Конспект урока по русскому языку на тему Изменение глаголов по временам

Конспект урока русского языка по теме "Изменение глаголов по временам" для 4 класса
Ситкина Татьяна Павловна
МБОУ « Владиславовская ОШ» Кировского района Республика Крым

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с особенностью изменения глаголов по временам; совершенствовать умение определять время глаголов; способствовать развитию навыка умения правильно записывать диалог; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуре учебного труда на уроке.

Планируемые предметные результаты: познакомятся с особенностью изменения глаголов по временам; научатся находить глаголы в тексте; определять время глаголов; задавать вопросы к глаголам; выполнять звуко-буквенный анализ слова; правильно списывать диалог.

Метапредметные УУД.

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);

регулятивные: высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Личностные результаты: проявлять уважение к родителям, своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей и ценностей гражданина России; осознавать личностный смысл учения, осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы для одноклассников, пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.


Организационная структура урока

1.Организационный момент.

- Поприветствуем гостей.
-С каким настроением пришли в школу? Я всем вам желаю здоровья, пусть веселое, солнечное настроение будет сопровождать вас весь сегодняшний день.
-Как вы думаете, что нужно для успешной работы?
Давайте пожелаем друг другу удачи.

Девиз нашего урока: «Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!»(Слайд №1)


2. Актуализация знаний.

- Что дают нам уроки русского языка? ( Учимся грамотно писать, грамотно говорить, развивать речь.) И в этом нам помогают части речи.

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.

Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам(глагол).

Что вы знаете о глаголе?

Проверка домашнего задания.

- Послушайте грамматическую сказку «Глагол и его друзья».
Жил – был Глагол.
И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую–нибудь пользу людям. И пошел он по белу свету счастье искать. Шел, шел, видит сидит имя Существительное на камушке и плачет.
– Что ты так пригорюнилось?
– Да вот, живу-живу, а для чего не знаю. Никакой пользы не приношу.
– Пойдем вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.
Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое.
– Что ты кручинишься. Прилагательное?
– Не к чему мне мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.
– Пойдем с нами счастье искать.
Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все что-то делали, трудились – скучать было некогда. Встретили их очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении. Друзья наши с радостью согласились.
С тех пор Глагол работает сказуемым. Он отвечает на вопросы: Что делать? Что делает? Что сделают?
Существительное получил сразу две должности, оно служит иногда подлежащим, а иногда дополнением (в зависимости от своих начальников – падежей).
А Прилагательное работает в предложении определением. Оно всегда тут как тут, когда нужно получше определить какой-нибудь предмет.
С тех пор улыбка не сходит с их лиц. Ну, как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле.

- Прочитайте глаголы со значением движения речи, звучания, проявления чувств.

- Послушайте диалог Л.Каминского« Ответ у доски».

- Вова, напиши предложение: «Девочка отдыхает».Где здесь глагол?
- Здесь нет глагола.
- Почему?
- Глагол отвечает на вопрос «что делает?» А девочка ничего не делает - она отдыхает!
- Прав ли ученик Вова?
- Назовите глаголы, которые прозвучали в диалоге.

Минутка чистописания.

- Г г гл ог уг ег ге Глеб Григорий

- Выпишите глаголы из диалога «Ответ у доски». ( Слайд №2.)

3. Сообщение темы урока.
Определение целей урока.

- Ребята, скажите, а вы любите ходить в гости? Сегодня я предлагаю вам кое-кого навестить. А кого - нужно угадать. Послушайте внимательно.

Я страшное дело, какой деловой.
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю
Сынишку соседки в коляске катаю
Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю.
Укроп поливаю, кусты подстригаю
И чисто-пречисто весь двор подметаю,
Дорожки песком я в саду посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.

- К какой «деловой» части речи мы отправляемся в гости? ( К глаголу.)

Я предлагаю вам поиграть в игру «Знаю- хочу узнать».

Я буду зачитывать вам информацию о глаголе. Если эта информация вам знакома, хлопайте в ладоши, если не знакома и вы хотите её узнать- поднимаете руки.
-Готовы?
Я занимаю второе место по частоте употребления в речи.
В предложении являюсь сказуемым.
Я называю слова, обозначающие действие предметов.
С частицей «не» меня пишут раздельно.
Могу изменяться по числам.
У меня есть род, спряжение, время.

- Итак, грамматические признаки глагола, упомянутые в последнем пункте, вам не знакомы. Из всех грамматических признаков, которые вам хотелось бы узнать, мы рассмотрим только один. А какой - узнаете, решив кроссворд. (Презентация.)





13 EMBED PowerPoint.Show.8 1415

-Какое получилось слово в выделенном столбце? (Это слово «время». )

Произведём фонетический разбор слова время.

Вре-мя-2 слога.
В-[в]-согл., тверд., зв.,парн.
Р-[р]- согл., мягк., зв., непарн.
Е-[е]-гл., ударн.
М-[м]-согл., мягк., зв., непарн.
Я-[а]-гл., безуд.
5б. 5 зв.

- Как вы понимаете значение слова «время?»

(Время-это часы, дни, сутки, времена года). В толковом словаре Владимира Ивановича Даля это слово объясняется так: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».
В языке «время» - это один из грамматических признаков глагола, указывающий на отношение действия к моменту речи.
- Итак, о чём сегодня будем говорить на уроке? (Ответы детей.)
- Как вы уже догадались, дальше у нас пойдёт разговор не о простом времени, а о времени глаголов.
- Как связаны понятия «глагол» и «время»? (Глаголы изменяются по временам.)

