рабочая программа по химии 11 класс УМК О.С. Габриелян
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кыкерская средняя общеобразовательная школа
Тунгокоченского района, Забайкальского края
«Рассмотрено»«Согласовано»«Утверждаю»
на заседании МОЗам. директора по УВРДиректор МОУ КСОШ
учителей _________ ______________________ ______________
предметников
Протокол №_____«____» сентября 2014г.«____» сентября 2014г.
От «____» сентября 2014г.
Руководитель МО
_______ ______________
Рабочая программа
учебного курса химии
для 11 класса
Составила: учитель химии
МБОУ КСОШ
Тунгокоченского района
Сушкова Е.Г.
2014-2015 уч.годПояснительная записка
Данная учебная программа предназначена для учащихся 11 класса общеобразовательной школы. Программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Программа выполняет две основные функции.
Информационно- методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно - планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Рабочая программа определяет инвариантную часть учебного курса химии в средней школе.
Программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса химии в старшей школе на базовом уровне.
11 класс, в своем составе имеет учащихся со средним уровнем обученности. Большая часть класса способна усваивать предмет на « хорошо» и «отлично». Есть ребята, которым с трудом дается предмет, но они стараются. И есть учащиеся, которые могли бы заниматься намного лучше, если проявили усердие. В данном классе будет упор на самостоятельную работу, применение методов проблемного изложения материала, частично-поисковые методы.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Освоения знаний о химической составляющей естественно - научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
Овладения умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
Развития познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе и компьютерных;
Воспитания убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
Применения полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Учебно-тематический план.
№ Название раздела Кол-во часов Кол-во часов Форма контроля
Теорет. Практ. 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева. 3 3 Предварительный, текущий, тематический
2. Строение вещества 12 11 1 текущий, тематический, итоговый
3. Химические реакции 9 9 текущий, тематический, итоговый
4. Вещества и их свойства. 10 9 1 текущий, тематический, итоговый.
Содержание курса.
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева. (3часа).
Урок 1. Строение атома.
Задачи: закрепить и углубить знания учащихся о строении атомов, производить расчеты состава ядра атомов, уметь определять количество энергетических уровней, продолжить формирование понятия изотопы.
Продолжить формирование интеллектуального потенциала, расширить кругозор учащихся, создать условия для самореализации личности.
Оборудование: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Вид урока: комбинированный.
Домашнее задание:§1-4 выборочно.
Уроки 2-3. Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома.
Задачи: углубить и расширить знания учащихся о периодическом законе, закрепить знания о физическом смысле порядкового номера, выявить причины изменения свойств элементов в периодах и группах. Рассмотреть значение периодического закона.
Создать условия для осуществления познавательной деятельности учащихся, способствовать развитию их коммуникативных навыков, умения слушать, формулировать и высказывать свои мысли, сравнивать полученные результаты.
Способствовать формированию нравственных и патриотических качеств школьников, воспитанию в них чувства гордости за соотечественников.
Оборудование: Портрет Д. И. Менделеева, различные формы ПСХЭ.
Вид урока: комбинированный.
Домашнее задание:§5.
В результате изучения темы учащийся должен знать
Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, изотопы, валентность;
Основные законы химии: периодический закон;
Уметь
Определять: валентность и степень окисления химических элементов,
Характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ.
Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
Тема 2. Строение вещества (12 часов).
Урок 4. Ионная химическая связь.
Задачи: углубить и обобщить знания учащихся о природе химической связи, уметь определять заряд ионов, объяснять природу химической связи.
Формирование умений применять полученные знания для решения практических задач.
Создавать условия для самореализации личности.
Оборудование: схема образования химической связи.
Вид урока: комбинированный.
Домашнее задание:§6.
Урок 5. Ковалентная химическая связь.
Задачи: углубить и обобщить знания учащихся о природе химической связи, , объяснять природу химической связи, продолжить формирование умения определять валентность и степень окисления, определять свойства веществ на основании кристаллической решетки.
Формирование умений применять полученные знания для решения практических задач.
Создавать условия для самореализации личности.
Оборудование: схема образования химической связи.
Вид урока: комбинированный.
Домашнее задание:§6.
Урок 6. Металлическая химическая связь.
