Игра как нестандартная форма учета знаний на уроках математики
Игра как нестандартная форма учёта знаний
на уроках математики.
Сотникова Н.В. , учитель математики
Льговская с(к)о школа-интернат VIII вида
«…Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский
Введение.
Игра является одним из важнейших средств в усвоении знаний, развитии и воспитании учащихся. Она может быть применена в рамках разных методов и форм обучения. Игра актуальна как в классно-урочной форме, так и во внеклассной работе. На протяжении многих лет я работаю в школе-интернате с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с детьми, нуждающимися в особом подходе, в пристальном внимании к их деятельности, в полном педагогическом сопровождении. Именно поэтому я стараюсь разнообразить свою работу ,как учителя, игровыми моментами. Игра способствует созданию у воспитанников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности. Улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.
Остановимся на некоторых особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья, влияющих на характер и методику проведения игр на уроках математики. В исследованиях Л.В. Занкова, Н.Ф.Кузьминой- Сыромятниковой, Н.Г.Морозовой отмечается запоздалое по сравнению с нормой развитие познавательного интереса, его неустойчивость, малая глубина, диффузность. Вместе с тем психологи и методисты убедительно доказывают, что появление интереса к обучению у обучающихся коррекционной школы в значительной степени повышает прочность их знаний, умений, навыков, содействует коррекции внимания, памяти, мышления и других психических процессов. В школе основной формой обучения является урок. Включение в урок дидактических, развивающих, познавательных игр , которые удовлетворяют требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, и носят обучающий характер, сближают новую деятельность ребёнка с привычной и делают менее заметным переход к серьёзной учебной работе. Обучение детей играть и играя считать, решать, строить, конструировать обеспечивает воспитание тех необходимых качеств, которые нужны ребёнку для его обучения. Интерес к игре, к занимательному занятию постепенно переключается на учебную деятельность. Вначале ученик заинтересовывается игрой, а затем и тем материалом, без которого невозможно участвовать в игре. У воспитанника возникает интерес к учебному предмету. В игре учащиеся незаметно для себя выполняют большое число математических действий , упражнений, тренируются в счёте, сравнивают множества и числа, решают задачи. Внимание ребёнка приковано к игре, к выполнению игровых целей, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку. Это приобретает особое значение в коррекционной школе, где очень трудно обучить детей оперировать знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Положительные эмоции, которые возникают во время игры, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Это свидетельствует о корригирующей роли игр. Игра позволяет индивидуализировать работу на уроке, давать задания, посильные каждому ученику, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого воспитанника. В играх, особенно коллективных, формируются и качества личности учеников. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои эмоции и желания. «…Нет… ни одной способности, - писал А,Н.Граборов, - которая не упражнялась бы в игре. Все высшие чувства находят в играх благодатную почву для своего развития». Руководствуясь вышеизложенными сведениями, считаю возможным описать свой опыт использования игр на уроках математики , как нестандартную форму учёта знаний.
I.Подбор игр и руководство ими на уроках математики.
Подбор игр для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья математике проводится в соответствии с программными требованиями . Каждая математическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. С интересом учащиеся воспринимают игры «Математическое лото», «Занимательные квадраты», игры на задумывание и угадывание чисел. Планируя систему уроков по математике по той или иной теме, учитель заранее подбирает игры. При их выборе необходимо учитывать, чтобы математическое задание, составляющее основное содержание игры, отвечало обучающей цели урока, было посильно всем воспитанникам и служило максимальной активизации их мыслительной деятельности. Следует учитывать, что любая игра, включённая в урок математики или проводимая в свободное от занятий время, должна не только решать задачу расширения или закрепления знаний, предусмотренных программой по математике, не только развивать математические способности, но и выполнять коррекционную задачу. Наиболее ценными играми являются те, которые требуют от учащихся проявления наибольшей самостоятельности. Характерным для воспитанников коррекционной школы является неуверенность в своих знаниях, силах. Они нуждаются в постоянной помощи или хотя бы одобрении того, что они делают. Методика проведения игр требует от учителя большого педагогического мастерства и такта. Знакомство с новой игрой должно быть тщательно продуманно учителем. Чтобы игра заинтересовала учеников и решила ту учебную за- дачу, которую она призвана решать, воспитанники к этой игре должны быть тщательно подготовлены. Если игра имеет несколько вариантов, то их надо расположить по возрастающей степени трудности. Если игра предполагает наличие материала (картинки, таблицы, цифры, геометрические фигуры), учащихся с ним нужно заранее познакомить. Затем учитель знакомит с правилами игры, её содержанием. Обязательным, чтобы учитель был участником игры, показывал, как нужно играть, как правильно выполнять правила, в каком случае можно оказаться победителем или побеждённым. После объяснения и показа содержания игры можно организовать её с коллективом класса или группой учащихся (если это внеурочное время).
