Краткосрочное планирование урока русского языка для 6 класса Образование имён прилагательных с помощью суффиксов -К- и -СК-.


СОГЛАСОВАНО Подольская Ирина Александровна
завуч по УВР учитель русского языка и литературы
____________ КГУ СОШ №4 г.Семей ВКО РК
2015 – 2016 учебный год
КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ «Б»
ТЕМА Цель урока Ключевые идеи Результаты обучения ФОРМА организации урока Используемые МОДУЛИ ОЦЕНИВАНИЕ РЕСУРС
Правописание
н и нн в прилагательных. Научить правильному написаниюН и НН в суффиксах прилагательных
Формирование логического мышления, умение применять полученные знания на практике Знают правило написания Н и НН в суффиксах прилагательных, умеют применять алгоритм распознавания написания
-н- и -нн- Работа в группе, паре Новые подходы в обучении, критическое мышление, использование ИКТ, оценивание для обучения Взаимооцениваниесамооценивание. ИКТ, фломастеры, стикеры, листы ответов, учебник
ПРЕДМЕТ КЛАСС К-ВО УЧАЩИХСЯ ДАТА УРОК ВРЕМЯ урок № по КП
урок № 7 по ССП
русский язык 6 «Б» всего: на уроке Ссылка Госстандарт, календарное планирование, среднесрочное планирование
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ по предметам образовательной области «Язык и литература» уровня основного среднего образования (5-9 классы) – Астана, 2013.- 183с.
Планирование составлено на основе Государственного общеобязательного стандарта начального, основного среднего, общего среднего образования РК, утвержденного HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1002578866" \t "_parent"постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года № 1080, и по учебным программам для средней школы, утвержденным приказом Министра образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013 года.Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан № 8424 от 10 апреля 2013 года.
Источники
учебники и учебные пособия Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы /Кондубаева М.Р., Джусупов М.Д., Кажигалиева Г.А., Тусеева С.Т., Бекишева У.М. 2-е изд., переработ. - Алматы: Атамұра, 2006. – 272 с.
Русский язык. Сборник диктантов и тестов для изложений: Для учителей 6 класса общеобразовательной школы. 2-е изд. Абжанова Т.А., Брулева Ф.Г., Кажигалиева Г.А., Марюхина Т.М., Тусеева С.Т. – Алматы: Атамұра, 2006. – 128с.
Раздел учебной программы Грамматика. Морфология. Имя прилагательное.
Тема урока Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и –СК- § 46, с. 140
Тип урока Комбинированный урок
Ученик должен ЗНАТЬ УМЕТЬ ВЛАДЕТЬ КОМПЕТЕНЦИЯМИ
морфологические особенности прилагательных;
образование имён прилагательных с помощью суффиксов уметь формулировать высказывание, понимать причины успеха; прилагательное по падежам. владеть навыками работы с различными источниками информации;
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, готовить монологический ответ на грамматическую тему.
Общие цели Повторение правописание -н- и -нн- в самостоятельных частях речи
Цель урока Повторение понятия о разграничении суффиксов -к-, -ск-
Задачи урока Образовательный аспект: закрепить знания об образовании имен прлагательных с помощью суффиксов;
Развивающий аспект: продолжить работу над орфографической зоркостью, закрепить навыки правописания суффиксов -к- и -ск-, умение учащихся правильно образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов -лив-, -чив-, -ист-, -к-, -ск-; способствовать формированию компонентов информационной культуры.
Воспитательный аспект: создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность на уроке.
Ключевые идеи Через стратегии КМ развить навыки самостоятельного обучения через поисковую деятельность, работу в паре и группе, самостоятельную работу.
Ожидаемые результаты Учащиеся научатся применять алгоритм правописания суффиксов -к- и -ск- в именах прилагательных.
Результаты обучения Развитие умения самостоятельно изучать новую грамматическую тему: анализировать и систематизировать, применять на практике полученную информацию.
Умение формативно оценивать результаты, проводить рефлексию своей деятельности, деятельность группы, всего класса.
Тип урока комбинированный
Модули НПО, УиЛ, ТиО, ИКТ, ВО, ОдО, КМ
Методические приемы Повторение изученного, объяснения учителя, работа с таблицами, тренировочные упражнения.
Формы контроля и оценка результатов деятельности Формативное и суммативное оценивание
Взаимопроверка, самопроверка.
Пирамида собственной деятельности.
Необходимые предварительные знания и уменияОпорные знания ОРФОГРАММЫ
О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных;
О-А в корне -бер-/-бир-; -дер-/-дир-…;
-Н- и –НН- в суффиксах имён прилагательных;
притяжательные прилагательные.
ПУНКТОГРАММЫ
запятая при однородных членах предложения.
