Урок по повести Н.В.Гоголя Тарас Бульба Андрий и Остап


Урок третий-четвертый
Андрий и Остап
Цель: выявление характерных особенностей эпического мира могучего, свободного, прекрасного человека, изображенного Н.В. Гоголем в повести «Тарас Бульба».
Задачи:
- формирование представлений о сложности и многогранности характеров героев;
- формирование навыков выразительного чтения и художественного пересказа, коммуникативных умений, развитие аналитических способностей;
- развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе лексической работы, выявление основных качеств характера героев.
Планируемые результаты:
1. Предметные: научиться составлять сравнительную характеристику героя, анализировать литературное произведение.
2. Метапредметные:
Коммуникативные: уметь пересказывать литературное произведение с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, уметь отвечать на вопросы по прослушанному и прочитанному произведению, уметь дать характеристику герою.Регулятивные: аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Познавательные: строить логическое рассуждение, уметь выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы.
3. Личностные: формирование мировоззренческих понятий.
Оборудование:

ХОД УРОКА
1. Лексическая работа. Учащиеся задают вопросы ученику, комментирующему значение слов.
2. Аналитическая работа с текстом.
- Какой эпизод является предвестником грядущих несчастий?
*Выразительное чтение от слов «Есаулы привезли сыновьям Тараса благословенье от старухи – матери и каждому по кипарисному образу…» до слов «…не видя ястреба, ястреб – не видя голубки, и никто не знает, как далеко летает он от своей погибели…»
Андрий и Остап – родные братья. Их много объединяет, но характеры у них совсем не одинаковые.
- Назовите эпизоды повести, в которых наиболее отчетливо проявились характеры героев.
1. Приезд в родной дом.
2. Остап и Андрий в бою.
3. Остап и казаки.
4. Предательство Андрия.
5. Смерть Андрия.
6. Смерть Остапа.
- Рассмотрим данные эпизоды подробнее. Заполнение таблицы.
Андрий Остап
Уважает отца, скрытенЧестен, искренен в проявлении своих чувств, прямодушен, добр
Азартен, безрассуден, храбр в бою Хладнокровен, уверен в себе, умеет вести за собой
Восторженное отношение к женщине, способен к большому чувству Уверен в том, что на свете всего важнее личные желания и стремленияВысоко ценит чувство товарищества, талантлив, зрел, мудр, безгранично любит родину
Склонен к показной роскоши Прост во всем, что касается быта
Готов подчиниться воле отца Обращается к отцу за моральной поддержкой
Итоги
Андрий наделен богатством внутренних сил, его образ сложен и драматичен. В нем столкнулись индивидуализм, стремление к внешней эффектности, свойственная польскому панству, и простота, искренность, присущие Сечи Остап – личность героическая, человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. В особо трудных условиях он берет на себя ответственность, идет на подвиги во имя родины
Подвиг может совершить человек, внутренне готовый к нему, благородный, справедливый, исполненный чувства долга.
- Каким предстает Андрий в первой главе?
Он осторожен, почтителен к отцу, скрытен, немного холоден.
- Как проявляется характер Андрия в сражении?
*Выразительное чтение эпизода от слов «Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей…» до слов « И это добрый – враг бы не взял его – вояка! Не Остап, а добрый, добрый также вояка».
- Какие качества характера Андрия проявляются в бою?
Андрий проявляет в битве отвагу, чудеса храбрости.
- Назовите слова и словосочетания, характеризующие отношение Андрия к сражению.
Очаровательная музыка пуль и мечей, бешеная нега и упоенье, пиршество, несется как пьяный в собственном жару, нанося всем удары, запальчивое увлечение, бешеный натиск.
- Почему Андрий так бесстрашен в бою? Во имя чего он совершает подвиги? О чем говорит замечание «нанося всем удары и не слыша нанесенных?»
Для Андрия бой – музыка, нега упоенье. Герой не думает ни о своих товарищах, ни о цели сражения. Пьянея от азарта, он не различает, на кого попадают его удары. Он сражается ради того чувства упоенья, которое овладевает им в схватке.
- Художественный пересказ эпизода последней ночи Андрия среди казаков.
- Какие чувства испытывает герой?
Герой испытывает недоумение, даже испуг, страстное желание увидеть прекрасную польку. Чувство Андрия не угасло: стоило лишь напомнить герою имя прекрасной польки, как любовь вспыхнула с новой силой. Герой полон решимости спасти от голода возлюбленную.
- Отдает ли он себе отчет в том, что делает? Выразительное чтение эпизода.
«Он шел, а биение сердца становилось сильнее, сильнее при одной мысли, что увидит ее опять, и дрожали молодые колени. Пришедши к возам, он совершенно позабыл, зачем пришел: поднес руку ко лбу и долго тер его, стараясь припомнить, что ему нужно делать. Наконец вздрогнул, весь исполнился испуга: ему вдруг пришло на мысль, что она умирает от голода».
- В первые мгновения он не отдает себе отчета в происходящем: мысли о том, что возлюбленная может умереть, заслоняют все.
