Рабочая программа по социальному направлению Мир деятельности


Министерство образования Российской Федерации
Управление образования администрации Гайнского муниципального района
МБОУ «Лесокамская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено
на заседании педагогического совета МБОУ «Лесокамочка»
Протокол №1 от 31.08.2016 г. Утверждаю
Директор МБОУ «Лесокамочка»
_____________Кондратюк Т.Л.
Приказ №____от _______2016 г.
Рабочая программа
Мир деятельности
6 класс
Ф.И.О. учителя: Мокрушина Екатерина Сергеевна
п. Гайны
2016 – 2017 учебный год
1. Пояснительная записка
1. 1. Цели, задачи и структура курса
Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.
Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».
Эти ценностные ориентиры образования были осознаны сотни лет назад. И на протяжении веков в педагогических концепциях ведущих педагогов мира по крупицам собирался и описывался опыт формирования у учащихся «способностей к самодеятельности, благодаря которым они становятся распорядителями своей судьбы, продолжателями образования своей жизни».
Курс предназначен, прежде всего, для учителей основной школы, реализующих ФГОС ООО на основе дидактической системы деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон. Курс «Мир деятельности» сопровождает и дополняет работу учителя в технологии деятельностного метода по любому предмету и во внеурочной деятельности.
Курс «Мир деятельности» направлен на устранение отмеченного разрыва в формировании УУД и умения учиться, составляющих главный приоритет ФГОС. Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики. Благодаря этому способ формирования метапредметных результатов ФГОС в образовательной системе «Школа 2000...» приобретает целостность и завершенность.
Для системного прохождения учащимися 1-го этапа формирования УУД авторский коллектив Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» построил новый педагогический инструмент – технологию деятельностного метода обучения (ТДМ).
Благодаря этому учитель имеет возможность как на уроках по разным учебным предметам независимо от предметного содержания, так и во внеурочной деятельности организовывать выполнение учащимися всего комплекса УУД, определенных ФГОС. На уроках по разным предметам учащиеся приобретают первичный опыт исследования ситуаций и постановки проблем, целеполагания и проектирования, самоконтроля и самооценки и др.
Следующий, 2-й этап формирования УУД учащиеся проходят в рамках представляемого надпредметного курса «Мир деятельности». Они знакомятся с алгоритмами выполнения всех основных шагов учебной деятельности – пробного учебного действия, фиксирования затруднения и выявления его причины, целеполагания и планирования, самоконтроля и самооценки и др., с методами проектирования и исследования, осваивают правила коммуникации, уточняют ценностные ориентиры и установки, что в сегодняшнем мире приобретает особенную актуальность и необходимость.
Знания о способах выполнения УУД, полученные учащимися на уроках по курсу «Мир деятельности», они уже сознательно применяют, отрабатывают и корректируют как на уроках по разным учебным предметам, проводимых по технологии деятельностного метода, так и во внеурочной деятельности. Этим обеспечивается системное прохождение учащимися 3-го этапа формирования УУД.
И, наконец, завершающий, 4-й этап – контроль системы метапредметных знаний и связанных с ними умений, – учащиеся проходят частично в рамках курса «Мир деятельности» (контроль метапредметных знаний и умений), а частично – на предметных уроках (контроль метапредметных умений).
Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий.
I.Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (умение мотивировать себя к учебной деятельности, самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, уметь самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; знать основы проектной и исследовательской деятельности и уметь самостоятельно выполнять основные этапы проекта и исследования).
II.Коммуникативная: формирование норм поведения, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия (умение организовать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта различных интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планировать и регулировать совместную деятельность исходя из общей цели;  владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью).
III.Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией (умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; уметь проводить учебное исследование; владеть навыками работы с информацией; владеть приёмами смыслового чтения).
IV.Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения, устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению и т.д.
Данные линии включают в себя в полном объеме все виды УУД, определенные ФГОС (соответственно, регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД).
1. 2. Организация образовательного процесса
На уроках «открытия» нового знания организуется процесс самостоятельного построения учащимися новых способов действия (в курсе «Мир деятельности» (МиД) − это универсальные учебные действия).
На уроках рефлексии учащиеся закрепляют построенные надпредметные знания, вырабатывают практические умения и навыки их применения и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их.
Уроки построения системы знаний посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала.
