Конспект к презентации на тему ОС как форма совместной познавательной творческой деятельности

Добрый день уважаемые коллеги. Рада приветствовать в вашем лице новых друзей. Очень надеюсь на сотрудничество и взаимопонимание.
Тема сегодняшнего мастер-класса:
Образовательное событие как форма совместной познавательной творческой деятельности Слайд №1.
Прежде чем начать м - к, хочу сделать небольшой экскурс в теоретическую и методологическую основы ОС.
Слайды № 2 - 13.
Практическую часть начну с любопытной истории, которая хорошо известна психологам. Один из них предлагал испытуемым задачу: "Даны четыре точки. Они расположены как вершины квадрата. Требуется провести карандашом три отрезка так, чтобы зачеркнуть все точки и чтобы карандаш не отрывался от бумаги и вернулся в исходную точку".
Более 600 человек решали эту задачу, но безуспешно.
Другой психолог, работавший ранее учителем математики, проделал этот эксперимент с тем же успехом. Но когда он задал один - единственный вопрос: "Какая фигура получится в результате, т.е. как выглядит конечный результат?" - почти все и очень быстро задачу решили.
Вопрос совсем простой, испытуемые сами должны были себе задать его. Но они не знали ни этого, ни других наводящих вопросов. Не знали даже, с чего начать, так как в школе обычно действовали по шаблону и не научились поиску решения.
Цель м-к: в групповой работе спроектировать карту оценки метапредметных результатов ОС
Каждое ОС должно иметь свой результат. Одним из таких результатов является метапредметный, карту оценки которого сегодня будем составлять.
Коллеги, предлагаю сначала, ознакомиться с буклетами, в которых разные варианты карт оценки метапредметных результатов: через учебную грамотность, информационную, коммуникативную грамотность, необходимая нам для дальнейшей работы.
Сегодня предлагаю разработать в группах карты оценки коммуник, регулятивных и позн
УУД. Для этого вам необходимо прописать критерии оценивания, т.е. по каким критериям мы оцениваем сформированность УУД на 0, 1,2,3 баллов.
Для работы прошу разделиться на группы. Каждая группа распределяет по баллам критерии УУД. На работу вгруппах дается 5 - 7 минут.
1 группа – коммуникативные УУД
2 группа – регулятивные УУД
3 группа – познавательные УУД

Время истекло. Заканчиваем работу. Продемонстрируйте каждая группа свой продукт ДЕ.
Итак, мы получили обобщенную карту оценки метапредметных результатов ОС. Ниже в таблице все отображено.

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Приложение
Что же такое универсальные учебные действия?
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию. В более узком значении – это совокупность способов действия ученика, обеспечивающая усвоение новых знаний и формирование умений.
Хочется отметить, что одной из особенностей учебных действий является их универсальность, которая проявляется в том, что они:
- носят метапредметный характер;
- являются условием самореализации личности школьника.
Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающая его социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности “научить учиться”, толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить три блока:регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
познавательный;
-коммуникативный
Регулятивные универсальные учебные действия: Они дают возможность школьникам организовать свою учебную деятельность
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия, которые включают: общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы
осознанному и произвольному построению речевого высказывания в устной и письменной форме, умению выделять и формулировать познавательные цели, применять методы информационного поиска, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, а также контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Особую группу общеучебных действий составляют знаково-символические, такие как моделирование, преобразование модели с целью выявления общих законов, в чём большую помощь оказывают информационные компьютерные технологии
Одним из подвидов познавательных универсальных учебных действий является постановка и решение проблемы, которая предусматривает формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные универсальные действия:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Root Entry