Игра по станциям Рыцарский турнир
Культурмиди Н.П.
учитель истории и обществознания
высшей категории
ГБОУ школа с углубленным изучением английского языка №1285
«Рыцарский турнир»
Игра по станциям на тему «Средневековье» для 6 класса.
Аннотация
Цель игры – активизация познавательного интереса учеников к изучению истории в более широком, чем школьная программа, объеме. Привлечение к игре большого количества детей, командный дух соревнований, участие в качестве организаторов учеников более старших классов делает игру еще более увлекательной, а результаты ее – еще более явными и впечатляющими. Каждая команда идет по своему единственному маршруту, обозначенному на маршрутном листе как на карте. На семи станциях им предлагаются задания по разным темам, изученным в теме «Средневековье». Команда, набравшая наибольшее количество баллов – побеждает и получают призы. Но удовольствие от соревнования и более глубокие знания предмета, надеюсь, получат все: и участники, и организаторы.
Цель: развивать интерес учеников к истории, расширять знания, полученные на уроках;
Задачи: 1) совершенствование умения работы в команде;
2) совершенствование умения работать с документами, картами;
3) пополнение и расширение знаний по истории средних веков;
Оборудование:
Маршрутные листы индивидуальные для каждой команды;
Таблички на дверях помещений, где находятся станции с указанием номера станции, ее названия и имен станционных смотрителей;
Карточки с заданиями;
В игре участвуют 7 команд шестиклассников и ученики старших классов в качестве станционных смотрителей.
Деление классов на команды предпочтительно провести заранее. Каждая команда выбирает командира, придумывает название и девиз.
Старшеклассники в качестве станционных смотрителей получают следующий инструктаж:
Каждая станция находится в отдельном помещении, подписанном и пронумерованном;
В маршрутном листе, который получает каждая команда, обозначен номер станции, маршрут следования, место расположения станции и названы имена станционных смотрителей;
Каждой команде, которая приходит на вашу станцию даётся задание и 5-7 минут на его выполнение;
Задача станционных смотрителей дать задание, проинструктировать команды о том, как его выполнять, следить за временем и сосчитать количество баллов, заработанных командой на данной станции.
Команды получают маршрутные листы, ходят по станциям, на которых получают задания. На каждой станции можно получить определенное количество баллов. Побеждает команда, получившая наибольшее количество баллов. Капитан этой команды объявляется Сеньором, остальные – рыцарями и вассалами.
1 станция: феодальное общество
2 станция: герб
3 станция: карта
4 станция: викинги
5 станция: песнь о подвигах (песнь о Роланде)
6 станция: арабы
7 станция: рыцарские доспехи.
Маршрутный лист.
Название команды:
Девиз:
Командир:
№ Название станции Место Станционный смотритель Количество баллов время
Задания с ответами.
Станция №1: ФЕОДАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО.
Задание: Впишите нужное слово в правую колонку.
Не пашут, не воюют, а спасают души
христиан; 1.__________________
Они постоянно на виду: на пиру, в
церкви, при дворе короля, в бою, на
турнире; 2.___________________
Он господствует над местностью,
Является защитой в случае опасности.
Имеет сторожевые башни, подвесной мост; 3.____________________
Подвластны лично феодалу,
Выполняют барщину, платят оброк за
пользование землей; 4.____________________
Платят налоги государству: подушный,
на вино, на соль; 5.____________________
Платят налог в пользу церкви: 1/10
часть урожая, денег, приплода скота; 6.____________________
Имеет власть над вассалами,
над подданными, над зависимыми
крестьянами; 7._____________________
Сами по себе богатства для них
мало значимы. Им богатства нужны
для раздачи вассалам, устройства пира,
поддержки подданных; 8._____________________
Они копят богатства для расширения
своего дела. Для них характерно
накопительство, а не расточительность. 9._____________________
Ответы:
Не пашут, не воюют, а спасают души
христиан; 1. Священники
Они постоянно на виду: на пиру, в
церкви, при дворе короля, в бою, на
турнире; 2. Рыцари
Он господствует над местностью,
Является защитой в случае опасности.
