План урока на тему: Чужая калитка Е.Пермяк
Технологическая карта урока.
Урок: литературное чтение Школа: КГУ «Школа-лицей» г. ЛисаковскДата: 23.02 2016 год Учитель: Омельченко Валентина Анатольевна
Класс: 3 «Б» Кол-во
присутствующих: 27 Кол-во
отсутствующих: нет
Тип урока: Урок сообщения новых знаний.
Вид: Комбинированный.
Тема: Е. Пермяка «Чужая калитка».
Цель урока: учащиеся знакомятся с рассказом Е. Пермяка «Чужая калитка»; формируются навыки выразительного чтения, умения высказывать свои мысли, правильная речь, логическое мышление; развиваются творческие навыки, расширяется кругозор; отрабатываются навыки и умения работы в группах, парах; воспитываются жизненно важные ценности, доброе отношение к людям, к труду, нравственное становление личности.
Планируемые результаты
Предметные
Научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию по тексту произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста МетапредметныеПознавательные: сравнивают и оценивают поступки героев литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;
Регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
Коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения Личностные
Пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке
Образовательные ресурсы: презентация по теме, аудиозапись рассказа Е.Пермяка «Чужая калитка», иллюстрации к рассказу, видеозапись интервью, оценочный лист с заданиями, критерии оценивания, смайлики, жетоны для рефлексии.
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности
учителя Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия) УУД Примечание
1.Организа
ционный этап урока.
Цель: Создание положительного эмоционального и психологического настроя.
(0,5 мин.) Организационный момент. Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте на уроке успехов себе и своим друзьям.
Проверка готовности к уроку.
Я слышу – я забываю
Я вижу – я запоминаю
Я делаю – я понимаю
Так гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать и рассуждать. Ведь чтение без размышления это - простое развлечение. Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя.
Личностные, регулятивные УУД Учащиеся владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения.
2.Постановка темы, цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Цель: создание плана изучения новой темы и реализуется плавный переход к ее самостоятельному усвоению на следующих этапах.(1мин) -Чтобы узнать какую тему мы будем сегодня изучать прочитайте шифровку наоборот.
актилакяажуЧкямреПйинегвЕ(Слайд1)
- Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся? (Евгений Пермяк «Чужая калитка».
Определите цели урока. (Слайд 2)
Познакомиться с творчеством…,
Работать над…рассказа,
Уметь делать…,
Знать…
Размышляют. Отвечают на вопрос.
Читают, думают,
разгадывают.
Определяют цели урока.
Регулятивные УУД, познавательные УУД Учащиеся владеют навыками логического мышления.
3.Актуализация знаний.
Цель: выявление субьективного опыта, необходимог о для изучения новой темы (1,5мин)
4.Объяснение нового материала.
Цель: самостоятельное изучение нового материала и взаимообучение. Проявление лидерских качеств. (3мин)
Цель: понимание текста (1мин)
Цель: выяснение лексического значения новых слов. Пополнение словарного запаса. Развитие речи. (1мин)
Цель: самостоятельно е изучение нового материала под руководством учителя. Формирование умений анализировать, синтезировать, оценивать, интерпретировать информацию.
(29мин)
5.Первичная проверка понимания.
Цель: развитие умения анализировать и оценивать полученные знания (1,5мин)
Цель: развитие творческого мышления (1,5мин)
6.Первичное закрепление.
Цель: формирование умения анализировать, синтезировать, оценивать, интерпретировать информацию. Развиваются коммуникативные навыки. Проявляются лидерские качества.(2мин)
Цель: развитие умения анализировать и критически оценивать собственную деятельность.(1мин)
7. Домашнее задание.
Цель: развитие умения систематизировать и обобщать полученные
знания (решаются новые задачи, в условиях проблемной ситуации, требующей поисков новых путей решения) (1мин)
8.Рефлексия (подведение итогов)
Цель: формируются навыки анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности(1мин)
Итого:45 мин. Сегодня мы будем читать и размышлять о добрых делах.
Послушайте, что ответили мои бывшие ученики на вопрос :-Зачем в жизни нужны добрые дела? (Слайд3)
- А как вы понимаете смысл пословицы
«Жизнь дана на добрые дела».
Вывод. Для чего дана жизнь человеку?
(Для добрых дел, для пользы, труда).
Любой труд должен быть оценён.
У каждого из вас оценочный лист – не забывайте оценивать свою работу по критериям.
Знакомство с критериями оценивания.
Что такое «труд?»
Вывод. Труд-это умение выполнять полезную для общества работу.
1.Знакомство с биографией автора.
Работа в группах(1,2,3,4). Возьмите понравившиеся шаблоны книг и займите места в группах соответственно картинке.
Сейчас вы будете знакомиться с биографией писателя. Приём «Посланец» (Слайд 4)
Евгений Андреевич Висcов (Пермяк) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Этот город сыграл большую роль в его жизни: недаром писатель своей настоящей фамилии предпочел псевдоним Пермяк.
Детство и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.
В Воткинске Женя учился в школе, прогимназии и гимназии. Там он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В Воткинске стал писать свои первые заметки и стихи.
В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре уехал в Москву и стал писателем. В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Умер Евгений Пермяк в 1982 году.
Чтобы узнать насколько хорошо вы изучили биографию проведём «Цифровой диктант» по вопросам.
Мини-тест: (+ да), (- нет).