Уделяя основное внимание решению дидактической задачи, направленной на более глубокое раскрытие темы и цели урока, учитель не должен за- бывать об увлекательности, о сохранении игрового действия и правил в игре. Иначе игра будет носить характер обычного упражнения и ребята станут скептически относиться к таким заданиям. Учитель должен сам жить интересами учащихся, показывать свой живой интерес к игре и этим увлекать воспитанников. Тогда игра будет проходить эмоционально. В некоторых же играх он создаёт ситуацию ожидания, загадочности. Много зависит от того, как педагог сам настроен на игру. Вялость и безразличие передаётся детям. Большое значение имеет и темп игры. Очень быстрый темп приводит к тому, что, вместо того чтобы решать, считать, учащиеся будут давать ответы наугад. Замедленный темп может засушить игру и снизить к ней интерес. Задания в отдельных играх можно индивидуализировать, даже в играх коллективных. Если ученик слабо успевает по математике, т.е. занимается по программе со сниженными требованиями к ЗУН, то чтобы он всё-таки принял участие в игре, необходимо подобрать посильное для него задание. Выполнение небольшого задания вселит уверенность, активизирует обучающегося на выполнение более сложных заданий. Ученикам ,успешно овладевающим знаниями по математике, следует давать усложнённое задание, чтобы у них поддерживался интерес к игре. Учитывая, что дети с ограниченными возможностями здоровья недос –таточно критически относятся к своей деятельности, особое внимание необходимо уделять подведению итогов игры, выявлению победителей. Вначале учитель подводит итоги, привлекая при этом и учащихся, учит их оценивать результаты, указывает, на что следует обратить внимание при определении победителя. Впоследствии воспитанники самостоятельно подводят итоги игры. Это будит их инициативу, воспитывает умение критически относиться к своей деятельности и деятельности своих товарищей. Играя, ребёнок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздаёт её в своих действиях. Игры чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В них они вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля.
II.Дидактические игры на уроках математики.
Дидактическая игра является одним из методов обучения и чаще всего я включаю её в устный счёт или самостоятельную работу. В урок следует включать не больше одной-двух игр и отводить им по 10-12 минут. Если учащиеся утомлены и им необходимо предоставить возможность от -дохнуть, подвигаться, то включённые с этой целью игры могут проводиться и в середине, и в конце урока. Дидактическая игра как средство обучения не является самоцелью. Она преобразовывает творческую деятельность в интеллектуальную, познавательную. Этот вид игр специально создаётся педагогом в целях адаптированного обучения. Задача, поставленная перед ребёнком ,не выступает открыто. Она реализуется косвенным образом через задачу игровую, через игровые правила и действия. Воображаемая игровая ситуация мобилизует интеллектуальные силы ребёнка, а игровая занимательность облегчает выполнение. Приведу примеры используемых мною дидактических игр и упражнений на уроках математики.
«Назови соседей»
Игра состоит в назывании соседей предложенных учителем чисел. Другой вариант – ученики сами называют числа для работы.
«Круговые примеры или цепочка»
Особенность этих примеров в том, что ответ первого примера является началом второго, ответ второго – началом третьего и т.д. Такого рода задания помогают не только научить самостоятельно составлять примеры, но и осуществлять самопроверку.
«Лабиринт» Нужно пройти все препятствия и выйти к финишу победителем. Победителем будет тот, кто наберёт 20, 50, 100 очков.
«Узнай, что здесь написано»
Учащийся решает пример по карточке, на обратной стороне которой буква. Буквы складываются в слова и зачитываются (н., Молодцы! Считай быстро и верно!)
«Игра в школу»
Очень интересный вид задания, вызывающий бурю эмоций. Назначается из класса «учитель». Он проводит опрос, ведёт урок. Если «учитель» ошибается, его место занимает другой.