Задачи: углубить и обобщить знания учащихся о природе химической связи, , объяснять природу химической связи, продолжить формирование умения предсказывать свойства веществ на основании кристаллической решетки.
Формирование умений применять полученные знания для решения практических задач.
Создавать условия для самореализации личности.
Оборудование: схема образования химической связи.
Вид урока: комбинированный.
Домашнее задание:§6.
Урок 7. Водородная химическая связь.
Задачи: углубить и обобщить знания учащихся о природе химической связи, , объяснять природу химической связи, продолжить формирование умения предсказывать свойства веществ в зависимости от вида химической связи.
Рассмотреть единую природу химической связи.
Формирование умений применять полученные знания для решения практических задач.
Создавать условия для самореализации личности.
Оборудование: модель молекулы ДНК.
Вид урока: комбинированный.
Домашнее задание:§6.
Урок 8. Газообразное состояние веществ.
Задачи: закрепить и углубить знания учащихся об особенностях строения газообразных веществ, уметь применять знания для расчетов объема, рассмотреть представители газообразных веществ.
Развивать понятие о химии как неотъемлемой составляющей единой естественнонаучной картины мира; химия - центральная наука о природе, тесно взаимодействующая с другими науками.
Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся.
Оборудование: модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды.
Вид урока: комбинированный.
Домашнее задание: запись в тетради. Подготовить сообщение о важнейших газообразных соединениях.
Урок 9. Практическая работа №1. Получение, собирание и распознавание газов.
Задачи: получить, собрать и распознать водород, кислород, углекислый газ , аммиак и этилен.
Формирование умений применять полученные знания для решения практических задач.
Формирование коммуникативных умений исследовательского характера через организацию работы в группе, закреплять навыки безопасного обращения с веществами, а также умение управлять химическими процессами.
Оборудование: прибор для получения газов, реактивы для получения водорода, кислорода, этилена, аммиака, углекислого газа.
Вид урока: практическая работа.
Практическая работа. Собрать прибор для получения газов. Получить газы. Проделать с ними опыты для распознавания и подтверждения их химических свойств.
Домашнее задание: оформление работы.
Урок 10. Жидкое и твердое состояние вещества.
Задачи: обобщить и закрепить знания учащихся о воде и ее биологической роли, изучить кристаллическое и аморфное состояние вещества, применение аморфных веществ.
Развивать понятие о химии как неотъемлемой составляющей единой естественнонаучной картины мира; химия - центральная наука о природе, тесно взаимодействующая с другими науками.
Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся.
Оборудование: образцы минеральных вод.
Вид урока: комбинированный.
Лабораторный опыт. Ознакомление с минеральными водами.
Домашнее задание: §8. Подготовить сообщение о роли воды.
Урок 11. Дисперсные системы.
Задачи: сформировать представление о дисперсных системах, классификации дисперсных систем, значении и роли в природе и жизни человека.
Развивать представление о том, что мир состоит из веществ, которые характеризуются определенной структурой и способны к взаимопревращениям, понимание роли химии в повседневной жизни и ее прикладного значения в жизни общества.
Продолжить формирование химического мышления.
Оборудование: образцы различных дисперсных систем.
Вид урока: урок изучения нового материала с последующим закреплением.
Домашнее задание:§8.
Урок 12 . Состав вещества. Смеси.
Задачи: продолжить формирование представлений о веществах молекулярного и немолекулярного строения, умение проводить расчеты по вычислению массовой доли компонента в смеси. Сформулировать закон постоянства состава веществ.
Развивать представление о том, что мир состоит из веществ, которые характеризуются определенной структурой и способны к взаимопревращениям, понимание роли химии в повседневной жизни и ее прикладного значения в жизни общества.
Продолжить формирование химического мышления.
Оборудование: образцы веществ молекулярного и немолекулярного строения.
Вид урока: урок применения знаний и умений.
Домашнее задание:§8.
Урок 13. Обобщение и систематизация знаний по теме 2.
Задачи: обобщить знания о строении вещества.
Развивать умение критически мыслить, работать в сотрудничестве с другими.
Способствовать формированию желания и умения стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Домашнее задание: повторение пройденного материала.
Урок 14. Контрольная работа №1 по теме 2 «Строение вещества».
Задачи: определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Продолжить формирование навыков самостоятельной работы, умения быстрого включения учащихся в деловой ритм.
