Урок-игра по истории Рыцарский турнир


Урок - игра «Рыцарский турнир».
Цель мероприятия: Формирование положительных качеств личности, уважения к старшим, мужественности, развитие чувства  патриотизма.
Задача: создать условия для творчества подростков, раскрытия их индивидуальности.
Ход мероприятия:
Ведущий начинает «Рыцарский турнир» отрывком из «Песни о Роланде» (XII в.), а затем разъясняет командам ход игры:
По голосу один узнал другого.
Сошлись они на середине поля.
Тот и другой пускают в дело копья,
Врагу удар наносят в щит узорный,
Его пронзают под навершьем толстым,
Распарывают на кольчугах полы,
Но невредимы остаются оба.
Полопались у них подпруги седел.
С коней бойцы свалились наземь боком,
Но на ноги вскочили тотчас ловко,
Свои мечи булатные исторгли,
Чтоб снова продолжать единоборство.
Одна лишь смерть конец ему положит.
Этапы игрового занятия
Конкурс 1. Приветствие команд (готовится заранее). Максимальное количество баллов — 10.
Каждая команда готовит приветствие в произвольной форме. В нем обязательно должны присутствовать:
название команды,
девиз,
эмблема (герб), составленная по геральдическим правилам, с объяснением, что она означает,
костюмы или детали костюмов,
музыкальный номер (песня, частушки) на тему средневековья и рыцарства.
Конкурс 2. Разминка. Максимальное количество баллов — соответственно числу вопросов, на которые ответила команда.
Конкурс состоит из двух частей:
Каждая команда задает другой 2—3 вопроса по истории средневековья, которые были заранее подготовлены дома.
Ведущий предлагает командам ответить на вопросы (по жребию).
 Вопросы для учащихся
1. Какое место на земле считалось в христианской Европе «святым»?
2. Кто такие герольды?
3. Как называли себя участники Первого крестового похода и как называли их византийцы и мусульмане?
4.        На каких языках разговаривали крестоносцы между собой и свизантийцами?
5. В чем состояла задача рыцаря, участвовавшего в поединке?
6. Известно, что в средние века рыцари часто давали имена своим мечам. Как назывался меч графа Роланда? А как — короля Артура?
7. Кого в Европе можно назвать основателем рыцарского конного войска?
8. В связи с чем у европейских рыцарей появились гербы? Для чего они были им нужны?
Конкурс 3. Каким должен быть рыцарь? Максимальное количество баллов — 10.
Каждая команда за три минуты должна написать как можно больше качеств, соответствующих образу «рыцаря без страха и упрека». Далее команды по очереди называют эти качества. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов.
Конкурс 4. Знаешь ли ты рыцарские ордена? Максимальное количество баллов — 5.
Команды по жребию выбирают одну из карточек (черного, красного или белого цвета), каждая из которых соответствует одному из рыцарских орденов. Команда должна рассказать, откуда этот орден получил свое название и чем прославился в истории средневековья.
Для справки:
госпитальер (иоаннит) — в красном плаще с нашитым на груди белым восьмиконечным крестом и красным знаменем с белым крестом;
тамплиер — в белом плаще с красным восьмиконечным крестом и черно-белым знаменем;
тевтон — в белом плаще с черным крестом и аналогичным знаменем.
Конкурс 5. Конкурс капитанов. Максимальное количество баллов — 10.
Буриме. Капитан должен за 5—7 минут написать стихотворное послание даме сердца. Оцениваются соответствие полученного стихотворения теме, связность текста, особо поощряется дальнейшее продолжение послания.
Например, на такие рифмы:
        дорога
        слезы
        тревога
        розы.
Конкурс 6. Узнай историческую личность. Максимальное количество баллов — 5.
Ведущий зачитывает небольшие отрывки, в которых речь идет об исторических личностях средневековья, а команды по очереди отвечают, кто они.
1.        Хотя я не король, а всего лишь майордом, на меня легли всетяготы управления огромным государством. Мне не нужен безвольный король. Я создал сильное конное войско, раздав своимвоинам земли, и победил арабов у Пуатье.
Карл Мартелл2.        «Господин папа вышел на обширную размерами площадь...И вот папа обратился ко всем с убедительной речью..." Народ фран-ков, к вам обращается речь моя и к вам устремляется наше увещева-ние. От пределов иерусалимских и из града Константинополя пришло к нам важное известие... что иноземное племя, чуждое Богу,вторглось в земли этих христиан, опустошило их мечом, грабежами,огнем... Кому выпадет труд отмстить за все это, кому как не вам...Особенно же пусть побуждает вас святой гроб Господень..."»
Урбан II
3.        Через 100 лет после Первого крестового похода правительЕгипта объединил под своей властью государства Сирии и поклял-ся отомстить христианам за кровь правоверных мусульман. И емуэто удалось: Иерусалим вновь попал в руки мусульман.
Салах-ад-дин (Саладин)
4.        Этот герцог Нормандии, вступив на английский берег, при-пал к земле и закричал: "Это земля моя, я взял ее своими руками".Вскоре он действительно стал хозяином всей страны.
Вильгельм Завоеватель
5.        Пусть я не потомок великого Константина, а простой крес-тьянин, но поскольку я император, мне должны подчиняться всенароды Средиземноморья. Я заставлю подчиняться себе и Запад, ав этом мне помогут арабы. И мне не помешают ни римский папа,ни франкский король.
                                          Юстиниан
6. Этот английский король стал образцом рыцарства. Его называли "самым рыцарственным из королей и королем рыцарей". И его прозвище этому соответствовало. Он отправился в Святую землю на битву за гроб Господень в Третий крестовый поход. По дороге обратно он был захвачен в плен германским императором и провел там два года. Его выпустили только после того, как он принес вассальную присягу императору и уплатил большой выкуп. Этот король стал героем многих литературных произведений.
                             Ричард Львиное Сердце
Конкурс 7. Рыцарь в современном городе. Максимальное количество баллов — 10.
Это конкурс — домашнее задание. Он готовится командой заранее в произвольной форме (сценка, музыкальный номер, монтаж).
Оценивается то, насколько школьники сумели показать несоответствие внешнего облика, манеры поведения, знаний средневекового рыцаря современной жизни (по образцу «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» М. Твена).
Подведение итогов. Жюри подсчитывает количество баллов, набранных каждой командой, и объявляет победителя. Оно отмечает отдельных игроков, особо проявивших себя в игре. Им выдаются шуточные грамоты — «индульгенции» о прощении всех учебных грехов на ближайшую 1000 лет.