устный опрос как форма контроля на уроках иностранного языка
ФИО: Кузнецов П.С. Идентификатор: 229-760-243
Устный опрос как форма контроля на уроках иностранного языка
С давних времён установлено, что в процессе познания важнейшим условием усвоения является постепенность. Разбор любого учебного материала необходимо начинать с более общих отношений, постепенно переходить к усилению частностей, уточнению отдельных элементов и лишь затем обобщать и делать выводы.
Данный закон определяет и всю постановку опроса учащихся. Если на первых этапах изучения темы учащиеся схватывают лишь общие признаки явлений, то и ответы их будут первоначально общими и неполными. Если знания расширяются и укрепляются постепенно, то и ответы учеников по новому материалу вырабатываются не сразу, а шаг за шагом в процессе непрерывных повторений и дополнений.
Именно в зависимости от степени прохождения материала выделяются два вида опроса: текущий опрос, связанный с проверкой усвоения и закрепления того материала, который непосредственно изучается, и обобщающий опрос — опрос, подводящий итоги работы по текущей теме, связанный с повторением и углублённым обобщением пройденного материала.
Текущий опрос — основной вид опроса учащихся. При помощи этого опроса осуществляется систематический контроль за работой учеников на всех этапах работы над темой. Именно в ходе текущего опроса происходит основная отработка учебного материала, закрепление знаний, отбирается материал по теме, подчёркивается главное, решающее, вырабатывается последовательность изложения.
Особенности текущего опроса:
1. Учащиеся отвечают, как правило, ещё неуверенно, неполно, их речь бледнее обычного, не всё положения подтверждаются примерами, многое, иногда важное, упускается, не всегда делаются выводы и обобщения.
2. Преподаватель не ограничивается выслушиванием ответа. Он привлекает к работе всю группу и с её помощью дополняет, уточняет, делает выводы и обобщения, лишний раз подчёркивает основные положения.
3. В процессе текущего опроса ведётся усиленная работа над развитием речи учащихся.
Проводится текущий опрос различными способами.
Беседа — диалогический метод обучения, при котором учитель путём постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет, отрабатывает ими уже изученное. В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся предполагает различные виды бесед [2].
Вопросов в беседе должно быть как можно меньше, их следует тщательно продумывать. Эти вопросы должны заставлять думать ученика, побуждать его пользоваться текстом, самостоятельно анализировать.
Более фундаментальным видом опроса является фронтальный опрос.
Фронтальный опрос, как и всякий опрос, — это контрольное опрашивание на уроке, проверка степени и осознанности усвоения учебного материала. При этом, как правило, учитель опрашивает учащихся всей группы.
Организация опроса должна быть исключительно чёткой. Вопросы продуманны до мелочей, точно установлена их последовательность. Преподаватель обязан чутко реагировать на любое отступление от темы. Фронтальный опрос имеет ряд положительных качеств:
— позволяет охватить проверкой многих учащихся;
— вырабатывает способность к краткому, но точному ответу;
— обращает внимание на существенные детали темы и способствует их запоминанию;
— отрабатывает по плану полный ответ по теме, приучая к последовательности и обоснованности изложения;
— вовлекает в работу всю группу, держит в напряжённом внимании всех учащихся [2].
С помощью фронтального опроса учитель имеет возможность проверить выполнение домашнего задания, готовность к усвоению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был преподнесен на уроке.
Обычно фронтальный опрос проводится как устное вопросно-ответное упражнение, в котором вопросы учащимся ставит учитель. Таким образом, здесь имеет место обращенность речи учителя ко всем ученикам, активизируется речевое общение всех и одновременно каждого обучаемого. Хочется сказать, что вопросы должны иметь преимущественно поисковый характер, чтобы побуждать учащихся к самостоятельной мыслительной деятельности. Этому требованию отвечают, например, вопросы таких видов:
а) на установление последовательности действия, способа, процесса: Что произойдет, если...? Как изменятся их отношения, если...? и т.д.
б) на сравнение: В чем сходство и различие . . .? Чем отличаются эти два героя? Как бы вы повели себя в данной ситуации? и т.д.
в) на объяснение причины: Почему главный герои поступил таким образом? Для чего ему понадобилось сделать это? и т.д.
г) на выявление основных характерных черт, признаков или качеств предметов и явлений: Укажите, какие свойства имеет характер этого героя. В каких случаях следует поступать подобным образом? Какие условия необходимы для достижения данной цели? и т.д.
