Рабочая программа Литература. 7 класс. УМК Школа 2100
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРА»(для 7 «А» кл.)
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности.
В основу программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы развивающего образования, изложенные в концепции образовательной программы «Школа 2100»
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Компетентность читателя предполагает:
– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
– готовность к самостоятельному общению с литературным произведением, к диалогу с автором через текст;
– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.
В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.
Цель литературного образования определяет его задачи:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нрав-ственного выбора.
7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Общая характеристика учебного
предмета «Литература»
Данная программа является продолжением программы для начальной школы «Литературное чтение» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и составляет вместе с ней описание непрерывного курса.
В программе для 7 классов выделяются произведения для текстуального изучения и для обзорного изучения. Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга»
· избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). При определении подходов к изучению учитывались значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается, что произведения для текстуального изучения рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения для обзорного изучения читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текст, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции.
Учитель вправе выбрать текст для обзорного изучения в соответствии с возможностями и интересами учащихся, соб-ственными читательскими предпочтениями.
Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 7 классов читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно
·, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объема чтения остается за учащимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым учащимся, возможно их обсуждение на уроках. В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объём произведений, обеспечива-ющих расширение читательского кругозора учащихся. Вместе с тем учитель вправе выделить часы на проведение уроков внеклассного чтения (из расчета один урок после изучения произведений определенного раздела).
Структура и содержание курса
Ориентация разделов программы для 7 кл. в первую очередь на возрастные читательские интересы и возможности учащихся объясняет её значительное обновление по сравнению с другими действующими программами.
В соответствии с целями и задачами курса нами выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Литература».
Линии, общие с курсом «Русский язык».
1. Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).
2. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.
3. Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литература».
4. Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).
5. Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.
6. Приобретение, систематизация и использование сведений по истории и теории литературы.
В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:
– соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;
– эмоциональная ценность произведения;
– опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.
Кроме того, при отборе текстов учитывался один из следующих критериев:
– национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;
– способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;
– психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы.
Выделяются следующие этапы литературного образования школьников в основной школе:
7 классы – период развития читательской культуры учащихся: расширяется и углубляется их жизненный и художественный опыт; знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей способствует постижению содержания литературы и форм его отображения, воздействует на развитие личности, способствует эмоциональному восприятию художественного произведения, которое изучается как словесный вид искусства. Меняется круг чтения: в центре программы – произведения нравственно-этической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Изучаются сведения по теории литературы, объясняющие учащимся, как может изображаться человек в художественной литературе. Основные учебные цели: 1) развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения; 2) осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.
Все это позволяет сделать изучение литературы мотивированным, а обучение проблемным. С этой же целью в учебники 7 кл. введены «сквозные» персонажи, авторские тексты; в учебниках материал изложен проблемно.
Названия учебников отражают содержательную доминанту, ориентированную на познавательные, личностные интересы школьников определённого возраста:
7-й класс – «Путь к станции «Я»;
Теоретико-литературные понятия включены в аннотации к темам на этапе первоначального знакомства с ними. Динамика их дальнейшего изучения определяется в соответствии с возможностями учащихся и художественными задачами рассматриваемых произведений. Обращаем внимание педагогов: теоретико-литературные понятия рассматриваются как инструмент, способствующий постижению художественного произведения, что не предполагает их системного изучения. Работа по теории литературы положена в основу «Тетрадей по литературе».
В программе выделяется раздел «Развитие речи учащихся», обозначено основное содержание работы по развитию речи в каждом классе.
Линия речевого развития учащихся одновременно реализуется во всей Образовательной системе «Школа 2100» (курсы русского языка, литературы, риторики).
Задача развития речи в курсе русского языка – овладение всеми видами речевой деятельности с опорой на изучаемый языковой материал; в курсе риторики – обучение эффективному и результативному общению и освоение речевых жанров; в курсе литературы – обучение восприятию чужого высказывания, переложению авторского текста и составлению собственного в устной и письменной форме. В программе каждого класса в разделе «Развитие речи» виды работ указаны по четырём линиям: 1) переложение авторского текста; 2) читательская интерпретация художественного текста (в устной и письменной форме); 3) устные развернутые высказывания и сочинения на литературную и морально-этическую тему; 4) письменные творческие работы в разных жанрах.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:
– видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
– определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;
– воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;
– воспринимать и характеризовать текст как произведение искусства, как художественное целое, с учётом его специфики;
– давать интерпретацию прочитанного на основе лично-стного восприятия; отбирать произведения для чтения;
– использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
– понимать связь изученного произведения со временем его написания (7 -й кл.);
– выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
– грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
– выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;
– работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации, владеть основными способами обработки и представления информации.
