РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я познаю мир. Физика»
Муниципальное образовательное учреждение Русскоцильнинская средняя общеобразовательная школа муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я познаю мир. Физика»
Срок реализации
2 года
Возраст обучающихся
11- 12 лет (5-6 классы)
Количество часов
34
Составитель:
Муляков В.Н.
Учитель физики
с. Русская Цильна, 2016
1.Пояснительная записка.
Программа разработана на основе «Программы внеурочной деятельности по физике для основной школы. 5-6 классы» Авторы: Е.М. Шулежко, А.Т. Шулежко; Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из ведущих мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует формированию знаний об основных методах научного познания окружающего мира, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники.
Модернизация современного образования ориентирована на формирование у учащихся личностных качеств, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям в современном обществе. Необходимо повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, личностному опыту, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей в настоящем и будущем. Гуманизация, индивидуализация и дифференциация образовательной политики стали средствами решения поставленной задачи.
Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Учитель при этом становится организатором познавательной деятельности ученика, стимулирующим началом в развитии личности каждого школьника.
Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения, которая учитывает индивидуальные особенности учащихся, их способности и интересы, личностный опыт.
Дифференциация обучения физике позволяет, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Содержание физического образования в каждой конкретной школе определяется инвариантной (базовой) и вариативной составляющими. Вариативная часть физического образования учитывает особенности ученика, учителя, школы, региона. Инвариантная часть определяет материал, минимально необходимый для решения приоритетных задач физического образования в основной школе.
Опираясь на своеобразие учащихся, уровень развития их индивидуальных способностей, каждый учитель может выбрать или разработать образовательную программу, обеспечив ее дидактическое и методическое наполнение, которое соответствует ФГОС.
Непрерывная система физического образования в системе основного общего и среднего полного общего образования представляет собой последовательные, связанные между собой этапы обучения: пропедевтика физики в 5 и 6 классах, основная школа (79 классы), старшая профильная школа (1011 классы).
Пропедевтика введение в науку, в переводе с греческого языка (ргораideuо) означает «предварительно обучаю». Под пропедевтикой мы понимаем вводный курс, систематически изложенный в сжатой элементарной форме, который осуществляет предварительную подготовку учащихся к изучению предмета в основной школе и далее в старшей школе.
Пропедевтика естественнонаучных знаний в 5-6 классах является дидактическим условием преемственности обучения в системе непрерывного физического образования и осуществляется в настоящее время согласно базисному учебному плану в рамках предмета «естествознание».
Преобразование структуры и содержания курса физики, в связи с модернизацией системы общего образования в стране, вызывает необходимость серьезных изменений в пропедевтике (подготовке учащихся к изучению систематического курса физики). Разработанный пропедевтический курс построен на основе метода научного познания. Он способствует начальному формированию и дальнейшему развитию физических понятий в системе непрерывного физического образования и обеспечивает формирование у учащихся целостного представления о мире.
Освоение метода научного познания предоставляет ученикам инициативу, независимость и свободу в процессе обучения и творчества при освоении реального мира вещей и явлений.
В условиях реализации образовательной программы широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента. Ребенок в процессе познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления.
Целями изучения пропедевтического курса физики в 5 и 6 классах являются:
развитие интереса и творческих способностей младших школьников при освоении ими метода научного познания на феноменологическом уровне;
приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы, многие из которых им предстоит изучать в старших классах школы;
формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явления, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся знаний о физических величинах путь, скорость, время, сила, масса, плотность как о способе описания закономерностей физических явлений и свойств физических тел;
формирование у учащихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространеннее и значимые длячеловека явления природы;
овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание отличия научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
2. Тематический план
№
п/п
Тема раздела
Кол-во часов (всего)
Кол-во
часов (теория)
Кол-во часов (практика)
5 класс
1
Мы познаем мир, в котором мы живем.
6
3
3
2
Пространство.
10
6
4
3
Время.
3
1
2
4
Движение.
6
2
4
5
Взаимодействия.
9
2
7
Итого
34
14
20
6 класс
1
Строения вещества. Тепловые явления.
11
5
6
2
Электромагнитные явления.
11
7
4
3
Звуковые явления.
4
4
-
4
Световые явления
8
5
3
Итого
34
21
13
3. Содержание курса:
5 класс
Мы познаем мир, в котором живем (6 часов)
Природа. Явления природы. Что изучает физика. Методы научного познания: наблюдение, опыт. Моделирование. Физические величины и их измерения. Измерительные приборы. Математическая запись больших и малых величин. Что мы знаем о строении Вселенной.
Демонстрации:
1. Механические, тепловые, электромагнитные, звуковыеи световые явления природы.
2. Различные измерительные приборы.
