Применение кейсовых технологий на уроке

ЧОУ ДПО «Центр Знаний»

Программа профессиональной переподготовки «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»











ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: «Применение кейсовых технологий на уроке (на примере литературного чтения в 1 классе)»









Выполнила:

Ларионова Екатерина Викторовна,
учитель музыки
первая квалификационная категория,
МАОУ "Школа- интернат №1"












г. Стерлитамак 2017
Содержание
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc471552830" 14Введение 13 PAGEREF _Toc471552830 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc471552831" 141. Кейс–метод как перспективная технология практического обучения 13 PAGEREF _Toc471552831 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc471552832" 141.1. Сущность и содержание кейс–метода 13 PAGEREF _Toc471552832 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc471552833" 141.2. Необходимость использования кейс–метода в образовании 13 PAGEREF _Toc471552833 \h 14121515
13 LINK \l "_Toc471552834" 142. Применение кейс–метода на уроках литературного чтения в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Школа–интернат №1 среднего (полного) общего образования». 13 PAGEREF _Toc471552834 \h 14171515
13 LINK \l "_Toc471552835" 142.1. Методические рекомендации использования кейс–метода на уроках развития речи и литературного чтения в начальной школе 13 PAGEREF _Toc471552835 \h 14171515
13 LINK \l "_Toc471552836" 142.2. Разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением кейс – технологии 13 PAGEREF _Toc471552836 \h 14231515
13 LINK \l "_Toc471552837" 14Заключение 13 PAGEREF _Toc471552837 \h 14311515
13 LINK \l "_Toc471552838" 14Список литературы 13 PAGEREF _Toc471552838 \h 14341515
15

Введение

Актуальность темы дипломной работы. Современные подходы к модернизации российского образования определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся.
Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в образовании занимает кейсовая технология. Кейсовая технология – это обучение действием. Метод case–study, или метод конкретных ситуаций, – это метод активного проблемно– ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Будучи интерактивным методом обучения, он позволяет повысить интерес учащихся к предмету.
Применение данной технологии помогает развить в обучающихся такие важные для дальнейшей жизни качества, как коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.
В кейсовой технологии разрабатывается модель конкретной ситуации; в описании должна присутствовать проблема либо ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения; в процессе работы требуется дополнительный информационный поиск; в итоге обучающиеся находят собственные решения предложенной проблемы (часто неоднозначные множественные решения) и приходят к собственным выводам.
Степень разработанности темы дипломной работы. Технология case–study была разработана и активно внедрена в Гарвардской школе бизнеса в 1920 году.
В российской образовательной практике только в 90–е гг. ХХ в., когда произошло стремительное обновление содержания всех дисциплин, создались благоприятные предпосылки для применения интерактивных методов обучения в целом, и кейс–метода в частности. Среди кейсологов–теоретиков и практиков следует упомянуть отечественных специалистов Г. Багиева, Г. Конищенко, В. Наумова, А. Сидоренко, Ю. Сурмина, П. Шеремета.
По мнению Толочиной (Демьянчук) О.Г. кейсовая технология (метод) – это обучение действием.
Кейс–технология заключается в том, что в начале обучения, строится индивидуальный план, каждому ученику выдается кейс, включающий задания по выбранной теме, список литературы, электронные материалы.
Ступина Е.В., Гумметова А.Ю. определяют кейсовую технологию (метод) обучения как обучение действием. По их мнению, содержание кейс–метода заключается в формирование умений по усвоению знаний как результата активной самостоятельной деятельности учащихся, и как следствие творческое усвоение профессиональных навыков, умений, знаний, а также развитие мыслительных способностей.
Долгоруков А.М. описывает метод Кейс–стади как инструмент, разрешающий использовать теоретические знания к решению практических задач, способствующий формированию у учащихся самостоятельного мышления, умения слушать, учитывать и аргументировано высказать свою точку зрения. При помощи этого метода учащиеся располагают возможностью проявлять и усовершенствовать свои оценочные и аналитические навыки, учатся работать в команде, находить наиболее целесообразное решение поставленной проблемы.
Объект исследования в дипломной работе – кейсовые технологии в педагогической деятельности.
Предмет исследования – особенности применения кейсовых технологи на уроке литературного чтения в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Школа – интернат №1 среднего (полного) общего образования» (г. Стерлитамак, Республика Башкортостан).
Цель дипломной работы – провести исследование применения кейсовых технологий на уроке литературного чтения.
В соответствии с поставленной целью в дипломной работе решаются следующие задачи:
– рассмотреть сущность и содержание кейс–метода;
– выявить необходимость использования кейс–метода в образовании;
– охарактеризовать методические рекомендации использования кейс-метода на уроках развития речи и литературного чтения в начальной школе;
– разработать урок литературного чтения в 1 классе с применением кейс-технологии.
Теоретической основой исследования в дипломной работе послужили труды таких авторов, как: Гейхман Л.К., Гостюхина Ю.А., Долгоруков А.М., Дюмина С.В., Земскова А.С. и др.
Кейс–метод как перспективная технология практического обучения
Сущность и содержание кейс–метода

Кейс (от англ. сase) – это описание конкретной ситуации или случая в какой–либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах.
Соответственно, решить кейс – это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. Врач решает кейсы каждый раз, когда ставит пациенту диагноз и назначает лечение. Юрист решает кейс, разбираясь в перипетиях дела и предлагая клиенту наилучший выход. Менеджер решает кейсы на всех этапах бизнес–процесса: какой продукт запустить, где его продавать, как привлечь покупателей, каких поставщиков и партнеров выбрать.
Сравнительно недавно метод решения кейсов получил широкое распространение в образовании, став одной из самых эффективных технологий обучения. Преимущества кейс–метода представлены в табл.1.1.
Таблица 1.1
Преимущества кейс–метода по сравнению с традиционными методами обучения
Преимущество
Характеристика

Практическая направленность
Кейс–метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач. Такой подход компенсирует исключительно академическое образование и дает более широкое представление о бизнесе и процессах, нежели лекции в вузе или практика на узком участке работ.