III. Описание места учебного предмета
«Литература» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования предмет «Литература» изучается с 5-го по 9-й класс. Общее количество уроков в неделю в 7 классе составляет 2 часа.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета «Литература»
Взаимосвязь результатов освоения предмета «Литература» можно системно представить в виде схемы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ
КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАНИЯ
7 класс
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных дей-ствий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
На повышенном уровне:
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
Содержание учебного предмета «Литература»
7-й класс (68 ч.)
Введение
Изображение человека как важнейшая нравственно-эстетическая проблема художественной литературы. Литературный герой и читатель.
Раздел 1. Я и моё детство
Автобиографическая и мемуарная литература. Личность автора, её отражение в литературе. Традиции автобиографической литературы.
Для текстуального изучения.
А.И. Герцен «Былое и думы» (главы). Роль отрочества в становлении личности автора. «Былое и думы» как образец мемуарной литературы.
Л.Н. Толстой «Детство», «Отрочество» (главы). Внутренний мир героя. Работа над собой, нравственное становление личности.
М. Горький «Детство» (главы). Автобиографическое повествование. История детской души в повести М. Горького.
С. Есенин «Письмо матери».
Для обзорного изучения.
М.И. Цветаева «Отец и его музей» (отрывки из «Воспоминаний»). Особенности мемуарной литературы.
Ш. Бронте «Джен Эйр» (главы). Автобиографическое начало в романе. Вымышленные мемуары.
Лирическая исповедь. Стихи-воспоминания о детстве: И. Бунин «Детство», К. Симонов «Тринадцать лет...», А. Тарков- ский «Белый день», М. Цветаева «В субботу», С. Есенин «Мой путь».
Теория литературы.
Художественная автобиографическая литература. Мемуарная литература. Объективное и субъективное в литературе. Автор и его герой. Понятие о литературной традиции.
Раздел 2. Я и я
Нравственные проблемы художественной литературы. Герой художественного произведения, его характер, поступки. Приёмы создания характера в эпосе, драме, лирике.
Для текстуального изучения.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Становление характера Гринёва.
«Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» в маленькой трагедии. Характеры Моцарта, Сальери.
А. Грин «Алые паруса» (в сокращении). Вера в прекрасное и мечта о счастье. Сотворение чуда для любимого человека.
В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки». Муки человеческой совести.
Для обзорного изучения.
А.С. Пушкин «Дар напрасный, дар случайный». Философские размышления о предназначении человека.
В.Г. Короленко «Слепой музыкант» (главы). Истинная слепота и духовное прозрение героя.
Л.А. Кассиль «Ранний восход» (главы). Духовное становление героя.
К.Г. Паустовский «Жизнь Александра Грина» (фрагмент).
Сью Таунсенд «Дневники Адриана Моула» (отрывки). Ранимая душа подростка, его мечты и их реализация в жизни.
А. Франк «Погибель» (отрывки). Духовное становление человека в страшные годы войны.
Стихи: Н. Огарёв «Хандра», Ю. Левитанский «Диалог у новогодней ёлки», Б. Окуджава «Песенка о ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике.
Теория литературы.
Понятия «литературный герой», «характер». Герой в эпическом произведении. Речь и поступок как средство создания характера героя в эпическом и драматическом произведении. Сюжет, конфликт, проблема. Дневник как литературная форма.
Раздел 3. Я и другие
Нравственные основы характера литературного героя. Автор и его герой, выражение авторской позиции в художественном тексте.
Для текстуального изучения.
В.М. Шукшин «Крепкий мужик», «Слово о «малой родине». Герои Шукшина как отражение авторской системы нравственных ценностей. Интерес писателя к человеку.
А.Г. Алексин «Безумная Евдокия» (в сокращении).
Взаимоотношения личности и коллектива, педагога и учеников. Воспитание «таланта человечности».
В.Г. Распутин «Уроки французского». Проблема пробуждения совести и проблема памяти в рассказе.
О.Генри «Дары волхвов». Красота души героев. Нравственные ценности в жизни героев рассказа.
Для обзорного изучения.
В.К. Железников «Чучело» (главы).
Стихи о смысле жизни, о поисках своего места в мире: А. Заболоцкий «О красоте человеческих лиц», А. Яшин «Спешите делать добрые дела», Б. Окуджава «Прощание с новогодней ёлкой».
Теория литературы.
Очерк как эпический жанр. Роль заглавия в художественном произведении. Способы выражения авторской позиции и оценки героя.
Раздел 4. Я и мир: вечное и преходящее
Герои и обстоятельства. Поступок героя как проявление характера. Нравственная цена поступка. Вечные ценности в жизни и литературе.
Для текстуального изучения.
М.А. Шолохов «Судьба человека». Судьба обычного человека в тяжелое военное время. Нравственный «стержень» характера А. Соколова. Особенности композиции рассказа.
Ю.Д. Левитанский «Ну что с того, что я там был...». Влияние войны на человека – на его жизнь и внутренний мир.
Ч.Т. Айтматов «Первый учитель» (в сокращении). Подвиг учителя Дюйшена. Нравственная красота характера героя.