Лабораторные работы:
1. Зависимость периода колебаний маятника на нити отдлины нити.
2. Изготовление линейки и ее использование.
3. Определение цены деления измерительного прибора.
Пространство (10 часов)
Пространство и его свойства. Измерение размеров различных тел. Углы помогают изучать пространство. Измерение углов в астрономии и географии. Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей. Как и для чего измеряют объем тел.
Демонстрации:
1. Меры длины: метр, дециметр, сантиметр.
2. Ориентация на местности при помощи компаса.
3. Измерение углов при помощи астрономического посохаи высотомера.
4. Мерный цилиндр (мензурка).
Лабораторные работы:
1. Различные методы измерения длины.
2. Измерение углов при помощи транспортира.
3. Измерение площадей разных фигур.
4. Измерение объема жидкости и твердого тела при помощи мерного цилиндра.
Время (3 часа)
Время. Измерение интервалов времени. Год. Месяц. Сутки. Календарь.
Демонстрации:
1. Наблюдение падения капель воды при помощи стробоскопа.
2. Действие электромагнитного отметчика.
3. Измерение интервалов времени при помощи маятника.
4. Измерение пульса.
Лабораторные работы:
1. Измерение периода колебаний маятника.
2. Стробоскопический способ измерения интервалов времени при движении бруска по наклонной плоскости.
Движение (6 часов)
Механическое движение. Траектория. Прямолинейное и криволинейное движение. Путь. Скорость. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Движение планет Солнечной системы.
Демонстрации:
1. Равномерное движение.
2. Неравномерное движение.
3. Относительность движения.
4. Прямолинейное и криволинейное движение.
5. Стробоскопический метод изучения движения тела.
Лабораторные работы:
1. Изучение движения автомобиля по дороге (по рисунку учебника).
2. Изучение равномерного прямолинейного движения бруска при помощи электромагнитного отметчика времени.
3. Изучение неравномерного прямолинейного движения бруска при помощи электромагнитного отметчика времени.
4. Изучение траектории движения шайбы в разных системах отсчета.
Взаимодействия (9 часов)
Взаимодействие тел. Земное притяжение. Упругая деформация. Трение. Сила. Силы в природе: сила тяготения, сила тяжести, сила трения, сила упругости. Векторное изображение силы. Сложение сил. Равнодействующая сила. Архимедова сила. Движение невзаимодействующих тел.
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Преобразование энергии. Энергетические ресурсы.
Демонстрации:
1. Зависимость силы упругости от деформации пружины.
2. Силы трения покоя, скольжения.
3. Зависимость архимедовой силы от объема тела, погруженного в жидкость.
4. Переход потенциальной энергии в кинетическую иобратно.
Лабораторные работы:
1. Исследование взаимодействия груза с Землей и пружиной.
2. Исследование зависимости удлинения пружины от силы ее растяжения.
3. Градуировка динамометра. Измерение силы динамометром.
4. Изучение зависимости силы трения от веса тела.
5. Измерение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.
6. Изучение движения парашютиста по стробоскопической записи.
7. Исследование превращения энергии тела при его взаимодействии с Землей и пружиной.
6 класс
Строение вещества. Тепловые явления (11 часов)
Инертность тел. Масса. Гипотеза о дискретном строении вещества.
Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Взаимодействие частиц вещества. Модели газа, жидкости и твердого тела. Агрегатные состояния вещества. Плотность.
Температура. Связь температуры с хаотическим движением частиц. Термометр. Теплопередача: теплопроводность, конвекция, излучение.
Давление газа. Зависимость давления газа от температуры. Атмосфера Земли. Погода и климат. Влажность воздуха. Образование ветров.
Демонстрации:
1. Опыты, иллюстрирующие инертные свойства тел при взаимодействии с другими телами.
2. Тела равной массы, но разной плотности.
3. Тела равного объема, но разной плотности.
4. Способы измерения плотности вещества.
5. Модель хаотического движения молекул.
6. Сжимаемость газов.
7. Свойство газа занимать весь предоставленный ему объем.
8. Механическая модель броуновского движения.
9. Диффузия газов, жидкостей.
10. Объем и форма твердого тела, жидкости.
11. Обнаружение атмосферного давления.
12. Сцепление свинцовых цилиндров.
Лабораторные работы:
1. Измерение массы тела рычажными весами.
2. Измерение плотности вещества.
3. Измерение температуры вещества.
4. Градуировка термометра.
5. Изучение свойств воды в твердом, жидком и газообразном состояниях.
6. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
Электромагнитные явления (11 часов)
Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Электрон. Строение атома. Ион.
Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь. Проводники и изоляторы. Действия электрического тока. Преобразование энергии при нагревании проводника с электрическим током. Электричество в быту. Производство электроэнергии. Меры предосторожности при работе с электрическим током. Природное электричество.