- Какова тема нашего урока? (Изменение глаголов по временам). (Слайд!)
- Какие цели перед собой ставите?

- Постараемся в этом разобраться. Для этого проведём исследовательскую работу.

4. Объяснение нового материала.

- Работа в парах.

- Прочитайте выразительно четверостишие. Стихотворения на листочках. (Слайд.)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою.

- Кто автор стихотворения?

- Найдите глагол, обозначающий действие, которое уже произошло.
- На какой вопрос отвечает глагол? (Что сделало?)
Вопрос задаём от существительного к глаголу.
-« В окно что сделало? Повеяло».
- Как можно назвать время, если действие уже прошло?
(Прошлое, прошедшее время.) Коротко будем обозначать п.в.
(Вывешиваю таблицу.)

- Найдите глагол, обозначающий действие, которое происходит в то время, когда мы об этом говорим, т.е. сейчас, сегодня.
- «Снег, что делает? Тает».
- «Ручьи, что делают? Бегут».
- Когда происходит действие? Как можно назвать время, если действие происходит сейчас? ( Настоящее время.) Коротко будем обозначать н.в.
(Вывешиваю таблицу.)

- Найдите глаголы, обозначающие действия, которые произойдут позже,
потом, после нашего разговора.
«Соловьи что сделают? Засвищут».
«Лес что сделает? Оденется».
- Как можно назвать время, если действие будет происходить в будущем?
( Будущее время.) Коротко будем обозначать б.д. (Вывешиваю таблицу.)
- Какой вывод сделали?
( Глаголы изменяются по временам. Они бывают прошедшего, настоящего и будущего времени.) (Слайд № 4.)

5. Первичное закрепление знаний.

- Применяем новые знания в языковом материале.

- Работа по учебнику (упражнение 146).

-Прочитайте стихотворение В.Солоухина.с.71.

- Выпишите из стихотворения глаголы. Укажите над каждым глаголом их время.

(Готовим, снятся, навострили, потекут, кончится.)

Пользуясь учебником расскажите о выделенных глаголах по плану:

В форме какого времени употреблён глагол?
Какое дейстие обозначает глагол: дейстие, которое произошло до момента речи, действие, которое происходит в момент речи, дейстие которое будет происходить после момента речи?
На какой вопрос отвечает глагол?

Вывод!
Что такое «время?» («Время - это грамматическая категория глагола, которая выражает отношение времени действия к моменту речи.)

Физкультминутка!

Игра на внимание.
(Если я называю существительное, вы хлопаете в ладоши, если прилагательное приседаем, если глагол шагаем).
Лопата, кричать, синий, топать, стол, бежать, точилка, волшебный, тетрадь, писать, цветок, прыгать, сладкий, учиться.


6. Дальнейшая работа по закрепление и обобщению приобретённых знаний и умений.

- Самостоятельная работа.

-Выпишите глаголы из стихотворения. Укажите время глаголов.
( Стихотворение на листочках.) (Слайд№5)


- 1-й ряд в форме прошедшего времени.

- 2-й ряд в форме настоящего времени.

- 3-й ряд в форме будущего времени.

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят
(Ф.Тютчев).

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
(А.Пушкин).

Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ
(Н.Некрасов).


Ключ (слайд №6)

1-й ряд:
Стояла, ждала, выпал – прошедшее время.
2-й ряд:
Белеет, шумят, бегут, будят, блещут, гласят – настоящее время.
3-й ряд:
Задумаю, упрячу, построю, построит – будущее время.



В это время 3 учащихся работают у доски и 1 - с ноутбуком.

- Работа у доски.

Выпишите глаголы (читал, прочитаю, читаю, списал, пишу, напишу, пою, спою, спел.)

1-й ученик прошедшего времени
2-й ученик настоящего времени
3-й ученик будущего времени

- Работа с ноутбуком.

Электронное приложение к учебнику« Русский язык» по теме «Изменение глаголо по временам ».

-Способы определения времени глагола определяете для себя сами: по вопросам или по отношению времени действия к моменту речи.

Проверка! Какой алгоритм определения времени глагола использовали.

- Послушайте диалог. В каком времени употреблены глаголы?

Диалог.

Мама спрашивает дочь:
Если я говорю:
«Я умываюсь, ты умываешься,
Он умывается, мы умываемся.
Какое это время?
Дочь не задумываясь восклицает:
«Утро!»

- А как вы думаете в каком времени употреблены глаголы? ( В настоящем.)


Работа по учебнику (упражнение 147).

Прочитайте диалог. Кто с кем ведёт разговор?

- Приходилось ли вам убеждаться в правильности маминых слов?

- Расскажите о своей маме. Какая она? (Рассказы детей.)

- Какие пословицы о маме вы знаете?

- Цените, любите и уважайте свою маму. Берегите её здоровье.

- Спишите диалог. Подчеркните глаголы, определите их время.

- Проверка! (Становится-н.в., поступает-н.в., узнают-б.в., понесёт-б.в.)


8. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?
- Понравилась ли вам работа на уроке?
-Если вы запомнили всё, вам всё было понятно, то вы прикрепите на доске солнышко жёлтое.
-Если не совсем уверены в том, что всё поняли, то зеленое.
-Если ничего не поняли на сегодняшнем уроке - красное.
Всем спасибо за урок!