К.Г. Паустовский «Мещорская сторона» (главы). Бескорыстная любовь к обыкновенной земле.
Для текстуального и обзорного изучения.
Стихи о вечном и преходящем: А.С. Пушкин «Зимнее утро»,
Ю. Левитанский «Падают листья...», В. Высоцкий «Я не люблю», А. Вознесенский «Сага», Г. Шпаликов «Людей теряют только раз...».
Сонеты В. Шекспира, стихи: А.С. Пушкин «Ты и Вы», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновенье», «Признание», М.Ю. Лермонтов «Как небеса, твой взор блистает...», «Отчего», «Из-под таинственной холодной полумаски», А.К. Толстой «Средь шумного бала...», Ф.И. Тютчев «Я встретил вас...», А. Ахматова «Песенка», М. Цветаева «Как правая и левая рука...», «Наконец-то встретила...», В. Багрицкий «Ты помнишь дачу...», М. Петровых «Назначь мне свиданье...», М. Светлов «Все ювелирные магазины – они твои...», Д. Самойлов «Названья зим», «И всех, кого любил..., В. Высоцкий «Баллада о любви».
Теория литературы.
Композиция. Композиционные приемы «рассказ в рассказе», «рассказ с обрамлением». Понятие об авторском стиле.
Сравнение, контраст, метафора как средства художественной изобразительности. Лирический герой и автор лирического произведения. Жанры лирической поэзии.
Обобщение
Развитие речи.
1) Творческий пересказ.
2) Рецензия.
3) Сочинение-характеристика литературного героя. Сочинение на морально-этическую тему.
4) Сочинение в форме дневника, интервью. Сочинение автобиографического характера. Сочинение-стилизация.
№
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Элементы содержания
Из них развитие речи
Из них контр работы
Введение
1
Раздел1
Я и моё детство
13
В первом разделе помещены произведения разных писателей о детстве и биографии этих писателей. Рассматривается место автобиографической и мемуарной литературы в словесном искусстве, а также способы изображения человека в эпическом и лирическом произведениях данного типа.
2
1ч. Входной контроль
Раздел 2
Я и Я
24
Второй раздел знакомит с эпическими и лирическими произведениями русских и зарубежных авторов, поднимающими важные нравственные проблемы: долга, совести, чести. Предусмотрены уроки литературоведческого анализа эпического текста.
2
1ч. Рубежн контроль
Раздел 3
Я и другие
11
Третий раздел в художественной форме рассказывает о взаимоотношениях личности и общества, рассматривает многообразные связи человека с окружающим миром. Углубляется следующие литературоведческие понятия: «конфликт», «трагическое в искусстве», «литературный герой».
1
Раздел 4
Я и мир: вечное и преходящее
17
Четвёртый раздел показывает многообразие реального и художественного миров. На примере произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.Грина, М.А.Шолохова, К.Г. Паустовского и др. анализируются вечные темы в литературе и собственные переживания автора. Данный раздел содержит также поэтическую антологию и отражает мир чувств человека в лирическом тексте. Изучаются особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа) и выразительные средства языка (метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение). Предусмотрены уроки литературоведческого анализа лирического текста.
2
1ч. Итогов контроль
Обобщение
2
Совершенствовать навыки работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом. Совершенствовать навыки выступления с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
1
Итого
68
8 (4+4)
3 (2+1)
Программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, федеральной программы для общеобразовательных учреждений по предмету «Литература», является составной частью развивающей образовательной системы «Школа 2100» и рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю (34 рабочих недели).
Актуальность программы: состоит в формировании ценностно-смысловая компетенции учащихся (мировоззрение, ценностные ориентации), а также учебно-познавательной компетенции (овладение приёмами решения учебно-познавательных проблем). Овладение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом; что имеет огромное значение для социальной адаптации школьников.
Цель обучения: воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя. Компетентность читателя предполагает:
– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
– готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;
– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.
Задачи обучения:
1. Развивать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Формы и методы преподавания:
Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика.
Комментированное и выразительное чтение
Литературоведческий анализ лирического текста.
Составление партитуры текста при подготовке к выразительному чтению стихов;
Проблемный диалог, беседа, дискуссия;
Работа с учебником; различные виды переработки учебного текста: составление плана, тезисов, конспектов;
Анализ художественного текста с точки зрения содержания и формы, формулирование вопросов к фрагменту текста («диалог с текстом»);
Устные сообщения учащихся, отзыв на сообщения одноклассников;
Творческие работы, анализ работ, редактирование.
Используемые технологии: проблемно-поисковые технологии, личностно-ориентированные, ИКТ, а также интегрированные технологии, основанные на межпредметных связях с русским языком и изобразительным искусством.
Формы контроля: практические работы по анализу текста; сочинения-рассуждения, повторительно-обобщающие уроки, тестовые работы.
