Актуальные проблемы воспитания подростков (на материале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба») 
 Бахмурнова Елена.Анатольевна, учитель МБОУ СОШ № 24 г. Новосибирска
Актуальные проблемы воспитания подростков  (на материале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)
Говоря современным языком, русская литература - эта совершенная поисковая система, которая никогда не дает сбоя.  Какой бы вопрос ни стоял на повестке, можно запрашивать   классиков и ожидать исчерпывающего ответа.
В рамках художественной системы писателя  открывается  видение пути человека, народа, государства.  Любая ситуация, оказывается, была описана  давно, и давно даны  безошибочные ориентиры. 
Вот «Тарас Бульба» Гоголя.  Сцена  убийства Тарасом сына Андрия  всегда потрясает детей. Как же так? Согласно одной из традиционных трактовок, перед нами неразрешимая коллизия: выбор  между любовью и Родиной.
Андрия влечет красота полячки. Но не только. Его глазами дается описание прекрасного храма и дома  в осажденном Дубне. Прекрасная архитектура, прекрасная музыка, прекрасная полячка, прекрасные польские паны, что смотрят сверху вниз на осаждающее город казачье войско. По контрасту – жалкая мать Андрия,  простая беленая хата Тараса, отнюдь не блестящий вид козаков. Андрий выбирает красоту. «Красота - страшная сила» - так называлась исследовательская  работа одной из моих учениц по «Тарасу Бульбе». У Гоголя она страшна, потому что это великое искушение. Рядом с «Тарасом» стоит у него «Вий», где обнаружена дьявольская сущность соблазна, что раскалывает душу человека, а потом и вовсе губит его. 
Дети сейчас увлекаются жанром фэнтэзи, и  чем же  не ЧУЖОЙ  Андрий, который произносит чудовищные слова: «А что мне отец, товарищи и отчизна?.. Кто сказал, что моя отчизна Украйна?.. Отчизна моя – ты!.. И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» В традициях русского православия вера христианская, и родина, и воинское братство – это главные ценности. Андрий отрекся от рода, народа, Родины. «И погиб козак!»-пишет Гоголь раньше, чем Тарас убивает сына.
А теперь ситуация, что в свое время обошла СМИ: девушка на майдане  с плакатом «Хочу кружевные трусики и в ЕС». Красота – страшная сила. Красота архитектуры, красота музыки,  красота мужчин и женщин, красота трусиков, в конце концов. Красивая жизнь в широком смысле слова  - и «Кто сказал, что моя родина Украина?» 
Известно, что Гоголь в свое время не избежал соблазнов: был увлечен  красотами Рима и красотой католического богослужения  и всегда боялся попасть под власть женщин. Так что писал он со знанием дела. И повесть «Тарас Бульба в том числе про то, что так актуально  сейчас: внешнее не должно заслонять сущностное. Чтобы менять свое на чужое, надо понимать, что за ценности ты размениваешь.
Красота польских красных кафтанов и золотых доспехов, которые горят на солнце – это одна сторона. С другой стороны: в бедной хате Тараса богатыми были только трофеи, конская упряжь и оружие – все то, что отличает героя как хорошего воина. Не до золотых доспехов  запорожцам, потому что   делают они дело  «великого поту, великой козацкой доблести». И жены  казаков  не Прекрасные Дамы, потому что и время, и доля  их  тяжелы: мужчины большую часть жизни проводили в походах и там часто погибали. Но женщины смиренно несли свой крест, сохраняли дом, были нежными, заботливыми  матерями.
Думал ли Андрий об этом? У Гоголя он замирает, остолбеневает при появлении  полячки - этот паралич  личности лишает его сознания,  критичного отношения к происходящему. Конфликта между любовью и долгом, на наш взгляд и не было, Андрий был сразу покорен и потому сделался покорным. Можно вести речь не только о гибели Андрия как казака, но и о его  гибели как  человека, отдающего свою субъектность во «внешнее управление». Это проблема очень широкая, и касается она и некоторых людей, и  целых государств. 
