Минеральные удобрения
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Зайцева Светлана Владимировна, учитель химии высшей категории
ГУО «Средняя школа № 3 г. Осиповичи»
Тема урока: Минеральные удобрения.
Место урока в разделе: 14/1 (9 класс); 12/7 (10 класс).
Тип урока: комбинированный.
Цель: Показать важность знаний по теме, развивать у учащихся творческие навыки, воспитывать умение работать коллективно.
Форма урока: словесная, информирование, эксперимент, ролевая игра, решение задач, исследования.
Девиз: Земля надежду вечную несёт
И смотрит вдаль бессонными ночами.
Оборудование и реактивы: мультимедийная установка, презентация, набор удобрений, набор реактивов для их определения, костюмы для ролевой игры.
Учитель. Тема сегодняшнего урока связана с удивительной историей, которую я собираюсь вам поведать. Я назвала её так: «Как азот уговорили делать добро – кормить землю и растения».
Вы, конечно, читали замечательную книгу английского писателя Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера» (демонстрирую книгу). Книга полна любопытных приключений и историй, и, может быть, вы помните, как автор устами мудрого короля лапутян высказал мысль о том, что человек, который вырастит два колоска там, где рос один, окажет людям неоценимую услугу.
А ведь, действительно, это старинная, сокровенная мечта земледельца – вырастить два колоска вместо одного, значит – удвоить урожай. А если много зерна, значит – много хлеба, много мяса, молока, шерсти и других необходимых человеку продуктов.
Немало времени прошло с тех пор, как Свифт написал свою книгу. Не раз пробовали люди в одиночку и общими усилиями, повысить урожай. Иногда это удавалось, чаще нет.
Причина в том, что земля отдавала растениям все содержащиеся в ней питательные вещества, а сама всё более и более истощалась, и поэтому из года в год уменьшался урожай. Испокон веков человек называл землю кормилицей своей, но ведь и кормилице нужен корм, об этом люди когда-то мало думали.
Выражение «корм земли» люди заменили аналогичными по смыслу «удобрения». Прислушайтесь, как звучит оно: «у-добр-ение»! Вам ясно, что корень «добр» от слова «добро». И в самом деле, удобряя землю, человек делает её добрее, создаёт условия для лучшего роста и развития растений. И земля в ответ на такую заботу щедро расплачивается высоким урожаем.
И так, каков же состав удобрения?
Учащийся. Немецкий химик, академик Либих (демонстрирует его портрет на слайде презентации), один из основателей агрохимии установил, что для нормальной жизнедеятельности растению нужны десять элементов: С, Н, О, N, Ca, K, P, S, Mg, Fe (символы этих элементов указаны на слайде). Он также установил, что важнейшими из этих элементов являются три: N, K, P (на доске укреплены карточки этих элементов, выполненные в сатирическом стиле).
Учитель. Эти три элемента необходимы растениям, как человеку хлеб, мясо, молоко (на демонстрационном столе находятся образцы этих продуктов). Но, кроме того человек нуждается в витаминах (на столе находятся витамины), и растениям для нормального роста и развития требуются микроудобрения – незначительные добавки Zn, Mn, Cu и др.
Однако наиболее ценными удобрениями считаются те, которые содержат азот.
Природа создала уникальный механизм, позволяющий накапливать азот в семенах растений. Этот запас на начальном этапе развития растения обеспечивает ему независимость от состава почвы, но затем растение чахнет, если в почву не внесли азотное удобрение (демонстрируются проростки семян ржи и пшеницы, гороха и бобов, фасоли и огурцов, а также ростки чахлые, развивающиеся при недостатке питания).
Некоторые растения в процессе эволюции научились заботиться о себе сами: они с помощью клубеньковых бактерий переводят молекулярный азот воздуха в ионы аммония (на слайде схема N2 NН4). Именно в виде ионов азот усваивается растениями.
Обеспечение же других растений азотом взяла на себя природа. Во время грозового разряда с азотом происходят следующие превращения:
N2 NО NО2 НNО3
(Схема записана на слайде). Затем азотная кислота, попадая в почву, растворяет некоторые соли, превращая их в природные минеральные удобрения.
Только с помощью грозовых дождей и бобовых растений невозможно обеспечить землю необходимым количеством усвояемого азота.
И коль уж человек нарушил почвенный природный баланс, он обязан его восстановить. Но как это сделать?
