ребенку. В своей методической работе считаю целесообразным использование разноуровневых домашних заданий, карточек с грамматическими заданиями на уроках с целью отработки правил, конструкций, правописаний слов и т.д.
В данной системе также возможно использование самых разнообразных форм и приемов.
Так, особенно для группы 2 и 3-го уровня успешности возможно написание памяток, карточек – инструкций, карточек – подсказок, которыми можно пользоваться во время контроля. Часть проверочных самостоятельных работ возможно проводить в форме словарного диктанта на 3 – 4 минуты, избегая перегрузки детей. Для 1-го уровня успешности возможно применение заданий комбинированного характера, требующие не только, например, грамматически правильного построения вопроса, но и развернутого ответа.
Остановлюсь на такой форме контроля как зачет, который проводится, как правило, в конце четверти или года и включает в себя не только проверочный итоговый тест, но и контрольное чтение, говорение (в старших классах), а также проверку овладения учащимися лексических единиц и грамматических правил.
Практика показывает, что такая организация учета итоговой сдачи для учащихся мобилизирующим стимулом, помогает следить за своим продвижением по сравнению с предыдущей четвертью или годом, четко знать, что из изученного следует доработать.
Иногда возможно применение такой формы контроля, как самооценка. Учащиеся обмениваются тетрадями с соседом по парте, в которой на полях выставляют сами оценку за домашнюю работу или за работу в классе. После нескольких уроков по теме каждому можно дать карточки с индивидуальными заданиями. Эта работа проверяется учителем. Оценки детей и учителя сравниваются и обсуждаются. Ученики оценивают критически, почти в 80-90% случаев их оценка соответствует действительности. Контрольную работу можно составить в соответствии с уровнем успешности учеников. Выполнение заданий учащимися, в соответствии данной методики позволяло своевременно увидеть пробелы знаний, устранить их, а у самих учащихся появляется стимул постичь изучаемый материал, идя «от простого» к «сложному», они начинают верить в свои способности.
Не менее эффективными средствами измерения компетенций учащихся признаны портфолио, интегрированные и ситуационные задания.
Портфолио - как одно из средств накопительной оценки, представляет собой современный педагогический инструмент сопровождения развития и оценки достижений учащихся, накопительной системы оценивания личностных, метапредметных и предметных результатов.
Цель портфолио - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.
Основной смысл портфолио – показать все, на что способен учащийся.
Основными задачами ведения портфолио являются:
Повышение качества образования в школе;
Поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;
Формирование у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность
Создание ситуации успеха для каждого ученика;
Содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.
Преимущества ведения портфолио:
Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении;
Поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося;
Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося;
Органически интегрирует преподавание, учение и оценивание.
Недостатки:
требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей;
требует от учителя и учащихся новых организационных и познавательных умений;
требует больше времени для организации, чем традиционная система оценки.
Данная инновация только начинает внедряться в учебный процесс и, безусловно, существуют определенные трудности. Поэтому одной из проблем, возникающей при внедрении портфолио является неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа, позволяющего подтвердить уровень имеющихся знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения. Но вместе с тем учебные портфолио дают новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традиционной системы, и, в конечном счете, формируют новое понимание самого процесса обучения.
Интегрированные и ситуационные задания – задания, направленные на вовлечение в активную практическую деятельность учащихся, развитие у них умений и навыков в оперировании языковыми средствами (терминологией) в коммуникативных целях и совершенствование коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности (аудировании, чтении, говорении и письме) с применением игровой, компьютерной технологии и мультимедийных средств, а также с использованием сети Internet.
Тестирование – это метод исследования, предусматривающих выполнение испытуемым специальных заданий.
Тестирование – одна из современных форм контроля знаний учащихся, очень актуальна при переходе на ЕГЭ. Тематические тесты включают в себя разноуровневые задания.
Первая часть – базовый уровень, требующий знания основных понятий и сведений, где надо только выбрать верный вариант ответа.
Для выполнения второй части необходимы более глубокие знания и их творческое использование. Ответ к заданиям не приводится.
Третья часть включает группу самых сложных заданий, требующих высокого уровня подготовки, умения анализировать ситуацию, проводить рассуждения, обоснования на иностранном языке.
