Из опыта работы Организация сотрудничества с родителями

Система работы учителя начальных классов
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №12 г. Зеленокумска
Советского района» Ставропольского края
ШЕВЧЕНКО ЛЮБОВИ ПАВЛОНЫ
«Организация сотрудничества с родителями
«Академия любящих родителей»

Есть две движущие силы Жизни – Любовь и Творчество.
Поступки, основанные на них– есть счастье.
Ребенку следует показать это счастье,
а не рассказывать о нем.

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и школой всей тяжестью ложится на ребенка. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? С чего же начать?
Проблема организации работы с родителями изучается мною на протяжении 6 лет и является моей темой самообразования в воспитательной деятельности.
Передо мной, как учителем, встала масса труднейших вопросов: как воспитать в каждом ребенке чувство доброты, отзывчивость и непримиримость ко злу? Как создать условия для творческого развития, самореализации, личностного роста каждого ученика? Народная мудрость говорит: «Воспитывать ребенка надо пока он лежит поперек лавки». Ведь именно в семье закладываются основы воспитания. Родители – главный авторитет, пример для подражания у ребенка. Все слова и поступки учителя не принесут желаемого результата, если родители не воспримут адекватно учительское слово, не будут добрыми союзниками педагога в воспитании своего чада.
Проанализировав ситуацию, я пришла к выводу, что в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция к самоустранению многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.
Учитывая, что успешное воспитание подрастающего поколения должно осуществляться совместными усилиями учителя и родителей, я решила создать систему работы с родителями в начальной школе, где учитель организует педагогическое просвещение родителей и направляет процесс воспитания ребенка в семье. Я понимала, что успех осуществления поставленных мною задач во многом зависит от характера тех взаимоотношений, которые складываются между учителем и родителями, поэтому всегда стремилась, чтобы основой таких взаимоотношений стали взаимодоверительные контакты. Я понимала, что как педагог я должна обладать высокоразвитым чувством ответственности перед родителями за обучение и воспитание детей, быть советчиком, другом каждой семьи, всегда помнить о ранимости родительских чувств и не оскорблять их нетактичной оценкой недостатков в учебе и поведении ребенка, считаться с мнением родителей о своей деятельности.
Основа моей воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса.
И поэтому главная цель в моей работе с родителями – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.
Исходя из цели воспитательной работы с родителями, я определила следующие задачи:
1.     Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей;
2.     Создать условия для благополучного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
3.     Привить культуру быть родителями, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.
4. Формировать системы ценностных ориентиров младшего школьника посредством включения его и родителей в социально-активную деятельность.
5. Помочь родителям приобрести положительный опыт в воспитании собственного ребёнка.
Для общения с родителями учащихся я определила ключевые принципы.
Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни.
Быть грамотной и тактичной.
Стараться не обидеть и не унизить их достоинство.
Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной.
Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.
Только в содружестве с родителями я могу добиться хороших результатов.

Свою работу я начинаю с изучения каждой семьи, выяснения роли семейных традиций и праздников, духовных интересов. Набирая очередной класс, я иду в детский сад, знакомлюсь с детьми. С большим интересом посещаю занятия в детском саду с целью выяснения не только подготовки будущих школьников, но и наблюдаю за характером взаимоотношений в детском коллективе. Беседую с воспитателем по вопросам социального положения семьи, об условиях проживания ребенка и уровне подготовленности самого ребенка к школе. Вместе с педагогом группы провожу родительское собрание. Вовремя и правильно найденное слово, желание помочь родителям поверить в свои силы, поддержать в трудную минуту, дать дельный совет иногда гораздо больше сближают учителя с семьёй и укрепляют его авторитет, чем прочитанная лекция или квалифицированная консультация.
Как итог моей предыдущей педагогической деятельности, мы с классом проводим творческий отчёт, показывая всё то, чему научились в школе. Это является показателем качества моей работы.