Целью уроков развивающего контроля является контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Технология проведения уроков в 6 классах каждого типа в курсе «Мир деятельности», как и для предметных уроков, реализует деятельностный метод обучения, в основе которого лежит метод рефлексивной самоорганизации. Так, в соответствии с возрастной периодизацией (ведущий вид деятельности – учение), технология деятельностного метода (ТДМ) для уроков открытия нового знания (наиболее распространенного типа урока в данном курсе) в развитом варианте включает в себя следующие шаги.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» нового универсального знания.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
На данном этапе организуется подготовка мышления учащихся к новому шагу в учебной деятельности, самостоятельное выполнение ими пробного учебного действия и фиксирование индивидуального затруднения.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), строят план достижения цели, определяют сроки, выбирают способ и средства. Этим процессом руководит учитель, используя подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе с помощью специально подобранных дидактических материалов осуществляется реализация построенного проекта. Полученное новое знание (способ действий, алгоритм, правило и т.д.) фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием нового знания вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задание на новое знание и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном для самопроверки. В завершение организуется рефлексия хода реализации контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение новых знаний.
8. Включение в систему знаний.
На данном этапе уточняются существенные особенности нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний.
9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока).
Использование ТДМ в учебном процессе создает условия для выполнения учащимися на каждом уроке всего комплекса УУД, определенных ФГОС. Так, например, в ходе каждого урока, независимо от его предметного содержания:
на этапе 1 ученики осознают смысл своей учебной деятельности на уроке, учатся основам саморегуляции эмоциональных состояний, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
на этапе 2 учащиеся отрабатывают умение фиксировать затруднение в индивидуальной деятельности, учатся волевой саморегуляции;
на этапах 3−4 они определяют цели и задачи собственной учебной деятельности, выбирают средства и способы реализации целей, выдвигают гипотезы, выделяют и анализируют существенные признаки явлений действительности, устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют и обобщают; планируют учебное сотрудничество со сверстниками, определяют цели и функции участников, способы взаимодействия; планируют общие способы работы, осваивают навыки общения и коммуникации, принятия решений, работы с информацией и др.;
на этапе 5 учащиеся включены в проектную и учебно-исследовательскую деятельность с целью проверки гипотез, взаимодействуют между собой в достижении поставленных общих целей, формулируют собственную позицию, учитывают разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; осваивают навыки решения проблем, следуя морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёру, адекватного межличностного восприятия, готовности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
на этапах 6−7 проводят самоконтроль;
на 8 этапе ученики тренируются устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждения, выполнять действия по алгоритму, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
на этапе 9 учащиеся проводят рефлексию своей учебной деятельности и самооценку достигнутых результатов;
на всех этапах они осваивают структуру учебной деятельности в ее целостности, учатся ориентироваться в мире нравственных и этических ценностей.
Опыт выполнения универсальных учебных действий, полученный учащимися на предметных уроках в ТДМ, учащиеся обобщают в ходе уроков (занятий) по курсу «Мир деятельности» и на этой основе строят общие способы выполнения УУД. Затем они их закрепляют и отрабатывают на уроках по разным учебным предметам, что обеспечивает системность и надежность формирования умения учиться.
1.3. Принципы построения программы
Сегодня актуальным является не только разработка нового педагогического инструментария, обеспечивающего создание образовательной среды деятельностного типа, но и продумывание механизмов, позволяющих постепенно каждой образовательной организации и каждому учителю обеспечить реальный переход к реализации новых ФГОС с помощью новых технологий, программ, пособий, учебников и пр.
В данном пункте будут представлены принципы построения программы «Мир деятельности», позволяющие каждой образовательной организации, каждому учителю постепенно и неформально переходить к системной реализации ФГОС с помощью данного курса.
С другой стороны отметим, что при переходе из начальной в среднюю школу, при переходе из одной школы в другую, учащиеся тоже подготовлены по-разному с точки зрения сформированности универсальных учебных действий. Поэтому необходимо, чтобы каждый ученик на любом этапе обучения смог успешно адаптироваться к построенной системе работы по формированию УУД. Содержание программы курса «Мир деятельности» позволяет решить и эту задачу.