 
В современной методической литературе выделяют следующие виды тестовых заданий:
Перекрестный выбор (matching) – задание заключается в подборе пар из двух блоков по тем или иным признакам;
Альтернативный выбор (true-false)
Множественный выбор (multiple choice) – задание заключается в выборе правильного ответа из трех и более вариантов;
Упорядочение (rearrangement) – используется для проверки умения составить связных текст из отдельных частей или предложения из данных слов;
Завершение (completion) – учащимся предлагается самостоятельно закончить предложение, руководствуясь смыслом;
Подстановка (substitution) – выполнение задания предусматривает изменение формы слова или структуры предложения в целом;
трансформация – выполнение задания предусматривает изменение предложения согласно образцу;
внутриязыковое перефразирование – суть задания состоит в передачи своими словами содержания текста;
межъязыковое перефразирование – предполагает умение учащихся найти эквивалентную форму для передачи содержания текста, выраженного средствами изучаемого языка.
Клоуз-тесты (cloze test) – предполагает восстановление пропущенных слов в тексте. С его помощью проверяют общий уровень владения языком.
Преимущества тестового контроля:
- объективность контроля;
- развитие у учащихся альтернативности мышления, интуиции,
самоконтроля;
- формирование положительной мотивации у детей;
- возможность выстроить рейтинг учащихся;
- создается система подготовки учащихся к урокам;
- творческий рост учителя.
Недостатки:
- страдает развитие устной и письменной речи;
- проверяется конкретность знаний, а не глубина их;
- большая трудоемкость в составлении тестов;
- значительный процент угадывания правильных ответов.
Для систематизации методов решения и обучения составлению задач, развития учеников интересны, так называемые, домашние контрольные переводы с русского на английский язык и подготовка литературного перевода текста или отрывка. Они позволяют ребятам отработать навыки работы со словарем, повторить грамматические конструкции и их перевод, использовать дополнительную литературу, что, безусловно, способствует улучшению качества подготовки учеников и усвоения материала.
На мой взгляд, оценка ни в коем случае не должна стать средством торможения развития познавательной деятельности ученика, а должна являться заслуженной моральной компенсацией его труда, надежным стимулом его деятельности и творческой активности в перспективе. Поэтому учитель должен уделять большое внимание мотивации выносимых оценок, предельной ясности и аргументированности их выставления, доброжелательности.
Для организации мониторинга учебной деятельности в информационно-образовательной среде сегодня в российских школах набирает популярность использование электронного журнала, участие в форумах.
Система электронных журналов - это удобный, мощный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся.
Функции и возможности электронного журнала:
контроль посещаемости занятий и опозданий на уроки;
контроль дисциплины;
регистрация оценок, получаемых на уроках;
регистрация оценок за выполнение заданий, в том числе зачетных по темам;
регистрация тем и контроль выполнения домашних заданий;
контроль нагрузки ученика в течение учебной недели;
представление информации о расписании и темах уроков;
обмен сообщениями между педагогами, учащимися и родителями.
В заключении проведенного исследования, отметим преимущества мониторинговой системы.
Преимущества мониторинга в образовании.
Мониторинговая система работы позволяет:
Определить уровень обученности и обучаемости по предмету;
Разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний;
Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения;
Целесообразно внедрять новые педагогические технологии в образовательный процесс;
Проводить своевременно обработку полученных результатов;
Определить, насколько рациональны педагогические и дидактические средства, используемые в процессе обучения; насколько они соответствуют целям образовательного процесса и возрастным особенностям обучающихся.
Таким образом, применение мониторинга в образовании помогает повысить эффективность как учебной деятельности учащихся, так и образовательной деятельности школы вцелом.
В заключении, хочется привести слова Л.Н. Толстого:
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Список использованной литературы.
Андреев В.А. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. 566 с.
Башарина Л.А. Мониторинг учебного процесса в средней школе//Завуч. 2001. №5. С.42-50.
Беспалько В.М. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием. - М., 1996
Быкова В.Г. Мониторинг в образовательном учреждении//Завуч. 2004. №6. С.87-106.
Вовна В.И., Короченцев В.В. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием // Инновации в образовании, 2011, № 5
Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов // Стандарты и мониторинг, 2013, № 5
Дереклеева Н. Оценка результатов воспитательной работы//Воспитательная работа в школе. 2005. – №6. – С.103-112.
Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе "учитель-ученик". М.: Педагогическое общество России, 1999. 86 с.
Лизинский В.М. Критерии оценки и стимулирование педагогической деятельности учителей как один из ресурсов управления образовательным процессом // Завуч, 2005, № 5
Лизинский В.М. Приемы и формы в воспитании. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2012. – 160 с.
Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. - СПб., 2013