С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество школы и семьи». На основе собранных данных я анализировала специфику семьи и семейного воспитания школьника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
С учетом индивидуального подхода я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на классных мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических мероприятиях; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели.
Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:
активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей
заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов
равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Я стараюсь работать в тесном контакте с семьями своих учеников. С этой целью я использую активные формы и методы работы с родителями и детьми:
посещение семей школьников на дому
общие и классные родительские собрания
консультации
занятия с участием родителей
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями
совместные экскурсии
Дни общения
Дни добрых дел
Дни открытых дверей
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
работа с родительским комитетом класса
беседы с детьми и родителями
тренинги
семинары-практикумы
родительские гостиные
Всю работу с родителями я назвала «Академия любящих родителей». Это   форма   психолого-педагогического   просвещения родителей, которая помогает вооружить их необходимыми знаниями, основами педагогической  культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста детей и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с классным руководителем, психологом, социальным педагогом, школьной медсестрой. План работы составляется на основе выявленных мною проблем и опроса родителей. Формы организации занятий разнообразны:
Индивидуальные и тематические консультации.
Пресс – конференция – от обычного собрания отличается тем, что на неё приглашаются учителя предметники, психолог, социальный педагог, завуч, директор школы с тем, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы. Это собрание проводится в форме вопросов и ответов.
Родительское собрание с работой в микрогруппах
Семейные мероприятия для учащихся класса.
Дни открытых дверей.
Проведение тематических родительских собраний.
Посещение общешкольных собраний.
Организация совместной деятельности родителей и детей:
- праздники;
- участие в часах общения и конкурсах;
- выставки совместных (дети-родители) работ;
- организация и проведение совместных праздников;
- экскурсии в музеи;
- поездки и экскурсии в города Ставрополья;
- посещение театра;
- туристические походы;
Индивидуальная и групповая работа
Диагностическая деятельность
Участие в работе родительского комитета
Участие в работе Управляющего Совета школы, Совета мам.
Набирая новый класс, я встречаю новых родителей, которые требуют иного отношения к себе. Семьи очень разные. У каждой свои проблемы и трудности. Поэтому невозможно дать готовый и единственный правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога. Главное - сделать родителей своими союзниками.
Самой распространённой формой работы с родителями является родительское собрание. Будучи начинающим педагогом и обсуждая с коллегами плохую посещаемость родителями классных собраний, я поняла, что не надо удивляться, что родители не идут на собрания. Одной из основных причин является неинтересная и однообразная форма их проведения. А мне всегда хотелось, чтобы встречи с родителями на собрании носили только позитивный характер, чтобы им захотелось прийти.
Поэтому я начала с тщательно продуманных текстов и красочного оформления приглашений, а не банальной записи в дневнике, с поиска нетрадиционных форм проведения родительского собрания. Ведь так приятно осознавать, что тебя очень ждут, что на собрании ждет деловая игра, оживленная дискуссия, задушевная беседа.
Наши родительские собрания выполняют следующие функции: информационную, просветительскую, обучающую, консультационную, профилактическую.
Основные формы родительских собраний:
собрание-лекторий;
"круглый стол";
тематическая дискуссия с
приглашением специалистов;
консультация со специалистами;
родительская дискуссия;
общешкольная и общеклассная
конференция и др.
Считаю, что именно нестандартные формы собраний дают:
Высокую посещаемость
Сближают родителей, учителей и детей.
Частично решают проблему семейного досуга.
Снижают количество обид и недомолвок между учителями и родителями.
Родительские собрания я провожу не только для того, чтобы информировать родителей о процессе обучения и помочь им в воспитании детей, но и для того, чтобы помочь решить те проблемы, которых они не замечают или безуспешно пытаются справиться сами.
