Взаимодействие с семьей в вопросах социально-личностного развития дошкольников
Взаимодействие с семьей в вопросах социально-личностного развития дошкольников
«От того, как прошло детство, кто вел
Ребенка за руку в детские годы, что вошло
В его разум и сердце из окружающего мира –
От этого в решающей степени зависит, каким
Человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
В соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ Приказ №655миот 23 ноября 2009г.) в каждом ДОУ должны осуществляться 4 образовательных направления, одно из которых – это социально-личностное развитие детей.
Главная цель педагогической деятельности по социально-личностному развитию детей – это воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально и эмоционально развитой творческой личности.
В сфере социально-личностного развития основными образовательными направлениями педагогической работы являются:
Социализация;
Труд;
Безопасность;
Только совместная всесторонняя работа всех педагогов ДОУ дает возможность обеспечить развитие детей во всех трех направлениях. В частности, воспитатели в большей степени отвечают за обучение детей навыкам безопасного поведения в разнообразных ситуациях, учат трудиться и ценить свой труд. Педагоги-психологи большее внимание уделяют развитию социального компонента:
формирование положительного отношения к себе, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
развитие игровой деятельности детей
Все эти три направления тесно связаны между собой
1, формирование положительного отношения к себе, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным.
Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Ребенку просто необходимо знать, что его любят, принимают таким, какой он есть, со всеми его особенностями. Только тогда ребенок может сказать сам себе: Я есть, Я хороший. Огромная роль в формировании у ребенка положительного отношения к себе отдается нам взрослым: родителям и работникам детского сада, тем, кто большую часть времени находится рядом с ребенком.
Наши дети с первых дней находятся в социуме. И с каждым днем окружение детей становится все более разнообразным, появляются новые люди: другие дети, взрослые. Постепенно у детей появляется все большая потребность общаться с другими, выслушивать их точку зрения, высказывать свою, вступать в дебаты – но, делать это приемлемым социально принятыми формами, контролируя порой очень сильные негативные эмоции. Базовая составляющая: я тебя вижу, я рад тебе (ты хороший)
2. формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Для ребенка также необходимо знать, что он не один, он часть своей семьи, часто мирового сообщества.
3. развитие игровой деятельности
Для того чтобы дети могли ориентироваться в различных ситуациях, знать, как надо вести себя им необходимо прожить такие ситуации. Прекрасный способ попробовать себя в таких ситуациях – сюжетно-ролевая игра. Она дает возможность безопасного проигрывания различных трудных, неоднозначных конфликтных ситуаций, знакомит детей с окружающим миром. Я и мир = дружба.
3. необходимость взаимосвязи с семьей
Продуктивная работа по всем трем направлениям социально-личностного развития (социализация, труд и безопасность) не возможна только в рамках детского сада, без помощи и сотрудничества с родителями воспитанников.
Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г.) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Появившийся в 19995г. Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. «Родители являются первыми педагогами».
Основополагающей идеей, требующего своего развития в сфере дошкольного образования, является идея построения взаимодействия с семьей на основе гуманно-личностного подхода.
В связи с эти основными задачами взаимодействия детского сада с семьей в рамках социально-личностного развития детей являются:
Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам обучения, воспитания, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье;
Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях;
Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Для того, чтобы родители могли дать своим детям возможность почувствовать себя принятыми в этом мире, уверенными в себе, им самим необходимо разбираться в особенностях своих детей, знать их возрастные особенности, уметь успешно взаимодействовать с социумом и транслировать свой опыт детям; разбираться в новейших теориях воспитания и т.д.
Исходя из этого, основными формами взаимодействия с семьей в вопросах социально-личностного развития дошкольников являются:
Форма взаимодействия
Цель
Виды взаимодействия
Взаимопознание
Разностороннее знакомство педагогов с семьями и семей воспитанников между собой, знакомство семей с педагогами
Встречи - собрания, анкетирование
Взаимообщение
Обмен информацией об психологических особенностях детей, уровне развития социальных компетентностей, эмоционального интеллекта
Индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте
Непрерывное образование воспитывающих взрослых
Просвещение родителей по вопросам развития ребенка, обучение способом взаимоотношений с детьми
Организация родительской школы (лекции, семинары, семинары-практикумы), тренинги, создание библиотеки.
Совместная
деятельность
Привлечение родителей к созданию детских портфолио, конкурсов, семейных объединений, семейных праздников, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности
Взаимосвязь педагога-психолога с семьей в целях социально-личностного развития детей
знакомство с семьей, взаимопознание (встречи, анкетрования).
Чтобы между педагогами и родителями было возможно сотрудничество, их отношения должны строиться на психологии доверия.
Основы доверия закладываются в самом начале посещения ребенком детского сада, в период его адаптации. В это время родители как некогда готовы сотрудничать с воспитателями и педагогами. В связи с этим я начинаю работу с родителями как можно раньше, когда их дети еще не посещают детский сад.
Для знакомства, полноценного сотрудничества детского сада с семьей и построения программы по социально-личностному развитию детей необходимо иметь информацию об образе жизни каждой отдельной семьи, а также изучить имеющиеся педагогические ресурсы родителей для решения общих задач воспитания.