Интерактивный формат
Кейс–метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых. Участники погружаются в ситуацию с головой: у кейса есть главный герой, на место которого ставит себя команда и решает проблему от его лица. Акцент при обучении делается не на овладевание готовым знанием, а на его выработку.

Конкретные навыки
Кейс–метод позволяет совершенствовать «мягкие навыки» (soft skills), которым не учат в университете, но которые оказываются крайне необходимы в реальном рабочем процессе.


Совместный разбор жизненных ситуаций – универсальный способ обучения, поэтому аналоги решения кейсов можно найти еще в античности. Спартанские юноши разбирали со своими наставниками ситуации, возникающие на поле боя, а обсуждение «случаев» со своими учениками было излюбленным методом Сократа.
В современном виде кейс–метод зародился в 1870–е годы в Гарвардской школе права, а в бизнес–обучении утвердился с 1920–х годов. Преподаватели первых программ МВА были учеными, а не бизнесменами, и они столкнулись с тем, что невозможно было обучить студентов ведению бизнеса исключительно при помощи лекций и учебников. Альтернативой учебникам стали интервью с ведущими предпринимателями и топ–менеджерами компаний и написанные на их основе подробные отчеты о том, как они решали ту или иную ситуацию, а также о факторах, влияющих на их деятельность. С тех пор анализ бизнес–ситуаций стал важным элементом подготовки будущих менеджеров в бизнес–школах. Преподаватели Гарвардской школы бизнеса активно способствовали его распространению, публикуя книги, учебные пособия, сборники кейсов и проводя семинары для преподавателей. Сейчас решение кейсов как метод обучения используется во всех ведущих бизнес–школах, университетах и корпорациях.
Решение кейсов состоит из нескольких шагов:
1) исследования предложенной ситуации (кейса);
2) сбора и анализа недостающей информации;
3) обсуждения возможных вариантов решения проблемы;
4) выработки наилучшего решения.
Казалось бы, все просто. На самом деле существует несколько подводных камней, способных озадачить участников, впервые имеющих дело с кейсами.
Во–первых, кейс не имеет правильного ответа. Оптимальное решение может быть одно (при этом оно не всегда может быть реализовано в реальной ситуации), а вот эффективных решений – несколько.
Во–вторых, вводные кейса могут противоречить друг другу или постоянно меняться. Кейс строится на реальных фактах и имитирует настоящую жизненную ситуацию, а в жизни не раз приходится сталкиваться с подобными проблемами.
В–третьих, как правило, кейсы решаются в условиях ограниченного времени.
Кейс объединяет в себе два компонента: исследовательский и учебный, поэтому процесс его создания предполагает работу бизнес–журналиста/консультанта и преподавателя одновременно.
Как правило, за основу кейса берется ситуация, произошедшая в конкретной ситуации. При необходимости ситуация заостряется, и в нее закладывается проблема, провоцирующая дискуссию.
Содержание кейса дополняется данными из открытых источников: отчетов, исследований, статистических данных.
Поскольку цель кейса – обучение и/или проверка конкретных умений, в него закладывается комплекс знаний и практических навыков, которые участникам нужно получить, а также устанавливается уровень сложности и дополнительные требования.
Качественный кейс должен объединять в себе три ключевых аспектов, представленных в табл.1.2.
Таблица 1.2
Ключевые аспекты кейса
Аспект
Характеристика

Захватывающая ситуация
В кейсе должна быть отражена ситуация, не имеющая однозначного решения

Актуальность проблемы
За основу берется реальная ситуация или проблема, требующая решения