При подготовке к родительским собраниям я придерживаюсь следующих правил:
1. Благодарю родителей, нашедших время прийти, особенно  отцов.
2. На собрание отвожу не больше 1,5 часов.
3. Входя в кабинет, где будет проходить собрание, родители, прежде всего, должны увидеть улыбку классного руководителя и услышать от него дружеское приветствие. Это сразу создает определенное настроение и атмосферу (оставляю за дверью плохое настроение).
4. Тщательно продумываю «сценарий» собрания, каждое слово.
5. Тема собрания учитывает возрастные особенности детей и проблемы класса.
6. Родительское собрание просвещает родителей, а не констатирует ошибки и неудачи детей.
7. Собрание носит как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
8. Собрание не занимается обсуждением и осуждением личностей учащихся.
9. Стараюсь делать краткие сообщения. Время от времени разряжаю обстановку доброй шуткой.
10. Даю понять родителям, что в вопросах воспитания и обучения я не прокурор, а их единомышленник.
11. Довожу до родителей мысль, что слабоуспевающий ученик не означает «плохой человек».
12. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он всегда и во всем должен помогать своему ребенку и сможет это сделать сам или при помощи школы.
Большое внимание я уделяю эстетике помещения, где проводится собрание: перед каждым собранием я обязательно оформляю доску, указываю тему собрания, привожу слова-высказывания великих педагогов, оформляю выставку ученических тетрадей, поделок, рисунков. Так ожидают в доме гостей.
Очень нравятся родителям фоторепортажи из жизни класса: различных мероприятий, интересных моментов на уроках, работы над проектами, веселых и озорных переменок. Я с удовольствием оформляю классные газеты, в которых отражаются первые школьные достижения ребенка, его эмоции в
момент открытий, его переживания неудач – ведь сколько могли бы увидеть родители! Хочется, чтобы мамы и папы чувствовали, что в школе рады встречи с ними и готовы поделиться не только проблемами, но и успехами НАШИХ детей. На каждом собрании я выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе.
Всегда очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручают грамоты, благодарности.
"Зорко одно лишь сердце", - давным - давно сказал Сент Экзюпери. Как много ситуаций в жизни учителя, когда только зоркое чуткое сердце может помочь в чём-то разобраться, найти решение из, казалось бы, неразрешимых проблем... Встреча с родителями учеников во время индивидуальных бесед–консультаций как раз тот случай. Как сложно бывает порой растопить настороженность и недоверие родителей, как трудно найти тему для разговора, во время которой хотелось бы поделиться чем-то дорогим. И отрадно, что мы с родителями находим взаимопонимание, они следуют моим советам и оттого результаты не заставляют себя ждать.
Не секрет, что беседы бывают сложными, требующими много душевных сил. Но и такие встречи проходят ровно. Прощаемся без обид, ведь знаем, что можем друг другу доверять. Такие доверительные отношения требуют времени и постоянного такта, желания помочь, а не избавиться от проблемы. Ведь действуем мы: и дети, и родители, и учитель как «союз трех сердец» по принципам –СО.
и по правилам, разработанным вместе:
Все, чего нельзя избежать, надо преодолевать.
Смотри на жизнь с улыбкой, и она улыбнется тебе.
Лучше пообещать меньше, а выполнить больше.
Быть как все, конечно, легче, но ведь скучно быть как все.
Желание – это множество возможностей, а нежеланье – множество причин.
Говоря о работе с родителями, нельзя не отметить роль родительского комитета. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием и жить дружно, весело, увлеченно. Мои родители принимают и самое активное участие в жизни школы, являясь членами ее Управляющего Совета.
На мой взгляд, учителя ждёт успех в воспитании, и в обучении тогда, когда дети знают, что учитель их любит, когда родители уверены, что их ребёнок любим учителем, независимо от его недостатков, т.е. таким, какой он есть.   С первых дней знакомства с родителями стараюсь донести до них мысль о том, что источником благополучия ребёнка в семье является любовь родителей к нему. В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». Бесконечной радостью светятся глаза ребятни, когда родители рядом, вместе. И я уделяю большое внимание этой работе. Да это даже и работой, наверное, нельзя назвать. Ведь каждое совместное с родителями мероприятие – это целое событие. Я всегда забочусь об эстетическом оформлении праздника. Ведь бывает так, что час совместной игры, общих впечатлений останутся в памяти ребенка на всю жизнь. Сколько