Культура речи Правильное интонирование простого предложения. Целесообразное использование уменьшительно-ласкательных суффиксов в собственных высказываниях школьников. Расширение речевой компетентности.
Развитие речи Обогащение словарного запаса учащихся; роль определений в речи; составление алгоритма запоминания правила; план монологического выступления на грамматическую тему.
Внутри-предметные связи Морфология – орфография – орфоэпия – культура речи – развитие речи
Синтез Русский язык – литература – информатика
Домашнее задание  §46, с.140, упражнение № 388, с.140 – в словарь-справочник.
 Подготовить монологический ответ на грамматическую тему.
 Выучить словарные слова с.142. Записать эти слова в словарь-справочник.
Дополнительные задания Составить «3 толстых» с ответами по изучаемому материалу. Работу выполнить в программе PowerPoint.
Подготовить словарный диктант (20-25 слов) по §44-46 в программе Microsoft Office Excel.
ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ и ДИДАКТИЧЕСОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ средства обучения
Оборудование Оборудование SMART: компьютер, монитор, проектор, интерактивная доска.
Программное обеспечение Компьютерные программы
Дидактическое обеспечение SMART Презентация.
Словарь-справочник (начиная с 5-го класса, учащиеся делают записи в отдельной тетради, которая называется словарь-справочник).
Дидактические материалы таблица «Правописание -К- и -СК-»; РДМ – карточки с заданием.
Оснащение маркеры, бумага формата А4.
Список литературы, используемой для разработки занятия Журавлева Л.И. Русский язык в алгоритмах. – Челябинск: Юж.-Урал. Н. Изд-во, 1996. – 128с. (Практикум).
Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Интенсивный курс русского языка: пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках. М. Центр тестирования, 2002 164 с. ; с.40
Каменова С.К. Грамматика русского языка в таблицах и схемах для старших классов. – Изд. 2-е испр. – М.: Лист Нью. 2007. – 96с.
Орлова Л.А. Русский язык для 5-8 классов (основные правила, образцы разбора, словарные слова, сведения о частях речи и др.). Волгоград -2001. – 88с.
Фролова Т.Я. Грамотность за 12 занятий: Русский язык. Симферопль: 2004. – 64с.
Штоль А. Русский язык в таблицах. Учебное пособие по орфографии. 2-е изд. Испр. : Сиб. Унив. Изд-во, 1995. – 59с.
ПЛАН УРОКА
ЭТАПЫ УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ РЕСУРС
ВЫЗОВ
3 мин. 165735599440Организационный момент.Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.
Слушают.Готовятся у уроку.
Настраиваются на позитивное взаимодействие на уроке.
Осмысливают поставленную цель. СЛАЙД
3 мин. II. Проверка домашней работы. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» учитель осуществляет проверку домашней работы. Ученики отвечают на вопросы учителя.- Самостоятельная часть речи…. Орфо-графическая пятиминутка Задание. Опираясь на схему, расскажите о правописании суффиксов -н- и -нн- в словах на -ан-, -ян-; -ен-, -онн-; -ин-, -инн-
Нежданный, негаданный, виденный, слышанный, рождённый, казнённый, лишённый, обиженный, делённый, решенный, пущенный, обещанный, брошенный, купленный.Выводы Комментируют записанные слова, разбирают по составу, анализируют, приводят правило, на которое ссылаются в своем ответе.Записывают в словарь справочник.
Формулируют выводы. словари-справочники
Подготовка к осознанному восприятию новой темы Беседа.
Как образуется сравнительная степень прилагательных?
Что вы знаете об образование превосходной степени прилагательных?
Как определить сколько н надо писать в имени прилагательном?
Какие словосочетания влияют на раздельное правописание НЕ с прилагательным?
В каких суффиксах всегда пишется одна буква -н-? Отвечают на поставленные вопросы Карточки с вопросами
Усвоение новых знаний Задание. Подготовьте ответ (алгоритм запоминания правила) о правописании прилагательных, образованных при помощи…
1 группа – образование имен прилагательных при помощи приставок. §45 с.137.
2 группа – Подготовить вопросы для групп по изученному материалу. По 2 вопроса для группы. §43 - 45.
3 группа - - К- и -СК- . §46 с.140.
При ответе используйте материал учебника и приведенный ниже материал.
Время на подготовку – 4 минуты.
Время защиты проекта – 1, 5 минуты.
Оценивание групп – 30 секунд. Работа в группе.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1Ученики работают в группе.Готовят алгоритм, кластер (по выбору группы).Продумывают ответ.Выбирают спикера.Слушают выступление групп.
ВзаимооцениваниеФломастеры,
бумага, учебники, магниты
ОБОБЩЕНИЕ Раздает таблицу.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Сформулируйте вывод по изучаемой теме.