Люди живут как бы на дне огромного воздушного океана, а вам известно, что воздух на 4/5 своего объёма состоит из азота – простого вещества. Казалось бы, чего проще? Бери азот из воздуха и готовь из него удобрения. Но как его взять? Ведь вы знаете, что азот при обычных условиях не активен. Недаром азот воздуха сравнивают с летящей птицей, которую трудно поймать. Перед учёными встала задача «связать крылья этой птичке», т. е. научиться, химическим путём связывать азот воздуха и производить из него минеральные удобрения.
Вот и настал момент рассказать вам сказку о том, как это могло произойти.
Мы с вами отправимся в царство – «Химическое государство», где поближе познакомимся с Азотом.
(Появляется Азот). Азот - злой, надменный юноша.
Вы, наверное, догадались, что Азот ведёт довольно замкнутый образ жизни, ни с кем не желает поддерживать отношения. По-видимому, он очень высокого мнения о себе, и это не случайно, ведь у него огромные владения в атмосфере Земли, а кроме того, он возомнил себя близким родственником Благородных газов. И если мы ещё раз вспомним строение молекулы Азота, то убедимся в том, что у него есть на это основания.
Изобразите строение молекулы азота в тетрадях. (Один ученик делает это с обратной стороны доски, запись есть на скрытом слайде).
N2 – ковалентная неполярная связь
7N – 1S22S22P3 N
·+
·N
·
·N ::: N
· N = N
Учащиеся должны прокомментировать записи и сделать вывод о том, почему Азот вправе считать себя близким родственником Благородных газов.
Ведущий учащийся. Такое поведение Азота не могло не отразиться на растениях: они испытывали постоянный азотный голод, росли хилыми и болезненными.
Вполне понятно, что жители Химического государства не могли далее мириться с таким положением, и они собрались на совет, чтобы решить, как убедить Азот накормить землю и тем самым оздоровить растительный мир.
Долго думали, гадали, советовались, обсуждали. Первым заговорил Кислород (появляется вездесущий кислород), который был крайне взволнован состоянием здоровья своих родителей – растений: «Что с ним долго разговаривать? Давайте, подобно природной стихии, с помощью электрического разряда приведём его в шоковое состояние, а затем мои атомы быстро приведут его в чувство – и это будет уже не Азот».
На доске появляется схема производства минеральных удобрений:
эл.ток О2 О2
N2 NО NО2 НNО3 минеральные удобрения
О2 Н2О
(Выходит к доске Водород). Внимательно выслушав предложение кислорода, в разговор вмешался мудрый старец Водород. Он был представителем более развитых внеземных цивилизаций и обычно, в спорах за ним оставалось последнее слово:
Водород. «Я против насилия и зла. Они не могут породить добро. Неужели никто из вас не знает Азот с хорошей стороны?»
Кислород. «Согласитесь, мне, как ближайшему соседу Азота, виднее, и я утверждаю, что в Азоте нет ничего хорошего», - заявил Кислород, известный своей вспыльчивостью. В его присутствии даже маленькая искра превращается в пламя. Он с усмешкой добавил: «Разве только то, что он, как и многие из нас, влюблён в красавицу Воду».
Водород. «Это прекрасно! – воскликнул Водород. – Если он способен на высокое чувство – любовь, значит от него можно ожидать и благородных поступков».
Ведущий учащийся. С этими словами Водород отправился к Азоту. Он представился родственником Воды, и Азот любезно его принял. Мудрость Водорода подсказала ему, что к цели своего визита нужно подойти издалека. Он завёл разговор о красоте Земли, утопающей в зелени, и в связи с этим они вспоминали о Воде, которая много трудится для процветания жизни на Земле. Водород почувствовал заинтересованность Азота в этом разговоре и рискнул изложить цель своего визита.
Водород. «Уважаемый Азот, не считаете ли вы, что при желании могли бы помочь Воде сделать Землю ещё прекрасней?»
Азот. «Я не знаю, захочет ли она со мной общаться. Скажу вам по секрету, однажды я попробовал объясниться с ней и вот, что услышал в ответ».
(Звучит первый куплет песни «Я не для вас» в исполнении Роксаны Бабоян).
Водород. «Я сочувствую тебе, - сказал Водород, - но не печалься, утро вечера мудренее. Я постараюсь тебе помочь».
Ведущий учащийся. С нетерпением ждал Азот рассвета. И вот настал час встречи.