«Сделай так, как я скажу»
У учащихся конверты с набором геометрических фигур и лист бумаги. Учитель предлагает положить перед собой чистый лист бумаги и внимательно слушать задание. «..Круг надо положить в середину , слева от круга – треугольник, справа – квадрат, вверху – круг, внизу- прямоугольник». Выигрывает тот, кто правильно расположил фигуры.
«Будь внимателен!»
Учитель ставит такие вопросы: «Какие геометрические фигуры ты видишь на рисунках? Подсчитай, сколько одинаковых геометрических фигур на каждом рисунке».
«Танграм» Прекрасная игра (очень эффективная и продуктивная) на развитие воображения воспитанников, их конструктивных способностей. Предлагается квадрат, который надо разрезать по намеченным линиям. Каждая часть пронумерована. Учитель прикрепляет к магнитной доске расчерченный квадрат и один из многочисленных рисунков, который можно из него составить.
«Телеграф» Учитель раздаёт ученикам, сидящим за первыми партами, карточки, на которых записаны числа 2, 3, 4, и показывает схему для решения. Затем вся цепочка действий проверяется по схеме коллективно.
«Определи маршрут корабля»
Учитель прикрепляет к магнитной доске рисунок корабля и схематично изображает кружками пристани, обозначая каждую из них своим номером, а под ними записывает примеры, в которых зашифрованы маршруты к другим пристаням.
Учитывая необходимость, трактуемую нам временем, внедрять на уроках инновационные технологии, предлагаю апробированные мною игры с использованием цифровых образовательных ресурсов ( ЦОР), а именно занимательные упражнения при работе на ноутбуке.
«В зоопарке»
На дисках, подготовленных учителем, изображены клетки животных, под ними записаны примеры, а на клетках – номера. Эти номера перепутали работники зоопарка. Надо помочь восстановить их, решив примеры под клетками. Красочные картинки вызывают живой интерес и примеры решаются на «ура».
«Космический полёт»
На слайде изображён контур земли и записанные примеры в два действия без ответов (н., 8 х 3 - 5 = ). Ученикам предлагается раз- делиться на тех, кто будет выполнять роль вычислительных машин и на тех, кто будет контролёром. Если пример решён неверно, космический корабль не сможет взлететь . Ученик «ЭВМ» решая, печатает ответ, а «контролёр» проверяя, разрешает взлёт или нет.
«Математический хоккей»
Учитель – судья объясняет правила игры: «На игровом поле любимые вами герои сказок (изображение на мониторе ноутбука или можно использовать экран с мультимедийным проектором + компьютер). Они играют в математический хоккей, но слабо знают вычислительные приёмы и обращаются к вам за помощью. Первой включается Лисичка-сестричка. Она направляет шайбу третьему номеру (Колобку). Составьте под Лисичкой-сестричкой пример с ответом 3. Аналогично и с другими сказочными героями.
Таким образом, игровые моменты на уроке реализуются:
- через постановку перед воспитанниками дидактической цели в форме игровой задачи; - через подчинение учебной деятельности школьников правилам игры.
II. Упражнения развивающего характера на уроках математики.
Уроки математики в коррекционной школе отличаются разнообразием видов работы, специально подобранным иллюстративным материалом, темпом, особым планированием этапов урока. Урок должен не только обогащать математические знания и умения учащихся, но также развивать у детей психические процессы. Специально подобранные упражнения и задачи развивающего характера способствуют активизации учебной работы воспитанников и развитию у них общеучебных умений. В практике моей работы используются следующие упражнения развиваю- щего характера.
Упражнения для развития памяти:
а)попытайтесь воспроизвести на слух числовой ряд;
б)повторите за учителем любое правило или определение;
в)напишите мини-сочинение «На уроке математики в этом месяце…»;
г)прочтите и перескажите текст задачи своими словами;
д)перечислите предметы, расположенные на столе, в течение 20с .
2. Упражнения для развития внимания, памяти:
а)найдите сходства и различия в этих задачах (н., анализ задач на раз -ностное и кратное сравнение);
б)называйте цифры от 1 до 20 и в то же время записывайте их в убывающем порядке;
в)рисование глазами различных объектов;
г)концентрация взгляда в течение указанного времени на одном предмете, в одной точке;
д)определение на взгляд размеров, объёма предметов.