Создать условия для формирования активности, самостоятельности, умения реально оценивать свои результаты, сравнивать с предыдущими достижениями или неудачами, для развития установки на продолжение образования.
Вид контроля: урок контроля, оценки и коррекции знаний.
В результате изучения темы учащиеся должны знать
Важнейшие химические понятия: вещество, химическая связь, элетроотрицательность, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы,
Основные законы химии: постоянства состава,
Основные теории химии: химической связи
Уметь
Определять: тип химической связи в веществах;
Объяснять : зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической)
Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве.
Тема 3. Химические реакции.(9 часов)
Уроки 15-16. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Задачи: повторить и углубить сведения о классификации химических реакций; рассмотреть закон сохранения массы веществ при химических реакциях как частный случай проявления всеобщего закона природы- закона сохранения материи и ее движения; углубить знания учащихся о тепловом эффекте химических реакций.
Развивать понятие о химии как неотъемлемой составляющей единой естественнонаучной картины мира; химия - центральная наука о природе, тесно взаимодействующая с другими науками.
Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся.
Оборудование: стеклянная посуда, реактивы для реакций обмена, идущие с образованием осадка, газа и воды.
Вид урока: комбинированный.
Лабораторный опыт: реакции обмена, идущие с образованием осадка, газа и воды.
Домашнее задание:§11,12.
Урок 17. Скорость химической реакции.
Задачи: углубить и обобщить знания учащихся о скорости химических реакций, зависимости скорости гомогенных и гетерогенных реакций от различных факторов. Изучить механизм действия катализаторов, обобщить знания о роли катализа в природе и технике.
Формирование химического мышления , умение анализировать явления окружающего мира в химических терминах, способность говорить и думать на химическом языке.
Продолжать формирование понимания роли химии в повседневной жизни и ее прикладного значения в жизни общества, прививать навыки безопасного обращения с химическими процессами в повседневной жизни практической деятельности.
Оборудование: пероксид, оксид марганца(IV), сырой картофель. Схема «кипящий слой».
Вид урока: комбинированный.
Демонстрации: Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры. Схема «кипящего слоя».
Лабораторный опыт. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью катализатора и каталазы сырого картофеля.
Домашнее задание: §13.
Урок 18. Обратимость химических реакций.
Задачи: обобщить и углубить знания учащихся об обратимых реакциях, о состоянии химического равновесия и способах его смещения.
Формирование химического мышления, умение анализировать явления окружающего мира в химических терминах, способность говорить и думать на химическом языке.
Продолжать формирование понимания роли химии в повседневной жизни и ее прикладного значения в жизни общества, прививать навыки безопасного обращения с химическими процессами в повседневной жизни практической деятельности.
Оборудование: схемы химического равновесия. Видеофильм.
Вид урока: комбинированный.
Домашнее задание:§14.
Урок 19. Роль воды в химических реакциях.
Задачи: продолжить формирование представлений учащихся об истинных растворах, рассмотреть явления, протекающие при растворении веществ. Закрепить знания о диссоциации, электролитах и неэлектролитах.
Формирование химического мышления, умение анализировать явления окружающего мира в химических терминах, способность говорить и думать на химическом языке.
Продолжать формирование понимания роли химии в повседневной жизни и ее прикладного значения в жизни общества, прививать навыки безопасного обращения с химическими процессами в повседневной жизни практической деятельности.
Оборудование: сульфат меди, перманганат калия, хлорид железа, стаканы химические.
Вид урока: комбинированный.
Демонстрации: растворение окрашенных солей в воде.
Домашнее задание:§15.
Урок 20. Гидролиз.
Задачи: сформировать представление о гидролизе неорганических веществ, умение определять среду раствора.
Развивать понятие о химии как неотъемлемой составляющей единой естественнонаучной картины мира; химия - центральная наука о природе, тесно взаимодействующая с другими науками.
Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся.
Оборудование: стеклянная посуда, соли для различного вида гидролиза.
Вид урока: комбинированный.
Лабораторный опыт: различные случаи гидролиза солей.
Домашнее задание:§16.
Урок 21. Окислительно-восстановительные реакции.
Задачи: на основе полученных ранее знаний, углубить и закрепить знания учащихся по составлению окислительно-восстановительных реакций.
Развивать межпредметные связи.