Тематика и количество сочинений и проверочных работ соответствуют Примерной программе по литературе основного общего образования (базовый уровень).
Обоснование выбора УМК. Данный УМК продолжает программу предыдущих лет обучения, соответствует современным требованиям образовательного процесса
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Литература».
Для реализации целей и задач обучения литературе по данной программе используется УМК по литературе Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»)
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литература». Учебники в 2-х частях для 5-го («Шаг за горизонт»), 6-го («Год после детства»), 7-го «Путь к станции “Я”»), 8-го («Дом без стен») классов.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова «Литература». Учебник для 9-го класса в 2-х частях («История твоей литературы»).
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова «Тетради по литературе» для 5, 6, 7-го классов.
Е.С. Барова и др. Методические рекомендации по литературе к учебникам 5, 6, 7, 8-го классов.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках литературы, относятся DVD-плеер, компьютер, телевизор.
При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами, искать информацию и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Технические средства на уроках русского языка широко привлекаются также при создании классных газет и журналов (компьютер).
Календарно- тематическое планирование
№ урока
Темы учебных занятий
Кол-во час
Характеристика деятельности учащихся
Тип урока
Домашнее задание
Знать: Изображение человека как важнейшая нравственно- эстетическая проблема худ литературы
Уметь: отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста
Уметь выделять характерные причинно-следственные связи
Знать: Традиции автобиографиче
ской литературы
Уметь: отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста
Уметь сравнивать, сопоставлять различные явления
Знать: биографию Герцена, содержание глав
Уметь: осознанно бегло читать, используя различные виды чтения
Анализ; различные виды чтения
Знать: биографию Толстого, содержание глав
Уметь: осознанно бегло читать, используя различные виды чтения
Анализ; различные виды чтения
Знать: отличие литерат героя от автора
Уметь: анализировать роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя
Уметь использовать различные виды пересказа
Знать: средства создания характера лирич героя
Уметь: создавать партитуру текста
Выразит чтение
Знать: способы изображения внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний
Уметь: устно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде
Уметь передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде
чтение
пересказ
Знать: биографию Есенина
Уметь: использовать выразит средства языка в соответствии с коммуникативной задачей
Уметь перефразировать мысль
Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы
наблюдение анализ
Знать: биографию Горького, содержание глав;
Уметь устно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде
Уметь подбирать аргументы, формулировать
выводы
Знать: содержание глав;
Уметь: отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста
наблюдение анализ
выразительное чтение
Знать: соотношение понятий «автор» и «герой» в мемуарах и автобиографичес ком произведении
Уметь: контролировать и оценивать свою деятельность
Уметь анализировать и интерпретировать произведение
Знать:
план написание отзыва;
Уметь:
писать отзыв о произведении
план
развитие связной речи
Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте
Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст
выразит чтение
анализ
Знать: нравственные проблемы худ литературы
Уметь: выделять характерные причинно-следственные связи
выразит чтение
анализ
пересказ
Знать: способы выражения своей позиции и способы подбора аргументов
Уметь: использовать монологическую и диалогическую речь
выразит чтение
анализ
обобщение
Знать:
план написания характеристики героя; Уметь: составить характеристику героя
план
развитие связной речи
Знать: нравственные проблемы худ литературы
Уметь: выделять характерные причинно-следственные связи
выразит чтение
анализ
пересказ
Знать: нравственные проблемы худ литературы
Уметь: выделять характерные причинно-следственные связи
выразит чтение
анализ
пересказ
Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте
Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст
выразит чтение
анализ
интерпретация
Знать: биографию Пушкина, содержание глав
Уметь: давать характеристику герою эпического произведения
Уметь использовать различные виды пересказа (выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)
Знать: содержание глав
Уметь: давать характеристику герою эпического произведения
Уметь использовать различные виды пересказа (выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)
Знать: понятия «литерат герой», «характер»
Уметь: давать сравнит характеристику
сравнение
сопоставление
выводы
Знать: речь и поступок как средство создания х-ра
Уметь: выделять характерные причинно-следственные связи
монологическая и диалогическая речь
Знать: содержание трагедии
Уметь: анализировать драматическое произведение
работа с худ текстом
интерпретация
подбор аргументов
Уметь: работать в команде
монологическая и диалогическая речь
Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы
Уметь писать сочинение по литерат произведениям
урок контроля ЗУН
самоорганизация
Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте
Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст
выразит чтение
анализ
интерпретация
Уметь: выделять характерные причинно-следственные связи
Уметь использовать различные виды пересказа (выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)
Уметь: отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения
монологическая и диалогическая речь
Уметь: выделять характерные причинно-следственные связи
выразит чтение
анализ
интерпретация
Уметь: интерпретировать авторское использование ИВС
выразит чтение
Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте
Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст
выразит чтение
анализ
интерпретация
Уметь: составить тезисный план
работа с учебником тезисный план
Знать: содержание повести
Уметь: составить тезисный план статью учебника
Уметь использовать различные виды пересказа (выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)
Знать: биографию Грина
Уметь: выразительно читать и интерпретировать эпический текст
Уметь использовать различные виды пересказа
Знать: биографию Киплинга, содержание текста
Уметь: учить наизусть худ тексты по партитуре
выразит чтение
анализ
интерпретация
Знать: биографию Железникова, содержание глав Уметь: выделять характерные причинно-следственные связи
Уметь использовать различные виды пересказа (выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)
Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте
Уметь: выразительно читать и интерпр лирический текст
выразит чтение
анализ
интерпретация
Знать: биографию Алексина, содержание глав Уметь: выделять характерные причинно-следственные связи
Уметь использовать различные виды пересказа (выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)
Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте
Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст
выразит чтение
анализ
интерпретация
Знать: речь и поступок как средство создания х-ра
Уметь: выделять характерные причинно-следственные связи
монологическая и диалогическая речь
Знать: речь и поступок как средство создания х-ра
Уметь: выделять характерные причинно-следственные связи
монологическая и диалогическая речь
Знать: биографию Шукшина, содержание рассказа
Уметь: анализировать и интерпретировать произведение
выразит чтение
анализ
интерпретация
Знать: биографию О.Генри, содержание новеллы
Уметь: ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
Уметь передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде
Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте
Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст
выразит чтение
анализ
интерпретация
Знать: план написания рецензии
Уметь: составить рецензию на лит произведение
развитие речи
Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте
Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст
выразит чтение
анализ
интерпретация
Знать: биографию Шолохова, содержание рассказа
Уметь: организовывать планирование, анализ, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
планирование, анализ, самооценка своей учебно-познавательной деятельности;
Знать: биографию Шолохова, содержание рассказа
Уметь: организовывать планирование, анализ, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
планирование, анализ, самооценка своей учебно-познавательной деятельности;
Знать: Роль заглавия в худ тексте
Уметь: отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения
пересказ с изменением лица рассказчика
Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте
Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст
выразит чтение
анализ
интерпретация
Знать: биографию Айтматова, роль заглавия в худ тексте
Уметь: отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения
пересказ с изменением лица рассказчика
Знать: краткую биогр справку
Уметь: выступать устно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий.
навыки работы в группе, коллективе
выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
Знать: биоргафию Паустовского, содержание произведения
Уметь:самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать информацию;
работа с текстом
анализ обобщение
Уметь:самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать информацию;
работа с текстом
анализ обобщение
Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте
Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст
выразит чтение
анализ
интерпретация
Знать: сравнение, контраст, метафора как средства выразительности
выразит чтение
Уметь: выбирать и использовать ИВС в соответствии с коммуникативной задачей
составление сложного плана
Урок контроля ЗУН
самоконтроль
Урок контроля умений и навыков
Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте
Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст
выразит чтение
анализ
интерпретация
Знать: краткую биогр справку поэтов
Уметь: выступать устно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий.
навыки работы в группе, умение
выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог
Знать: способы анализа лирического текста
Уметь: выступать устно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий.
выступать с устным сообщением,
Знать: особенности художеств литературы, способы изображения героя в произведениях разных родов и жанров
Уметь: дать оценку худ произведению с т.з. квалифициро ванного читателя
аудирование
учебный диалог
рецензирование
Знать: вечные ценности в жизни и литературе
Уметь: владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом;
Информационная компетенция
монологическая и диалогическая речь
Знать: основы ораторского искусства
Уметь: говорить правильно, грамотно, увлекательно
Информационная компетенция
монологическая и диалогическая речь
рецензирование
1
Введение (1ч)
Трудный путь к станции «Я»
1
Повторение изученного
миниатюра "Страничка моего детства", наизусть (по выбору)
2
Раздел 1. Я и моё детство (13 ч).
Я вспоминаю детство
А.И.Герцен «Былое и думы»
1
изучение нового
чит с.11, 12-23
3
«Через тридцать лет я стою под тем же знаменем»
Герцен. Былое и думы (главы)
1
Изучение нового
отв. На вопросы с.28-29 (№7-12 письм)
4
Будь благословенна, дружба»
1
Изучение нового
чит с.32-49 краткий пересказ
5
«Что такое мемуары?»
Л.Н. Толстой
Детство. Отрочество (главы).
1
Комбинированный урок
вопросы с.50 5-10
6
Как мне быть с самим собой? Л.Н. Толстой
Детство. Отрочество
1
Изучение нового
вопросы с.50 11-16
7
М.И. Цветаева. Воспоминания (главы). Обзор. М.И. Цветаева. В субботу.
1
Изучение нового
повтор
наизусть «Письмо матери»
8
Р.Р. Проверка техники чтения.
1
урок контроля
План статьи учебника (биография Цветаевой)
9
С.А. Есенин. Мой путь (фрагмент). Письмо матери
1
Изучение нового
метод «диалог с текстом»
подготовиться к входному контролю
10
Входной контроль.
