Конспект урока по литературному чтению на тему: Е.Пермяк Про нос и язык
Урок 3Е. ПЕРМЯК «ПРО НОС И ЯЗЫК». Г. ОСТЕР «МЕНЯ НЕТ ДОМА»
Предмет: литературное чтение
Класс: 1
Тема урока: Е. Пермяк «Про нос и язык». Г. ОСТЕР «МЕНЯ НЕТ ДОМА»УМК «Начальная школа XXI века»
Проблема исследования: Что означают слова пословиц.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений (урок – исследование).
Дидактическая цель: создать условия для систематизации уже имеющихся знаний по теме, о способах поведения человека в разных жизненных ситуациях, выявление уровня овладения опытом поведенческой деятельности, формировать интерес к чтению, осмысливанию текстов; развивать речь, внимание, воображение; обогащать словарный запас.
Задачи:
Закреплять знания детей о том, как нужно вести себя во время общения с другими людьми.
Воспитывать уважение к окружающим.
Развивать мышление, умение работать в группе и парах.
Развивать навыки чтения.
Ход урока
Ход урока.
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Артикуляционные упражнения
4. Актуализация знаний.
5. Создание проблемной ситуации
6. Решение проблемной ситуации7. Обобщение и систематизация знаний (повторение и анализ основных фактов).
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Мотивация Личностные (устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом)
2. Актуализация знаний Артикуляционные упражнения
- Зачем нужно выполнять артикуляционные упражнения?
( Четкая речь, помогает освоить умение читать правильно и быстро)
1 упр
Прочитать с ускорением
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
2 упр
Чтение слогов
- те же согласные буквы + гласная Е;
3 упр
Назовите одним словом.
Лошадь, корова, свинья, овца.
Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.
Липа, береза, ель, сосна.
Зеленый, синий, красный, желтый.
4 упр
Составьте новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
Колос
Лото
Боксер
Проверка: колобок
Наши упражнения пригодятся нам на уроке? Выполняют артикуляционные упр.
Слушают учителя, дружно решают возникшую проблему.
Отвечают на вопросы.
Рассуждают, отвечают на вопросы. Регулятивные (принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста)
Познавательные (поиск фактов и суждений)
Коммуникативные (умение аргументировать своё предложение)
3. Проблемная ситуация Д/игра «Хорошо или плохо?
Болтать много, делать мало – это хорошо или плохо?
Помогать старшим – это хорошо или плохо?
Быть первым на словах, а не на деле – это хорошо или плохо?
- Может ли эта игра помочь и нам поступать правильно?
Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? Размышляют, отвечают на вопрос. Познавательные (строить логическую цепь рассуждений)
4. Решение проблемной ситуацииОрганизация подготовки к чтению текста, прогнозирование его содержания
Учитель читает стихотворение, сопровождая его рисунком.
Точка, точка, запятая –
Вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик, –
Получился человечек!
Ю. Ким
– Задумывались ли вы над вопросом: какое удивительное существо – человек?
– Когда у вас возникал этот вопрос? Что вас удивляло?
– У девочки Кати из рассказа Евгения Андреевича Пермяка возник вопрос про нос и язык. Интересно узнать, о чем Катя спросила бабушку?
Давайте сегодня познакомимся с новым произведением Е. Пермяка «Про нос и язык» и я надеюсь, что наша игра «Хорошо - плохо» поможет вам лучше понять это произведение.
(10-12 мин)
Словарная работа Курносый нос Тренируются в чтении трудных слов.
Осмысляют непонятные слова.
На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации высказывают предположения о содержании текста. Регулятивные (контролирование своей деятельности по ходу выполнения задания)
Познавательные (Удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений)
5.
6. Первичное закрепление
Физминутка-Как вы думаете, бабушка шутит, или говорит серьёзно?
- Почему так думаете?
-У кого другое мнение?
-Для чего нужны органы человеку?
-Каково назначение носа, языка?
– Для чего у нас два уха, а язык один?
– Вот как на этот вопрос ответил
С. Маршак в своем стихотворении:
Одна дана нам голова,
А глаза два
И уха два,
И два виска, и две щеки,
И две ноги, и две руки.
Зато один и нос и рот.
А будь у нас, наоборот,
Одна нога, одна рука,
Зато два рта, два языка, –
Мы только бы и знали,
Что ели да болтали!
-Обратить внимание на иллюстрацию.
ФИЗМИНУТКА
ВОПРОСИТЕЛЬНАЯ ПЕСЕНКА
Если
Встречается Кошка с Собакой,
Дело –
Обычно! –
Кончается дракой.
Тем же –
Как правило! –
Дело кончается,
Если Собака
С Кошкой встречается!..
Ах, почему же,
Ах, отчего же,
Ах, для чего же
Так получается?..
Б. ЗаходерТекст читает хорошо читающие ученики.
Чтение текста вслух по частям.
Отвечают на вопросы.
Объясняют непонятные слова, словосочетания.
Двигательная активность. Регулятивные, познавательные (самостоятельное слежение, слушание текста)
Коммуникативные (умение аргументировать своё предположение, договариваться, находить общее решение)
7. Самостоятельная работа – А вот как говорят об этом русские народные пословицы.
Работа с пословицами и по вопросам учебника.
-Какая из тех пословиц, которые мы обсудили больше всего подходит к нашему тексту?
Выбери пословицу
Не спеши языком, торопись делом.
Больше знай, да меньше болтай.
Мало правды в том, из которого сыплется много слов.
-Как понять смысл пословицы? Когда так говорят и почему? (разбирается каждая пословица)
-А какую пословицу, вы могли бы взять для себя, как совет.
«Не спеши языком, торопись делом»
Е.Пермяк не по наслышке знал, о труде.
Презентация о Пермяке
Работают в парах, размышляют, выступают.
Рассматривают портрет писателя, его книги. Познавательные (умение подбирать верную пословицу)
Коммуникативные (выдвижение гипотез, формулирование аргументов, выделение и осмысление основной идеи текста, умение работать самостоятельно и в парах)8. Самооценка Выскажите, пожалуйста, своё отношение к проделанной работе, подняв сигнальную карточку зелёного цвета, если на уроке работал активно, в полную силу, красного – знает, что работал не в полную силу. Показывают карточки. Личностные (оценка собственной деятельности)9. Рефлексия Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Чем они вызваны?
Останется ли в вашей памяти этот рассказ?
-Какая пословица может показать тему нашего урока?
-О чем мы с вами говорили на уроке?
-Как вы думаете, пригодятся ли полученные знания вам?
-Встаньте те, кто так считает. Высказывают своё отношение к произведению.
Слушают друг друга. Коммуникативные (умение аргументировать своё предложение, находить общее решение)
10. Итоги урока – С какими произведениями познакомились?
– Кто из героев вам больше понравился? Почему?
– Что главное и новое для себя вы узнали из этих рассказов?
Спасибо вам за работу. Вы получаете в подарок всегда необходимую вещь: закладку с пословицей. Работа в парах (10ми)
Произведение Г. Остера «Меня нет дома»
Читает учитель.
Вам уже знакомы герои этого автора?
Какими бывают истории про этих героев?
– Почему у вас на лицах улыбки?
– Как поступаете вы в подобной ситуации?
– Обратите внимание, как вежливо разговаривают друг с другом котенок и щенок.
Давайте попробуем передать это веселое настроение.
Работаете в паре с этим текстом. Распределите роли.
Чтение по ролям.