Данные
Достаточный объем первичных и статистических данных для решения

Кейсы различаются по формату использования и уровню сложности.
По формату использования выделяют:
Executive–кейсы (1–2 стр. и менее). Участники знакомятся с кейсом непосредственно на мероприятии и решают его индивидуально или в формате обсуждения с модератором. Такие кейсы используются в качестве иллюстрации теоретического материала или для проверки конкретных узких навыков.
Тематические кейсы (3–5 стр.). Предназначены для разбора на учебном занятии и общей дискуссии, иногда предполагается краткая предварительная подготовка участников.
Гарвардские кейсы (в среднем 20–25 стр.). Подразумевают самостоятельную командную работу в течение нескольких дней и презентацию решения.
По уровню сложности кейсы могут быть:
Структурированными (highly structured). Включают в себя минимальное количество дополнительной информации. В них заложена определенная модель решения, и существует оптимальный вариант решения.
«Маленькими набросками» (short vignetts). Знакомят только с ключевыми понятиями, включают 2–3 стр. приложений. Участникам требуются дополнительные знания для работы.
Большими неструктурированными (long unstructured cases). Это самые сложные кейсы. Участникам нужно справиться с большим объемом слабо структурированных данных. В кейс может включаться лишняя информация и/или отсутствовать необходимые данные.
Кейсы впервые стали использоваться при обучении в Гарварде (США), и с тех пор Гарвард во многом определяет формат кейс–образования во всем мире. Обучение в Гарвардской школе бизнеса (Harvard Business School, HBS) практически полностью построено на анализе кейсов, а в библиотеке школы собрана самая большая коллекция кейсов в мире. Классический гарвардский кейс – это большой по объему кейс (20–25 страниц текста плюс 8–10 страниц иллюстраций и приложений), где есть главный герой и его история. Особенность применения кейс–метода в HBS – поиск единственно верного решения.
В Школе управления им. Дж. Кеннеди (John F. Kennedy School of Government, HKS) кейсы применяются для обучения государственных служащих, и их темы связаны с вопросами государственной политики и лидерства. Главный герой кейса, как правило, находится на государственной службе или является официальным лицом некоммерческой организации. Кейсы HKS могут затрагивать такие темы, как «Возрождение Руанды после геноцида», «Ураган Катрина» и т. п. Обсуждение кейсов в HKS носит скорее научный и концептуальный характер, в то время как в бизнес–школах кейс–метод – это решение конкретной проблемы с разработкой плана действий.
В медицинском образовании примером использования кейс–метода может служить обучение в Медицинской школе Гарварда (Harvard Medical School). Традиционно будущих врачей допускали до работы с пациентами с третьего курса, а первые два года им давалось исключительно теоретическое образование с огромным объемом материала для запоминания. Студенты изучали биологию, физиологию, анатомию, биохимию и другие дисциплины. В 1985 году декан школы Даниэль Тостезон (Daniel Tosteson) предложил использовать кейсы для того, чтобы снизить информационную нагрузку на студентов и ввести в программу элементы активного обучения.
Работа с медицинскими кейсами отличалась от решения бизнес–кейсов своим форматом. Студенты работали в небольших группах, по 6–8 человек, и получали материал непосредственно на занятии, а не знакомились с ним заранее. Кейс состоял из 5–6 частей, которые последовательно разбирались на нескольких занятиях. Как правило, в первой части описывалось начальное состояние пациента и симптомы болезни, вторая содержала в себе результаты первичного осмотра, последующие части были посвящены результатам анализов, диагнозу специалистов, назначенному лечению, реакции пациента на это лечение и дальнейшему прогрессу лечения.
В ходе обсуждения от студентов не требовалось предлагать готовые решения. Цель заключалась в том, чтобы поставить дальнейшие вопросы, выдвинуть гипотезы, выявить пробелы в знаниях и в итоге сформировать план для самостоятельного изучения материалов по теме, с которым студенты на несколько дней отправлялись работать в библиотеку. После этого преподаватель предлагал для обсуждения следующую часть кейса. Таким образом, с введением кейсов в обучение студенты уже на начальных курсах погружались в мир врачебной практики вместо чисто теоретической подготовки.
В европейской традиции бизнес–образования изначально утвердился немного иной формат обучения. Первые программы МВА во Франции, Швейцарии, Великобритании и других странах длились в среднем 12 месяцев (вместо двухгодичных программ, как это было принято в США) и были рассчитаны на студентов, уже обладавших практическим опытом в управлении бизнесом.
Эта прагматическая ориентация и приближенность к миру реального бизнеса нашла свое наиболее законченное выражение в Манчестерской школе бизнеса (Manchester Business School, MBS) и, соответственно, так называемой манчестерской школе кейсов. В отличие от гарвардских кейсов манчестерские кейсы в полтора–два раза короче и в них принципиально отсутствует правильное решение, которое вырабатывается в ходе открытых обсуждений. Кроме того, Манчестерская школа бизнеса пытается еще больше приблизить свои кейсы к реальности: она практикует краткосрочные стажировки студентов (проектный метод обучения), где перед ними ставится задача справиться с конкретной трудностью, которую компания испытывает в настоящий момент. За счет прохождения практики обучение в MBS длится чуть больше – 18 месяцев. В среднем на лекции приходится 30 % всего учебного времени, решение кейсов занимает 25 %, а участие в рабочих проектах – 45 %.
Таким образом, кейс–метод заключается в решении проблемной ситуации, взятой и реальной жизни, которая не имеет однозначного решения. Кейс –метод позволяет применить теоретические знания к решению и обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых.