1
Урок контроля знаний
Работа с учебником, работа с лирическим текстом
11
М. Горький. Детство (главы)
1
Изучение нового
инд сообщения
12
М. Горький. Детство (главы). Характер героя в мемуарном и автобиографическом произведении.
1
Изучение нового
метод «диалог с текстом»
Презентация (ИКТ)
13
Ш. Бронте. Джен Эйр (главы). Соотношение понятий «автор» и «герой» в мемуарах и автобиографичес ком произведении.
1
Комбинированный урок
Статья о Горьком, главы 1- 4
14
Р.Р. Подготовка к дом сочинению.
1
Комбинированный урок
Д/з соч-миниатюра «Самый близкий мне человек»
15
Раздел 2. Я и Я (24ч).
Д.С. Самойлов. «Вдруг странный стих во мне родится...» Что значит быть личностью?
1
Изучение нового
ответить на вопросы с.99
16
В.Ф. Тендряков. Хлеб для собаки. Володя и куркули. Володя и одноклассники.
1
Комбинированный
подготовиться к зачету с.100
17
В.Ф. Тендряков. Хлеб для собаки. Володя и отец.
1
комбинированный
Подготовиться к сочинению
18
Р.Р. Классное сочинение по повести Тендрякова
1
Проверка и оценка знаний
Читать текст, план «Слепой музыкант»
19
В.Г.Короленко. Слепой музыкант (главы). Обзор
1
Комбинированный
читать "Ранний восход"
20
Л.А. Кассиль. Ранний восход (главы). Обзор
Комбинированный
Краткий пересказ, наизусть
21
АС. Пушкин «Дар напрасный, дар случайный...». Человек и его предназначение.
1
Изучение нового
отв на вопросы
читать 1-4 гл повести «Капи танская дочка», образ Гринева
22
А.С. Пушкин. Капитанская дочка. Семейство Гринёвых.
1
интегрированный урок (история, ИЗО)
читать гл 5-7образ Швабрина
23
А.С. Пушкин. Капитанская дочка. Семейство Мироновых.
1
интегрированный урок (ИЗО)
читать гл 8-10 образ Пугачева
24
Русский бунт в изображении А.С. Пушкина. Гринёв и Швабрин
1
Изучение нового
читать до конца ,
образ Маши
25
Нравственные уроки произведения.
1
Комбинированный
ответить на вопросы 1-6
26
А. С. Пушкин. Моцарт и Сальери.
1
Комбинированный
Ответить на вопросы после текста
27
А. С. Пушкин. Моцарт и Сальери.
1
Повторение изученного
подготовиться к сочинению:тема, план эпиграф
28
Р.Р.. Сочинение-размышление или сочинение-характеристика. Д/З
1
Обобщение и систематизация знаний
выразительное чтение с.261
29
Текущий контроль
1
контроль и оценка знаний
наизусть с.262
30
Н.П. Огарев. Хандра. А.В. Макаревич. Пока горит свеча
1
Изучение нового
читать с.267-280
31
Сью Таунсенд. Дневники Адриана Моула
1
Комбинированный
ответить на вопросы с.281
32
Сью Таунсенд. Дневники Адриана Моула
1
Изучение нового
читать с.4-21 2 часть
33
Анна Франк. Погибель (дневник).
1
Комбинированный
Ответить на вопросы после текста
34
Б.Ш. Окуджава. Песенка о ночной Москве
1
Изучение нового
читать "Алые паруса" А.Грина
выразит чтение стихов (Окуджава, Левитанский)
35
Ю.Д. Левитанский. Диалог у новогодней елки
1
Комбинированный
конспект статьи
36
К.Г. Паустовский. Жизнь Александра Грина (фрагмент)
1
Комбинированный
Ответить на вопросы после статьи
37
А. Грин. Алые паруса (в сокращении).
1
Изучение нового
Краткий пересказ текста
38
А. Грин. Алые паруса (в сокращении). Приемы создания характера литературного героя.
1
Повторение изученного
Домашнее сочинение
39
Раздел 3. Я и другие (11 ч).
Р. Киплинг. Заповедь. Человек и окружающий его мир.
1
изучение нового
прочитать гл.1-6 "Чучело" полный текст
40
В.К. Железников. Чучело (главы). Обзор
1
Изучение нового
прочитать до конца "Чучело", составить вопросы по тексту
41
Н.А. Заболоцкий. О красоте человеческих лиц
1
Изучение нового
читать рассказ Алексина "Безумная Евдокия"
42
А.Г. Алексин. Безумная Евдокия (в сокращении)
1
Изучение нового
выразительное чтение с.106, вопросы с.107 устно
43
А. Яшин. Спешите делать добрые дела
1
Комбинированный
читать текст Распутина "Уроки французского"
44
В.Г. Распутин. Уроки французского
1
Изучение нового
пересказ по плану
45
В.Г. Распутин. Уроки французского
1
Повторение изученного
сообщение о писателе, прочитать рассказ "Крепкий мужик"
46
В.М. Шукшин. Крепкий мужик
1
Изучение нового
читать статью, ответить на вопросы
47
О.Генри. Дары волхвов
1
Изучение нового
наизусть стих Пушкина
48
А.С. Пушкин. «Если жизнь тебя обманет...»
