Конспект урока по русской литературе. Тема Н.Гоголь Тарас Бульба. Прославление боевого товарищества (7 класс)


Конспект урока по русской литературе
в 7 классе
Тема : Н. Гоголь «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества.
Цель:
показать героические, гражданские мотивы в повести Гоголя, прославление им боевого товарищества;
совершенствовать навыки текстологического анализа произведения;
расширять лингвистический кругозор, содействовать формированию культурологической компетенции;
воспитывать умение устанавливать ассоциативные связи между разными жанрами произведений искусства;
воспитывать любовь к Родине, чувство товарищества.
Оборудование: репродукция картины И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», фильм «Тарас Бульба », портрет И. Сирко, карта Запорожской Сечи, опера Н. Лысенко «Тарас Бульба», портрет Н.Лысенко.
Ход урока1.Подготовка к восприятию учебной темы 1. «Этимологические этюды»:
слова отчизна, родина, казак.
2. Вступительное слово учителя
Понятия отчизны, родины являются центральними в повести Н.Гоголя «Тарас Бульба». Отношение к родине является критерием оценки героев. Действительно, все они говорят об отношении к ней.
ІІ.Формирование новых знаний, умений и навыков
1.Сообщение учащихся - «историков» об истории Запорожской Сечи.

Учитель: На протяжении всей повести Гоголь прославляет Запорожскую Сечь, её нравы, политическое устройство: народный совет, выборность атаманов, равенство и демократизм.
В слове казак слышится что-то героическое. С давних времён это были действительно смелые, трудолюбивые люди. Первые поселенцы несли сторожевую службу против нападения кочевников, занимались сельским хозяйством, выращивали хлеб. Но всегда и во все времена они были защитниками родной земли.
Беседа с элементами текстологического анализа
- Опишите жизнь украинских казаков в повести Гоголя «Тарас Бульба».
- Что писатель называет «основным делом» казаков?
- Какой увидели Запорожскую Сечь Тарас и его сыновья? (иллюстрация)
- Как вы думаете, почему художник выбрал такую цветовую гамму? Какими бы словами вы её охарактеризовали?
- Как раскрывается казацкая душа в народном танце?
- Какими эпитетами автор сопровождает описания казачка во ІІ разделе?
- Что было самым святым для казаков? Найдите в тексте подтверждение своим словам.
3. Комментированное чтение
Прочитайте начало ІХ раздела о том, как Тарас готовил казаков к решающей битве. Обратите внимание на глаголы, которые характеризуют Тараса. Как они раскрывают этот художественный образ?
4. Просмотр отрывка из фильма «Тарас Бульба» («Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество…»)
5. Беседа
- С какой целью произносит Тарас свою речь?
- Что было у него на сердце, когда он выступал перед казаками?
- На какие слова, по – вашему, нужно обратить особое внимание? («…породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек»)
Найдите ключевые слова.
- Подумайте и скажите, какие мысли и чувства выражены в словах: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу? ». Как связаны они с содержанием всей повести?
- Можем ли мы поставить речь Тараса в один ряд с другими приготовлениями к бою? Аргументируйте свои доводы.
6. Работа с репродукцией картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Изучая документы истории Украины, Репин прочитал однажды письмо запорожцев турецкому султану и тут же сделал набросок, который лег в основу картины. Над своим произведением Илья Репин работал много лет.
В соответствии с замыслом он писал свою картину как поэму о вольности народа.
Конец ХVІ век. Турецкий султан Мухамед шлет запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывает их добровольно сдаться. Но запорожцы отвечают ему письмом, дерзким и полным юмора.
Смех казаков, весёлый и издевательский, становится многозначительным грозным смехом запорожской вольницы. В нём звучат теперь не только презрение и уничтожающая насмешка над врагом, но и боевой призыв. Это уже не просто сцена из жизни Запорожской Сечи, а военный совет, решающий важный вопрос. Среди главных персонажей мы видим верхушку Запорожского Войска – кошевого атамана, есаула, писаря – и на их сосредоточенных лицах читаем ясное сознание всей ответственности.
Картина давалась нелегко, и Илья Репин подолгу бился над каждой фигурой. Каждый персонаж он годами вынашивал в душе, как бы тщательно изучая его нрав, привычки, характер и биографию, внутренний и внешний облик, вплоть до мельчайших подробностей.
К сердцу каждого из нас находят свою дорогу атаман Сирко, Тарас Бульба и все запорожцы. Созданные кистью большого мастера, они обрели долгую жизнь в истории русской живописи, прочно и навсегда вошли в нашу культуру гимном патриотизму и свободолюбию родного народа.