3. Упражнения для развития воображения:
а)составьте рисунок из треугольников, квадратов и кругов ;
б)за 2мин придумайте и запишите как можно больше вариантов использования карандаша, ластика, книги и т.д. ;
в)минуты фантазии «Если карандаш вдруг ожил…»;
г) составьте рисунки, узоры из геометрических фигур;
д)мысленное путешествие ( с закрытыми глазами) по линиям, геометрическим фигурам.
4. Упражнения для развития ощущений :
а)счёт на ощупь (фигуры, фишки и т.д.) ;
б) определение предмета на ощупь ;
в)укалывание кончиков пальцев обратной стороной ручки или карандаша.
5. Упражнения для развития устной и письменной речи :
а)обязательное ежедневное чтение на уроке : про себя (текст задачи), хором (правило), цепочкой (компоненты действий) ;
б)знакомство с математическими терминами (их значение и происхождение);
в)математический диктант (Приложение №1) ;
г)комментированное решение;
д)упражнение «Продолжите определение, правило»;
е)формулировка вопросительных и утвердительных предложений ;
ж)составление и распространение предложений.
6. Упражнения для развития творчества:
а)составление учащимися задач и примеров;
б)выполнение рисунков и чертежей;
в)уроки фантазии «Путешествие с карандашом» (окружностью, точкой);
г)сочинение математических сказок.
7. Упражнения для развития мышления:
а)ежедневный устный счёт ;
б)выявление закономерностей «Что общего?», «Чем отличаются?»;
в)логические задачи;
г)олимпиады по математике ( Приложение №2);
д)разгадывание кроссвордов (Приложение №3);
е)составление синквейнов (Приложение №4).
Каждодневное применение развивающих игр учит воспитанников подмечать общее, делать обобщения, переносить известные приёмы рассуждений в нестандартные ситуации , обучает приёмам организации мысли- тельной деятельности, что в итоге приводит к повышению качества знаний учащихся и развитию у них познавательных процессов.
IV. Возможности познавательной игры при учёте знаний
воспитанников коррекционной школы на уроках математики.
Познавательные игры – переход от любопытства к любознательности и к познанию. Они способны облегчить усвоение большего объёма информации. Данные игры являются средством развития интеллектуальных и творческих способностей ребёнка. Они снижают психофизические нагрузки в учебном процессе. Познавательные игры позволяют создавать зону ближайшего развития детей, готовят почву для восприятия сложного, нового материала. Использование этих игр должно быть приближено к возрастному цензу и уровню развития воспитанника.
Для повышения познавательного интереса учащихся, для того, чтобы такой сложный предмет , как математика, стал для них интересен , полезно использовать различные формы работы, в том числе и внеклассные мероприятия в игровой форме. Воспитанники очень серьёзно и ответственно подходят к участию во внеклассных мероприятиях по математике . Во время мероприятий ученики убеждаются, что знания, приобретаемые на уроках, используются и на практике . В итоге повышается интерес к урокам математики , особенно, если предупредить, что на предстоящем мероприятии эти знания им пригодятся. Игры, где предполагается групповое участие детей, воспитывают в них терпимость друг к другу, умение выслушивать своих товарищей, работать в коллективе и принимать коллективные решения. Те мероприятия , в которых воспитанники участвуют и играют по отдельности , воспитывают в них самостоятельность, ответственное отношение к принимаемым решениям, упорство, желание победить. Чтобы ребятам было интересно, чтобы привлечь их внимание, нужно к каждому мероприятию хорошо подготовиться. Во-первых, мероприятие само по себе должно быть интересным, занимательным. Во-вторых, класс или зал, где будет проводиться мероприятие, нужно красочно оформить, приготовить все необходимые атрибуты. В начале мероприятия необходимо подробно объяснить правила и условия игры. Особенно учащимся нравятся игры, составленные по аналогии с телевизионными играми. Дети очень серьёзно относятся к проведению таких игр, почти все ребята изъявляют желание поучаствовать.
На протяжении нескольких лет в нашей школе проходит Неделя математики , в рамках которой организуются такие познавательные игры, как «КВМ», «Геометрия вокруг нас», капитал-шоу «Поле чудес», «Праздник числа». Лучшие воспитанники участвуют в олимпиадах, получая призы и сладости.