Взаимодействие магнитов. Электромагнитные явления. Применение электромагнитов.
Демонстрации:
1. Электризация различных тел.
2. Взаимодействие наэлектризованных тел. Два рода зарядов.
3. Определение заряда наэлектризованного тела.
4. Составление электрической цепи.
5. Нагревание проводников током.
6. Взаимодействие постоянных магнитов.
7. Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника и катушки с током.
Лабораторные работы:
1. Электризация различных тел и изучение их взаимодействия.
2. Сборка электрической цепи. Наблюдение действий электрического тока.
3. Изучение взаимодействия магнитов. Определение полюса немаркированного магнита.
4. Сборка электромагнита и изучение его характеристик.
Звуковые явления (4 часа)
Звук. Источники звука. Звуковая волна. Эхо. Громкость и высота звука. Способность слышать звук. Музыкальные звуки. Эхолокация.
Демонстрации:
1. Свободные колебания груза на нити и груза на пружине.
2. Колеблющееся тело как источник звука.
3. Механическая продольная волна в упругой среде.
Световые явления (8 часов)
Прямолинейное распространение света. Луч. Образование тени. Лунные и солнечные затмения. Отражение света. Закон отражения света. Зеркала плоские, выпуклые и вогнутые. Преломление света. Линза. Способность видеть. Дефекты зрения. Очки. Фотоаппарат. Цвета. Смешивание цветов.
Демонстрации:
1. Прямолинейное распространение света.
2. Образование тени и полутени.
3. Отражение света.
4. Законы отражения света.
5. Изображение в плоском зеркале.
6. Преломление света.
7. Разложение белого света в спектр.
8. Ход лучей в линзах.
9. Получение изображений с помощью линз.
Лабораторные работы:
1. Проверка закона отражения света.
2. Наблюдение преломления света.
3. Получение изображений с помощью линз.
4. Планируемые результаты изучения курса.
Общими предметными результатами обучения при изучении пропедевтического курса физики являются:
1) феноменологические знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и качественное объяснение причины их возникновения;
2) умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц:
научиться наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;
научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измеренийс помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;
3) умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач;
4) умения и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств (например, сборка устойчивых конструкций, конструирование простейшего фотоаппарата и микроскопа, изготовление электронного ключа и источника тока), решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
5) умение применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла;
6) формирование убеждения в закономерности связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
7) развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
8) коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами обучения в пропедевтическом курсе физики, на которых основываются общие результаты, являются:
1) умение приводить примеры и способность объяснять на качественном уровне физические явления: равномерное и неравномерное движения, колебания нитяного и пружинного маятников, расширение тел при нагревании, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, виды теплопередачи, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, отражение и преломление света;
2) умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, температуру, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
3) овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы трения скольжения от веса тела, архимедовой силы от объема тела, периода колебаний маятника от его длины, угла отражения от угла падения света;
4) умение применять элементы молекулярно-кинетической и электронной теорий для объяснения явлений природы: расширение тел при нагревании, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, электризация тел;
5) умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и пр.).
Метапредметными результатами обучения при изучении
пропедевтического курса физики являются:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
2) овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;
3) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находитьв нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
5) развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
6) освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
7) формирование умений работать в группе с выполнениемразличных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Личностными результатами обучения при изучении пропедевтического курса физики являются:
1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
2) убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
3) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
4) мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
5) формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
6) приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностямии интересами;
7) приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.
5. Формы контроля
Систему контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество навыков и умений обучающихся, составляют проверочные задания, контрольные тесты, защита проектов, сообщения по теме, итоги выполнения и представление результатов лабораторных работ. Средства контроля соответствуют содержанию учебного материала и требованиям к уровню освоения предмета.
6. Методические рекомендации
Основной задачей рассматриваемого курса является развитие учащихся средствами физики как учебного предмета. Поэтому на каждом уроке учителю необходимо предусмотреть такие задания для учеников, которые были бы направлены на тренировку или отработку интеллектуальных умений, обеспечивающих успешное продвижение учащихся по учебному материалу любого школьного предмета, то есть в первую очередь общеучебных умений и навыков.
Немаловажную роль играет также осознание учащимся своих достижений- на каждом уроке каждый должен получить возможность сделать шаг вперед на пути развития.
Отсюда вытекает необходимость развивать умение слушать выступления других. Значит, надо создать ситуацию, при которой слушать становится интересно. В этом возрасте ученики легко включаются в деятельность, схожую с игрой. Именно в такие ситуации и следует погружать детей, начиная с первого урока. (Описание некоторых дидактических и ролевых игр приведено ниже.)