Необходимость использования кейс–метода в образовании

В связи с переходом системы образования на ФГОС нового поколения изменились требования ко всем структурным составляющим и результатам обучения на каждом этапе жизнедеятельности. В большинстве это касается подходов к организации учебного процесса, например, переход от знаний–умений–навыков к формированию компетенций, изменение роли учителя от «человека дающего знания» к «человеку, обучающему получать знания». Внедрение всех этих изменений становится возможным, если модифицировать современный урок.
В новом ФГОС изложены требования к ведению современных уроков:
Мотивирование к учебной деятельности реализовывается посредством включения учащихся в исследовательскую и поисковую деятельность. Учитель формирует условия для пробуждения внутренней потребности в изучении материала.
Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяют при этом границы собственного знания и незнания.
Новый этап урока – это обнаружение затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.
На этапе рефлексии учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности.
Домашнее задание на современном уроке учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей.
Исходя из вышеизложенного, вся учебная деятельность должна строиться на основе системно–деятельностного подхода. Учащийся должен стать живым участником образовательного процесса.
Любое усвоение знаний базируется на овладении учеником универсальными учебными действиями, усвоив которые, он имеет возможность получать знания самостоятельно, используя различные источники информации. Способствовать тому, чтобы научить учиться, то есть перерабатывать и усваивать информацию – основное положение системно–деятельностного подхода к обучению.
В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования все большее количество педагогов разрабатывают уроки в соответствии с развивающими образовательными технологиями: формирование критического мышления, кейс–стади, коллективный способ обучения, ориентированные на формирование универсальных учебных навыков и умений учащихся. Подобным образом технологию используют и в средних профессиональных учебных заведениях.
Конкретная ситуация (или кейс) может быть показанное описание определенных условий из жизни группы людей, организаций, направляющее учащихся на определение проблемы и поиск вариантов ее решения.
Нет определенного стандарта представления кейсов. Все чаще в текст включают фотографии, диаграммы, таблицы, что делает его более наглядным для учащихся. С информацией на печатном или электронном носителе удобней работать и анализировать ее, чем с информацией, представленной, например, в видео– или аудио– вариантах, так как многократные интерактивные просмотры могут привести к ошибкам и искажению первичной информации. В последнее время кейсы представляют с использованием мультимедиа технологий, что позволяет избежать многих трудностей и совместить в себе преимущества текстовой информации и видео изображения.
Кейс технология построена на учебно–методическом комплексе, обеспечивающем учащихся необходимым набором информационного и методического материала для осуществления контроля над самостоятельным усвоением знаний по конкретному предмету.
Кейс–метод это один из основных методов самостоятельной работы учащихся, применяемых при проведении практических и семинарских занятий. Его использование позволяет учащимся применять теоретические знания к решению практических задач, способствует развитию самостоятельного мышления.
Такое обучение развивает понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельности.
Результатом использования кейс метода являются не только полученные знания, а также навыки профессиональной деятельности. Учащимся дают осознать реальную жизненную ситуацию, описание которой отображает не только практическую проблему, а также реализует определенный комплекс знаний, которые усваиваются при решении данной проблемы. Сама же проблема не имеет определенных решений, и обучение рассматривается как необходимое условие выживания.
На уроках с использованием кейс технологии роль преподавателя состоит в направлении дискуссии или беседы при помощи проблемных вопросов, в мотивации учащихся уклониться от поверхностного мышления, во включении всех учащихся группы в процесс анализа кейса.
Технология кейс–метода применяется при проведении занятий разного типа: сообщение новых знаний; закрепления; контроля и оценки знаний; систематизации изученного материала.
Кейс–метод предполагает следующую самостоятельную деятельность учащихся: подготовительную работу (сбор информации), индивидуальную и групповую работу над поставленной проблемой. Данный метод направлен на получение, закрепление и совершенствование знаний учащихся, формирование учебных и профессиональных умений и навыков, развитие познавательных потребностей и способностей у учащихся, что способствует вырабатыванию у учащихся таких умений и навыков, которые важны и необходимы как в обучении, так и в профессиональной деятельности.
Можно выделить следующие умения и навыки:
– осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации;
– отбирать главное, существенное;
– формулировать задачи;
– определять механизм решения задач;
– принимать решения;
– организовывать работу малых групп;
– излагать, представлять разработанное решение или проект.
Структура и содержание кейса могут содержать следующие основные составляющие:
Подробное описание ситуации.
Формулировка проблемы и заданий.
Учебно–методическое обеспечение (наглядный, информационный материал, который может помочь решить проблему).
Наличие памятки «Как работать с практическими ситуациями».
Временные характеристики (режим работы: продолжительность каждого этапа), которые зависят от сложности поставленной проблемы, количества малых групп, временного пространства занятий.
Система и критерии оценки каждого этапа работы. Общая оценка за работу складывается из оценки его участия группой экспертов и самооценки.
Дополнительные факторы, которые зависят от особенностей дисциплины, при изучении которой используется кейс–метод.
Список литературы для учащихся.
Таким образом, проблемно–ситуативное обучение с применением кейсов соответствует требованиям ФГОС основного общего образования.
Для достижения профессиональной подготовки будущих специалистов целесообразно применять одну из современных педагогических технологий, направленную на организацию самостоятельной работы учащихся, кейс–технологию.
Кейс метод формирует навыки и умения мыслительной деятельности, способность к обучению, умение перерабатывать огромные массивы информации. Будущий специалист учится способности оптимального поведения в различных ситуациях, эффективности действий в условиях кризиса.
Необходимым условием кейс–технологии является разработка эффективного кейса и методики его использования в образовательном процессе.
При разработке кейса следует помнить, что он должен соответствовать чётко поставленной цели; иметь соответствующий уровень трудности; быть актуальным на сегодняшний день; не устаревать слишком быстро; иллюстрировать типичные ситуации; иметь несколько решений; провоцировать дискуссию; развивать аналитическое мышление.
Таким образом, внедрение кейс–технологии в процесс обучения сделает его более продуктивным и позволит организовать самостоятельную работу учащихся. На занятиях с использованием кейс–технологии учащиеся проявляют больше самостоятельности при планировании своей деятельности. Выбирая пути решения поставленных задач, учащиеся овладевают системой знаний и умений в профессиональной деятельности и самообразовании. В учебном процессе развивается активность личности, и формируются познавательные интересы компетентного специалиста.

