КИМ (тест) по роману М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени. 9 класс. Вариант 2.


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (ТЕСТ) ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ВАРИАНТ 2.
Чем отличаются фабула и сюжет? Случайно ли Лермонтов отказался от хронологического принципа в расположении повестей, входящих в роман «Герой нашего времени»?___________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания 1-6.
Я ехал на перекладных из Тифлиса. Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми записками о Грузии. Большая часть из них, к счастию для вас, потеряна, а чемодан с остальными вещами, к счастию для меня, остался цел.
Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, и во все горло распевал песни. Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею.
Подъехав к подошве Койшаурской горы, мы остановились возле духана. Тут толпилось шумно десятка два грузин и горцев; поблизости караван верблюдов остановился для ночлега. Я должен был нанять быков, чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и гололедица,— а эта гора имеет около двух верст длины.
Нечего делать, я нанял шесть быков и нескольких осетин. Один из них взвалил себе на плечи мой чемодан, другие стали помогать быкам почти одним криком.
За моею тележкою четверка быков тащила другую, как ни в чем не бывало, несмотря на то, что она была доверху накладена. Это обстоятельство меня удивило. За нею шел ее хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро. На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду. Я подошел к нему и поклонился; он молча отвечал мне на поклон и пустил огромный клуб дыма.
Мы с вами попутчики, кажется?
Он молча опять поклонился.
Вы, верно, едете в Ставрополь?
Так-с точно... с казенными вещами.
Скажите, пожалуйста, отчего это вашу тяжелую тележку четыре быка тащат шутя, а мою, пустую, шесть скотов едва подвигают с помощью этих осетин?
Он лукаво улыбнулся и значительно взглянул на меня.
Вы, верно, недавно на Кавказе?
С год,— отвечал я.
Он улыбнулся вторично.
А что ж?
Да так-с! Ужасные бестии эти азиаты! Вы думаете, они помогают, что кричат? А черт их разберет, что они кричат? Быки-то их понимают; запрягите хоть двадцать, так коли они крикнут по-своему, быки всё ни с места… Ужасные плуты! А что с них возьмёшь?.. Любят деньги драть с проезжающих…
Как называется повесть, из которой приведён данный отрывок?_________________________________________
К какому типу героев современная писателю критика относила Печорина, называя в этом ряду Онегина, Обломова?______________________________________________________________________________________
Приведённый фрагмент содержит развёрнутое описание Койшаурской долины. Как называется этот тип предметной детализации?_________________________________________________________________________
Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (например, «Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду»).______________
Как называется форма общения между персонажами, основанная на обмене репликами и использованная М.Ю.Лермонтовым в данном фрагменте?___________________________________________________________
Как называется сопоставление одного предмета или явления с другим, использованное, например, в обороте «…сверкает, как змея своею чешуёю»?_____________________________________________________________
Вспомните содержание романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и ответьте на вопросы.
Вставьте пропущенные слова.
а) «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг _________________________контрабандистов» («Тамань»).
б) Действие повести «Княжна Мери» происходит преимущественно в_______________________ (город), а затем вКисловодске.
в) Молодежь прозвала Вернера, чья одежда была постоянно черного цвета,__________________(литературный персонаж).
г) В ночь перед поединком Печорин читал роман____________________________________________ (писатель).
д) Смысл последних слов Вулича перед смертью «________________________________» был понятен только Печорину.
Кто так характеризуется (описывается) в романе?
а) «Он был храбр, говорил мало, но резко; никому не поверял своих душевных и семейных тайн, вина почти вовсе не пил, за молодыми казачками, которых прелесть трудно постигнуть, не видав их, он никогда не волочился». _________
_____________________________________________________________________________________________________
б) «Он довольно остер; эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьет одним словом...» _____________________________________________________________________________________________
в) «Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах, и особенно правильный нос — всё это было для меня обворожительно». __________________________________________________________________________________
г) «Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках».
д) «...имел глубокие сведения в поваренном искусстве: он удивительно хорошо зажарил фазана, удачно полил его огуречным рассолом...»_____________________________________________________________________________________
Кому принадлежат слова?
а) «Я бы тебя должна ненавидеть: с тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий...» ______
_______________________________________________________________________________________________________
б) «Здесь на водах преопасный воздух; сколько я видел прекрасных молодых людей, достойных лучшей участи, и уезжавших отсюда прямо под венец...» ________________________________________________________________________
в) «Уж я всегда говорил, что нету проку в том, кто старых друзей забывает!» ____________________________________
г) «Русские барышни большею частью питаются только платонической любовью, не примешивая в ней мысли о замужестве; а платоническая любовь самая беспокойная». _____________________________________________________
д) «Я вас прошу не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, — я думаю, это вам не будет очень трудно»._____________________________________________________________________
Дайте название эпизода, сцены, фрагмента.
а) «Отвязав лошадь, я шагом пустился домой. У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели». ______________________________________________________________________________________________
б) «Как птица нырнул он между ветвями; острые колючки рвали мою одежду, сухие сучья карагача били меня по лицу. Конь мой прыгал через пни, разрывал кусты грудью. Лучше было бы мне его бросить у опушки и скрыться в лесу пешком, да жаль было с ним расстаться, — и пророк вознаградил меня»._________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
в) «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление»._________________________________________________________________
г) «Я с трепетом ждал ответ Грушницкого: холодная злость овладела мною при мысли, что если б не случай, то я мог бы сделаться посмешищем этих дураков».___________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
д) «Не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? — Послушай, ты должен мне принести эту жертву: я для тебя потеряла всё на свете...»___________________________________________________________________________
Баллы ______________ Оценка________________________
Учитель ______________________________________________________.
Ассистент ____________________________________________________ .