Водород: «Чтобы обратить на себя внимание Воды, ты Азот, должен прославиться добрыми делами».
Азот: «Но что такое добро? Такое понятие мне неизвестно».
Ведущий учащийся. Начались жаркие споры о добре и зле, о бескорыстии и корыстолюбии, альтруизме и эгоизме. И всё-таки Водороду удалось кое в чём убедить Азот, передать ему чуточку своей мудрости. В результате Азот превращался в Аммиак, но, не уверенный в успехе дела, вновь возвращался к своим убеждениям, превращался в Азот. Казалось, спору не будет конца, так, как установилось динамическое равновесие:
N2 + 3Н2 2NН3 + Q
Ведущий учащийся. Спорщики не заметили, как вокруг собралась толпа, которая была солидарна с Водородом. И чтобы помочь ему одержать победу в споре, принцесса Химия направила к ним катализатор – Железо. В его присутствии споры шли более оживлённо, но равновесие не смещалось.
Fe
N2 + 3Н2 2NН3 + Q
Ведущий учащийся. Элемент Франций неожиданно вспомнил, что из таких затруднительных положений умеет находить выход его соотечественник Ле-Шателье, который предложил создать особые условия, способствующие течению процесса в желательном направлении. Научно это звучит так: если на равновесную систему подействовать извне (изменить давление, концентрацию веществ, температуру), то из двух обратимых процессов будет преобладать тот, который уменьшает внешнее воздействие.
Химия: «Теперь без людей нам не обойтись, - задумчиво произнесла Химия. – Приказываю разослать во все концы Земли гонцов и объявить, что тот, кто сумеет построить дворец и тем самым создаст необходимые условия для успешных переговоров между Водородом и Азотом, окажет неоценимую услугу для всего человечества, процветания жизни на земле».
Ведущий учащийся. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Долго ли, коротко ли, но пришла долгожданная весть от элемента Германия. Он сообщил, что его соотечественник Фриц Габер близок к решению этой проблемы.
Ведущий учащийся. Для волшебницы Химии нет преград, и она пригласила всех заглянуть в лабораторию Ф. Габера и понаблюдать за ходом его поиска.
На экране открывается картина химической лаборатории, записана реакция: 450-5000С
N2 + 3Н2 2NН3 + Q 30-100 МПа
V2О5
Ведущий учащийся. Итак, наша сказка подходит к концу. Как и во всех сказках, в нашей также добро побеждает зло. Союз природы, науки и человека позволил решить сложнейшую производственную проблему связывания молекулярного азота воздуха. Аммиак, полученный при определённых условиях в результате взаимодействия Азота с Водородом, оказался на редкость трудолюбивым. Он работал на азотно-туковом комбинате, где совместно с кислотами создавал разнообразные минеральные удобрения.
Ведущий учащийся. На Азот в таком виде обратила внимание красавица Вода. И вот уже долгие годы они живут рядом в мире и согласии, своим трудом преображая Землю.
Ведущий учащийся. Сказка – лож, да в ней намёк – добрым молодцам урок: Счастье не ищут, а делают. Спешите делать добро.
Аммиак поспешил сделать добро:
Pt O2 O2
NН3 NО NО2 НNО3 минеральные удобрения
t0C H2O
Pt
1). 4 NH3 + 5 O2 4NO + 6 H2O
2). 2 NO + O2 2 NO2 + Q
3). 4 NO2 + O2 + 2 H2O 4 HNO3 + Q
Промышленный способ получения азотной кислоты из аммиака, позволил выпускать высококонцентрированные азотные удобрения. (слайд и таблица 21, с. 70).
Учитель. Получение азотных удобрений из воздуха – большая победа химической науки. Однако проблему связывания молекулярного азота нельзя считать полностью решённой, поскольку технология данного производства сложна и энергоёмка, что в свою очередь, влияет на себестоимость продукции.
Между тем в природе эффективно трудятся «химики-невидимки», которые способны в обычных условиях превращать азот воздуха в удобрения. Я имею в виду так называемые клубеньковые бактерии.
К сожалению, учёные ещё не полностью разгадали тайну искусства этих бактерий, и если им это удастся, то представьте себе: каждое растение, имея клубеньковые бактерии, сможет своевременно позаботиться о своём азотном рационе.