Выводы Изучают таблицу.Сравнивают свои ответы и ответы групп. Пополняют сделанные ранее записи.Формулируют выводы. таблица
Проверка усвоения знаний. Беседа.
- При помощи каких морфем образуются прилагательные?
- От каких частей речи образуются прилагательные?
- Как различить на письме суффиксы -к-, -ск-?
- Что обозначают приставки без-, не-, анти-?
- Как отличить приставку пре- от приставки при-? Отвечают на поставленные вопросы.
Выборочный словарный диктант Задание. Упражнение № 391.
Выпишите имена прилагательные, которые образованы при помощи суффикса -К-.
(Январь)морозы, (русский)сказки, (казах) язык, (немец) литература, (брат) союз, (матрос) служба, (скользить) дорога, (Турция) соглашение, (май) ночь, (низ) поклон, (Астрахань) жара, (ткач) станок, (Смоленск) места, (офицер) полк, (Чехов) пьесы, (француз) книги, (символика) изображение, (археология) сенсация. Выписывают прилагательные:
немецкая литература, скользкая дорога, турецкое соглашение, низкий поклон, ткацкий станок.
Взаимопроверка. учебник
Выводы Сформулируйте выводы. Формулируют вывод.Если основа прилагательного оканчивается на -к, -ч, -ц, то надо писать суффикс -К. Сочетание звуков [цкий] на конце прилагательных на письме передается по-разному; -цкий (рыбацкий); -cкий (флотский).
Обратимся к алгоритму проверки данного правила.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. Слушают.
Фиксируют в словарь справочник алгоритм запоминания. СЛАЙД
Закрепление новых знаний Задание.
От данных прилагательных образуйте существительные на -ский, -цкий.
Рыбак – рыбацкий, батрак, бурлак, мужик, бедняк, холостяк, ткач.
Швед – шведский, азиат, сосед, флот, француз, казах, казак, гигант, город, аул, директор, учитель, город Семей.Работа в группе. Самопроверка по образцу с ответами.
карточка с заданием
Контроль знаний Тесты № 1
Наблюдает за выполнением задания.
Контролирует время.
Подводит учащихся к самостоятельному формулированию выводов.
Ученики выберут сами тест, который выполнен в программе PowerPoint или Microsoft Office Excel. Работа в паре. Самопроверка.
Формулируют выводы. НОУТБУК
Выводы и обобщения Учитель подводит учащихся к формулированию выводов о написании -К- и -СК- в прилагательных и именах существительных. Формулируют выводы о правописании -К- и -СК- Словарь-справочник
РЕФЛЕКСИЯ 1165860107315
Раздает листы саморефлексииОценивают свою деятельность на уроке. МагнитысмайликиЛисты само-рефлексииИнструктаж о выполнении домашнего задания Дает домашнее задание.
Проводит инструктаж по его выполнению.
Отвечает на вопросы. Записывают ДЗ.Слушают инструкцию.Задают вопросы о выполнении ДД, если возникли. дневник
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ
Проверьте согласный перед суффиксом

непроизносимые согласные Ц ( чередование с К//Ч)
Ж, Д-Т, З-С

-СКИЙ -ЦКИЙ
флотский рыбацкий
-К- -СК-
есть краткая форма основа на -К, -Ч, -Ц нет краткой формы,
основа не на на -К, -Ч, -Ц
резок
гладок турок – турецкий
ткач - ткацкий казахский
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Правописание -Н- и -НН- в суффиксах
Правописание суффиксов прилагательных (полных)
Основа на -Н- ДА НЕТ
-НН- Какая гласная в суффиксе?
пустын-н-ыйподлин-н-ыйстарин-н-ыйЕ, О И, Я, А
-НН- -Н-
авифцио-онн-ый солом-енн-ый гус-ин-ый серебр-ян-ый рж-ан-ойисключения ветреный
ветряная НО!
БЕЗ-ветренный, ЗА-ветренныйстеклянный,
оловянный,
деревянный
юн-ый, син-ий, румян-ый, зелен-ый, багрян-ый, прян-ый, маслен-ый, маслян-ойПравописание суффиксов причастий и отглагольных прилагательных (полных)
Задай четыре вопроса: ИСКЛЮЧЕНИЯ
ДА слово на -ованный, -ёванныйНет+ кован-ыйДА у слова есть приставка? (кроме НЕ-) Нет+ жеван-ыйДА у причастия есть зависимое слово? Нет+посажен-ый отец, но: посаженный в землю
ДА причастие совершенного вида? Нет+-НН- -Н- названый брат, но: названный по имени
печ-ён-ый картофель испеч-ённ-ыйсмышлёный мальчик
печ-ённ-ый в духовке реш-ённ-ый (сов.вида) ЗАПОМНИ! нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, желанный, читанный