Разработка урока по теме: Рельеф Северной Америки. Учебник Домогацких


Тема: Рельеф Северной Америки.
Цель: Сформировать представление о рельефе Северной Америки, в процессе которого обучающиеся смогут:Познакомиться с основными формами рельефа материка, определять зависимость строения земной коры и рельефа.
Сравнивать, анализировать, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности.
Продолжить формировать умения работы с картой, устанавливать причинно-следственные связи на примере взаимодействия различных компонентов природы.
Тип урока – изучение нового материала с применением ИКТ
Технология развития критического мышления
Методы обучения: частично-поисковый, иллюстративно-объяснительный
Оборудование: презентация, физическая карта северной Америки, атласы, тексты, небольшие листы для опроса.
Ход урока.
Организационный момент
Сообщение темы урока:
-Какой материк мы с вами начали изучать?
Давайте повторим географическое положение материка.
Ученик ГП Северной Америки
Ученик в сравнении с Южной Америкой
Береговая линия.
Итак ,давайте подытожим:
Слайд№1

- Перед вами числа, имеющие непосредственное отношение к изучаемому материку. Давайте восстановим их смысл.

20,36 –млн.кв.км – площадь материка
3 – место в мире по площади, океана омывают берега материка
2- полушария, в которых расположен материк, материка- соседа
1492 – год открытия материка Христофором Колумбом.
- Молодцы.
Б) Актуализация
В повести Джека Лондона "Маленькая хозяйка большого дома"есть такое описание местности: "Вокруг усадьбы с трёх сторон тянулись низкие, покатые, мягко очерченные холмы с короткой травой и оградами: там были пастбища.

Слайд№2
Холмы постепенно переходили в более высокое предгорье с покрытых лесом склонами,

а за ним следовала ещё более крутая гряда величественных гор.

С четвёртой стороны горизонт не заслоняли ни горы, ни холмы.

Там, в туманной дали, местность переходила в необозримые низменности, конца краю которым не было видно даже в этом прозрачном и морозном утреннем воздухе».

Слайд № 3
Где находилась эта усадьба?
Чтобы ответить на этот вопрос, вы должны обладать достаточным количеством информации. А для этого нам необходимо исследовать и выяснить формы рельефа материка Северная Америка.
Итак ,тема нашего урока:
«Рельеф Северной Америки».
Осмысление
Изучение нового материала.
Сейчас мы проведем небольшое исследование. Работая в парах, вы:
1. Рассмотрите карту строения земной коры, используя все сведения, которые можно извлечь из нее.
2.На основании полученных данных, вы должны выдвинуть предположение о формах рельефа материка.
Затем мы вместе
3. Приведем доказательства и факты, подтверждающие эту гипотезу.
4. Сделаем вывод о формах рельефа материка.

Наблюдение:
1. С.А. лежит на Северо-Американскойи Карибской плите.
2. С.А. и Тихоокеанскаяплиты движутся навстречу друг другу, а также идет активное сталкивание Карибской плиты с Северо-Американской и Южно-Американской плитами.3. Большая часть материка расположена на северо-Американской платформе..
4. На западе область новой и средней складчатости, на юго- востоке область древней складчатости.
Гипотеза. На сколько частей мы можем разделить материк Северная Америка?
1. Западная часть- горная.
2. Остальная часть занята равнинами.
3. Юго- восток – горы не высокие.
Доказательства:
1.Область новой и средней складчатости.
2. Область древней складчатости.
3. Платформа.
4. Зона современного землетрясения и вулканизма.
Вывод: На территории С.А. можно выделить в рельефе:
-горную – западную, юго-восточную;
-равнинную- северную, южную и центральную часть.
Слайд№ 6
А теперь давайте откроем атласы и сравним результаты нашей работы с физической картой Северной Америки.

Действительно, в рельефе материка есть горы и равнины, причем горы занимают лишь 1/3 часть территории. Северную Америку можно разделить на три части: западную, центральную и восточную.
Начертите схему
Слайд № 7
Занесите эти данные в схему и продолжите ее заполнение в течение моего рассказа, чтобы лучше его усвоить.