Воспитывать внимательность, усидчивость, умение концентрировать внимание на определенной проблеме.
Оборудование: приборы и реактивы для простейших окислительно-восстановительных реакций.
Вид урока: урок применения знаний и умений.
Демонстрации. Взаимодействие цинка с соляной кислотой, железа с сульфатом меди.
Домашнее задание: запись в тетради.
Урок 22. Обобщение и систематизация знаний по теме 3.
Задачи: обобщить знания о химических реакциях.
Развивать умение критически мыслить, работать в сотрудничестве с другими.
Способствовать формированию желания и умения стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Домашнее задание: повторение пройденного материала.
Урок 23.. Контрольная работа №2 по теме 3 « Химические реакции».
Задачи: определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Продолжить формирование навыков самостоятельной работы, умения быстрого включения учащихся в деловой ритм.
Создать условия для формирования активности, самостоятельности, умения реально оценивать свои результаты, сравнивать с предыдущими достижениями или неудачами, для развития установки на продолжение образования.
Вид контроля: урок контроля, оценки и коррекции знаний.
В результате изучения темы учащиеся должны знать
Важнейшие химические понятия: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие.
Основные законы химии: сохранения массы веществ;
Основные теории химии: электролитической диссоциации;
Уметь
Определять: характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель;
Объяснять: зависимости скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Объяснения химических явлений, происходящих в природе и быту;
Определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий.
Тема 4. Вещества и их свойства(10 часов).
Уроки 24- 25. Металлы.
Задачи: повторить и обобщить сведения о положении металлов в ПСХЭ Д. И. Менделеева, о строении их атомов; рассмотреть общие физические и химические свойства металлов - простых веществ. Систематизировать сведения о способах получения металлов. Сформировать представления о коррозии и способах защиты от коррозии.
Формирование химического мышления, умение анализировать явления окружающего мира в химических терминах, способность говорить и думать на химическом языке.
Продолжать формирование понимания роли химии в повседневной жизни и ее прикладного значения в жизни общества, прививать навыки безопасного обращения с химическими процессами в повседневной жизни практической деятельности.
Оборудование: образцы металлов, железо, сера, спиртовка.
Вид урока: комбинированный.
Демонстрации. Образцы металлов, взаимодействие железа с серой, взаимодействие металлов с кислотами.
Домашнее задание: §18. Подготовить сообщение на тему « Роль металлов в жизни человека»
Урок 26. Неметаллы.
Задачи: продолжить формирование умений учащихся по теме неметаллы, углубить и обобщить знания в сравнительной характеристике галогенов, закрепить знания и умения в составлении окислительно-восстановительных реакций. Иметь представление о благородных газах.
Формирование химического мышления, умение анализировать явления окружающего мира в химических терминах, способность говорить и думать на химическом языке.
Продолжать формирование понимания роли химии в повседневной жизни и ее прикладного значения в жизни общества, прививать навыки безопасного обращения с химическими процессами в повседневной жизни практической деятельности.
Оборудование: образцы неметаллов и их природных соединений, йод кристаллический, спиртовка, стеклянная воронка.
Вид урока: комбинированный.
Демонстрации. Возгонка йода, приготовление спиртовой йодной настойки.
Лабораторный опыт. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями.
Домашнее задание: §19.
Урок 27. Кислоты.
Задачи: углубить и систематизировать знания учащихся об основных свойствах кислот, детально рассмотреть окислительные свойства азотной и серной кислот.
Формирование химического мышления, умение анализировать явления окружающего мира в химических терминах, способность говорить и думать на химическом языке.
Продолжать формирование понимания роли химии в повседневной жизни и ее прикладного значения в жизни общества, прививать навыки безопасного обращения с химическими процессами в повседневной жизни практической деятельности.
Оборудование: растворы кислот, индикаторы, металлы, соли.
Вид урока: комбинированный.
Лабораторный опыт. Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие растворов соляной и уксусной кислот с металлами, щелочами и солями.
Домашнее задание:§20.
Урок 28. Основания.
Задачи: сформировать умения учащихся характеризовать общие химические свойства оснований, называть основания по тривиальной или международной номенклатуре, определять среду водных растворов щелочей.
Формирование химического мышления, умение анализировать явления окружающего мира в химических терминах, способность говорить и думать на химическом языке.