1. 4. Место курса в учебном плане
В начальной школе содержание курса «Мир деятельности» в основном прорабатывалось на специально выделенных для этого занятиях, а на предметных уроках системно применялось и закреплялось на основе технологии деятельностного метода обучения. В основной школе на этапе перехода к реализации новых ФГОС ООО, основным средством для освоения курса становится предметный урок. Вместе с тем, для изучения данного курса в большой степени используется и такой ресурс, как внеурочная деятельность (классные часы, круглые столы, тренинги, деловые игры, экскурсии, проектные и исследовательские работы и т.д.). В 6 классе Мир деятельности проводится в качестве внеурочной деятельности и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
1.5. Универсальные учебные действия, формируемые в рамках «Мир деятельности»
Для системного и надёжного формирования метапредметных результатов ФГОС знания об универсальных учебных действиях, полученные учащимися в рамках курса «Мир деятельности» для 6 классов, как и в начальной школе, должны постоянно и осознанно применяться учащимися на предметных уроках и во внеурочной деятельности, построенных на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон.Содержание курса для 6 класса предусматривает формирование всего спектра универсальных учебных действий ФГОС основной школы в рамках выделенных содержательно-методических линий с позиции преемственности с начальной школой. А именно, регулятивные УУД, коммуникативные УУД, познавательные УУД и личностные УУД формируются в рамках организационно-рефлексивной, коммуникативной, познавательной и ценностной линий курса «Мир деятельности».В рамках организационно-рефлексивной линии:
выпускник научится:
ставить цели своей деятельности на основе метода рефлексивной самоорганизации;
устанавливать целевые приоритеты;
анализировать условия достижения цели с учётом выделенных с помощью учителя или самостоятельно ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
принимать решения в задачных и проблемных ситуациях на основе коммуникативного взаимодействия;
осуществлять проектно-исследовательскую деятельность на заданном учителем уровне;
осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания, констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;
адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
неслучайным образом прогнозировать будущие события и развитие процессов;
самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе.
выпускник получит возможность научиться:
при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
осознанно управлять своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей (включая самомотивирование, волевую саморегуляцию, критериальную самооценку, и т.д.);
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач и проблем;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи.
В рамках коммуникативной линии:
выпускник научится:
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
конструктивно разрешать конфликты;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
основам коммуникативной рефлексии;
выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать различные позиции других людей в сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную инициативу для достижения этих целей.
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
В рамках познавательной линии:
выпускник научится:
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;
обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
осуществлять разные виды чтения: ознакомительное, изучающее, усваивающее и поисковое;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
выпускник получит возможность научиться:
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
применять при чтении основы рефлексивного чтения;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
организовывать исследование с целью проверки гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
В рамках ценностной линии:
у выпускника будут сформированы:
ценностное отношение к освоению общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
готовность к выбору профильного образования;
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
у выпускника будут сформированы на уровне опыта:
готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций;
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
выпускник получит возможность научиться:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки

Тематические планирование
Модуль № урока Тема Количество часов Дата
1 1 Учиться, а что это значит 2 сентябрь
2 Я учусь сам 2 сентябрь
3 Я ставлю цель-я строю план 2 октябрь
2 4 Фиксация затруднения – первый шаг к решению задачи 2 октябрь
5 Оцениваю себя по критериям 2 Ноябрь
3 6 Основные правила сотрудничества( правила здорового питания) 2 ноябрь
7 Учимся вместе
(сотрудничество, контакт) 2 декабрь
8 Проекты и исследования 2 декабрь
4 9 Учусь познавать мир( ПДД,ППБ) 2 январь
10 Учусь познавать мир( ПДД,ППБ) 2 январь
11 Учусь представлять результат своей работы 2 февраль
5 12 Источники информации(медиабезопасность) 2 февраль
13 Учусь работать с информацией 2 март
14 Я источник информации 2 март
6 15 Мои сильные стороны и точки роста( профориентация) 2 апрель
16 Мой путь к успеху 2 апрель
17 Работа над собой 2 май

Содержание
Учебное содержание курса «Мир деятельности» для 6 класса, с одной стороны, последовательно продолжает четыре основные содержательно-методические линии данного курса для 1–4 классов начальной школы – организационно-рефлексивную, коммуникативную, познавательную и ценностную. Однако содержание курса строится теперь уже не линейно, а концентрически по модульному принципу, что позволяет включить учащихся в социально значимую для них созидательную деятельность, в которой на посильном уровне участвуют школьники всех возрастов – от 5 до 9 классов.