Отпадает необходимость строительства крупных промышленных предприятий по производству минеральных удобрений, а следовательно, не возникнут связанные с ним экологические проблемы.
Кстати, об экологических проблемах использования азотных удобрений мне бы хотелось поговорить особо. Наверняка многие из вас в ходе урока задавали себе вопрос, стоило ли с таким трудом добиваться увеличения производства азотных удобрений, если повышенное содержание нитратов в продуктах питания наносит непоправимый вред здоровью человека. В связи с этим обычно ругают химию. А виновата ли в этом химия? Ответ на этот вопрос вы найдёте, послушав басню И.А.Крылова «Свинья под Дубом».
Учащиеся читают по ролям:
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала,
Наевшись, выспалась под ним,
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит, -
Ей с дуба ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может», -
«Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит,
В нём проку мало вижу я,
Хоть век не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею» -
«Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти жёлуди на мне растут».
Невежда также в ослепленье
Бранит науку и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Вывод: Мало иметь знания, надо уметь применить их в процессе трудовой деятельности. Удобрять землю нужно с умом, химически грамотно, внося в неё азотных удобрений не более, чем требуется для нормального роста и развития растений, не навредив самой земле и человеку, пользующемуся её плодами.
Приступим к практической части нашего урока.
Класс разделён на 7 групп. Учащиеся групп выполняют теоретические задания, затем приступают к выполнению химического эксперимента по определению минеральных удобрений, решают задачи, делают агрономические расчёты.
Теоретический тур:
Вариант 1.
Составьте уравнение реакции разложения азотной кислоты и установите, как происходит изменение степени окисления элементов при этой реакции.
При взаимодействии азотной кислоты средней концентрации с серебром азот переходит в оксид азота (II). Составьте уравнение реакции и рассчитайте, сколько граммов азотной кислоты и серебра вступает в реакцию при образовании 680 г нитрата серебра.
Вариант 2.
При прокаливании нитрата бария получается оксид металла, бурый газ и газ, входящий в состав атмосферы. Напишите уравнения реакции и укажите протекающие процессы.
При реакции железа с раствором азотной кислоты происходит тоже, что при реакции её с медью. Напишите уравнение реакции, зная, что получается соль, где железо 3-х валентно.
Вариант 3.
Составьте по отдельным стадиям уравнения реакций окисления меди и серебра разбавленной азотной кислотой, имея в виду, что в этом случае азотная кислота восстанавливается до оксида азота (II).
Опишите внешнюю картину, наблюдающуюся при введении азотной кислоты в цилиндр с йодоводородом. Подберите коэффициенты к схеме реакции, происходящейпри опыте: HJ + HNO3 J2 + NO2 + H2O
Вариант 4.
Расставьте коэффициенты, укажите, что является окислителем и восстановителем:
Mg + HNO3 Mg(NO3)2 + N2 + H2O
Чем отличается реакция окисления аммиака в присутствии платины, от реакции горения. Приведите эти уравнения реакций и укажите, что является окислителем и восстановителем.
Вариант 5.
При взаимодействии оксида серы (IV) с азотной кислотой в присутствии воды получается оксид азота (II) и серная кислота. Напишите уравнение реакции.
Раскалённый уголь, брошенный в концентрированную азотную кислоту, продолжал гореть, при этом выделялся бурый газ и газ, образующий с известковой водой белый осадок. Напишите уравнения реакций.
Вариант 6.
Разбавленная азотная кислота на холоде окисляет сероводород до свободной серы, при чём образуется оксид азота (II) и вода. Сколько г серы и л оксида азота (II) получилось, если было окислено 3,36 л сероводорода?
Как известно, серебряные изделия на воздухе, содержащем следы сероводорода, постепенно темнеют. Это обусловлено процессом, протекающим по схеме:
Ag + H2S + O2 Ag2S + H2O
Преобразуйте эту схему в уравнение реакции и укажите, к какому типу она относится.
Вариант 7.
Какой особенностью обладает нашатырь (хлорид аммония). Докажите на опыте.
При реакции концентрированной азотной кислоты с Са выделяется оксид N2О. Напишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты.
Экспериментальный тур:
Вариант 1.
Определите предложенные вещества: фосфат натрия, сульфат магния, хлорид цинка.
Получить аммиак и доказать его наличие.
Вариант 2.
Определите предложенные вещества: нитрат натрия, сульфат натрия, хлорид натрия (крист.).