Слайд № 8
Вдоль западного побережья протянулись горы Кордильеры, одни их самых необычайных гор. Они образовались в полосе сжатия между литосферными плитами, отдельные участки продолжают формирование и сейчас, поэтому западную часть Северной Америки относят к областям средней и новой складчатости. Горы расчленены глубокими речными долинами, которые называют каньонами. Кордильеры тянутся несколькими параллельными хребтами, а между ними нагорья, впадины. Например, Мексиканское нагорье, Большой бассейн. Самая глубокая впадина С.А.- Долина Смерти.Свое название впадина получила в 1849 после гибели в этом районе партии золотоискателей от недостатка воды.
Посмотрите на карту и скажите, какая часть Кордильер самая высокая? Назовите самую высокую вершину Северной Америки. Мак-Кинли — двуглавая гора на Аляске, высочайшая гора Северной Америки. Находится в центре национального парка Денали. В период русской колонизации Аляски называлась просто — Большая Гора. Названа в честь 25-го президента Соединённых Штатов Америки Уильяма Мак-Кинли.
Слад № 9-10
Самые тектонически активные районы Америки расположены на её западном - тихоокеанском побережье, от Алеутских островов до Панамского перешейка. Здесь же располагается большая часть вулканов, многие из них остаются действующими, такие как: Момотомбо, Тахумулько, Орисаба, вулкан Вельяминова на Аляске и многие другие. Здесь же находится ряд тектонических разломов, в районе которых постоянно существует угроза землетрясений. Наиболее известным из них является разлом Сан-Андреас. Опасность этого разлома заключается в том, что рядом с ним располагаются крупные города Соединенных Штатов - прежде всего Сан-Франциско и Лос-Анжелес. Ранее здесь уже случались разрушительные землетрясения, однако, за последние десятилетия города значительно выросли, так что новые подобные катаклизмы в наши дни приведут к колоссальным разрушениям. Ещё одним опасным вулканом является спящий вулкан на территории первого национального парка США - Йеллоустон (Yellowstone). Сегодня вулкан проявляет себя только в виде более чем трёх тысяч гейзеров на территории парка, являющегося красивейшим и уникальным памятником природы. Одним из наиболее известных гейзеров является гейзер Старый служака извергающийся в среднем каждые 90 минут вот уже много лет. Однако, по прогнозам геологов, в случае пробуждения Йеллоустонского вулкана, произойдёт взрыв, превосходящий по мощности извержение Кракатау, а последствия этого извержения отразятся на климате всей планеты. К счастью, подобные катаклизмы происходят на Земле не чаще, чем раз в несколько десятков тысяч лет.
Итак, какие данные у вас появились в схеме?
Слайд № 11,12,13
Центральная часть расположена на древней платформе. Это Гренландия, Канадский Арктический архипелаг, Лабрадор, Центр Северной Америки.
В северной части равнины расположены на Канадском щите - выступах древних кристаллических пород фундамента платформы.
Посмотрите на карту и скажите, что есть на этом материке, чего не было в Африке, но есть в Евразии?
Чем объясняется обилие озер?
Континент является самым северным материком Земли, и в эпохи оледенений значительная его часть оказывалась под ледниковым панцирем, толщиной до нескольких километров (сейчас такой ледниковый слой остался разве что в Гренландии и на островах Канадского Арктического архипелага). Ледник, по мере своего образования, изменял под собой поверхность земли, формируя возвышенности и котловины. Котловины в дальнейшем были заполнены водой и в наши дни, когда ледник отступил, превратились в бесчисленное множество крупных и мелких озёр.
Слайд № 14Южнее Великих озер ледник отложил много моренного материала, поэтому Центральные равнины имеют холмистый рельеф. Западнее Центральных равнин находятся Великие равнины, поднимающиеся ступенями к Кордильерам. Обширные, совершенно плоские возвышенные поверхности чередуются с глубокими обрывистыми долинами рек. Засушливая территория плато раньше казалась менее привлекательной, чем соседние прерии Центральных равнин.
Какие данные вы занесли в схему?
Слайд № 15,16
Слад № 17
Восточная часть относится к древней складчатости и представлена Аппалачами, Приатлантической и Примексиканской низменностями. Рельеф восточной части, исключая Аппалачи, сформировался на платформе, поверхность которой длительное время разрушалась и выравнивалась. Аппалачи - возрожденные складчато-глыбовые горы палеозойского возраста. Они сильно разрушены, пересечены долинами, имеют пологие, заросшие растительностью вершины.
•Назовите самую высокую точку Аппалачей и её высоту.(г. Митчелл).
По особенностям своего рельефа Аппалачи напоминают какие горы? ( Они находятся на территории Евразии)?
(Уральские горы: незначительные высоты, пологие склоны, округлые вершины.)