Задания
Рассмотрите картину И. Репина. Какие чувства выразил художник?
Кто из казаков, изображенных на картине, по вашему мнению, больше всех напоминает Тараса Бульбу?
Прочитайте письма султана и казаков. Назовите черты характера, присущие казакам.
Как вы думаете, удалось ли художнику передать их основные качества?
7. Мини – исследование
Одним из казаков, изображенных на картине был кошевой атаман И. Сирко. Ученые – историки на основании данных, помещенных в исторических документах, реконструировали его внешность.

Славный кошевой атаман был невысокого роста (174 – 175 см). Черты лица – правильные, нос – ровный. На нижней губе с правой стороны было красное пятно. Современники считали то Божьим знамением, что отличало И.Сирко от простых казаков.
Задания
- Как вы думаете, кто из персонажей картины является кошевым атаманом И. Сирко? Аргументируйте свои доводы.
- Сравните словесный и живописный портрет кошевого. Отвечает ли изображение на картине образу, созданному в исторических документах? Удалось ли художнику передать их основные качества?
8. Прослушивание отрывка из оперы Н. Лысенко «Тарас Бульба»

Оперу «Тарас Бульба» написал выдающийся украинский композитор Н. Лысенко. Писал он ее около 10 лет, закончил в 1890 году. Впервые опера была поставлена в 1924 году на сцене Харьковского оперного театра, позже, в 1927 году, в Киеве. Она восхищает нас национальным, песенно – лирическим колоритом. В оперу введена фигура Кобзаря. Иной финал – Тарас и Остап не погибают. Казаки в зареве пожарища во главе с Тарасом, высоко поднимая боевое знамя Сечи, бросаются в бой, на приступ и побеждают.
Внимательно прослушайте «Думу Кобзаря»: «Ох, не чёрная туча над Украйной повисла» из первого акта оперы и арию главного героя « Что на свете есть святее нашего побратимства?»
Вопросы:
1. Какие чувства вызвала у вас музыка?
2. Что положено в основу либретто оперы?
3. Что соответствовало замыслу и духу всей оперы?
4. Какие черты характера Тараса раскрываются в арии « Что на свете есть святее нашего побратимства?».
5. С какой целью в оперу введена фигура Кобзаря?
6. К чему призывает Кобзарь в думе «Ох, не чёрная туча над Украйной повисла»?
Почему у Н. Лысенко иной финал оперы? ( Тарас и Остап не погибают. Казаки в зареве пожарища во главе с Тарасом, высоко поднимая боевое знамя Сечи, бросаются в бой, на приступ и побеждают). Попробуйте представить себе казаков, Тараса и Остапа в зареве пожарищ. Опишите в художественном стиле их настроение, чувства.
Какие краски вы бы использовали при написании этой картины?
ІІІ. Закрепление изученного материала
1.Литературные параллели
Повесть «Тарас Бульба» была написана Н.Гоголем в 1842 году. А в 1942году, ровно через 100 лет, Константин Симонов напишет стихотворение «Тарас Бульба».
ТАРАС БУЛЬБА
К концу уже близок геройский рассказ.
Багровое солнце висит над степями.
В дыму задыхается старый Тарас,
Прикованный к дубу стальными цепями.
Хрипит волосатая грудь на костре.
До грузных плечей добралось ему пламя.
Он смотрит туда, где на синем Днепре
Гуляет по ветру казацкое знамя.
Сквозь пламя и дым куренным он велит
Рубиться весь век с басурманскими псами,
И ветер степной над огнём шевелит
Готовыми вспыхнуть седыми усами.
Мы вспомним Тараса и песню споём,
Как пули свистели в клубящемся прахе,
Как трое танкистов сгорели живьём.
Не сдавшись в неволю, на Киевском шляхе.
Я знаю: Отчизна им силу дала,
Им службу Тарасова кровь сослужила.
Я знаю: она в это время текла
В их чёрных, от пламени вздувшихся жилах.
Мы шапки над павшими снимем не раз.
С отцами бывало, и с нами бывает…
…Горит над стремниною старый Тарас,
И пламя седые усы обвивает.
-Какие строки, по-вашему, здесь самые важные?
2. Работа в парах
- Назовите пословицы, поговорки, характеризующие поведение казаков в повести М. Гоголя «Тарас Бульба».
- Составьте сенкан на тему « Отчизна», «Товарищество».
Составление сенкана:
- тема (существительное);
- описание (2 прилагательных);
- действие (3 слова);
- отношение (фраза – 4 слова);
- перефразирование сущности (1 слово).
-На основании данных пословиц составьте «Кодекс Рыцарской чести».
IV. Итог урока Подвиг, мужество, бескорыстное служение человека родине, товарищам навсегда остаются в памяти поколений. О них пишут стихи, поют песни, их подвиг повторяется в следующих поколениях.
V.Задание на дом
Подготовить устно выступление на тему « Нет уз святее товарищества».