Еще одна актуальная проблема: поиск современного положительного героя. Делать жизнь подростку с кого - с брутальных суперменов западного образца?
А вот обратите внимание: Петр Гринев, «Капитанская дочка» Пушкина. Вначале – типичный недоросль. Представления о жизни, как и  у многих  инфантильных  подростков: «Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни» (выделено нами). Но  мудрый батюшка решает отправить его на службу в захолустье, и начинается обряд инициации. Пушкин строит «Капитанскую дочку» во многом как сказку,  потому что в основе произведения – линия инициации, т.е. испытаний героя. По сути, «Капитанская дочка» про то, как мальчик становится мужчиной. Сюжет укладывается в схему В.Я. Проппа: наказ герою, выезд из дома, обман и т.д. Но все этапы испытаний Гринева психологически очень достоверны. Первое, что он делает, выйдя из-под опеки, - сразу же нарушает наказ отца и поддается уговорам выпить и сыграть на деньги «по-взрослому». Но не это делает его взрослым.
Один  из своих   памфлетов  Пушкин  сопроводил   эпиграфом: «Я вышел на арену с равными мне». Только в столкновении с трудными  препятствиями и сильными врагами человек становится героем. Главным  соперником Гринева Пушкин делает  Пугачева.
 В западных фильмах враги - это различные  монстры, начиная от доисторических животных  и заканчивая космическими пришельцами. Давайте посмотрим на Пугачева под этим углом зрения. Каждый раз он является Гриневу в новом обличье ( беглый казак, «царь», палач,  благодетель), к тому же имеет зооморфные черты (волк, орел) -    попробуй различи  под этими личинами  человека. Всякая встреча Гринева с Пугачевым – это разгадывание загадки, испытание не на жизнь, а на смерть, и  здесь суперменские боевые приемчики не при делах. В нужный момент Гринев  проявляет и мужество,  и волю, и бесстрашную честность,  а еще глубокое понимание ситуации, ум и гибкость.  Всякий раз он находит верный ключ к душе непредсказуемого Пугача, при этом сохраняет достоинство и ни разу  не изменяет себе. Вот это испытания! В итоге самый опасный враг делается  другом.
Каждый раз Петр  как будто бы переходит  на новый уровень в компьютерной игре: только победил – начинается новый гейм, еще более сложный. В итоге, когда,  казалось бы, все позади, Гринев  попадает под суд по ложному доносу. И здесь – благородное молчание о своей невесте и великое смирение перед судьбой, готовность перенести ее новые тяготы. 
 Пушкин показывает, что источник внутренней крепости русского  человека – в его нравственной цельности.  Петр Гринев  обрел внутреннюю опору и начал  соответствовать своему имени (Петр – камень) в Белогорской крепости.  В этом ему помогло  семейство с говорящей фамилией - Мироновы. Эти люди противостоят всякой лжи,  раздору, расколу  на  личностном уровне: с одной стороны – великая  смута, с другой - потрясающая  нравственная цельность. Тихая, смирная Маша Миронова в нужный момент  оказывается верной, сильной,   самостоятельной  в решениях, и она, как вещая невеста в сказках, спасает жениха. Happy end, и Голливуд отдыхает.Пушкин как конкурент Голливуда? Да,  поскольку современное массовое искусство  эксплуатирует архетипические образы и сюжеты, заложенные  в мифах и сказках. Схема та же: испытания  героя в экстремальных ситуациях. Но если у западных «коллег» этот герой становится суперменом (читай: сверхчеловеком), потому что широко шагает по головам, то у Пушкина герой начинает и заканчивает  другим - милосердием  (заячий тулупчик и прощание с Пугачевым на лобном месте). 
Одна из закономерностей: в критической ситуации нас осеняет, что пора оборачиваться назад,  к «устаревшим»  источникам, и мы наконец-то задаем трудные  вопросы классикам. В итоге получаем  возможность подумать о самом главном: об ответственном  личностном выборе и о становлении человеческого в человеке.