Б.Ш. Окуджава. Прощание с новогодней елкой. Подведем итоги. Авторская позиция в оценке литературного героя.
1
Изучение нового
Подготовиться к сочинению
49
Р.Р. Классное сочинение – рассуждение по разделу
1
Оценка и контроль знаний
Посмотреть фильмы по произведениям
50
Раздел 4. Я и мир: вечное и преходящее (17 ч)
Д.С. Самойлов. Зрелость
1
Изучение нового
сообщение о писателе (Шолохов)
51
М.А. Шолохов. Судьба человека
1
Изучение нового
план рассказа, вопросы с.169 1-8
52
М.А. Шолохов. Судьба человека
1
Изучение нового
эссе "Почему на земле начинаются войны"
53
В.В. Быков. Круглянский мост (главы). Обзор
1
Изучение нового
повторение
наизусть стих Левитанского, читать с.171-189
54
Ю.Д. Левитанский. «Ну что с того, что я там был...»
1
Комбинированный урок
читать рассказ Айтматова "Первый учитель"
55
Ч.Т. Айтматов. Первый учитель. Обзор
1
Изучение нового
ответить на вопросы с.200 19-21 выраз чтение стиха с.201
56
А.А. Вознесенский. Сага.
Г.Ф. Шпаликов. «Людей теряют только раз...»
1
Изучение нового
выраз чтение с.202, конспект статьи о К.Паусовском
57
К.Г. Паустовский. Мещорская сторона
1
Изучение нового
ответить на вопросы 7-8
58
К.Г. Паустовский. Мещорская сторона
1
Повторение изученного
наизусть стих Пушкина (на выбор)
59
А.С. Пушкин. Зимнее утро
1
Изучение нового
анализ стиха
60
Р.Р. Читаем стихотворение Пушкина выразительно
1
Р/р повторение изученного
подготовиться к сочинению
61
Р.Р. Сочинение-рассуждение.
1
Р/р обобщение и систематизация
Сочинение
62
Итоговый контроль.
1
Контроль и оценка знаний
Наизусть стихотворение Высоцкого
63
Анализ стихотворения и чтение
1
Контроль и оценка знаний
Анализ стиха
64
Лабораторная работа по теме «Лирика русских поэтов»
1
Практикум
Анализ стиха
65
Семинар по теме «Лирика русских поэтов»
1
Практикум
презентация по теме "Лирика русских поэтов"
66
Р.Р. Анализ лирического текста
1
Р/р обобщение и систематизация знаний
презентация по теме "Лирика русских поэтов"
67
Обобщение (2 ч).
Мир твоей литературы.
1
Повторение изученного
презентация по теме "Лирика русских поэтов"
68
Читательская конференция.
1
Повторение изученного
Читаем летом
Приложения
Темы рефератов
Мир моей литературы
Лирика русских поэтов
Приемы создания характера литературного героя
Литературные приемы в тексте
Нравственные уроки произведения
Биография писателя
История в произведении и другие...
Требования к уровню подготовки учащихся 7-го года обучения
В результате изучения литературы обучающийся должен
Знать/ понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей
основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать сочинения разных жанров на литературные темы
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
Анализ, сравнение, сопоставление, классификация
Самостоятельное выполнение различных творческих работ;
Способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,
Осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
Владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,
Умение воспринимать звучащую речь
Подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.
Самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Организация самостоятельной работы учащихся:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- различные виды пересказа;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;
- определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- устные и письменные интерпретации художественного произведения;
Подготовка к ЕГЭ. Организация деятельности учащихся по подготовке к ЕГЭ. Подготовка к ЕГЭ в 7 классе предполагает, прежде всего, систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.
Исходя из данной цели работа по совершенствованию как общеучебных, так и специальных навыков и умений будет проведена по трём направлениям: 1) выразительное чтение художественного (научного) текста; 2) смысловой и языковой анализ текста; 3) создание собственных высказываний (устно и письменно). Кроме того, на каждом уроке предполагается изучение теоретико-литературных понятий. Динамика их дальнейшего изучения определяется в соответствии с возможностями учащихся и художественными задачами рассматриваемых произведений. Теоретико-литературные понятия рассматриваются как инструмент, способствующий постижению художественного произведения. Творческие работы (классные и домашние) будут способствовать формированию речеведческих навыков.
Виды и формы работы учащихся.
-создание собственных проектов с последующим составлением рекламных буклетов, слайд-шоу и т.д.