Для решения поставленных задач я провожу социально-педагогическую диагностику родителей:
Ежегодно в июле месяце у нас проходят родительские собрания, на которых родители и педагоги знакомятся друг с другом, родители заполняют анкеты на первичное ознакомление с семьей, получают первые советы, также мы проводим экскурсию по детскому саду.
Далее на индивидуальных беседах, консультациях, я совместно с родителями вырабатываю индивидуальный маршрут адаптации их ребенка к ДОУ;
в процессе дальнейшей адаптации мы постоянно встречаемся с родителями, продолжаем наше знакомство, делимся имеющейся информацией об особенностях протекания процесса адаптации и принимаем соответствующие решения.
Я как психолог, ратую за посещение родителями детского сада, пребывание в группе в первые дни адаптации ребенка к ДОУ.
Также на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду я несколько раз в год провожу тестирование и анкетирование родителей с целью дальнейшего сбора информации, отслеживания динамики изменения их отношений. По результатам анкетирования я провожу групповые консультации, касающиеся тех же тем, что и при тестировании.
Приобретенные благодаря собраниеям-встречам знания друг о друге позволяют принимать верные стратегические и тактические решения по организации конструктивного взаимодействия сотрудников детского сада и семьи.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса, взаимоинформировнаие (общение).
На протяжении всего периода пребывания детей в нашем детском саду, общение с родителями становится все более разнообразным, глубоким: я провожу индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания. Родительские собрания проходят у нас 3 раза в год в течение одного учебного года (1 общесадиковское и 2 групповых).
Наглядной формой предъявления информации для родителей являются стенды, на которых вывешиваются разнообразные статьи – подсказки для родителй. («Спрашивали-отвечаем», «Говорят дети», «Слова, которые убивают» и т.). Также здесь вывешивается оперативная информация о том, чему в данный момент посвящена работа психолога с детьми, о предстоящих консультациях, родительских собраниях, о режиме работы «школы успешных родителей». Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Образование родителей.
Особое место в системе образования взрослых занимает образование родителей. Под образованием родителей международным сообществом понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнения родительских ролей в семье и обществе. Только тот родитель, который сам хорошо социализирован в обществе, может воспитать личность.
В связи с этим у нас в саду действует «Школа успешных родителей». Цель работы «школы»: улучшение детско-родительских отношений, повышение коммуникативной способности родителей, сплочение семей воспитанников. Все занятия проходят в виде тренингов, на которых родители могут получить не только полезную информацию, но и попробовать свои личностные ресурсы в специальных запланированных ситуациях. Концептуальная основа нашего тренинга взята из работ известного отечественного психолога Ю. Б. Гиппенрейтор.
Также для родителей создана библиотека, в которой содержатся книги об особенностях психического развития детей, передовой опыт в области воспитания и развития детей. В любое время родители имеют возможность прийти и взять любую необходимую для них книгу.
совместная деятельность.
Данный вид деятельности является наиболее востребованным, полезным, но и одновременно самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие помогает родителям увидеть изнутри сильные и слабые стороны ребенка, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Одним из способов непосредственного привлечения родителей в процесс развития социально-личностных компетенций ребенка – это совместная работа над портфолиом детей. Правда, в настоящее время портфолио мы создаем только для детей с низкой самооценкой, повышенной тревожность и неуверенностью в себе.
В ходе учебного года я привлекаю родителей к созданию «герба своей семьи», своего «Семейного дерева». Из полученных работ мы организуем выставку, к оформлению которой также привлекаем и родителей.
В течение года я также провожу с родителями несколько совместных семейных праздников, например, «праздник Мам», в группах организуем чаепития. Родители готовят разнообразные конкурсы для детей, а дети сюрпризы для родителей, вместе мы рисуем плакаты для украшения помещения. На таких чаепитиях в непринужденной обстановке родители имеют возможность пообщаться между собой и с педагогами, посмотреть как их дети взаимодействуют с другими, а дети почувствовать себя частью одной большой дружной семьи.
На заключительном, совместном праздники, все родители, принимавшие активное участие в течение года, получают грамоты или благодарственные письма.
Портрет выпускника ДОУ
Все выше перечисленные мероприятия, конечно, главным образом направлены на становление и развитие ребенка. В своей работе мы стремимся к тому, чтобы:
наш воспитанник имел представление о себе как о личности, был любознательным, активным,
был бы эмоционально отзывчивым к другим;
чтобы он мог адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения, владел диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
мы стремимся к тому, чтобы каждый наш воспитанник имел представления о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе своей семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
то есть чтобы у него был высокий уровень социально-личностного развития.
Хотелось бы сказать несколько слов о будущих своих планах:
Так как ФГТ приняты были не так давно разработаны, то на данный момент еще не все мероприятия, которые я запланированы, смогла реализовать. Вот несколько планов на будущее.
во-первых, уже сами родители и дети предлагают завести портфолио не выборочно, а для всех детей, посещающих наш детский сад;
организовать проектную деятельность по темам: «Наш мир такой разный», «Моя родословная», «Мальчики и девочки».
Также хотелось бы наладить электронную переписку с родителями воспитанников;
Ну и продолжать работу с детьми по всем начатым направлениям.
15