Применение кейс–метода на уроках литературного чтения в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Школа–интернат №1 среднего (полного) общего образования».
Методические рекомендации использования кейс–метода на уроках развития речи и литературного чтения в начальной школе

База проведения исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа–интернат №1 среднего (полного) общего образования» (МАОУ «Школа–интернат №1 среднего (полного) общего образования»).
Основными видами деятельности школы–интерната №1 являются:
–реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
–дифференцированный подход в обучении; –изучение информатики со 2 класса;
–работа городской экспериментальной площадки по организации группы дошкольного образования;
–развитие индивидуальных и творческих способностей учащихся.
Объект исследования: учащиеся 1–2 классов МАОУ «Школа–интернат №1 среднего (полного) общего образования».
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей. Применение современных инновационных технологий на уроке позволяет не только раскрыть способности ученика, но и формирует умение учиться.
Задачей кейса является подробное «описание жизненной ситуации», отражающей практическую проблему и актуализирующую определенный комплекс знаний.
·
Иногда сложность вызывает сама разработка кейса, а именно подбор соответствующего реального материала, модель проблемной ситуации, в которой отражается комплекс знаний, умений и навыков для овладения. Обычно действия в кейсе либо даются в описании и тогда требуется их осмысление. Также они могут быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Учащиеся разрешают поставленную проблему и получают реакцию окружающих на свои действия. Преподаватель направляет беседу с помощью проблемных вопросов, контролирует время работы, вовлекает всех учащихся группы в процесс анализа кейса.
Метод кейсов рекомендуется проводить в несколько этапов:
– первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями;
– второй этап – выделение основной проблемы;
– третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
– четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения;
– пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов.
Кейс–метод развивает:
– аналитические умения (умение классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать её);
– практические умения (использование на практике знаний, методов, приёмов в работе с информацией);
– творческие умения (творческий подход в решении проблемы);
– коммуникативные умения (умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, убеждать оппонентов, умение кооперироваться в группы и др.);
– социальные умения (оценка поведения людей, умение примерять ситуацию на себя, определять причины её возникновения и др.)
Цель применения кейс–технологии на уроке – не передача учащимся знаний в готовом виде, а самостоятельное их добывание в ходе дискуссии. Дискуссия провоцируется описанием конкретного события, ситуации, произошедших в реальной жизни. В ходе дискуссии и разрешения проблемы дети приобретают необходимый багаж знаний, которым в дальнейшем они смогут воспользоваться. Рассмотрим реализацию данной технологии на примере следующего кейса, используемого мною на уроке развития устной речи:
Кейс «История с лосенком»
Предмет: «Развитие устной речи на основе изучения объектов и явлений окружающей действительности»
Дидактическая линия: «Человек и природа».
Тема: «Охрана природы».
Цель: объяснить, как нужно правильно вести себя в лесу, чтобы не навредить животным.
Понятия, проверяемые данным кейсом: правила поведения в лесу, бережное отношение к животным.
Проблема: как воспитать у детей любовь к родной природе.
Ситуация. Чтение отрывка рассказа А. Севастьянова из журнала «Юный натуралист» №6, 1998г. о том, как, гуляя в лесу, сын егеря увидел лосиху и двух маленьких лосят. Подойдя ближе, он спугнул лосиху. Она убежала. Один лосенок последовал за ней. А другой спал. Проснувшись, он увязался за мальчиком. Мальчик решил оставить его у себя.
Фон ситуации:
А. Севастьянов «Не рви цепочку».
Никогда не бывает лес радостней и звонче, чем в эту весеннюю пору. Сашка старался не трещать сучьями. Впереди раздавался непонятный звук В просвете между деревьями прошла лосиха. Встала около лосенка
Сашка осторожно подвинулся ближе и увидел: в редкой лесной траве, спиной к нему, лежит второй лосенок. Похоже, спит. Лосиха учуяла Сашку и побежала от него. Лосенок – за ней. А второй все лежит. Только ушами заводил, как большой
Встал на свои длинные ноги–ходули и увидел Сашку. Зашевелил вроде бы непослушными ногами и вместо того, чтобы убежать, шагнул к Сашке. Тот попятился. «Вдруг лосиха вернется. Надо уходить».
Лосенок пошел за ним. Сашка побежал. Лосенок не отставал
Рыжего большеухого лосенка и Сашку отец увидел возле огорода
– Ты где его взял?
Сашка рассказал.
– Давай, быстрее назад! Разве можно! – И он впереди Сашки и лосенка побежал в лес, на ходу расспрашивая, где точно Сашка его нашел.
– Давай оставим его себе, – робко предложил Сашка. – Пускай живет.
– Да как же мы его выкормим без молока? Что ж ты наделал? Не встретится с лосихой – погибнет. Осторожнее надо в лесу. Сколько раз тебе говорил.
Эти разговоры Сашка помнил. Помнил, как однажды подобрал на земле птенца. Думал, упал из гнезда. А это был слеток, которому пришло время расстаться с гнездом. Птицы кормили бы его и в траве. А в доме он погиб на другой же день. Отец говорил тогда:
«Жизнь у них, как цепочка, одно звено за другим. То он в гнезде должен смирно сидеть, а подрастет – прятаться в траве или кустах. Ты взял его из травы и оборвал цепочку».
«Не получилось бы так же с лосенком», – боялся Сашка.
Наконец пришли туда, где Сашка нашел лосенка. Договорились по команде разбежаться в разные стороны. Пока лосенок будет соображать, за кем бежать, они скроются из виду.
Так и сделали
– А не пойдет он с голоду искать лосиху? Уйдет куда–нибудь, заблудится.
– Кто знает? И посмотреть нельзя. Пойдешь туда – лосиху испугаешь или лосенок опять привяжется
Через два дня на лесной дороге отец нашел свежие следы лосихи с двумя лосятами. Та ли прошла лосиха или другая, они так и не узнали. Лосенка на месте тоже не было.
Информация кейса может быть печатной (статья, рассказ), в виде рисунка, фото, видео, мультимедиа. Главное, чтобы этот материал помог ученику лучше понять предложенную ситуацию и поставить себя на место главных героев.
После восприятия ситуации необходимо выделить, осмыслить и обсудить проблему. Организовать обсуждение можно с помощью вопросов или в виде конкретных заданий.