Имеет сторожевые башни, подвесной мост; 3. Замок
Подвластны лично феодалу,
Выполняют барщину, платят оброк за
пользование землей; 4. Зависимые крестьяне
Платят налоги государству: подушный,
на вино, на соль; 5. Граждане 3-го сословия
Платят налог в пользу церкви: 1/10
часть урожая, денег, приплода скота; 6. Христиане
Имеет власть над вассалами,
над подданными, над зависимыми
крестьянами; 7. Сеньор
Сами по себе богатства для них
мало значимы. Им богатства нужны
для раздачи вассалам, устройства пира,
поддержки подданных; 8. Короли
Они копят богатства для расширения
своего дела. Для них характерно
накопительство, а не расточительность. 9. Ростовщики
За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 9 баллов.
Станция №2: ГЕРБ.
Командам выдаются для изучения краткие правила составления гербовОснова герба – щит:1)треугольный – варяжский, норманнский;
2)овальный – итальянский;
3)квадратный с округлостью внизу – испанский;
4)четырёхугольный с заострением внизу – французский;
5)фигурный – немецкий.
При составлении гербов применяли финифть (эмаль), металлы (золото исеребро), меха (горностаевый и беличий). Щиты были однотонные или с несколькими частями: глава, пояс, столб,перевязь, крест; пересечённый, рассечённый, скошенный, четырёхчастный,четвероскошенный и т. д.
В геральдике используются цвета двух металлов – золота и серебра, и пять основных финифтей: лазурь (голубая), червлень (красная), чернь (чёрная),зелень (зелёная) и пурпур (фиолетовая). Эти цвета служили символами тех илииных достоинств. (Если невозможно было применить цвета, например, принанесении герба на металлическую посуду, использовали условное ихобозначение в виде штриховки. Символика цветов на гербах:
1)красный – «мужество», «страсть»;
2)голубой – «величие, красота, ясность»;
3)зелёный – «изобилие, свобода, надежда»;
4)пурпурный – «власть»;
5)чёрный – «печаль, скромность», «постоянство»;
6)серебро – «чистота и скромность», «благородство»;
7)золото – «богатство, сила, верность», «знатность».Изображений на щите было тем больше, чем богаче владелец и древнее егород. Символика изображений на щитах:
1)лев – отвага, сила, гнев, великодушие;
2)журавль – бдительность и осторожность;
3)лилия – расцвет и успех;
4)единорог – непобедимость;
5)гриф – неустрашимость и свирепость;
6)кошка – независимость;
7)волк – злость, жадность;
8)кабан – бесстрашие;
9)петух – воинственность;
10)розы – чистота, святость;
11)ключи – открытость.
Семейные гербы дополнялись новыми символами для различия членов семьи.Например, символ второго сына – полумесяц, третьего – пятиконечная звезда,четвёртого – птица.
Задание: соотнесите герб и его принадлежность.
1) Герб России
2) Герб маркграфа Иосифа Шварценберга 3) герб Флоренции
4) герб Германии
5) Герб маршала Франции Сен-Сира
6) Герб Андреа Висконти маркиза Миланского
7) Герб Жофруа Плантагенета, графа Анжуйского
ответы:
1. Герб Жофруа Плантагенета, графа Анжуйского
2. Герб маркграфа Иосифа Шварценберга 3. Герб маршала Франции Сен-Сира
4. Герб Андреа Висконти маркиза Миланского
5. Герб Флоренции
6. Герб Германии
7. герб России
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7
7 2 5 6 3 4 1
За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 7 баллов.
Станция №3: КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ.
Задание: на контурной карте «Варварские королевства в V – VI веках нашей эры»
Подпишите название Византийской империи;
Подпишите название Франкского королевства;
Подпишите название Папской области;
Подпишите название королевства Вестготов;
Обозначьте кружочком и подпишите Константинополь;
Подпишите место проживания славян в V – VI веках нашей эры;
Обозначьте кружочком и подпишите Рим;
Подпишите Черное море;
Подпишите Средиземное море.
