Конспект урока эрзянского языка для 6 класса на тему Тундось сась


Тема урока: «Сась телесь»
Цель урока: совершенствование речевого развития учащихся
Задачи урока: - закрепление пройденного лексического и грамматического материалов;
- введение нового лексического материала
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Речевая разминка.
Игра «Ёвтык валонть» («Назови слово»).
Учитель демонстрирует предметные картинки с изображением предметов, животных, растений, птиц, насекомых, деревьев по изученным темам спрашивая: «Мезе/кие тесэ артозь?». Учащиеся отвечают на вопросы. (Рисунки на карточках: нимиляв, ривезь, куз, чеерь, нумоло, гулька, тумо, озяз, куяр, мекш, киска, ур, пиче, килей, цянав, шекшата)
- Кодамо иень шкась артозь артовкссонть? (Какое время года изображено на картинке?)
- Сёксь.
- Ней колмо-ниле валрисьмесэ ёвтадо сёксень башка ёнксонзо.
Кодамо сёксень пертьпельксэсь?
Ёвтадо, кодамо менелесь сёксня?
Евтадо, кодамо модась, китне сёксня?
Кить молить пизементь ало?
Мезе тейтересь кирди кедьсэнзэ?
3. Введение новой темы.
3.1. Прослушайте стихотворение, постарайтесь догадаться, о чём оно.
Лисинь валкске мон вальмалов –
Эзия сода ульцянть:
Ашо вельтямопель алов
Телесь кекшизе моданть.
Н. Мокшин
Ребята говорят, что это стихотворение о зиме.
Утитель спрашивает, как ребята догадались, что это стихотворение о зиме. Давайте переведём данное стихотворение. Учитель переводит детям стихотворение:
Вышла утром я под окно,
Не узнала улицу:
Под белое одеяло
Зима спрятала землю.
3.2. Молодцы ребята, а теперь скажите, какая тема нашего сегодняшнего урока. Правильно, зима. Цель нашего урока: изучение нового лексического материала.
Откройте тетради, запишите тему урока. Надпись на доске: Сундерьковонь 1-це чи. Классонь тев. Сась телесь.
3.3. Введение новых слов и выражений.
Беседа по картине с изображением зимы. Карточки с предложениями, которые читает учитель раздаются детям.
Ребята, посмотрите на картину. Какое время года пришло? Эйкакшт, варштадо артовксонть лангс. Кодамо иень шкась сась? Нама, сась телесь. Пришла зима. Ушосо якшамо. На улице холодно. Моданть вельтизе ашо лов. Землю покрыл белый снег. Чипаесь а эжди, кода кизна. Солнце не светит, как летом. Чувтотнеяк вельтязь ловсо. И деревья покрыты снегом. Эйкакштне теить ловонь атя. Дети лепят снеговика.
Данные предложения учитель разбирает вместе с детьми.
- Ребята, давайте прочитаем данные на карточках предложения, переведём и выпишим новые слова в словарь. Новые слова: теле-зима, лов-снег, вельтизе-покрыл, а эжди-не греет, ловонь атя-снеговик, ловсо-снегом, теить-делают.
А теперь, глядя на предложения в карточках, попытайтесь ответить на вопросы:
Кодамо иень шкась тесэ артозь?
Ушосонть лембе?
Ушосонть якшамо?
Ушосонть моли пиземе?
Мейсэ вельтязь модась?
Кодат чувтотне тельня?
Мезе теить эйкакштне?
Кода эжди чипаесь?
3.4. Ребята, по такому же принципу, что и я, задайте друг другу вопросы о зиме по картинке.
4. Оймсема ютко (физкультминутка).
Вейке, кавто, колмо, ниле,
Монь кискинем стядо пиле,
Кавто, колмо, ниле, веете сон налкси: гав, гав, гав!
Кинь онгизе листь бокав.
5. Закрепление.
5.1. Работа с текстом. Прочитать и перевести на русский язык. Переписать. Подчеркнуть существительные.
Теле.
Якшамо. Весе ушось ашо. Моданть вельтизе лов. Веденть вельтизе эй. Кенярдыть эйкакштне. Сынь теить ловонь атя. Цёрынетне ды тейтерькатне стявтыть перьканзо ловонь кородовкс.
Зима.
Холодно. Вся улица белая. Землю покрыл снег. Воду покрыло льдом. Радуются дети. Они делают снеговика. Мальчики и девочки ставят вокруг снежную крепость.
- Задайте по тексту друг другу вопросы.
9. Самостоятельная работа. Составьте диалог на тему: «Зимние каникулы», В этом вам поможет текст и перевод к нему.
Цёрынесь/тейтернесь корты ялганзо марто. Цёрынесь кевкстни ялганзо, кода сон карми ютавтомо телень каникулатнень. Ялгазо отвечи, што туи велев гостекс сырькаентень ды кевксти, кода цёрынесь/тейтернесь карми оймсеме. Тонась отвечи, што карми ламо шка ютавтомо улицясонть: ардтнеме нурдынесэ пандо прясто, ардтнеме конькасо, сокссо патянзо марто. Ялгазо корты, што истя жо вечки телень налксематнень.
Мальчик/девочка спрашивает друга/подругу о том, как он/она проведёт зимние каникулы. Друг/подруга отвечает, что поедет в деревню в гости к бабушке и спрашивает, как мальчик/девочка будет отдыхать. Тот/та отвечает, что много времени будет проводить на улице: ездить на санках с горы, кататься на коньках, лыжах. Друг/подруга говорит, что тоже любит зимние игры.
10. Итог урока.
Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке, что нового узнали?
11. Рефлексия.
По вашему мнению, как вы сегодня работали. Поднимите руки, кто поставил бы себе сегодня пятёрки, четверки.
11. Выставление оценок учителем.
12. Домашнее задание: выучить новые слова.