- Достойно ли уважения чувство Андрия?
Способность к большому и сильному чувству украшает Андрия. Для запорожцев женщина –рабыня, а для Андрия –королева, которой он готов преданно служить.
- Достойна ли такой любви прекрасная полька?
*Выразительное чтение эпизода от слов «И она опустила тут же свою руку…» до слов «… Тебе нельзя любить меня; и знаю я, какой долг и завет твой: тебя зовут твои отец, товарищи, отчизна, а мы – враги тебе».
Образ польки исполнен лиризма, она восхищает нас своей красотой.
*Выразительное чтение ответа Андрия от слов «А что мне отец, товарищи и отчизна?» до слов «И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!»
Исследовательская работа с текстом.
1 группа .Найдите синонимы в прочитанном отрывке. Какова их роль?
2 группа. Найдите повторы в прочитанном отрывке. Какова их роль?
Синонимы продам, отдам, погублю; фразы-повторы: понесу в сердце, понесу, пока станет моего веку, посмотрим, пусть какой-нибудь из козаков вырвет…свидетельствуют о том, что Андрий весь во власти охватившего его волнения, вспыхнувшего в нем чувства; он патетичен в своем признании.
- Что утверждает Андрий в своем ответе?
«Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего».
- Что означает такой ответ?
Для героя имеют значение только личные желания и стремления. Он не понимает, что свое счастье покупает ценою предательства.
- Найдите в тексте слова, свидетельствующие об авторском отношении к герою.
«И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви Божьей! Украине не видать тоже храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать ее. Вырвет Тарас седой клок волос из своей чуприны и проклянет и день, и час, в который породил на позор такого сына».
В авторском отступлении звучит горечь утраты. Отныне Андрий навсегда вычеркнут из рядов запорожцев, отвергнут отчизной. Он проклят будет отцом своим, своими товарищами.
- Почему храбрейший из казаков стал предателем?
Андрий считает себя человеком абсолютно свободным, вольным поступать так, как считает нужным. Закон для него только собственные желания и чувства.
- Имеет ли Андрий право на такую нравственную позицию? Имеет ли право наш современник на такую нравственную позицию?
Дискуссия.
Страсть к польке окрыляет Андрия, обогащает его духовный мир. Не считаясь ни с чем, кроме своего чувства, Андрий освободил себя от ответственности перед товарищами. И это привело Андрия к потере чести, а любовь, несущая человеку бесчестье, - преступление.
Человек живет в обществе, и общество вправе требовать от личности того же, чего требует она от общества: уважения, понимания интересов общества.
- Можно ли оправдать суровый приговор Тараса?
* Выразительное чтение эпизода от слов « Отворились ворота…» до слов «Беда, атаман, окрепли ляхи, прибыла на подмогу свежая сила!»
- О чем свидетельствует костюм Андрия?
Очень быстро воспринял герой страсть к показной роскоши и дорогим нарядам, чуждым запорожцам. Забыл, что суровая простота запорожцев достойнее побрякушек.
- Найдите сравнение в данном эпизоде.
«А он между тем, я пылом и жаром битвы, жадный заслужить навязанный на руку подарок, понося, как молодой борзый пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае. Атукнул на него опытный охотник – и он понесся, пустив прямой чертой по воздуху свои ноги, весь покосившись набок всем телом, взрывая снег и десять раз выпереживая самого зайца в жару своего бега».
- В чем смысл такого сравнения?
Сравнение со спущенным с привязи борзым псом употреблено Гоголем в одобрительном (красивейший, быстрейший, молодший) и в осуждающе- презрительном смысле ( пес как человек, готовый на любые низкие поступки, дела).
- Каково состояние Тараса, заметившего Андрия среди врагов?
Тарас оторопел от неожиданности, однако замешательство сменилось негодованием.
- О чем свидетельствует троекратный повтор слова своих?
Чувство возмущения велико. В этот момент и было принято страшное решение.
- Почему Андрий «покорно, как ребенок», слезает с коня, стоит перед Тарасом, утупивши в землю очи, ни жив ни мертв, бледен, как полотно? Чувствует ли герой свою вину?
- Вспомните, как вел себя Андрий, наблюдая за поединком отца и Остапа.
Андрий ни в чем не раскаивается. В последнюю минуту он вспоминает прекрасную польку. Андрий бледнеет и молчит, даже не пытается уйти от наказания, поскольку отец для него – воплощение справедливости. Андрий всегда испытывал перед ним внутренний трепет. В сцене потасовки отца и Остапа его замешательство вызвано, - по-видимому, роковым предчувствием.
- Осталось ли в душе Тараса отцовское чувство? Почему в последний раз он называет преступника как будто ласково: сынку?
Слово произнесено не с лаской, а с угрозой. Далее в словах отца она начинает звучать наиболее отчетливо: «Так продать? Продать веру? Продать своих?» «Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью».
- Каково авторское отношение к событиям?
- Найдите сравнение в эпизоде. В чем его смысл?
«Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова. Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты. «Чем бы не козак был? – сказал Тарас, - и станом высокий, и чернобровый, и лицо, как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»
Сравнение «как хлебный колос, подрезанный серпом…» вызывает чувство жалости.
- Каково значение слов Тараса, произнесенных над убитым сыном?
«Пропал, пропал бесславно, как подлая собака».
В словах Тараса нет сожаления о содеянном. Он отрицательно относится к предложению Остапа похоронить Андрия, хотя испытывает некоторые колебания. Однако Голокопытенко, прискакавший с тревожными новостями с поля боя, прерывает раздумья Остапа.
Слово учителя
Н.В. Гоголь много работал над этой сценой, считая ее наиболее важной для понимания замысла произведения.
В редакции 1835 года он иначе представил события от слов «Он завидел в стороне отряд, стоявший, по-видимому, в засаде…» дл слов «Но одно непредвиденное происшествие остановило его на пути непримиримой мести…»
- Каков Андрий в первой редакции?
Андрий представлен как жалкий трус.
-Почему Гоголь отказался от такой трактовки образа?
Если бы Андрий оказался просто трусом, была бы снята напряженность конфликта между нравственным долгом и юношеской страстью. В новой редакции Андрий наделен богатством внутренних сил, его образ сложен и драматичен. В нем столкнулись индивидуализм, стремление к внешней эффектности, свойственная польскому панству, и простота, искренность, присущие Сечи. В характере Андрия много таких качеств, которые делают его в наших глазах лучше грубых и порой жестоких казаков, разрушая главное – идею товарищества, внутреннего единства казачества.
- Как действует Тарас в первой и второй редакциях?
В редакции 1835 г. Тарас сначала разъярен, потом добр и, наконец, равнодушен. Отношение его к произошедшему невозможно определить однозначно. Во второй редакции Тарас справедлив, бескомпромиссен. В то же время мы видим, как глубоко он страдает.
- Два брата - Андрий и Остап – противопоставлены друг другу в повести.
- Каким мы видим Остапа в первой главе?
- Как проявляет себя Остап в бою?
- Как относятся казаки к Остапу? Выразительное чтение эпизода от слов «Как услышали уманцы, что куренного их атамана Бородатого нет уже в живых…» до слов «… что недаром выбрали его в атаманы».
Казаки по достоинству оценили мужество Остапа и доверяют ему. Они увидели в Остапе талантливого, умного военачальника, не по возрасту зрелого и мудрого.
- В каком эпизоде проявляется чувство товарищества Остапа?
*Выразительное чтение эпизода от слов «Многие из запорожцев погнались было за ними…» до слов «…и стал благодарить всех уманцев за честь, оказанную сыну».
-Как Остап отнесся к поступку Тараса?
Остап при виде убитого Андрия проникся к нему состраданием и просил Тараса: «Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы».
Доброта и сердечность свойственны Остапу.
- Как ведет себя Остап в последнем бою?
* Выразительное чтение учителем эпизода казни от слов «Но толпа вдруг зашумела…» до слов «…его и след простыл».
- Что дало силы Остапу?
Смерть за отчизну для казаков достойна и прекрасна; они спокойны потому, что умирают за родину. Именно любовь к отчизне помогла Остапу собрать все свои силы, духовные и физические, и показать товарищам и врагам пример стойкости, мужества и твердости.
- Почему Остап в последние минуты хотел увидеть именно отца, услышать именно его голос?
Тарас для Остапа – идеал доблести, отваги, стойкости, крепости духа. В последнюю минуту Остап обращается именно к нему за поддержкой.
- Какие чувства вложил Тарас в слово слышу?
-Можно ли назвать Остапа героев в широком смысле этого слова?
Лексическая работа
ГЕРОЙ
1. Главное действующее лицо литературного произведения.
2.Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, самоотверженности.
3. Тот, кто привлек к себе внимание.
4. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды.
Остап – личность героическая, человек, воплощающий в себе черты эпохи, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Он берет на себя решение большой задачи, большую, чем обычно, ответственность, когда ему приходится действовать в особо трудных условиях, он совершает подвиги во имя родины.
Подвиг может совершить человек, внутренне готовый к нему, благородный, справедливый, исполненный чувства долга.
3. Итоги урока
- С каких позиций мы оценивали поступки Андрий и Остапа?
Героев необходимо судить прежде всего по законам их времени. Каждая историческая эпоха диктует свои этические нормы, нередко неприемлемые для современного человека. Гоголь в своей повести описывает «бранное трудное время», «грубый, свирепый век», требовавший от казаков суровости, а по отношению к врагу – жестокости.
Слово учителя
В. Г. Белинский называл Остапа и Андрия «могучими сыновьями» Тараса Бульбы. Оба юноши принадлежат эпическому миру сильного, свободного, цельного человека. Поэтому Андрий в самом своем преступлении великолепен силой своей могучей страсти, своей красотой, цельностью и мощью натуры. Остап прекрасен своим героизмом, мужеством, безграничной любовью к родине.
4. Домашнее задание.
Составить план рассказа о жизни Тараса Бульбы.