Эти горы похожи не только по форме, высоте, но на их территории располагаются крупнейшие пещеры: Кунгурская – в Уральских горах, Мамонтовая – в Аппалачах.
Слайд № 18,19
К югу от Центральных равнин расположена плоская Примексиканская низменность, постепенно снижающаяся в сторону Мексиканского залива. Ее наклонная поверхность испещрена уступами-куэстами. Как уже отмечалось выше, очень большой сейсмической активностью характеризуются и острова Карибского моря. Последнее страшное землетрясение произошло там в январе 2010 года в районе острова Гаити, от последствий которого эта беднейшая страна Западного полушария ещё полностью не оправилась до сих пор.Вторая береговая низменность — Приатлантическая. Она расположена на юго-восточной окраине Северной Америки, на побережье Атлантического океана.
Огромное влияние на рельеф материка оказали реки, прорезавшие себе русло на равнинах и в склонах гор огромные долины и каньоны, самым выдающимся из которых является каньон реки Колорадо или Большой каньон (GrandCanyon). В результате сформировавшиеся здесь геологические обнажения представляют историю последних 1,5 миллиардов лет.
Давайте зачитаем последнюю часть нашей схемы. Слайд №20
Итак, в основе строения земной коры материка Северной Америки лежит древняя Северо-Американская платформа и складчатые пояса разного возраста. В рельефе платформам соответствуют равнины, складчатым поясам – горы. Таким образом, строение земной коры влияет на размещение форм рельефа.
Слайд № 21 Найдите ошибки в тексте и исправьте их.
Рефлексия.
Слайд № 23
Давайте вернемся к нашему описанию местности. Где же находится данная усадьба? Обсудите это в своих группах и представьте нашему вниманию ваше решение.
Мы с вами определили расположение усадьбы с географической точки зрения. Где же находится эта усадьба по мнению Джека Лондона, вы сможете узнать, если прочитаете его повесть "Маленькая хозяйка большого дома".
Северная Америка – удивительный материк . Даже названия географических объектов поражают своей оригинальностью: «Лошадь, которая не устает», «Грязная толстуха», «Первая в мире обманщица», «Отец вод». Но это уже совсем другая история… Мы продолжим ее на следующем уроке. А пока, чтобы ничего не забыть, закрепить изученный сегодня материал, я предлагаю вам прочитать дома с. 125-134 учебника.
А сейчас я предлагаю вам оценить свое настроение после нашей работы. Теперь переверните лист и дайте оценку нашей работе.
Оцени свою работу на уроке _____________
Оцени работу класса на уроке ______________
Что тебе понравилось на уроке ______________________________
Напиши фамилии тех учеников, кто лучше всех работал на уроке –
1._________________________________
2._________________________________
3._________________________________
Сегодня на уроке очень активно работали и верно отвечали на поставленные вопросы…, поэтому они получают оценку 5. «4» - ….
Я благодарю вас за работу. Урок окончен. До свидания.
Приложение: "Вокруг усадьбы с трёх сторон тянулись низкие, покатые, мягко очерченные холмы с короткой травой и оградами: там были пастбища. Холмы постепенно переходили в более высокое предгорье с покрытых лесом склонами, а за ним следовала ещё более крутая гряда величественных гор. С четвёртой стороны горизонт не заслоняли ни горы, ни холмы. Там, в туманной дали, местность переходила в необозримые низменности, конца краю которым не было видно даже в этом прозрачном и морозном утреннем воздухе».
Д.Лондон"Маленькая хозяйка большого дома"
Оцени свою работу на уроке _____________
Оцени работу класса на уроке ______________
Что тебе понравилось на уроке ______________________________
Напиши фамилии тех учеников, кто лучше всех работал на уроке –
1._________________________________
2._________________________________
3._________________________________
Я, _______________________________________________________________
Фамилия, имя
Мое настроение
в начале урока в конце урока
НАБЛЮДЕНИЕ
Рассмотрите карту строения земной коры, используя все сведения, которые можно извлечь из нее.
На какой плите лежит Северная Америка?
_____________________________________________________________________________
Движутся ли плиты? Куда?
_____________________________________________________________________________
Что составляет большую часть плиты?
_____________________________________________________________________________
Есть ли области складчатости? В какой части материка? Какие они по времени образования?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ГИПОТЕЗА
Попытайтесь предположить, какие формы рельефа есть на материке, в какой его части.
Мы считаем, что…_____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________