д) на установление значения того или иного явления или процесса: Какое значение имеет для вас изучение иностранного языка? Какое влияние оказывают на вас ваши друзья? и т.д.
е) на обоснование: Чем вы можете объяснить поведение главного героя? Как обосновать его нежелание выполнить эту просьбу? и т.д.
Для того, чтобы данная форма опроса была эффективной, рекомендуется следующее:
— планируя фронтальный опрос, не допускать в процессе его проведения запрограммированного индивидуального опроса, задавая дополнительные вопросы одному и тому же ученику, если он не в состоянии ответить, так как это может отключить внимание остальных учеников, дать им возможность расслабиться и направить внимание на посторонние предметы, что приведет к снижению эффективности контроля;
— продумывать и планировать время, отводимое на уроке на фронтальный опрос таким образом, чтобы не затягивать время; в противном случае снижается работоспособность на уроке, так как монотонность и однообразность деятельности не стимулирует интерес, что ведет к снижению объективности контроля, его обучающего, оценивающего и диагностического эффекта;
— планировать фронтальный опрос таким образом, чтобы он органично вплетался в канву урока, не нарушая общедидактических и методических принципов обучения иностранному языку, таких, как нарастание трудностей, систематичность, последовательность и доступность, а также, помня о том, что основной и ведущей целью является формирование коммуникативной компетенции, необходимо соблюдать принцип коммуникативности [3].
Учителю не стоит забывать, что при фронтальном опросе, он сначала задает вопрос, а затем уже называет фамилию или имя учащегося, которого бы он хотел вызвать, а не наоборот. Это гарантирует включение в работу внимания и мышления всех учащихся, которые во время постановки вопроса уже готовятся к ответу. Темп опроса должен быть достаточно высоким, что активизирует умственную деятельность, внимание, сосредоточенность, вырабатывает быструю речевую реакцию на иностранном языке, а это, в свою очередь, повышает обучающий эффект процесса контроля.
Если ученик испытывает затруднения при ответе на вопрос, как уже указывалось выше, не стоит "пытать" его, лучше предложить другому ученику помочь ему.
На младшей ступени обучения, когда в основном контролируется усвоение языкового материала, один и тот же вопрос можно задавать нескольким учащимся, предупредив их при этом, что ответы у них должны быть разными, т.е. они должны внимательно слушать друг друга и, если ответ одного ученика совпадает с предыдущим ответом, то нужно постараться изменить свой ответ. При таком подходе не только контролируется, но и усиливается обучающая ценность фронтального опроса, так как при неоднократном повторении одного и того же вопроса и различных вариантов ответа на него активизируется работа механизмов памяти. На этой же ступени при фронтальном опросе хорошо использовать различные лексические, грамматические, орфографические игры, соревнования и т.д.
Но имеются и существенные недостатки фронтального опроса:
— ответы слишком кратки, не приучают к развёрнутому, труднейшему виду ответа;
— не отрабатываются переходы от одной мысли к другой, а такие переходы крайне важны при изложении сложного материала;
— фронтальный опрос не позволяет вскрыть всей глубины знаний учащихся;
— такой опрос недостаточно развивает логическую и языковую культуру учащихся.
В ходе фронтального опроса сложный вопрос всесторонне освещается и, кроме того, преподаватель проверит многих учеников. Опрос непосредственно участвует в обучении, нет напрасной траты времени. На данном этапе полезно время от времени проводить, так называемый взаимоопрос.
Он заключается в парной работе учащихся, которые одновременно тренируются и контролируют друг друга. Этот вид опроса получил распространение в последнее время. При таком опросе один ученик задает вопросы другому, затем они меняются ролями. Учитель в это время ходит по классу, останавливается у каждой парты, чтобы послушать то, о чем говорят ученики и, если нужно, оказать своевременную помощь. Он таким образом контролирует работу всех учащихся [3].
Стоит отметить, что наиболее эффективно можно организовать эту работу с помощью технических средств обучения. Учитель может подключиться к любой кабине в любой момент урока с целью управления работой, контроля и коррекции.
Такая форма опроса особенно эффективна для развития диалогической речи. При взаимном контроле усиливается и воспитывающая его функция, а также вносится определенное разнообразие в учебный процесс, повышается интерес к овладению иностранным языком как средством общения, увеличивается полезное время обучения на уроке, "реализуется индивидуализация обучения, в том числе в плане темпа выполнения заданий".
