Конспект урока по русскому языку на тему Изменение глаголов по временам 
Конспект урока русского языка по теме "Изменение глаголов по временам" для 4 класса 
Ситкина Татьяна Павловна
МБОУ « Владиславовская ОШ» Кировского района Республика Крым
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с особенностью изменения глаголов по временам; совершенствовать умение определять время глаголов; способствовать развитию навыка умения  правильно записывать диалог; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуре учебного труда на уроке.
Планируемые предметные результаты: познакомятся с особенностью изменения глаголов по временам; научатся находить глаголы в тексте; определять время глаголов; задавать вопросы к глаголам; выполнять звуко-буквенный анализ слова; правильно списывать диалог. 
Метапредметные УУД.
Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
регулятивные: высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Личностные результаты: проявлять уважение к родителям, своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей и ценностей гражданина России; осознавать личностный смысл учения, осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы для одноклассников, пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.
                   Организационная структура урока
1.Организационный момент.
 - Поприветствуем  гостей.
 -С каким настроением пришли в школу? Я всем вам желаю здоровья, пусть веселое, солнечное  настроение будет сопровождать вас весь сегодняшний день.
-Как вы думаете, что нужно для успешной работы?
Давайте пожелаем друг другу удачи.
Девиз  нашего урока:  «Учись, смекай, активным будь!
                                         И к знаниям откроешь путь!»(Слайд №1)
2. Актуализация знаний.
 - Что дают нам уроки русского языка? ( Учимся грамотно писать, грамотно говорить, развивать речь.) И в этом нам помогают части речи.  
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит – 
Всё расскажет нам(глагол).
           Что вы знаете о глаголе?
          Проверка домашнего задания.
  - Послушайте грамматическую сказку «Глагол и его друзья».
 Жил – был Глагол.
И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую–нибудь пользу людям. И пошел он по белу свету счастье искать. Шел, шел, видит сидит имя Существительное на камушке и плачет.
– Что ты так пригорюнилось?
– Да вот, живу-живу, а для чего не знаю. Никакой пользы не приношу.
– Пойдем вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.
Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое.
– Что ты кручинишься. Прилагательное?
– Не к чему мне мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.
– Пойдем с нами счастье искать.
Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все что-то делали, трудились – скучать было некогда. Встретили их очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении. Друзья наши с радостью согласились.
С тех пор Глагол работает сказуемым. Он отвечает на вопросы: Что делать? Что делает? Что сделают?
Существительное получил сразу две должности, оно служит иногда подлежащим, а иногда дополнением (в зависимости от своих начальников – падежей).
А Прилагательное работает в предложении определением. Оно всегда тут как тут, когда нужно получше определить какой-нибудь предмет.
С тех пор улыбка не сходит с их лиц. Ну, как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле.
  - Прочитайте глаголы со значением движения речи, звучания, проявления чувств.
 - Послушайте диалог Л.Каминского« Ответ у доски».
- Вова, напиши предложение: «Девочка отдыхает».Где здесь глагол?
- Здесь нет глагола.
-  Почему?
- Глагол отвечает на вопрос «что делает?» А девочка ничего не делает - она   отдыхает!
- Прав ли ученик Вова?
- Назовите глаголы, которые прозвучали в диалоге.
                Минутка чистописания.
 -  Г г гл ог уг ег ге  Глеб Григорий
 -  Выпишите глаголы из диалога «Ответ у доски».                                                                                                                                                        ( Слайд №2.)
3.              Сообщение темы урока. 
                 Определение целей урока.
- Ребята, скажите, а вы любите ходить в гости? Сегодня я предлагаю вам кое-кого навестить. А кого - нужно угадать. Послушайте внимательно.
Я страшное дело, какой деловой.
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю
Сынишку соседки в коляске катаю
Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю.
Укроп поливаю, кусты подстригаю
И чисто-пречисто весь двор подметаю,
Дорожки песком я в саду посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.
- К какой «деловой» части речи мы  отправляемся в гости? ( К глаголу.)
Я предлагаю вам поиграть в игру «Знаю- хочу узнать».
Я буду зачитывать вам информацию о глаголе. Если эта информация вам знакома, хлопайте в ладоши, если не знакома и вы хотите её узнать- поднимаете руки.
                           -Готовы?
Я  занимаю второе место по частоте употребления  в речи.
В предложении являюсь сказуемым. 
Я называю слова, обозначающие действие предметов.
С частицей «не» меня пишут  раздельно. 
Могу изменяться по числам.  
У меня есть род, спряжение, время.
- Итак, грамматические признаки глагола, упомянутые в последнем пункте, вам не знакомы. Из всех грамматических признаков, которые вам хотелось бы узнать, мы рассмотрим только один. А какой - узнаете, решив кроссворд. (Презентация.) 
13 EMBED PowerPoint.Show.8  1415
-Какое получилось слово в выделенном столбце? (Это слово «время». )
               Произведём фонетический разбор слова время.
Вре-мя-2 слога.
В-[в]-согл., тверд., зв.,парн.
Р-[р]- согл., мягк., зв., непарн.
Е-[е]-гл., ударн.
М-[м]-согл., мягк., зв., непарн.
Я-[а]-гл., безуд.
5б. 5 зв.  
 - Как вы понимаете значение слова «время?» 
 (Время-это часы, дни, сутки, времена года). В толковом словаре Владимира Ивановича Даля это слово объясняется так: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».
 В языке «время» - это один из грамматических признаков глагола, указывающий на отношение действия к моменту речи.
- Итак, о чём сегодня будем говорить на уроке? (Ответы детей.)
- Как вы уже догадались, дальше у нас пойдёт разговор не о простом времени, а о времени глаголов.