праздников, вечеров, экскурсий и поездок за плечами. А сколько еще предстоит? Мои родители всегда желанные гости в нашем классе. Они активные участники праздников, инициаторы классных затей, часов общения, праздников, экскурсий, поддерживают меня в любой идее. Так, одной большой классной семьей мы совершили массу поездок, экскурсий по замечательным местам Ставрополья и за его пределами.
Забота о здоровье ребенка – наша общая с родителями задача. Совместные однодневные походы в лес стали традицией в нашей классной семье. Спортивные игры в весенние и осенние дни в лесу дарят массу впечатлений, разогревают интерес и желание активно отдохнуть. Такие соревнования дают уверенность в своей силе, в любви и поддержке близких людей, создают предпосылки для участия семей в районных спортивных соревнованиях «Мама, папа, я – спортивная семья». Семья Луговских не один год является участником этой игры. Как приятно было всем классом болеть за них и поздравлять с почетным вторым местом. Особая роль в нашей отважной семье принадлежит отцам, поэтому мы решили устроить соревнования для пап и мальчишек. Переживали, а вдруг не придут? Но, вопреки нашим сомнениям, праздник с папами состоялся. Ох, как волновались трибуны, разворачивались плакаты, скандировали мамы «Давай! Быстрее! Молодцы! Ура!» Слов для участников было много. Но и награды тоже ждали. Грамоты и чаепитие были хорошим завершением спортивного праздника. Большое взаимное влияние родителей и детей, подтверждает тот факт, что один из пап даже дал твердое обещание бросить курить, что является примером для наших мальчишек. И когда я спросила его про обещание, то он радостно сообщил, что навсегда освободился от этой пагубной привычки. Очень хороший итог, не правда ли? С нынешними моими второклассниками я использую этот же положительный опыт работы с родителями. И, хочу сказать, что даже самые пассивные не остаются в стороне. Все заражаются бодростью, активностью, хорошим настроением и желанием участвовать во всем. Поэтому я решила – пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их  проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.
Для меня классное руководство - это не только обязанности по организации классного коллектива, а настоящая привязанность к каждому. Поэтому стараюсь приблизить семью к школе. Если ребенок видит своих родителей, активно участвующих во всех проводимых мероприятиях, то и он вырастет таким же небезразличным в жизни, найдет свой правильный путь.
В конце каждого учебного года всегда подвожу итоги, выношу благодарность родителям за активное участие в жизни класса. А родители в свою очередь высказывают мнение о том, как прошёл год, что удалось и понравилось.
Хотелось бы сказать об одном важном  моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это при любом удобном случае,  и родители платят мне тем же.
Саламатова Жанна Васильевна, работник отдела кадров (председатель Управляющего совета школы): «Хочется сказать много теплых слов и слов благодарности за ее труд. Это человек, любящий свое дело, работающий с большой самоотдачей, целеустремленный и грамотный специалист, умеющий не только заинтересовать ребенка, но и донести необходимые знания. Она умеет найти подход к детям, подобрать ключик к детской душе Не обделены ее вниманием были и родители нашего класса. Под ее чутким руководством проходили замечательные праздники для детей и родителей, от которых было получено море положительных эмоций. Организованные ею походы и экскурсии дали дополнительную возможность родителям получше узнать своих детей. А все тревоги родителей никогда не оставались без внимания. У нее всегда был совет для нас»
Марьяшова Алла Георгиевна, медсестра в детской поликлинике: «Классный руководитель Наша классная мамочка! 4 года вместе – это много и мало в то же время. Любовь Павловна, нам совсем не хотелось с Вами расставаться! Мы, как родители, проходя начальную школу вместе с нашими детками и нашим педагогом, узнавали каждый день что-то новое, что-то интересное. Дети хотят идти в школу, они просто бегут туда, чтобы скорее увидеть свою учительницу. Это о многом говорит. Мне кажется, очень важно любить детей. Они (и мы, родители) это чувствуют. А Любовь Павловна не просто их любит, она отдает работе и деткам всю свою душу, всю себя!... Можно много говорить красивых слов, хороших, добрых, но и этого будет мало Просто спросите о ней любого ученика – и все сразу станет ясно!»
Луговская Татьяна Юрьевна, заведующая детским садом: «Наш сын учится уже в 7 классе, а мы до сих пор помним первого учителя нашего ребенка, т.к. пожинаем плоды не только обучения, но и достойного воспитания. Учитель по призванию, талантливый и грамотный специалист, любящая свою профессию и детей, надежный и тактичный человек – все это наш «навсегда» классный руководитель.»
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. 95% родителей в моих классах принимают активное участие в жизни классного коллектива. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни класса, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. В классе нет родителей-наблюдателей; на 32% увеличилось число родителей-лидеров; до 65% выросло количество родителей-исполнителей. В нашем классе нет родителей сценаристов или артистов. Но у нас в классе есть настоящие родители, которые умеют любить и заботиться о будущем своих детей и хотят сделать их лучше.
Семья и школа – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Объединение сил и сотрудничество семьи и школы - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни преуспеет тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живет.
С.Маршак


Шевченко Любовь Павловна

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115



чувст
вие

переживание

страда
ние

творчество

дружество

трудни
чество

СО