Хотелось бы отметить, что в последнее время распространилась форма контроля рабочей пары. Контроль рабочей пары составляет одну из организационных форм контроля. Эта форма контроля может носить как открытый, так и скрытый характер. В первом случае, учащимся дается откровенно контрольная установка, например, ответить на вопросы партнера, используя определенный языковой материал. Если работа проводится на материале достаточного объема, отметка выставляется в баллах, в других случаях начисляются очки, как при фронтальном опросе. При парной работе могут решаться и коммуникативные задачи (диалогическая речь). В этом случае контроль приобретает скрытый характер.
Индивидуальный опрос — самый простой и доступный способ опроса. Преподаватель ставит перед группой вопрос, одну-две минуты выжидает, чтобы всё учащиеся подумали, затем вызывает кого-либо из намеченных учащихся. Учащийся ответил, преподаватель обращается к группе с предложением дополнить или исправить ошибку, допущенную при ответе; делает нужные замечания по ответу и выставляет оценку. Затем ставит новый вопрос. Преподаватель успевает спросить, таким образом, от 2 до 4 человек. Ответ учащегося с дополнением и решением в зависимости от вопроса занимает обычно от 5 до 10 минут. Индивидуальный опрос имеет ряд преимуществ. Вся группа и преподаватель слушают одного человека. Ответ устный, полный, самостоятельный. Оценка ответа, обычно безошибочная, ставится за всё качества ответа: за знание фактического материала, логическую стройность изложения, выразительность и точность языка. Индивидуальный опрос — основной способ опроса, и каждый учащийся должен проходить через него возможно чаще. Но индивидуальный опрос имеет недостатки:
1. Преподаватель выделяет одного учащегося, и поэтому весьма трудно привлечь внимание всего коллектива.
2. При индивидуальном опросе можно спросить лишь небольшое количество учащихся. Если удовлетвориться только этим методом опроса, то получится, что в течение месяца при составе учащихся в 30 человек можно спросить каждого учащегося только по одному разу, даже если он получит отрицательную оценку.
3. При помощи индивидуального опроса невозможно проверить навыки учащихся в составлении планов, решении задач, выполнении практических работ.
Самое трудное при проведении индивидуального опроса — активизировать группу, привлечь к работе всех учащихся. Для этого существует несколько приёмов:
— задают вопрос и предлагают всем учащимся составить план ответа. Затем вызывается учащийся, а остальные следят по плану и после ответа дополняют, исправляют ошибки, уточняют;
— преподаватель ставит вопрос, предлагает подумать, а затем вызывает одного учащегося отвечать, а другим даёт задание фиксировать в своей тетради пробелы, неточности. При этом в отдельных случаях разрешается использовать учебник;
— задают вопрос, вызывают учащегося для ответа, а остальные обязаны слушать и быть готовыми продолжать ответ, развить какую-то мыль, привести пример, решить задачу;
— в редких случаях допускается дать всей группе задание, а в это время опросить кого-то из слабых учащихся. Это делается тогда, когда преподавателю ясно, что во время опроса группа в данном случае ничему не научится [2].
За последнее время получил широкое распространение индивидуальный опрос с предварительной подготовкой ученика. Учитель ставит опрос перед классом и даёт задание всем ученикам подготовиться к ответу, составить план ответа, а затем — через две-три минуты вызывает одного человека отвечать, остальные должны следить за ответом и отмечать, всё ли пункты плана нашли отражение в ответе товарища.
В практике работы школы применяются различные виды и приёмы в проведении индивидуального опроса. Нет надобности стандартизировать эти варианты, они во многом зависят от индивидуальности и опыта учителя, состава и подготовки класса, но важно всегда учитывать, что любая форма индивидуального опроса должна позволить:
— основательно проверять знания учащегося;
— развивать активность и самостоятельность учащихся, заставляя работать весь класс.
Комбинированный опрос (уплотнённый опрос) — это самый трудный вид опроса. В чём его сущность? Вызываются одновременно 3-4 учащихся. Один отвечает устно, как при индивидуальном и фронтальном опросе, остальные — письменно на доске или за партой на отдельном листочке. После устных ответов учащихся учитель проверяет письменные на доске, задаёт по одному — два небольших вопроса и ставит оценки. После проверки можно спросить устно в порядке фронтального опроса ещё одного-двух учащихся. Одновременно опрошено пять человек, из них двое ответили у доски устно и трое продемонстрировали знание материала и определёенные навыки по составлению планов, тезисов, решению задач.