- Как связаны понятия «глагол» и «время»? (Глаголы изменяются по временам.)
  -  Какова тема нашего урока?  (Изменение глаголов по временам). (Слайд!)
   -  Какие цели перед собой ставите?
     - Постараемся в этом разобраться. Для этого проведём исследовательскую    работу.
       4.                          Объяснение нового материала.
 -    Работа в парах.
- Прочитайте выразительно четверостишие. Стихотворения на листочках. (Слайд.) 
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою.
- Кто автор стихотворения?
- Найдите  глагол, обозначающий действие, которое уже произошло.
- На какой вопрос отвечает глагол? (Что сделало?)
  Вопрос задаём от существительного к глаголу.
-« В окно что сделало? Повеяло».
- Как  можно назвать время, если действие уже прошло?
(Прошлое, прошедшее время.) Коротко будем обозначать  п.в.
(Вывешиваю таблицу.)
- Найдите  глагол, обозначающий действие, которое происходит в то время, когда мы об этом говорим, т.е. сейчас, сегодня.
- «Снег, что делает? Тает».
- «Ручьи, что делают? Бегут».
- Когда происходит действие? Как можно назвать время, если действие происходит сейчас? ( Настоящее время.) Коротко будем обозначать  н.в.
  (Вывешиваю таблицу.)
- Найдите  глаголы, обозначающие действия, которые  произойдут позже,
потом, после нашего разговора.
«Соловьи что сделают? Засвищут».
«Лес что сделает? Оденется».
 - Как можно назвать время, если действие будет происходить в будущем?
( Будущее время.) Коротко будем обозначать  б.д.  (Вывешиваю таблицу.)
- Какой вывод сделали?
 ( Глаголы изменяются по временам. Они бывают прошедшего, настоящего и будущего времени.) (Слайд № 4.)
5.              Первичное закрепление знаний.
- Применяем новые знания в языковом материале.
- Работа по учебнику (упражнение 146).
-Прочитайте стихотворение В.Солоухина.с.71.
- Выпишите из стихотворения глаголы. Укажите  над каждым глаголом их время.
(Готовим, снятся, навострили, потекут, кончится.)
 Пользуясь учебником расскажите о выделенных глаголах по плану:
В форме какого времени употреблён глагол?
Какое дейстие обозначает глагол: дейстие, которое произошло до   момента речи, действие, которое происходит в  момент речи, дейстие которое будет происходить после момента речи?
На какой  вопрос отвечает глагол?
 Вывод! 
Что такое «время?» («Время - это грамматическая категория глагола, которая выражает отношение времени действия к моменту речи.)
                            Физкультминутка! 
Игра на внимание.
 (Если я называю существительное, вы хлопаете в ладоши, если  прилагательное приседаем, если глагол шагаем).
Лопата, кричать, синий, топать, стол, бежать, точилка, волшебный, тетрадь, писать, цветок, прыгать, сладкий, учиться.
6.       Дальнейшая работа по закрепление и обобщению приобретённых    знаний и умений.
- Самостоятельная работа.
-Выпишите глаголы из стихотворения. Укажите время глаголов.
  ( Стихотворение на листочках.)  (Слайд№5)
- 1-й ряд в форме прошедшего времени.
- 2-й ряд в форме настоящего времени.
- 3-й ряд в форме будущего времени.
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят
                        (Ф.Тютчев).
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
                        (А.Пушкин).
Задумаю -  реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ
                       (Н.Некрасов).
                                    Ключ   (слайд №6)
1-й ряд:
Стояла, ждала, выпал – прошедшее время.
2-й ряд:
Белеет, шумят, бегут, будят, блещут,  гласят – настоящее время.
3-й ряд:
Задумаю, упрячу, построю, построит – будущее время.
В это время 3 учащихся работают у доски и 1 - с ноутбуком.
- Работа у  доски. 
Выпишите глаголы (читал, прочитаю, читаю, списал, пишу, напишу, пою, спою, спел.)
1-й ученик  прошедшего времени
2-й ученик настоящего времени
3-й ученик будущего времени
     - Работа с ноутбуком.
 Электронное приложение к учебнику« Русский язык» по теме     «Изменение глаголо по временам ». 
-Способы определения времени  глагола определяете для себя сами: по вопросам или по отношению времени действия к моменту речи.
 Проверка! Какой алгоритм определения времени глагола использовали.
  - Послушайте диалог. В каком времени употреблены глаголы?
                                Диалог.
            Мама спрашивает дочь:
            Если я говорю:
                «Я умываюсь, ты умываешься,
                 Он умывается, мы умываемся.
                 Какое это время?
                Дочь не задумываясь восклицает:
               «Утро!»
- А как вы думаете в каком времени употреблены глаголы? ( В настоящем.)   
                    Работа по учебнику (упражнение 147).
        Прочитайте диалог. Кто с кем ведёт разговор? 
- Приходилось ли вам убеждаться в правильности маминых слов?
- Расскажите о своей маме. Какая она? (Рассказы детей.)
- Какие пословицы о маме вы знаете?
- Цените, любите и уважайте свою маму. Берегите её здоровье.
- Спишите диалог. Подчеркните глаголы, определите их время.
- Проверка! (Становится-н.в., поступает-н.в., узнают-б.в., понесёт-б.в.)
8.                            Итог урока. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Понравилась ли вам работа на уроке?
-Если вы запомнили всё, вам всё было понятно, то вы прикрепите на доске  солнышко жёлтое. 
-Если не совсем уверены в том, что  всё поняли, то зеленое.
-Если ничего не поняли на сегодняшнем уроке - красное.
                       Всем спасибо за урок!