За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 9 баллов
Станция №4: ВИКИНГИ.
Задание: стрелками соедините каждый термин и его определение. Сделайте подписи к рисункам. Каких рисунков здесь нет?
термин определение Фьорд 1.Исторические сказания о смелых викингах, жестоких сражениях 1
Скальд 2.Главный из богов. Имел двух говорящих воронов, которые рассказывали ему о том, что происходит в мире. 2
Руны 3.Узкий залив между скалистыми берегами в Скандинавии. 3
Дракер4.Певец, поэт, воин. 4
Викинг 5.Норманнский воин. 5
Один 6.Корабль викингов, нос которого украшен головой дракона. 6
Саги 7.Древнегерманский алфавит. Угловая форма букв объясняется тем, что их вырезали на дереве, металле, камне. 7
Ответы:
1 2 3 4 5 6 7
3 4 7 6 5 2 1
7 3 1 2 6 За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу, всего12 баллов, а за ответы на последний вопрос – по 2 балла, всего 16 баллов за правильно выполненное задание.
Станция №5: ПЕСНЬ О ПОДВИГАХ.
ЗАДАНИЕ: Прочитайте отрывок из средневековой трагедии «Песнь о Роланде», вставьте слова, подходящие по смыслу . Используйте в работе следующие названия: испанская, графы, Карл I, мавры, Франция, Ахен:
Король наш (1…), великий император,
Провоевал семь лет в стране (2…).
Весь этот горный край до моря занял,
Взял приступом все города и замки,
Поверг их стены и разрушил башни,
Не сдали только Сарагосу (3…).
Марсилий-нехристь там царит всевластно,
Чтит Магомета, Аполлона славит,
Но не уйдет он от господней кары.
Аой!
Однажды в зной Марсилий СарагосскийПошел искать прохлады в сад плодовый
И там прилег на мраморное ложе.
Вкруг – (3…): тысяч двадцать их и больше.
Он герцогам своим и (4…) молвит:
"Узнайте, господа, о нашем горе:
Карл-император нам грозит разгромом.
Пришел из милой (5…) он с войском.
А у меня нет силы для отпора,
И не хватает мне людей для боя.
Совет подайте, мудрые вельможи,
Как избежать мне смерти и позора".
В ответ ему язычники - ни слова.
Не промолчал лишь Бланкандрен Вальфондский.
Блистал меж(3…) Бланкандрен умом,
На поле битвы был боец лихой,
Советом рад сеньору был помочь.
Он говорит: "Оставьте страх пустой.
Отправьте к Карлу-гордецу послов,
Клянитесь другом быть ему по гроб.
Пошлите в дар ему медведей, львов,
Псов, соколов линялых десять сот,
Верблюдов, мулов с золотой казной,
Что не свезут и пятьдесят возов.
Наемникам пускай заплатит он.
Довольно нас он разорял войной,
Пора ему вернуться в (6…) вновь.
Скажите, что в Михайлов день святой
Там примете и вы завет Христов
И Карлу честным станете слугой.
Захочет он заложников - пошлем.
Хоть двадцать их отправим в стан его.
Не пожалеем собственных сынов,
Пошлю я первый на смерть своего.
Уж лучше там им положить живот,
Чем нам утратить славу, земли, кров
И побираться с нищенской сумой
Аой!
Ответ:
I
Король наш (Карл I), великий император,
Провоевал семь лет в стране (испанской).
Весь этот горный край до моря занял,
Взял приступом все города и замки,
Поверг их стены и разрушил башни,
Не сдали только Сарагосу (мавры).
Марсилий-нехристь там царит всевластно,
Чтит Магомета, Аполлона славит,
Но не уйдет он от господней кары.
Аой!
II
Однажды в зной Марсилий СарагосскийПошел искать прохлады в сад плодовый
И там прилег на мраморное ложе.
Вкруг – (мавры): тысяч двадцать их и больше.
Он герцогам своим и (графам) молвит:
"Узнайте, господа, о нашем горе:
Карл-император нам грозит разгромом.
Пришел из милой (Франции) он с войском.