Вопросы:
Почему Сашин отец так отреагировал на данную ситуацию?
Что бы ты почувствовал, если бы оказался на месте Саши?
Может ли маленький лосенок выжить без матери?
Виноват ли мальчик в том, что лосиха оставила своего детеныша?
Далее следует поиск различных вариантов разрешения проблемы. В помощь учащимся на этом этапе можно предложить информационный лист с необходимой дополнительной информацией.

Поиск вариантов разрешения ситуации.
Как бы ты поступил в данной ситуации?
Дочитай в информационном листе рассказ А. Севастьянова и узнай, чем закончилась история с лосенком.
Какие ошибки, совершенные в лесу, Сашка запомнил на всю жизнь?
Объясни заголовок рассказа.
Наконец, в завершение учащиеся должны найти только один вариант решения предложенной проблемы.Затем делаются выводы, подводится итог.
На этапе «Выводы. Обобщение» можно организовать работу в группах.
Задание для 1 группы:
Сформулируйте правила поведения в лесу.
Задание для 2 группы:
Примите участие в конкурсе плакатов на тему: «Лес – дом животных. Будь вежлив в гостях!»
Задание для 3 группы:
Используя различные информационные источники (информационный лист), больше узнайте о лосях и подготовьте небольшое сообщение для одноклассников об этих замечательных животных.

Среди критериев оценки выделяют следующие:
Активность ребенка при обсуждении кейса.
Понимание темы обсуждения.
Оригинальность высказываний.
Этот метод можно применять регулярно практически по любой теме обучения на разных предметах. Однако эффективность занятия с помощью кейс–технологии во многом зависит от умения учителя организовать работу, направлять беседу в нужное русло, контролировать время, вовлекать в дискуссию всех участников образовательного процесса.
Таким образом, одной из эффективных технологий обучения деятельностного типа является проблемно–ситуативное обучение с использованием кейсов. Главной целью метода case–study является анализ ситуации при конкретном положении дел и выработка практического решения. В конечном итоге, оцениваются все предложенные варианты, и выбирается лучший. Единственная трудность, которая возникает при применении данного метода, заключается в оценивании вклада каждого участника в процесс обсуждения и поиск решения. Следует соблюдать объективность, предъявление единых требований и аргументацию оценок. Роль преподавателя очень важна – он должен добиваться активности всех участников, выслушивать все аргументы за и против, контролировать процесс в общем, но не влиять на содержание.
Благодаря применению кейс–метода в учебном процессе, у учащихся появляется отличная возможность творчески применять пройденный языковой материал на базе своих профессиональных знаний и позволяет им адаптироваться к реальным и потенциально возможным ситуациям. Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны учащихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу, самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Немаловажно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию учащихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.

Разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением кейс – технологии

Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Цели:
получить новый способ действия героев, основанный на жизненном опыте детей;
закрепить знания о видах сказок.
Задачи:
1) познакомить учащихся со сказкой «Лиса и журавль»;
2) развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения;
3) развивать навык выразительного чтения по ролям;
4) при работе в группах применить кейс–технологию;
5) воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, стремление делать добрые дела.
УУД
Личностные:
–осознавать значимость чтения;
–испытывать потребность в систематическом чтении;
–проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное;
–высказывать свою точку зрения, уважать мнение собеседника.
Познавательные:
–искать и находить нужную информацию в соответствии с заданием учителя,
– определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;
–формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;
–планировать свою работу в соответствии с заявленной темой;
–анализировать слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их произносить.
– формировать учебно–познавательный интерес к учебному материалу с помощью применения кейс – технологии;
Регулятивные:
– выполнять учебное действие в соответствии с целью, используя алгоритм;
–осуществлять взаимопроверку; самооценку результата выполнения учебного задания;
–формировать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки.
Коммуникативные:
– учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
– использовать речевые средства для представления результата деятельности:
– умения ответить на поставленный вопрос;
– объяснить значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы и антонимы к словам текста, использовать фольклорные изречения в пересказах и свободных высказываниях;
– словесное иллюстрирование прочитанного;
– составление краткого отзыва о прочитанном.
Оборудование:
Кейсы для 6 групп, иллюстрации лисы и журавля.
Ход урока.