Положительные черты комбинированного опроса:
— позволяет в течение 20-25 минут, обычно отводимых на опрос, спросить в среднем от 5 до 10 человек;
— даёт возможность проверять и выработать умение составлять планы и тезисы, решать задачи и проводить опыты;
— позволяет за сравнительно небольшое время проверить знания учащихся по большому разделу программы;
— развивает у учащихся способность последовательного изложения, способность к отбору основных положений, охвату темы в целом.
Недостатки:
— сразу вызываются несколько учащихся, а остальные успокаиваются, внутренне выключаются из работы, зная, что их не вызовут;
— преподавателю приходится одновременно вести наблюдение и за группой, и за вызванными учащимися, следить за устным ответом. Это даётся не всем преподавателям;
— не всегда ответы даются гладко. Приходится направлять, уточнять. Если при индивидуальном опросе такая трата времени не приводит к срыву объяснения (просто вызывается на одного человека меньше), то при комбинированном опросе, когда учащиеся уже написали ответы, избежать разбора нельзя, а это иногда намного затягивает опрос [3].
Недостатком является также и то, что большая часть опрошенных не отвечали устно и, таким образом, их речь, культура языка и связанные с этим качества не развивались, оценка не всесторонне объективна. Кроме того, вызванные отвечать учащиеся сосредотачиваются на своих вопросах и в работе группы никакого участия не принимают. При этом они упускают много важных и полезных замечаний. Недостатком комбинированного опроса следует признать и то обстоятельство, что учащимся, готовящим письменный ответ, мешают отвечающие."
Обобщающий опрос — это следующий шаг в оформлении полученных по теме знаний. Текущий опрос помог выявить слабые места и ликвидировать их, основные разделы темы изучены, остаётся подвести итог работы, сделать основные выводы.
Образовательное значение обобщающего опроса — он связывает воедино основные элементы целой темы, способствуя выработке чёткого представления по обширному материалу, развивая кругозор и способности к обобщению.
Обобщающий опрос не требует обязательного выделения целого часа. В 20-25 минут, отводимые для контрольного спрашивания, можно проверить от 3 до 6 учеников по пройденному материалу.
Одним из видов обобщающего опроса является тематический опрос. Исходя из результатов экспериментальных исследований, были сформулированы принципы, положенные в основу тематического учёта знаний. Они могут быть использованы в преподавании любого предмета.
1. Выделение в каждой программной теме основного, узлового материала, также составление контрольных вопросов, которые дали бы возможность объективно определять знания учащихся по теме.
2. Для учёта знаний учащихся по теме необходимо использовать такие формы и методы проверки, которые давали бы возможность выявлять фактический уровень знания каждого ученика по каждому узловому вопросу. Использование различных форм для проверки знаний вызывает у школьника интерес к выполнению тех заданий, которые в них поставлены.
3. Тематический учёт знаний учащихся обязывает учителя выставлять отметки по каждой теме всем без исключения учащимся.
4. Неудовлетворительная отметка, полученная за незнание одного или целого раздела, исправляется только отметкой за овладение тем же материалом, в том же объёме.
5. Каждая оценка, получаемая учеником, должна соответствовать конкретному учебному материалу.
6. На одном уроке ученик может получить две оценки: одну — за материал предыдущего урока, а другую — за тот материал, которого он раньше не знал.
7. Для объективной итоговой отметки целесообразно проводить проверочные работы в целом по теме.
8. Выделение в каждой программной теме основного, узлового материала, также составление контрольных вопросов, которые дали бы возможность объективно определять знания учащихся по теме.
9. Для учёта знаний учащихся по теме необходимо использовать такие формы и методы проверки, которые давали бы возможность выявлять фактический уровень знания каждого ученика по каждому узловому вопросу. Использование различных форм для проверки знаний вызывает у школьника интерес к выполнению тех заданий, которые в них поставлены.
10. Тематический учёт знаний учащихся обязывает учителя выставлять отметки по каждой теме всем без исключения учащимся [2].