Докажите, что в состав сульфата аммония входит ион аммония и сульфат-анион.
Вариант 3.
Проделать качественную реакцию на фосфат-анион. Написать уравнение реакции в ионном и молекулярном видах.
В двух пакетах даны: сульфат и нитрат аммония. Определить содержимое пакетов. Вычислить массовую долю азота в этих удобрениях.
Вариант 4.
Определите предложенные вещества: фосфат натрия, йодид натрия, хлорид натрия.
Определить качественный состав аммофоса. Определить массовую долю питательных веществ.
Вариант 5.
Определить в каком из пакетов находится суперфосфат калия и натриевая селитра.
Получите нитрат магния, используя выданные вещества: Mg, MgO, MgCO3, HNO3.
Вариант 6.
В двух пакетах даны: сульфат и хлорид калия. Определить содержимое пакетов.
Что получается при разложении нитрата натрия? Написать уравнение реакции, доказать на опыте.
Вариант 7.
Почему фосфоритную муку не применяют в качестве удобрения? Докажите это экспериментально.
Как действуют на индикатор (лакмус или универсальный индикатор) соли аммония и некоторые нитраты. Проведите эксперимент с нитратом цинка и сульфатом аммония. Какую среду они дали? Почему? Напишите уравнения ионных и молекулярной реакций.
Расчетные задачи
Вариант 1.
При взаимодействии 17 т аммиака и кислорода получили 28 т оксида азота (II). Сколько % от теоретического составил выход оксида азота (II).
Сколько аммофоса (NН4Н2РО4) получится при взаимодействии 25 л аммиака с 98 г фосфорной кислоты?
Вариант 2.
Сколько г сульфата аммония получится при взаимодействии аммиака массой 8,5 г и серной кислоты массой 30 г?
Определить массу водорода и азота, пошедшую на получение 1 т аммиака при выходе 95%?
Вариант 3.
Сколько 100% азотной кислоты может быть получено из 1 т аммиака при 92% выходе по сравнению с теоретически возможным?
При разложении нитрата свинца и нитрата меди образуются оксиды металлов, NO2, О2. Сколько кислорода выделится из 0,2 моль соли в том и другом случае?
Вариант 4.
Сколько фосфора окислилось при образовании 7,2 кг фосфорного ангидрида, если исходное сырьё содержало 99,5% чистого фосфора?
Для образования хлорида аммония было взято 11,2 л газообразного аммиака и 11,4 л хлороводорода (н.у.). Сколько продукта реакции образовалось? Какое из исходных веществ останется в избытке?
Вариант 5.
Сколько г соли получится при реакции 4 г оксида магния и 7 г азотной кислоты?
Сколько аммиачной селитры получится при реакции 630 т азотной кислоты?
Вариант 6.
Сколько т фосфора получится из 3100 г фосфорита [Са(РО4)2], при выходе фосфора составляющего 95% от теоретически возможного?
Сколько г соли образуется при взаимодействии 3,2 г меди и 2 г концентрированной азотной кислоты?
Вариант 7.
Сколько фосфата кальция необходимо для получения фосфора в количестве 180 кг?. Выход фосфора принять равным 96% от теоретически возможного.
Для получения нитрата аммония было взято 52 г аммиака и 189 г азотной кислоты. Сколько соли образовалось? Какое из двух исходных веществ, осталось в избытке?
Агрономический тур
Вариант 1.
Массовая доля азота в сульфате аммония равна 20%. Какую массу удобрения надо внести под картофель, если необходимо 0,4 кг азота на 1 га?
Вариант 2.
Определить массу аммиачной селитры, которую надо внести на 100 га, если норма на 1 га равна 56 кг.
Вариант 3.
При удобрении свёклы надо внести на 1 га 75 кг К2О, 25 кг Р2О5 и 75 кг азота. Сколько удобрений надо внести?
Вариант 4.
На 1 га под капусту надо внести 0,3 т азота. Сколько надо внести аммиачной селитры, если в ней 94% нитрата аммония?
Вариант 5.
Хлорид калия получают из сильвинита. Определите массовую долю хлорида калия в сильвините.
Вариант 6.
Под одно плодовое дерево в возрасте 5 лет рекомендуется вносить аммиачной селитры 130 г. Сколько г сульфата аммония надо внести, чтобы сохранить тоже количество?
Вариант 7.