Часто план проведения исследования предлагается составить самим учащимся. Учитель должен выслушать все предложения учеников, обсудить их вместе со всеми и выбрать оптимальный. Это не значит, что кто-то из учеников не может «пойти своим путем». В таком случае после проведения исследования необходимо сравнить результаты, полученные разными способами, и снова выделить основные этапы исследования, без которых невозможно получить правильный, аргументированный ответ на поставленный вопрос.
Опыт показывает, что многие учащиеся пытаются провести исследования (конечно, если они не требуют специального оборудования) самостоятельно дома до или после данного урока. Это также должно поощряться, так как позволяет ученику несколько раз повторить в разных ситуациях одни и те же мыслительные и психомоторные (манипулятивные) операции, что ведет к формированию интеллектуальных умений.
Интерактивный режим предполагает наличие постоянной обратной связи между учителем и учеником. Эта обратная связь позволяет учителю понять, что и в каком объеме усваивает ученик, какие затруднения возникают в процессе усвоения информации. Учитель получает возможность создать такие приемы и частные методики, которые позволяют «дойти» практически до каждого ученика.
При обучении физике большую роль играет формирование значительного числа понятий. Качество и глубина понимания физических величин, их смысла играют решающую роль в освоении учебного предмета. Обычно учитель подготавливает введение той или иной величины, а затем дает ее определение, которое ученик должен заучить. Опытные учителя знают, что даже правильно выученное определение не дает гарантии понимания. В интерактивном режиме ученики сами конструируют определение понятия или величины. Предлагаю начинать формирование понятия с выяснения, слышали ли учащиеся когда-нибудь это слово. В каких предложениях оно использовалось, что обозначало? Имеет ли отношение это слово к изучаемому явлению? Что следует сохранить, что уточнить, от чего отказаться?
При таком подходе появляется возможность: а) привязать новый смысл к известному слову; б) отделить бытовое прочтение термина от научного; в) сформировать представление о том, что научный термин имеет точный, однозначный смысл и может использоваться только в строго определенных ситуациях и выражениях.
7. Описание материально-технического обеспечения программы:
Для реализации учебной программы пропедевтического курса «Я познаю мир. Физика» имеется наличие учебно-методического комплекта, включающее:
учебные пособия «Физика. 5, 6 класс» Е.М. Шулежко, А.Т. Шулежко;
учебно-практические (Григорий Остер. Физика в вопросах и задачах);
Сборники упражнений и задач;
хрестоматия «Я познаю мир. Физика»;
учебно-справочные (словари, справочники);
учебно-наглядные (таблицы);
информационно-компьютерные (диски «Физика» Кирилл и Мефодий);
лабораторное оборудование «Оптика», «Тепловые явления», «Механические явления», «Электрические явления»;
демонстрационное оборудование.
Список литературы для учителя
Г.Н.Степанова Физика с пятого класса. Пропедевтический курс. - Санкт-Петербург: ООО «Валери СПД», 1999.
Г.Остер Физика. - М.: Росмен,1994.
Н.К.Винокурова Подумаем вместе. Развивающие задачи. Упражнения. Задания. Книга 1.- М.:РОСТ, Скрин, 1997.
Н.К.Винокурова Подумаем вместе. Развивающие задачи. Упражнения. Задания. Книга 2.- М.:РОСТ, Скрин, 1998.
Н.К.Винокурова Подумаем вместе. Развивающие задачи. Упражнения. Задания. Книга 3.- М.:РОСТ, Скрин, 1998.
Н.К.Винокурова Подумаем вместе. Развивающие задачи. Упражнения. Задания. Книга 4.- М.:РОСТ,Скрин, 1998.
Н.К. Винокурова 5000 игр и головоломок для школьников. - М.:ООО «Издательство АСТ», 2001.
А.И.Архипова Обучающиеся игры по физике и математике. - Краснодар, ИЦПИАУФК, 1990.
А.В.Чебатарев. Дидактический материал по физике. - М.: Школа-пресс, 1994.
Г.Н.Степанова Сборник задач по физике. - М.: Просвещение, 1995.
И.Я.Ланина 100 игр по физике. - М.: Просвещение, 1995.
Список литературы для учащихся
Г.Н.Степанова Физика - 5 класс. - Санкт-Петербург, ООО «Валери СПД», 2002.
Г.Н. Степанова Физика – 6 класс. 2-ое издание.- Санкт-Петербург: «Валери СПД», 2000.
Я познаю мир. Физика.
Григорий Остер Физика. - М.: Росмен, 1994.
В.И. Лукашик, Е.В.Иванова. Сборник задач по физике 7-9 класс.- М.: Просвещение, 2002.
15