Организационный момент.
О чём–то скрипит половица,
И спицам опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки ...

И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски ...
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.

2.Актуализация знаний.
–Сказки бывают разные.
– На какие группы делятся сказки?
–Ученики отвечают (народные, авторские, волшебные, о животных, бытовые).

Включение в систему знаний.
Учитель: – Сегодня на уроке мы будем читать сказку, а о ком она, вы узнаете, разгадав эти загадки.
Рыжая плутовка
Обманывает ловко.
Её боится мышка
И зайка шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт.
Ученик: – Лиса
(Показ картинки лисы)
Учитель: – Следующая загадка
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
Ученик: – Журавль
(Показ картинки журавля)

– Назовите тему сегодняшнего урока.

Изучение нового материала.
а) Чтение сказки учителем.
–Внимательно слушайте сказку, простым карандашом подчеркните непонятные слова.
б) Словарная работа.
Куманек(кум)– крестный отец по отношению к родителям крестника.
Сама стряпала – сама приготовила пищу.
Не обессудь – не суди строго.
Потчевать – угощать.
Досада – обида, чувство неудовольствия.
Несолоно хлебала – обманулась в ожидании.
в) Чтение сказки учащимися по абзацам.
г) Анализ сказки
– Какая это сказка?
– Кто является главными героями сказки?
– Правильно ли поступила лиса?
– Как повёл себя журавль?
– Почему распалась дружба лисы с журавлём?
–Найдите в тексте пословицу.
– Как вы её понимаете?
– В каком предложении заключена главная мысль этой сказки?

5. ФИЗМИНУТКА

6. Закрепление изученного материала.
Работа в группах с применением кейс – технологии.
Задания в кейсах.

1 группа
1). Какие ещё пословицы подходят к сказке «Лиса и журавль»? Отметьте галочкой (V)
Делу время, потехе
За добро добром платят.
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
Хороший гость дому радость.
Гостю щи не жалей, а побольше лей.
Умей в гости звать, умей и угощать.
2). Придумайте счастливый конец этой сказки, где лиса и журавль помирились.
2 группа
1). Составить СИНКВЕЙН на слово ЛИСА.
2). Придумайте счастливый конец этой сказки, где лиса и журавль помирились.
3 группа
Восстановите последовательность событий в сказке, пронумеруйте эпизоды:

Лиса наварила манной каши.
Журавль приготовил окрошку.
С тех пор дружба врозь.
Журавль угощает лису.
Лиса угощает журавля.
Лиса с журавлём подружились.
Журавль пригласил лису в гости.
Лиса пригласила журавля в гости.
2). Придумайте счастливый конец этой сказки, где лиса и журавль помирились.
4 группа
1). Составить СИНКВЕЙН на слово ЖУРАВЛЬ.
2). Придумайте счастливый конец этой сказки, где лиса и журавль помирились.
5 группа
1). Чтение сказки по ролям.
2). Придумайте счастливый конец этой сказки, где лиса и журавль помирились.
6 группа
1). Составить СИНКВЕЙН на слово СКАЗКА
2). Придумайте счастливый конец этой сказки, где лиса и журавль помирились.

7. Выслушивание ответов групп.

8. Итог урока.

– Чему учит нас эта сказка?

В силу небольшого жизненного опыта у учащихся младших классов использование кейс-методов не нашло широкого применения в начальной школе. Но хочется отметить, что технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе. А так как отличительной особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.
В классификации кейсов выделяют такие виды: практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Учителя начальных классов в своей работе могут использовать практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни.
По сути дела, кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.
Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. И, конечно, кейс должен содержать проблему, понятную учащемуся младших классов и обязательную оценку принятого решения.
Таким образом, у детей появляется опыт принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем, умение работать с текстом; происходит соотнесение теоретических и практических знаний. И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.

Заключение

Кейс–метод заключается в решении проблемной ситуации, взятой и реальной жизни, которая не имеет однозначного решения. Кейс –метод позволяет применить теоретические знания к решению и обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых.
Внедрение кейс–технологии в процесс обучения сделает его более продуктивным и позволит организовать самостоятельную работу учащихся. На занятиях с использованием кейс–технологии учащиеся проявляют больше самостоятельности при планировании своей деятельности. Выбирая пути решения поставленных задач, учащиеся овладевают системой знаний и умений в профессиональной деятельности и самообразовании. В учебном процессе развивается активность личности, и формируются познавательные интересы компетентного специалиста.
Главной целью метода case–study является анализ ситуации при конкретном положении дел и выработка практического решения. В конечном итоге, оцениваются все предложенные варианты, и выбирается лучший. Единственная трудность, которая возникает при применении данного метода, заключается в оценивании вклада каждого участника в процесс обсуждения и поиск решения.
Следует соблюдать объективность, предъявление единых требований и аргументацию оценок. Роль преподавателя очень важна – он должен добиваться активности всех участников, выслушивать все аргументы за и против, контролировать процесс в общем, но не влиять на содержание.
Благодаря применению кейс–метода в учебном процессе, у учащихся появляется отличная возможность творчески применять пройденный языковой материал на базе своих профессиональных знаний и позволяет им адаптироваться к реальным и потенциально возможным ситуациям. Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны учащихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу, самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Немаловажно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию учащихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.
В силу небольшого жизненного опыта у учащихся младших классов использование кейс-методов не нашло широкого применения в начальной школе. Но хочется отметить, что технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе. А так как отличительной особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.
В классификации кейсов выделяют такие виды: практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Учителя начальных классов в своей работе могут использовать практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни.
По сути дела, кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.
Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. И, конечно, кейс должен содержать проблему, понятную учащемуся младших классов и обязательную оценку принятого решения.
Таким образом, у детей появляется опыт принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем, умение работать с текстом; происходит соотнесение теоретических и практических знаний. И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, так как он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.