В качестве приемов устного опроса можно проводить также следующие [1]:
Базовый лист контроля На первом же уроке новой темы учитель вывешивает "Базовый лист контроля". В нем перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые обязан знать каждый. Обычно ученики переписывают вопросы листов в конец тетради. В старших классах лист "двухэтажный". Первая его половина — обязательный минимум для всех. Отделенная чертой вторая половина содержит добавочные вопросы
Показательный ответ Один ученик отвечает у доски, остальные слушают. Использовать такой опрос нужно, когда ученик демонстрирует блестящий ответ — чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому можно стремиться. Или как наглядную репетицию экзамена. После такого ответа полезен краткий "разбор полета" с учениками.
Опрос по цепочке Применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ. Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа. Пример из естественнонаучного цикла:
Учитель разобрал на доске задачу. Теперь проверить и закрепить ее понимание удобно с помощью развернутого комментария: как решалась задача. Проводить комментарий полезно по цепочке.
Тихий опрос Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, например тренировочной контрольной или групповой работой. Пример из естественнонаучного цикла:
Пока класс работает в группах, учитель контролирует знание основных формул у двух отстающих. Учитель называет номер одного или нескольких блоков формул. После непродолжительной подготовки учеников показывает на любую из формул внутри заданных блоков, а ребята поочередно отвечают: для чего она предназначена? в каких условиях применяется?..
Программируемый опрос Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных. Хороший шанс получить столкновение мнений, в котором "переплавится" непонимание. Не запрещено и самому учителю позащищать один из неверных ответов — пусть поспорят.
Взаимоопрос Ученики опрашивают друг друга по базовым листам. Темы — по собственному усмотрению либо их указывает учитель. По завершении работы в парах учитель может вызвать нескольких ребят, которые произносят фразу типа: "У меня вызвали затруднение такие-то вопросы: ..."
Щадящий опрос Учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответов учеников. Класс разбивается на две группы по рядам-вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте — ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто "+" или "—". На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и после ответа учителя выставляют ученикам второй группы отметку.
На основании изученного материала автором работы был составлен план-конспект одного из уроков в 5-м классе по теме «Животные» (учебник «Spotlight-5»):
Тип урока: обобщающее повторение
Цели: а) образовательные: повторение и закрепление ЗУН по теме «Животные» (лексика, грамматика: время Present Simple)
б) воспитательные: умение работать в команде и в паре, соблюдать правила поведения, уважать и выслушать своего собеседника
в) развивающие: развитие памяти, внимания, мышления
Этап урока Содержание
Фонетическая зарядка Чтение хором, в парах и по цепочке слов по теме «Животные» (учебник, стр.66-70)
Повторение лексики 1) Взаимоопрос слов по теме «Животные». Выставление оценок друг другу.
2) «Лексическая эстафета»: класс разбивается на две команды, на доске зашифрованы слова, участники команды по очереди пишут слова на доске и в тетради
3) Дифференцированная работа: часть класса (слабые) решают кроссворд, остальные (сильные) – переводят словосочетания с изученными словами (рабочая тетрадь, упр. 8, стр.46)
Повторение грамматики 1) Фронтальное повторение +, - и ? форм времени Present Simple
2) «Тихий» опрос: пока дети занимаются выполнением грамматических упражнений (упр.4,5,6, стр.46 по рабочей тетради), учитель выборочно опрашивает у слабых грамматические модели и предлагает им более простые задания на повторение +, - и ? форм времени Present Simple
3) Дифференцированная работа: сильные переводят предложения из рабочей тетради (упр.9,с.46), один/два человека выполняют задание на карточке у доски, одновременно учитель выполняет со слабыми более сложные задания.
Подведение итогов урока Выставление оценок наиболее активным ученикам, объявление домашнего задания
Проведение подобных уроков показало, что учащиеся быстро включаются в работу на уроке, испытывают эмоциональный подъём, стараются для достижения общего результата, пытаются задействовать имеющиеся знания или находить нужную информацию в различных источниках (учебник, раздаточные материалы и т.д.), стремятся поддерживать товарищей и помогать друг другу. Таким образом, можно сделать вывод, что применение различных форм контроля на уроках английского языка полностью оправданно с точки зрения образовательных и воспитательных задач обучения.
Список источников:
1. Гин. А.А. Приемы педагогической техники. – М., «Вита-Пресс», 2001 – 88 с.
2. Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения. М.: Перспектива, 2008 – 132 с.
3. Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку – СПб: КАРО, 2004. – 144 с.
4. Кульневич С.В., Лакоценина Т. П. Не совсем обычный урок. - Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2001. - 176 с.