Описание опыта работы на заочный этап конкурса Учитель года — 2016, номинация Педагогический дебют
Алексей (в центОписание опыта работы учителя русского языка и литературы
МБОУ «Школа №84» Советского района города Казани
Архиповой Татьяны Викторовны
«Начало моего профессионального пути»
«Учитесь учиться», - часто говорю я своим ученикам. Если человек будет уметь учиться на протяжении всей своей жизни, то он достигнет высоких результатов. Моя работа учителя направлена на то, чтобы из школы ученик вышел настоящим Человеком, способным жить и правильно адаптироваться в современном обществе.
Каким же должен быть такой ученик? Какими качествами он должен обладать, чтобы стать успешным в дальнейшем? На своих уроках я развиваю в учащихся следующее:
Умение видеть и решать проблемы;
Умение самостоятельно учиться, работать с информацией;
Способность иметь свою точку зрения и умение ее аргументировать;
Умение применять полученные знания для решения жизненных проблем;
Культура общения.
То есть задача школы – создание условий для развития личности, формирование универсальных учебных действий, которые являются предпосылкой формирования способности учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию.
Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай сделать – и я пойму.
Академик А. Минц утверждал, что «напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать». Мне хотелось бы видеть своих учеников деятельными, креативными, интересными людьми.
И эта задача не только и даже не столько содержания образования, сколько компетентностного подхода и современных технологий. Моя методическая тема отражает то направление, которое я использую для того, чтобы повысить интерес учащихся к предмету.
Я работаю по методической теме «Повышение мотивации обучающихся к изучению русского языка и литературы с помощью ИКТ». Выбор методической темы обусловлен:
Концепцией Модернизации Российского образования, которая ставит перед учебными заведениями новую цель – формирование мобильной, социально активной личности, способной продуктивно использовать имеющиеся у нее знания и самостоятельно решать поставленные задачи.
Современная педагогика подчеркивает важность умения использовать ИКТ в любой сфере деятельности;
Использование ИКТ на уроках позволяет не только повысить мотивацию к изучению предмета, но и помогает развивать чёткость мысли, умение правильно работать с информацией, выделять ключевые моменты (если речь идёт о заданиях, когда учащимся самим нужно создать те или иные схемы, используя ИКТ).
С 5 класса каждый ученик ведет конспект – «Сборник алгоритмов, таблиц, схем-запоминалок».
Традиционные творческие задания:
- подбор материала к выпуску следующего номера литературного альманаха «Перемена»;
- «Проба пера» - сочинение стихотворений на свободную тему или заданную мной, например, сочинить стих, используя только прилагательные; придумать сказку на лингвистическую тему и др.
Использование новых образовательных технологий сегодня является необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся.
Технологии обучения:
Личностно-ориентированное обучение.
Стараюсь строить учебный процесс, ориентируясь на личность учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и способностей. В центре учебного процесса – ученик, его познавательная и творческая деятельность.
Технология сотрудничества.
В рамках личностно – ориентированных технологий можно выделить технологию сотрудничества (название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов: С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко), которая реализует демократизм, равенство, партнерство между педагогом и ребенком. Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе».
Учитель не в состоянии оказать помощь каждому конкретному ученику в классе. Эту ответственность ученики берут на себя сами, работая парами, в небольших группах, отвечают за успехи каждого, научившись помогать друг другу. «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения», - писал Антуан де Сент-Экзюпери». Вместе учиться не только легче и интереснее, но и эффективнее.
Проектная деятельность.
Исследовательская работа.
«Сегодня мы с вами сделаем научное открытие, превратимся в ученых. Вам предстоит провести исследование, самим сделать выводы и сформулировать правило…», - так я перехожу к следующему этапу урока – изучению нового материала. Затем сверяемся с учебником. В старших классах учащиеся выполняют исследовательские работы. Цель таких заданий – будить детскую любознательность, пробуждать желание заглянуть за рамки учебника, сформировать активное отношение к процессу познания.
Использование индивидуальных и групповых форм работы (система наставничества), элементов педагогики сотрудничества, дифференцированного подхода и разноуровневых заданий с учетом интересов, возможностей и способностей учащихся, игровых форм позволяет оптимизировать учебный процесс. Игра – естественная потребность для детей разного возраста. В игре ребенок раскрепощается, а раскрепостившись, может и творить, и познавать в творчестве. Мы проводим урок-экскурсию по зимнему лесу (при изучении имени прилагательного), посещаем «Музей русского языка», где мы, перемещаясь из «зала» в «зал», проходим все этапы урока. Полюбилась учащимся игра «Перебежки», когда дети, получив карточки со словами, в которых пропущена буква-орфограмма, на счет «три» разбегаются и, вставив устно букву (е или и, а или о, н или нн), встают в две колонки. Здесь уместно сказать об использовании здоровьесберегающей технологии.
Технология, предполагающая построение учебного процесса на опережающей основе.
На каждом уроке «открыта» страничка для любознательных, например: при изучении темы «Морфологический разбор прилагательного» в 5 классе учащимся предлагается дополнительный материал (разряды прилагательных), изучаемый в 6 классе. Сильные ребята выполняют разбор в полном объеме (по желанию). Идею опережения, положенную в основу обучения С. Лысенковой, С. Соловейчик назвал гениальной. Работая над прилагательными в 5 классе, сталкиваю детей с причастием: в предложении для разбора слова таинственный и мерцающий учащиеся классифицируют как прилагательные. Предлагаю раскрыть «тайну» второго слова, шагнуть «за горизонт программы» указав адрес, куда можно обращаться за справками. Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями. Практическую необходимость обращаться к словарям целесообразнее воспитывать на базе ситуативных задач. Например: «Представьте себе, что вы корректор журнала «Юный натуралист». Вам нужно подготовить для набора научную статью. В рукописи встречаются ошибки, допущенные авторами. Проверьте текст, подготовьте его к печати. Используйте для проверки словарь».
Все вышеназванные технологии включены в сингапурскую методику обучения, которая активно используется на моих уроках.
Каждая из технологий, используемых мной, вносит свой вклад в развитие личности учащегося, в его социализацию.
В выпуске 2013-2014 года 9 класса по русскому языку в формате ОГЭ одна ученица справилась с работой на 100% (набрала 41 балл из 41). Я считаю, что это уже была моя маленькая победа.
Мои учащиеся также активно участвуют в конкурсах, научно – практических конференциях и олимпиадах различного уровня:
- Алёшина Дарья, 8Б - 9Б класс, диплом за 2 место в XVIII научно – практической конференции школьников «Мир науки» в секции «Русский язык: язык литературных произведений», 2014 год, диплом II степени в XI Республиканских Кирилло – Мефодиевских юношеских научных чтениях, 2014 год; диплом за 3 место в районной научно – практической конференции «Наука – дело молодых» в секции «Русский язык», 2014 год, диплом III степени в городской научно – исследовательской конференции «Интеллект. Карьера» в секции «Русская литература», 2015 год; призёр школьного этапа всероссийской олимпиады школьников, 2014 год;
- Денисова Яна, 9Б класс, призёр Всероссийского конкурса по русскому языку и литературе «Родное слово», 2014 год;
- Кузнецова Юлия, 9Б класс, призёр Всероссийского конкурса по русскому языку и литературе «Родное слово», дипломант III Всероссийского конкурса проектно – исследовательских работ «Грани науки», 2015 год;
Каждая, даже самая маленькая победа моих учеников для меня очень важна, как результат моей деятельности. И я уверена в том, что это только начало моего профессионального пути!