А у меня нет силы для отпора,
И не хватает мне людей для боя.
Совет подайте, мудрые вельможи,
Как избежать мне смерти и позора".
В ответ ему язычники - ни слова.
Не промолчал лишь Бланкандрен Вальфондский.
III
Блистал меж( мавров) Бланкандрен умом,
На поле битвы был боец лихой,
Советом рад сеньеру был помочь.
Он говорит: "Оставьте страх пустой.
Отправьте к Карлу-гордецу послов,
Клянитесь другом быть ему по гроб.
Пошлите в дар ему медведей, львов,
Псов, соколов линялых6 десять сот,
Верблюдов, мулов с золотой казной,
Что не свезут и пятьдесят возов.
Наемникам пускай заплатит он.
Довольно нас он разорял войной,
Пора ему вернуться в Ахен вновь.
Скажите, что в Михайлов день святой
Там примете и вы завет Христов
И Карлу честным станете слугой.
Захочет он заложников - пошлем.
Хоть двадцать их отправим в стан его.
Не пожалеем собственных сынов,
Пошлю я первый на смерть своего.
Уж лучше там им положить живот,
Чем нам утратить славу, земли, кров
И побираться с нищенской сумой".
Аой!
[Язычники в ответ: "Совет хорош".]
За каждое правильно вставленное слово 1 балл. Всего 8 баллов.
Станция №6: АРАБЫ.
Задание: Отметьте правильные утверждения (их может быть несколько)
В исламе основой является заповедь
А) «Не желай другому того, чего не желаешь, чтобы другие делали тебе»;
Б) «Возлюби ближнего своего»;
В) «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его».
2. Ислам влиял на
А) власть;
Б) политику государства;
В) повседневную жизнь людей;
Г) поведение людей в семье;
Д) отношения к людям другой веры;
Е) развитие арабской культуры;
3. Для ислама и христианства являются общими следующие принципы
А) равенство всех людей перед Богом;
Б) милосердие;
В) миролюбие;
Г) Нравственная чистота.
4. Символом ислама является
А) звезда;
Б) крест;
В) полумесяц.
5. Ислам объединил людей разных стран
А) по их отношению к арабам;
Б) по принадлежности их к одной языковой группе;
В) по их вере.
6. Слово «ислам» означает:
А) вера в возрождение души;
Б) покорность;
В) самосовершенствование человека.
7. Исламская вера привлекала к себе множество людей
А) простотой и понятностью основных заповедей;
Б) содержанием Корана;
В) незаурядной личностью пророка.
8. Коран – это
А) одна из священных книг;
Б) набор пророчеств и откровений Мухаммеда, записанных после его смерти.
Ответы:
1 2 3 4 5 6 7 8
в А,б,в,г,д,еА,гв в б А,вА,бЗа каждый правильный ответ 1 балл. Всего 16 баллов.
Станция №7: РЫЦАРСКИЕ ДОСПЕХИ.
Задание: подпишите название рыцарского оружия и доспехов.
Ответы:
нагрудник щит
шлем перчатки
арбалет лук
мечи кинжал
алебарда шпага
Всего 10 баллов.
Подведение итогов.
За все задания можно получить 75 баллов.
В конце игры на последней станции станционные смотрители подсчитывают общее количество баллов. Все собираются в холле, объявляются победители, происходит награждение команд и вручение призов.
Использованная литература:
Старобинская Г.И. Рабочая тетрадь по истории Средних веков. М. «Московский учебник» 1999 г.
К учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского История Средних веков. 6 класс. Рабочая тетрадь: автор Крючкова Е.А. издательство «Просвещение», 2014.
http://fb.ru/article/163336/geraldika-znachenie-simvolov-i-tsvetov-vidyi-forma-schitov-i-ih-znachenie-v-geraldikehttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0http://go.mail.ru/search_images?q=%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&fr=web&rch=lhttp://lib.ru/INOOLD/WORLD/roland.txthttp://go.mail.ru/search_images?q=%D1%80%D1%8B%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%85%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&fr=web&rch=l