Вопросы:
Пермяк (это настоящая фамилия автора?)-нет
Мальчиком писатель жил с папой и мамой?- нет
Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске?- да
Евгений Андреевич (Виссов) родился в городе Перми – да
Проверка.( Слайд 5)
Словарная работа.
При чтении текста вам встретятся такие слова.
Питомник- место, где выращивались молодые саженцы деревьев.
Щеколда - железная пластинка для запирания дверей.
Чащоба - тоже что и чаща .Колдобина-рытвина, ухаб, неровная поверхность.
Волочат - тащить, тянуть по земле.
Просека - узкая дорога в лесу, очищенная от деревьев.
Знакомство с текстом произведения (Технология РКМ «Чтение с предположениями»)
- О чём же может рассказать заголовок? Как вы думаете, о чём будет рассказ?
Слушание аудиозаписи 1 части рассказа Е. Пермяка «Чужая калитка»
- Оправдались ваши предположения?
- Скажите, что вы почувствовали, слушая эту историю?
- Как вы думаете, что произойдёт дальше?
Фронтальное чтение 2 части.
- Какой эпизод показался вам самым напряжённым?
- Назовите главных героев.
- Где происходят действия?
- Совпали ваши предположения?
- Как вы думаете, чем же закончится рассказ?
Самостоятельное чтение 3 части.
(Стратегия РКМ «Чтение с пометками»)
Отметить знаками:
Что понравилось (!)
Что вызвало удивление (?)
Что заинтересовало (…)- Такой конец вы предполагали?
-Назовите автора этого рассказа.
-Каким мальчиком рос Алёша Хомутов?
-Какой вывод сделал для себя Алёша после разговора с дедушкой?
-Кто же починил калитку?
-Для кого они оказались не « чужими, а своими»?
-Как бы ты поступил на месте Алёши?
Физминутка (Слайд 6)
Работа в группе. Выбрать подходящую пословицу к тексту. Объяснить свой выбор.
Индивидуальная работа. Работа по карточкам.
Стратегия РКМ «Эссе» на тему: А что ты можешь сделать доброго и хорошего для людей?
(Взаимопроверка в парах)
Работа в группах. (Стратегия «Толстые и тонкие вопросы»)
Придумать по одному «толстому» и «тонкому» вопросу (вопросы высокого порядка) с использованием «РОМАШКИ БЛУМА»
«Картинная хронология» Восстановите картины в последовательности по содержанию текста
-Как вы думаете, мы достигли целей урока?
В оценочном листе подсчитайте баллы и поставьте себе оценку за урок.
1,2 группы – составить рассказ чему вы научились дома, у кого?
3,4 группа- 5 «толстых» вопросов к тексту,
нарисовать иллюстрации к рассказу.
Чему вас научил этот рассказ?
( добру и справедливости)
В жизни вам пригодится этот опыт?
- Закончите фразы.
Сегодня на уроке: (Слайд 8)
Я сегодня узнал…
Урок мне дал для жизни…
Мне понравилось…
«Чемодан в дорогу» (на шаблонах книг нарисуйте круг)
(Слайд 9)
Работал отлично
Мог бы лучше
Буду ещё больше стараться Читают, рассуждают, объясняют.
Делают выводы.
Знакомятся с листом оценивания.
Знакомятся с критериями оценивания.
Делают выводы.
Посланец знакомит детей с биографией писателя.
Дети внимательно слушают и запоминают.
Восстанавливают в памяти биографию писателя.
Отвечают на вопросы. Оценивают свои ответы самостоятельно. (Ключ)
Словарь Ожегова
Определяют совместно с учителем толкование слов.
Предполагают. Делают выводы.
Внимательно слушают 1 часть рассказа.
Предполагают. Делают выводы.
Продолжают читать индивидуально 2 часть
Делятся своими впечатлениями.
Предполагают. Делают выводы.
Работают с учебником.
Высказывают своё мнение.
Отвечают на вопросы.
Аргументируют, делают выводы.
Выполняют физминутку.
Выполняют задания, отвечают на вопросы, работают с учебником.
Озвучивают, аргументируют, доказывают.
Самооценка.
Письмо эссе.
Обмен карточками. Взаимопроверка.
Описывают свои чувства.
Взаимооценка.
Озвучивают своё мнение.
Размышляют.
Рассуждают, защищают , аргументируют.
Оценивание работы групп
(Смайликами, лежащими у вас на столах). Прокомментируйте свою оценку.
Делают выводы и обобщения.
Осуществляют самооценку.
Осуществляют самоанализ учебной деятельности.
Личностные УУД, познавательные УУД.
Познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативнные УУД. Личностные УУД
Познавательные УУД, регулятивные УУД.
Познавательные УУД, Регулятивные УУД,
Познавательные УУД
Познавательные УУД
Познавательные УУД
Познавательные УУД, коммуникативные УУД, личностные УУД
Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД
Личностные УУД, познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД
Коммуникативные УУД, познавательные УУД, личностные УУД, регулятивные УУД.
Регулятивные УУД
Регулятивные УУД, познавательные УУД, личностные УУД
Регулятивные УУД, Личностные УУД, Коммуникативные УУД Формируют ответы на поставленные учителем вопросы.
Понимают и принимают цели и задачи учебной деятельности.
Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.
Осуществляют логические действия.
Адекватно воспринимают информацию
Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.
Выполняют согласно инструкции учителя
Комментируют свои оценки.
Выявляют наиболее чёткий и полный ответ.
Осуществляют поиск средств достижения цели.
Дают комментированные ответы.
Владеют навыками самоанализа