Эссе Я — учитель на конкурс Учитель года — 2017
Муниципальный этап конкурса
«Учитель года – 2017»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»
Кузовова Т.С.,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ № 3»
Я – УЧИТЕЛЬ
"Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в первую очередь, в их душах и сердцах…".
Ш.А. Амонашвили.
Мне не пришлось долго размышлять над выбором профессии, ведь передо мной был образец учителя – мой отец. «Работать интересно с малышами, в их глазах светятся доверчивость, любовь. Они умеют удивляться», - говорил он. Его слова определили мою будущую профессию – учитель начальных классов.
После окончания педагогического колледжа мне хотелось совершить что-то великое, привнести что-то новое в педагогику, оставить в этой науке свой след. Первый рабочий день, первый урок… На меня смотрят озорные, бесконечно доверчивые глаза ребят, готовых, как мне казалось, пойти за мной на край земли. Вот тогда я поняла, что главное в жизни – это оставлять свет и добро в душах детей, а не след в истории. И это, на мой взгляд, самый важный, ответственный труд. Чтобы добиться большего, нужно начать с малого.
В школе я работаю 16 лет. Уже четыре выпускных класса ушли за порог школы, но каждый из них остался в моем сердце. Многое пришлось испытать за это время: радости и огорчения ребят становились моими радостями и огорчениями, их победы – моими победами. С самого первого дня работы учителем я размышляла о том, как сделать пребывание в школе радостным и увлекательным? Какие формы и методы нужно применять в работе, чтобы обучение было плодотворным и успешным для всех учеников? Как найти ключи к сердцу каждого ребёнка? Может быть, нужно научиться слушать и слышать детей, постараться понять их, откликаться на детские потребности и интересы? Нужно не только стать для них другом, но быть таким взрослым, которому они могут довериться. Сейчас я понимаю, что это сложно и в то же время очень интересно – ведь без доверия, без взаимопонимания, без сотрудничества нет развития, нет движения вперед, невозможно добиться успеха.
Моё педагогическое кредо: стараться увидеть в душе ребёнка то зёрнышко, ухаживая за которым, можно вырастить замечательное растение!
Цель моей работы: создать такую атмосферу в классном коллективе, чтобы пребывание в школе превратилось в радостный, творческий и увлекательный процесс.
Задачи:
- выявить и развить способности каждого ученика;
- помочь ребенку увидеть свою уникальность и значимость, побудить его к самостоятельности, творчеству и самореализации в современном быстро изменяющемся мире.
Задатки таланта, как семена растений - если их вовремя обнаружить, поместить в благоприятные условия и заботливо систематично подпитывать, то можно получить ростки – способности. Росткам нужны силы, опыт, преодоление трудностей, чтобы не засохнуть, чтобы в итоге превратиться в прекрасный цветок – талант. Учитель же, в свою очередь, как солнце согревает души детей и освещает им путь, как умелый садовник создает условия для взращивания и развития таланта в детях. Для этого ему самому нужно быть активным, интересным, творческим, уметь отвечать на вызовы изменяющегося мира. Учитель должен находиться в творческом поиске, быть открытым для нового. Чтобы хорошо учить, нужно самому учиться. Учиться у жизни, у коллег, у детей.
В 2011 году я закончила обучение в Иркутском Государственном Университете, получила высшее образование по специальности «психолог, преподаватель психологии». У меня была внутренняя потребность в таком образовании – и сегодня это способствует решению задач, которые я перед собой поставила.
Чтобы не пропустить яркую индивидуальность и талант учеников, я использую личностно-ориентированный подход, как в обучении, так и в воспитании. Моя задача как учителя создать все условия для того, чтобы ученик раскрыл себя, познал себя, попробовал свои силы в разных видах деятельности. Необходимо дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое – это важный шаг для того, чтобы одаренность, прежде всего, увидеть - а увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять в нужное русло.
Современная школа, в рамках реализации ФГОС нового поколения, способствует становлению активной, инициативной, творческой личности, готовой к самообразованию, самореализации и адаптации к требованиям общества. При этом ученики получают знания не в «готовом виде», а с помощью грамотно организованной работы учителя. Поэтому в настоящий момент более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, ориентироваться в потоке информации и преобразовывать ее в качественно новый продукт, делать выводы и умозаключения. Метод проектов, который я использую на уроках и во внеурочной деятельности, отвечает этим требованиям: он является эффективным средством личностного развития школьника и позволяет педагогу перейти от функции посредника в передаче знаний на позиции консультанта и наставника. Уже 9 лет я работаю по УМК «Планета знаний», который одним из первых среди учебно-методических комплектов начальной школы взял на вооружение метод проектов. Ученики открываются на таких занятиях с новой стороны, у них проявляются и развиваются ораторские, исследовательские, организаторские и другие способности. У детей повышается самооценка и мотивация к обучению, они учатся сотрудничеству, ответственности, дети не боятся проявлять инициативу.
Не каждый ребенок может быть успешен в учебной деятельности, поэтому большое внимание я уделяю творческой внеурочной работе с учащимися. Являюсь руководителем школьного театра – многие ребята раскрываются в ярких школьных праздниках, в театрализованных постановках. Веду кружок «Умелые руки», способствующий развитию художественных способностей учеников. Внеурочная деятельность направлена на формирование личностных и метапредметных универсальных учебных действий, которые дети, в последующем, используют и на уроке. Таким образом, успех в творческой деятельности и УУД, сформированные во внеурочной деятельности, позволяют ребятам поверить в свои силы, повышают их учебную мотивацию и, в конечном счете, повышают успеваемость детей.
В наше время стала наблюдаться постепенная утрата нравственного и патриотического сознания в обществе. Возникла острая необходимость усилить, расширить воспитательную работу в школе. Эту проблему я решаю с помощью родителей. Не только обсуждаю с ними насущные классные проблемы и веду просветительскую работу, но и привлекаю их к непосредственному участию в воспитательной работе. Классный коллектив – это триединая сила, представляющая собой союз и сотрудничество учителя, детей и родителей. Родители – мои соратники. Участвуя в классных и общешкольных мероприятиях (театральных постановках, конкурсах, праздниках, защитах проектов), они помогают мне воспитывать в детях красоту чувств и мыслей. Любимые праздники-конкурсы наших деток: «Моя мама лучше всех», «Классная семья». В этих мероприятиях дети видят родителей в другом свете. Каждому ребенку важна сопричастность мамы и папы к его школьным увлечениям и творческим начинаниям. Родители, в свою очередь, видят творческие задатки и наблюдают за развитием способностей своих чад, способствуют дальнейшему становлению их талантов, приводя деток в клубы, секции, школы дополнительного образования. Без участия родителей я не мыслю формирование в детях гражданской идентичности. Ведь Родина начинается с любви к семье, школе, малой родине. Совместное участие в мероприятии сплачивает семью, формирует крепкий классный коллектив, который мы называем «классная семья».
Анализируя свою работу, понимаю, что учителю нужно быть компетентным во многих сферах, нужно понимать и принимать тенденции в образовании, быть гибким и открытым новому. Но самое главное, учитель должен быть Человеком. Тем близким ребенку человеком, который излучает душевное тепло, дает толчок к развитию, ведет за собой и освещает дальнейший путь, оставляя добрый след в сердце каждого.