Сообщение «ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДСОВЕТЕ
«ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.»Семья и школа- это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега… (Л.А. Кассиль)
В современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.
Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, в силу объективных и субъективных причин взрослеют гораздо раньше. Школа сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением учащихся, касаются не только старшего школьного возраста, но и учащихся младших классов.
Какую роль в этот период в жизни школьника должна играть семья? Как она может помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минимальными потерями для него и для самих родителей?
Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребенку должна быть глубокая вера в своего ребенка и доверие, искреннее и настоящее, которое фрмируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте. Школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения.В. А. Сухомлинский, сравнивая учителя с врачом, писал: “Как врач исследует множество факторов, от которых зависит здоровье человека, так и педагог должен исследовать духовный мир ребёнка. Наше общение с ним лишь тогда является воспитанием, когда в наших руках научные знания о его личности, когда мы основываемся не на случайных удачах, а на научном анализе”. Подобный научный анализ реально возможен только при комплексном подходе к вопросам взаимодействия учителя-воспитателя с родителями, который предполагает планирование, организацию работы и контроль.Я считаю , чтобы жизнь в классе была интересной и процесс обучения стал успешнее, очень важно продумать и чётко организовать систему сотрудничества в работе с родителями учеников. Это сотрудничество я осуществляю используя следующие формы, методы, направления.
АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ,КЛАССНЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ (КОНСУЛЬТАЦИИ, БЕСЕДЫ, ПОСЕЩЕНИЕ НА ДОМУ), ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КЛАССАНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА, ПРИВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К СОВМЕСТНЫМ С ДЕТЬМИ МЕРОПРИЯТИЯМ.
1.В начале учебного года в 1 классе обязательно провожу анкетирование и беседы с родителями, которые позволяют составить социальный портрет семей учащихся класса, с которым в настоящее время работаю.
2.Основные формы родительских собраний:
-собрания- лектории; «круглые столы»; консультации со специалистами.
Уже несколько лет в начальной школе практикуем предварительное собрание родителей будущих первоклассников, которое проводим в мае предыдущего года. Практика показывает, что такой заблаговременный разговор с родителями делает более действенными советы учителя, более эффективной подготовку детей к школе. Советы учителя на этом этапе помогают родителям постепенно перестроить, если в этом обнаруживается необходимость, быт семьи, режим, что-то устранить, а что-то добавить в свое воспитательное воздействие на ребенка.
Индивидуальная работа с родителями имеет большое значение в моей работе. К таким формам работы относятся: индивидуальные консультации, беседы, посещение на дому.
Наиболее частыми являются беседы с родителями, которые проходят не только по моей инициативе. Но и сами родители иногда приходят в школу, чтобы поинтересоваться успехами и неудачами своего ребёнка.
Так и инициатором индивидуальных консультаций могут быть как учитель, так и родители. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдений педагога за ребёнком, проблемы в общении ребёнка с классом или с педагогом, конфликтная ситуация.После каждой консультации родители получают необходимые рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме, иногда привлекается специалист :социальный педагог или психолог.
Огромную роль в сотрудничестве родителей и педагога играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.
Мне, например, родительский комитет оказывает огромную помощь не только в организации учебно-воспитательного процесса (покупка учебных пособий, подготовка открытых занятий,изготовление раздаточного материала и др.),но и во внеклассной работе : организация и участие в праздниках, организация выставок работ учащихся.
Многое делает родительский комитет по решению хозяйственно-бытовых проблем в классе: ремонт, соблюдение санитарно-гигиенических и профилактических мер учащимися.Одна из традиционных форм работы школы- привлечение родителей к совместным с детьми мероприятиям. Перед началом праздников все живут в радостном ожидании результатов своего творческого труда: помогают в составлении сценариев, готовят костюмы. В этом учебном году совместно с родителями провели праздник «Посвящение в первоклассники», родители вместе с детьми участвовали в спортивных соревнованиях «Папа, мама, я- спортивная семья».Школьники всегда радуются тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках, походах и поездках.Привлекая родителей к участию в воспитательной работе, не забываю о поощрении самых активных родителей. Для этого использую грамоты, благодарственные письма, сувениры, изготовленные учащимися.
К сожалению, активность родителей через 3-4 года исчезает.
С. Шалкаускис писал: «Школа в воспитательном отношении должна быть не кем иным, как хранительницей семейного очага. Таким образом, учитель должен быть доверенной и надежной личностью, которая свою воспитательную деятельность должна согласовать с семейным воспитанием, которое родители дают своим детям» .