Все содержание распределено в 6 обучающих тематических модулей, каждый из которых, в свою очередь, состоит из трёх или двух сквозных тем.
Темы модуля изучаются на разных уровнях сложности в зависимости от возраста учащихся.
Модуль 1. Учусь учиться.
Цели модуля:
уточнить знания учащихся о структуре учебной деятельности;
создать условия для выполнения действий по фиксации собственных затруднений, определению их причины, постановки цели, включая способность ставить новые учебные цели и задачи;
формировать умение выполнять планирование и реализацию задуманных шагов, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей, методов и средств достижения целей;
формировать умение проводить контроль и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действий, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Тематические недели:
Тема 1. Что значит уметь учиться?
Примечание: Учителю будет предложен КЕЙС с системой эталонов и методическими материалами по курсу «Мир деятельности», на основе которого реализуются цели модуля по каждой теме в соответствии с установками по каждому классу.
Целевые установки для учителя:
6 класс: Познакомить с алгоритмом постановки учебной цели как устранением причины возникшего затруднения. Познакомить с алгоритмом построения плана. Организовать тренировку в целеполагании и планировании своих действий.
Тема 2. Учусь преодолевать свои затруднения.
Примечание: Учителю будет предложен КЕЙС с системой эталонов и методическими материалами по курсу «Мир деятельности», на основе которого реализуются цели модуля по каждой теме в соответствии с установками по каждому классу.
Целевые установки для учителя:
6 класс: Познакомить с правильной фиксацией возникшего затруднения. Сделать акцент на том, что преодоление затруднения начинается с осознания того, что именно у тебя лично не получается в контексте решения задачи, проблемы, ситуации. Организовать тренировку по фиксации затруднений.
Тема 3. Учусь контролировать и оценивать себя.
Примечание: Учителю будет предложен КЕЙС с системой эталонов и методическими материалами по курсу «Мир деятельности», на основе которого реализуются цели модуля по каждой теме в соответствии с установками по каждому классу.
Целевые установки для учителя:
6 класс: Познакомить с правилами «оценивания». Уточнить понятие «критерий», познакомить с критериями к работам разного вида. Тренировать в составлении и применении критериев для оценивания своего результата, работы на уроке, поведения, проявлений качеств личности и т.д. Тренировать в оценке разных учебных и общешкольных событий на основе правил, эталонов, экспертного мнения.
Тема 4 Проектная деятельность.
Цели модуля:
создать условия для практического освоения обучающимися основ проектной и исследовательской деятельности;
познакомить с понятиями проекта и исследования, видами проектов и исследований, структурой и требованиями к оформлению и представлению данного вида работ.
организовать поле деятельности для практического освоения методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата.
Тематические недели:
Тема 1. Проекты и исследования
Тема 2. Учусь познавать мир.
Тема 3. Учусь представлять результаты своей работы.
Тема 5. В океане информации.
Цели модуля:
создать условия для осуществления грамотного поиска информации (безопасного, достоверного и т.д.) с использованием различных ресурсов библиотек и Интернета;
создать условия для применения различных по цели способов чтения (ознакомительного, изучающего, смыслового, усваивающего и поискового чтения);
научить структурировать и преобразовывать информацию, используя разные формы её представления;
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического осмысления источника информации и самого содержания;
Тематические недели:
Тема 1. Источники информации
Тема 2. Учусь работать с информацией.
Тема 3. Я источник информации.
Тема 6. Я могу достичь успеха.
Цели модуля:
формировать адекватную позитивную самооценку: умение критично относиться к своим личностным качествам, грамотно выстраивать оценку своих ценностных ориентиров и т.д.;
создать условия для повышения мотивации к самообразованию и самовоспитанию, готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
создать условия для осознанного выбора направления профильного образования, приобретения практического опыта реализации своих возможностей в различных областях и сферах деятельности (организация системы проб учащимися своих возможностей (в том числе предпрофессиональных проб).
Тематические недели:
Тема 1. Мои сильные стороны и точки роста
Тема 2. Проба пера.
Тема 3. Мой путь к успеху. Работа над собой

Основная литература для учителя
1 . Сайт sch2000.ru
2. Концептуальные идеи программы надпредметного курса “Мир деятельности” по формированию универсальных учебных действий у учащихся 5 – 9 классов общеобразовательной средней школы. Л.Г.Петерсон., М. 2013