Продолжать формирование понимания роли химии в повседневной жизни и ее прикладного значения в жизни общества, прививать навыки безопасного обращения с химическими процессами в повседневной жизни практической деятельности.
Оборудование: растворы кислот, индикаторы, растворы щелочей, соли.
Вид урока: комбинированный.
Лабораторный опыт. Испытание растворов оснований индикаторами, получение и свойства нерастворимых оснований.
Домашнее задание:§21.
Урок 29. Соли.
Задачи: продолжить формирование умений характеризовать общие свойства солей, называть соли по тривиальной или международной номенклатуре, определять характер среды водных растворов солей.
Формирование химического мышления, умение анализировать явления окружающего мира в химических терминах, способность говорить и думать на химическом языке.
Продолжать формирование понимания роли химии в повседневной жизни и ее прикладного значения в жизни общества, прививать навыки безопасного обращения с химическими процессами в повседневной жизни практической деятельности.
Оборудование: индикаторы, растворы солей.
Вид урока: комбинированный.
Лабораторный опыт. Испытание растворов солей индикаторами.
Домашнее задание:§23.
Урок 30. Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений.
Задачи: уметь с помощью реакций распознавать различные органические соединения.
Формирование умений применять полученные знания для решения практических задач.
Формирование коммуникативных умений исследовательского характера через организацию работы в группе, закреплять навыки безопасного обращения с веществами, а также умение управлять химическими процессами.
Оборудование: водные растворы: этанола, уксусной кислоты, глюкозы, глицерина, фенола, мыла, белка, соды. Пробирки, спиртовка, держатель.
Вид урока: практическая работа.
Практическая работа: с помощью характерных реакций, распознать в какой пробирке находятся водные растворы: этанола, уксусной кислоты, глюкозы, глицерина, фенола, мыла, белка, соды.Домашнее задание: оформление пр. работы.
Урок 31. Обобщение и систематизация знаний по теме 4.
Задачи: обобщить знания о веществах и их свойствах.
Развивать умение критически мыслить, работать в сотрудничестве с другими.
Способствовать формированию желания и умения стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Домашнее задание: повторение пройденного материала.
Урок 32Контрольная работа №3 по теме 4 «Вещества и их свойства»
Задачи: определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Продолжить формирование навыков самостоятельной работы, умения быстрого включения учащихся в деловой ритм.
Создать условия для формирования активности, самостоятельности, умения реально оценивать свои результаты, сравнивать с предыдущими достижениями или неудачами, для развития установки на продолжение образования.
Вид контроля: урок контроля, оценки и коррекции знаний.
В результате изучения темы учащиеся должны знать
Важнейшие химические понятия: вещество, .Важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи,
Уметь
Называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре.
Характеризовать: общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений.
Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических и неорганических веществ.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
Экологически грамотного поведения в окружающей среде;
Безопасного обращения с горючими и токсичными веществами;
Критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Уроки 33-34. Анализ контрольной работы. Обобщение и систематизация знаний по курсу общей и неорганической химии.
Задачи: обобщить и систематизировать сведения по курсу общей химии.
Создать условия для развития творческой, всесторонне развитой личности, понимающей роль химии в повседневной жизни, умеющей выбирать целевые установки, принимать решения.
Формировать умение осуществлять саморазвитие, знание способов физического, духовного и интеллектуального самосовершенствования.
Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Учебно-методический комплект и дополнительная литература:
Габриелян О.С. Химия11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст]/ О. С. Габриелян.- М.: Дрофа, 2009
Габриелян О. С. Химия11класс: контрольные и проверочные работы
[ Текст]/ О. С. Габриелян и др. – М.: Дрофа,2009.
Сборник нормативных документов. Химия / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.- М.: Дрофа,2007,- 112с.
Горбунцова С. В, Тесты и ЕГЭ по основным разделам школьного курса химии: 10-11 классы.- М.: «ВАКО», 2006.- 160 с.
Хомченко И. Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы.- М.: ООО « Издательство Новая Волна», ЗАО « Издательский Дом ОНИКС», 2000.- 222 с.
Журналы «Химия в школе». 2004-2012г.
Учебно-методическая газета для учителей химии и естествознания «Химия»
Журналы «Химия все для учителя» 2011-2014