-составление аннотаций и отзывов на книгу;
-составление словаря лексики (автора, рассказа, стихотворения);
-проведение семинарских занятий;
-проведение лабораторных работ по анализу текста;
-«диалог с текстом» (постановка вопросов к тексту);
-сочинения различных видов и жанров.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплект:
для учащихся
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 7 класс («Путь к станции Я»). Учебник в 2-х книгах.- М.: Баласс, 2010
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Рабочая тетрадь к учебнику литературы. 7 класс. – М.: Баласс, 2010.
для учителя
1. Барова Е.С.Уроки литературы в 7 классе по учебнику-хрестоматии «Путь к станции Я», М., Баласс, 2010
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Литература. Путь к станции Я. 7 класс», Баласс, 2010.
Дополнительная литература для учителя
3. Аркин, И. И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика [Текст] : кн. для учителя / И. И. Аркин. - М. : Просвещение, 2008.
4. Беленький, Г. И. Приобщение к искусству слова: Раздумья о преподавания литературу в школе [Текст] / Г. И. Беленький. - М. : Просвещение, 1990. - (Библиотека учителя русской! языка и литературы).
5. Беляева, Н. В. Уроки изучения лирики в школе: теория и практика дифференцирование^ подхода к учащимся [Текст] : книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. - М. : Вербум, 2004.
6. Войтушенко, В. Д. Н. А. Некрасов - редактор Л. Н. Толстого [Текст] / В. Д. Войтушенко II Методика преподавания русского языка и литературы / под ред. М. И. Бойко. - Киев, 1972. ~ С. 88-95.
7. Володина, Н. В. Выявление индивидуальности автора в процессе изучения литературно критической статьи [Текст] / Н. В. Володина // Проблема личности автора в процессе изучения литературы в школе : межвузовский сборник научных трудов / под ред. И. В. Володиной. - Вологда, 1984.-С. 84-93.
8. Воробьев, П. Г. Принципы и методы изучения биографии писателя [Текст] / П. Г. Воробьев // Преподавание литературы в 8 классе / под ред. В. В. Голубкова. - М.: Просвещение, 1958. - С. 5-50.
9. Демиденко, Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы / Е. Л. Демиденко. - М. : Дрофа, 2006.
10. Дорофеева, М. Г. Изучение творчества В. М. Шукшина в школе [Текст] / М. Г. Дорофеева [и др.]. - СПб., 1998.
11. Иванова, Э. И. Изучение зарубежной литературы в школе [Текст] / Э. И. Иванова, С. А. Николаева. - М. : Дрофа, 2001. - (Серия «Библиотека учителя»).
Средства обучения. Технические средства обучения:
1. Компьютер.
2. Экран.
3. Мультимедийный проектор.
Печатные пособия:
1. Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XVIIIXIX вв.».
2. Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XX в.».
3. Таблицы «Теория литературы в таблицах».
4. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание (В.И.Даль).
5. Большой толковый словарь русского языка (Д. Н. Ушаков).
Репродукции:
1. Набор репродукций «Русская живопись».
2. Набор репродукций «Русские писатели в живописных портретах».
Альбомы демонстрационного материала по литературе с электронным приложением:
1. М. Ю. Лермонтов. 2. Н. В. Гоголь. 3. Ф. М. Достоевский.
Альбомы раздаточного материала но литературе:
1. М. Ю. Лермонтов.
2. Л. Н. Толстой.
3. Н. В. Гоголь.
4. Ф. М. Достоевский.
Комплексные справочные издания на СВ, ВУВ: СВ «Мифы Древней Греции».
Дополнительные ресурсы:
Конспекты уроков для учителя литературы: 7 класс. Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2008
Компакт-диск «А.С.Пушкин. В зеркале двух столетий»
Комплект таблиц «Теория литературы 5-11 классы»
Компакт-диски «Уроки литературы. Кирилл и Мефодий» (7 класс)
Компакт-диск «Русская литература. 5-11 классы. Мультимедийная энциклопедия»
Компакт-диск « Хрестоматия по русской литературе»
Компакт- диск «Репетитор по литературе. Кирилл и Мефодий, 2009»
Папка с раздаточными материалами «Теория литературы 5-11 классы»
Портреты писателей 19- 20 век (портреты, справочные материалы)
Репродукции картин, иллюстрации к произведениям.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
результаты
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
2-я линия развития: приёмы понимания и анализа художественного текста
3-я линия развития: продуктивные умения различных видов устной и письменной речи
1-я линия развития: чтение и навыки работы с информацией
6-я линия развития: сведения по теории и истории литературы
4-я линия развития: создание собственной интерпретации прочитанного
5-я линия развития: восприятие и характеристика текста как произведения искусства
·Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
·Технология продуктивного чтения
· Групповая работа
·Проектные задания на предметном материале
· Жизненные (компетентностные) задачи
13 PAGE 142715
15