Под одно плодовое дерево в возрасте 5 лет рекомендуется внести оксида фосфора (Р2О5) массой 300 г. Определить массу суперфосфата, если в нём 18% усвояемого Р2О5.
Вариант 8.
Для удобрения картофеля надо на 1 га 60 кг оксида калия. Сколько хлорида калия потребуется?
Вариант 9.
Какое удобрение более ценно: Калийная селитра или хлорид калия? Рассчитать содержание массовых долей питательного вещества. Определите, в каком из пакетов содержится калийная соль, содержащая 40% KCI.
Вариант 10.
Для удобрения используется древесная зола, содержащая 0,8% карбоната калия. Сколько К2О содержится в 1 т древесной золы?
Подводятся итоги работы групп во всех турах, руководители групп оценивают работу членов своих команд. Общую оценку выставляют по результатам работы в течение всего урока.
Домашнее задание. Решите задачи экологического и энергетического содержания. Условия задач распечатаны на карточках.
Задание 1. Найдите данные о том, входит ли фосфор в состав ископаемых энергоносителей и в каких количествах. В чем опасность сжигания таких энергоносителей?
Найдите информацию о том, где и в каких количествах производятся и используются соединения фосфора в нашей стране. Каковы отходы и экологические последствия их производства? Что делается для уменьшения загрязнения природы?
Задание 2. Хотя растения и животные нуждаются в соединениях фосфора как элемента, входящего в состав жизненно важных веществ, загрязнение природных вод фосфатами крайне негативно сказывается на состоянии водоемов. Сброс фосфатов со сточными водами вызывает бурное развитие сине - зеленых водорослей, а жизнедеятельность всех прочих организмов угнетается. Определите количество катионов и анионов, образующихся при диссоциации 25 моль ортофосфата натрия.
Восстановление плодородия истощенной почвы требует введения фосфорсодержащих удобрений. Определите молекулярные формулы трех таких удобрений - соединений типа (CaO)х(P2O5)Y(H2O)Z, если в них содержится:
а) w(CaO) = 54,2% и w(P2O5) = 45,8%;
б) w(CaO) = 32,5% и w(P2O5) = 41,3%;
в) w(CaO) = 23,9% и w(P2O5) = 60,7%. Как называются эти удобрения?
Задание 3. Азот – незаменимый биогенный элемент, поскольку входит в состав белков и нуклеиновых кислот. Атмосфера – неисчерпаемый резервуар азота, однако основная часть живых организмов не может непосредственно использовать этот азот: он должен быть предварительно связан в виде химических соединений. Существуют азотфиксирующие бактерии, способные фиксировать азот воздуха и превращать его в доступную для растений форму. С помощью таких бактерий при хорошем урожае клевер может накапливать за сезон 150-160 кг/га азота. Какой объем воздуха в м3 содержит такую массу азота? Какую массу 10 % раствора аммиачной воды (используемой в качестве удобрений) может заменить 1 га клевера, накопивший за сезон 100 кг/га азота? Ответ: 120 м3, 2100 кг
Задание 4. Сколько литров (н.у.) аммиака улетучится через вентиляцию кладовой комнаты у нерадивого хозяина, хранящего на мешке с 10 кг сульфата аммония, где 4% примесей, мешок с 2 кг извести Са(ОН)2, где 2% примесей, если на момент весенней посадки растений извести осталось 200 г? Сколько килограммов сульфата аммония не получит огород хозяина?
Ответ: V(NH3) = 1,07 м3 - столько NH3 улетучится; m2((NH4)2SO4) = 3,14 кг - столько сульфата аммония не получит огород.
Задача 5. Промышленные сбросы в р. Свислочь содержат азот и фосфор и являются причиной «цветения» воды из за массового развития сине-зелёных водорослей. С помощью каких химических реакций можно обнаружить в воде катион аммония и нитрат анион. Запишите уравнения реакции.
Рефлексия. Работа на уроке закончена. Предлагаю вам продолжить фразу: «А на последок я скажу» Выскажите свои мысли по поводу нашего сотрудничества на уроке. На листочке выданной вам бумаги нарисуйте грустную или весёлую рожицу, соответствующую вашему настроению с которым вы уйдёте с урока. Учащиеся высказывают свои мнения по поводу проведённого урока и пожелания на дальнейшую организацию нестандартных форм проведения уроков.
13PAGE \* MERGEFORMAT14215
15