Список литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1–4 кл.) // Министерство образования и науки РФ [сайт]. URL: http://xn––80abucjiibhv9a.xn––p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 (дата обращения 03.01.2017)
Авдулова Т. П. Психология игры: современный подход: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2009. 203 с.
Безруков В.И. Проектирование организации социально-педагогической деятельности в школе // Управление качеством образования / Под ред. П.И.Третьякова, Т.И.Шамовой. М, МПГУ, 2001. С. 73-76.
Введение в кейс–метод: что такое кейсы и зачем они нужны // Changellenge [сайт]. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 03.01.2017)
Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии». СПб.,1997. 224 с.
Гейхман Л.К. Дистанционное образование в свете интерактивного подхода // Матер. II Международ. Науч.– практ. Конф. (Пермь, 6–8 февраля 2007 г.). – Пермь: Изд–во ПГТУ, 2006. – С.25–32.
Гостюхина Ю.А. Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС [электронный ресурс] URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 03.01.2017).
Гумметова А.Ю., Ступина Е.В. Кейс–метод как современная технология личностно–ориентированного обучения // Образование в России. 2010. № 5 [сайт]. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 03.01.2017)
Долгоруков А.М. Метод case–study как современная технология профессионально–ориентированного обучения [электронный ресурс] URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 03.01.2017).
Долгоруков А. М. Метод case–study как современная технология профессионально–ориентированного обучения // Лекции. 2012. [электронный ресурс].URL: http://www.vshu.ru (дата обращения: 04.01.2017).
Доценко И.Г. Проектирование социально-педагогической деятельности классным руководителем // Воспитание школьников. 2010 №1. С. 27-33
Дюмина С.В. Управление формированием универсальных учебных действий обучающихся как актуальная проблема современного образования. // Известия Юго–Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2015. № 2 (15). С. 99–104.
Земскова А.С. Использование кейс–метода в образовательном процессе // Совет ректоров. 2008. № 8. С. 12–16.
Индивидуализация познавательной деятельности школьников: концепции, проблемы, перспективы: Сборник научных трудов. М.: Спутник, 2010. 188 с. 
Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы // Рубеж. 1997. № 10-11. С. 177-189.
Кравченко А.И. Общая психология: учеб.пособие. М.: Проспект, 2009. 432с.
Михайлова Е.А. Кейс и кейс–метод: общие понятия // Маркетинг.1999. № 1. С. 109–117.
Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студентов. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 176 с.
Покосенко Е.А. Практическое применение методов, средств, приемов работы на уроке. Методические рекомендации. Екатеринбург, 2009. 23 с.
Психология и педагогика: учебное пособие/ С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. М.: КНОРУС, 2012. 480с
Подласый И. П. Педагогика. В 2 томах. Том 1. Теоретическая педагогика. М.: Юрайт, 2013. 784 c.
Сурмин Ю.П. Ситуационный анализ или анатомия кейс–метода. К.: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.
Толочина (Демьянчук) О.Г. Кейсовые технологии как один из инновационных методов образовательной среды // Социальная сеть работников образования. 2013. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 03.01.2017)
Эльконин Д.Б. Психология игры. 2–е изд. М.: ВЛАДОС, 1999. 358 с.

 Гейхман Л.К. Дистанционное образование в свете интерактивного подхода // Матер. II Международ. Науч.- практ. Конф. (Пермь, 6-8 февраля 2007 г.). - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2006. - С.25-32.
 Толочина (Демьянчук) О.Г. Кейсовые технологии как один из инновационных мтеодов образовательной среды // Социальная сеть работников образования. 2013. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 03.01.2017)
 Гумметова А.Ю., Ступина Е.В. Кейс-метод как современная технология личностно-ориентированного обучения // Образование в России. 2010. № 5 [сайт]. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 03.01.2017)
 Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [электронный ресурс] URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 03.01.2017).
 Введение в кейс-метод: что такое кейсы и зачем они нужны // Changellenge [сайт]. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 03.01.2017)
 Гостюхина Ю.А. Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС [электронный ресурс] URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 03.01.2017).
 Покосенко Е.А. Практическое применение методов, средств, приемов работы на уроке. Методические рекомендации. Екатеринбург, 2009. С.8
 Там же.
 Долгоруков А. М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения // Лекции. 2012. [электронный ресурс].URL: http://www.vshu.ru (дата обращения: 04.01.2017).









13PAGE \* MERGEFORMAT14215



8ђ Заголовок 1»ђ Заголовок 2Rђ Заголовок 315