Конспект по русскому языку образование слов с помощью суффиксов.
Тема урока: Образование слов с помощью суффиксов.
Дата проведения:
Класс: 6
Цель урока:
- совершенствовать навыки словообразования с помощью суффиксов;
-совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
- развивать устную и письменную речь учеников;
- прививать бережное отношение к окружающему миру.
Тип урока: Комбинированный урок + презентация
Xод урока:
1. Психологический настрой.
Прозвенел и смолк звонок
Начинаем наш урок.
Мы за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели.
Посмотрели на гостей
И за знаниями скорей! (слайд№3)
2. ОСУ.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Суффикс», будем образовывать новые слова с помощью суффиксов.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Положили ручки.
3. Актуализация опорных знаний и практических умений по теме: « Суффикс».
- Внимательно прочитайте слова, записанные на доске.
Опираясь на словообразовательные схемы, скажите , как образованы данные слова. (слайд№4)
Камень-каменщик,водопровод-водопроводчик, бетон- бетонщик, экскаватор- экскаваторщик
- Вспомните, что в русском языке называется суффиксом? ( дети дают определение)
- Что нужно сделать, чтобы в слове найти суффикс?( выделить окончание и корень)
Задание №1
- Прочитайте стихотворение и в выделенных словах назовите корень и суффикс:
(слайд №5)
По роще калиновой,
По роще осиновой,
На именины к щенку
В шляпе малиновой
Шёл ёжик резиновый
С дырочкой в правом боку.
Были у ёжика
Зонтик от дождика,
Шляпа и пара колош.
Божьей коровке,
Цветочной головке,
Ласково кланялся ёж.
Задание №2. На экране появляется кроссворд. (слайд №6,7)
- Посмотрите внимательно на экран. Какое слово встречается в каждой строке нашего кроссворда?( КОТ)
-Измените слово кот или подберите к нему родственные слова так, чтобы новые образованные вами слова состояли из 4,5,6,7 букв.
к о т
к о т ы
к о т и к
к о т и щ е
к о т я т а
к о т е н о к
- Какое слово в этом кроссворде с точки зрения словообразования лишнее? И почему?
( КОТЫ, изменение формы слова)
- С помощью чего были образованы остальные слова? ( с помощью суффикса)
4. Введение новых знаний по теме: «Образование слов при помощи суффиксов».
Задание № 3 (слайд № 8,9)
а) Подбери к слову подходящий суффикс:
Гитара
Трактор
Двор
Читать
Футбол
Лес
Речь
Писать
Пианино
Охота
Учить
строить
б) Образуйте новые слова с помощью суффиксов -к-, -чик-, -ышк-, -енк- (слайд №10)
Солнце, гнездо, песня, трава, заяц
Выдели суффикс, проверь у соседа.
4 (работа в парах)
- Образуйте новые слова от глаголов: (слайд №11)
Читать,учить,преподавать,руководить,покупать,водить,воспитать
- Образуйте новые слова при помощи суффиксов. Какие из них можно заменить словом ОН, какие-словом ОНА?(слайд №12)
Учитель-воспитатель-читатель-физкультурник-работник-проводник-5. Работа по учебнику Упр.10-11 стр.82
Образуйте новые слова. Обозначьте суфф. Какое значение они придают слову?
(слайд №13)
Мама-мамочка,папа,
6. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с ним.
Задание №4. Индивидуальная работа с учащимися по карточкам.
- Сейчас каждый из вас получил задание. Каждое задание содержит 3 варианта. Выберите тот вариант, который вы сможете выполнить ( если учащиеся не смогли сами выбрать вариант, им помогает выбрать учитель).
Учащимся предоставляется право выбора при выполнении заданий.
Вариант № 1. Впиши суффиксы. слайды №15)
Внезапно Аня заметила перед собой стол____ на трёх нож___ах, весь сделанный из толстого стекла. На нём ничего не было, кроме крошечного золотого ключ___а, и первой мыслью Ани было, что ключ___ этот подходит к одной из дверей, только что испробованных ею.
Вариант № 2. От данных слов образуй новые существительные при помощи суффикса - ок - слайды №16)
Пирог -
Петух -
Друг -
Луг -
Вариант № 3 . Измени сочетания слов по образцу. Выдели цветом часть слова, с помощью которой образовано это слово.
Образец: тропинка в лесу – лесная тропинка
Дорожка в саду -
Воротник из меха -
Варенье из вишни -
- Проверяем задания. (слайды №17)
6. Рефлексия. (слайд №18)
- Что такое суффикс?
- Подскажите мне как можно в слове определить суффикс?
- Чему научились сегодня на уроке? Что повторили?
7. Подведение итогов и результатов урока.
Учитель выставляет оценки учащимся за работу на уроке.
8. Задание на дом. (слайд №12)
- Открыли дневники, записали домашнее задание (дифференцированное):
1) страница 83, упражнение 13.
2) напишите про своего маленького братика или сестренку, употребляйте в рассказе словосочетания маленький ротик, черные глазки, маленькие ручки и ножки. Скажите . каким ласковым именем называют его(ее) мама , все окружающие.
Учитель поясняет домашнее задание.
15