Рабочая программа по внеурочной деятельности Я познаю мир.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я познаю мир», разработана для обучающихся 1-х классов общеобразовательной школы. Автор Путова Г.П. учитель начальных классов МКОУ «Унъюганская СОШ №2», 2016г., в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373. // Сайт Министерства образования и науки РФ [электронный ресурс]. Сор. Минобрнауки России) на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа /[сост.Е. С. Савинов].—— 2_е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. — 204 с. Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для 1-4классов) А.А. Плешакова, образовательная система УМК «Школа России» и учебного пособия «Я и мир вокруг меня» (для 1 классов) Н.М. Ладнушкиной.
Актуальность и специфика программы «Я познаю мир» состоит в том, что имея интегрированный характер даёт материал естественных и социально – гуманитарных наук и позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, удовлетворить любопытство учащихся, формировать интерес к естественно-научным дисциплинам, знакомить с целостной картиной мира и воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к родной планете, экологическую культуру. Программа курса определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению, стремление развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа подходит для обучения школьников подводящему диалогу, который является основным инструментом в рамках деятельностного подхода, обучает работать с информацией.
Программа «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных знаний по окружающему миру, экологии, астрономии, истории. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширить знания, полученные на уроках окружающего мира, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, развивает познавательный интерес, дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащимися, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности. Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов. Для эффективности работы желательно, чтобы занятия проводились в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, развитие умений наблюдать, анализировать и обобщать. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений. Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, таблиц, макетов, презентаций, проектов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы. Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.
Цель: формирование целостной картины мира осознание места в нём человека на основе единства научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребёнком личного общения с людьми и природой.
Задачи:
развитие познавательного интереса учащихся к природе;
воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде;
формирование у младших школьников культурологической грамотности и соответствующих компетентностей;
развитие умений проводить наблюдения в природе, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, соблюдать правила здорового образа жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.
Методы и формы работы над программой
Программа внеурочных занятий по общеинтеллектуальному направлению для младших школьников «Я познаю мир» включает один раздел, который направлен на приобретение и закрепление знаний и навыков, полученных на уроках окружающего мира; созданию условий способствующих  развитию познавательных и учебных умений.
Используются методы и формы работы: практические занятия с элементами игр, дидактических и раздаточных материалов, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, анализ и просмотр текстов, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая). Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление проектов, кроссвордов, шарад, ребусов. В освоении экологических знаний программа предусматривает проведение экскурсий, как вспомогательного средства.
В соответствии с учебным планом школы рабочая программа рассчитана на 33 часа в год - 1 час в неделю.
На изучение программы «Я познаю мир» в 1 классе отводится:
количество часов в год – 33;
количество часов в неделю – 1;
количество часов в 1-й четверти – 8;
количество часов во 2-й четверти – 7;
количество часов в 3-й четверти – 10;
количество часов в 4-й четверти – 7.
Программа содержит 1 раздел.
Изложение материала в разделе раскрывает сущность явлений и закономерностей, определяет их причины и следствия, внутренние источники развития, приобщает обучающихся к культурным традициям своего народа, гордость за свою Родину и родной край.
Основные разделы программы:
1. Я и мир вокруг меня.
Раздел I. В данном разделе «Я и мир вокруг меня» обучающиеся познакомятся с историей и достопримечательностями Югры, с гербами городов края, с Красной книгой ХМАО, с коренными народами Сибири; получат представление о культуре, жилище, одежде, праздниках этих народов и роли дружбы в жизни человека.
Принципы и особенности программы:
целостность окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
междисциплинарность: предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: астрономии, экологии, географии;
взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
актуальность: создание условий для повышения мотивации к обучению, стремление развивать интеллектуальные возможности обучающихся;
научность: окружающий мир – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить и делать выводы, обобщения;
системность: курс строится от частных примеров к общим;
практическая направленность: содержание занятий курса направлено на освоение терминологии, которая пригодится в дальнейшей учёбе;
обеспечение мотивации: во-первых, развитие интереса к наукам естественного направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и участие на олимпиадах.
Описание места курса в учебном плане:
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.
Курс программы рассчитан для обучающихся 1 классов.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы
и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в
осознании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести,
достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и
вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно- нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций
народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и
окружающим людям.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«Я ПОЗНАЮ МИР»
ДЛЯ 1 КЛАССОВ НА 2016 – 2017 учебный год
№ Название разделов программы Всего часов В том числе
теоретич. практич. Формы контроля
1. Я и мир вокруг меня
33 18 15 Публичное выступление. Блиц - турнир. Конкурсы. Викторины. Творческие работы. Составление и защита презентаций, проектов.
Итого: 33 18 15 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«Я ПОЗНАЮ МИР»
ДЛЯ 1 КЛАССОВ НА 2016 – 2017 учебный год
№ Название разделов и тем Всего часов В том числе
Формы контроля
теория практика 1. Я и мир вокруг меня. 33 18 15 1.1 Вводное. Кто я? 1 1 Составить сообщение по теме занятия.
1.2 Моя семья. 1 1 Подготовить сообщение о семье.
1.3 Что такое родословное древо? 1 1 Составить родословное древо.
1.4 Семейные традиции. Семейный отдых. 1 1 Рисунок «Любимое занятие моей семьи».
1.5 Семейные традиции. Семейный отдых. 1 1 Составить сборник «Семейные традиции».
1.6 Мои друзья. Мой двор, мой дом, мои соседи. 1 1 1.7 Мои друзья. Мой двор, мой дом, мои соседи. 1 1 Сочинить стихотворение
на тему «Мой друг».
1.8 Моя школа. Мой класс. 1 1 Работа с пословицами о школе.
1.9 Защита творческих работ. 1 1 Защита творческих работ.
1.10 Мой родной город. Города Югры. 1 1 Блиц – турнир « Галопом по городам Югры».
1.11 Наша столица – Ханты – Мансийск. 1 1 Фотовыставка «Моя столица».
1.12 Мой любимый край – Ханты – Мансийский автономный округ - Югра. 1 1 Конкурс рисунков «Мой любимый край».
1.13 Природа моего края. 1 1 Выставка плакатов на тему «Охрана природы».
1.14 История моего края. 1 1 Посещение музея.
1.15 Кто такие ханты и манси. 1 1 1.16 Сказки ханты и манси. 1 1 Работа со словарём.
1.17 Сказки ханты и манси. 1 1 Сочинить сказку.
1.18 Достопримечательности ХМАО. 1 1 Подготовить
сообщение на тему «Достопримечательности ХМАО».
1.19 Проект «Мой родной край». 1 1 Защита проекта.
1.20 Моя Родина - Российская Федерация. 1 1 1.21 Москва – столица нашей Родины. 1 1 Составить кроссворд о Москве.
1.22 Памятные места России. 1 1 Видеоэкскурсия.
1.23 Природа России. 1 1
1.24 Животный мир. 1 1 Сочинить загадку.
1.25 Богатства России. 1 1 Нарисовать плакат на тему «Земля – наш общий дом».
1.26 История России в лицах. 1 1
1.27 Классики детям. 1 1 Выставка книг с произведениями детских писателей.
1.28 Классики детям. 1 1 Нарисовать иллюстрацию к сказке Л.Н.Толстого «Пчёлы и трутни».
1.29 О России с любовью. 1 1 Конкурс чтецов «Я люблю тебя Россия».
1.30 О России с любовью. 1 1 Викторина «Кто? Где? Когда?»
1.31 Мы - граждане великой страны. 1 1 Составить рассказ «Я – россиянин».
1.32 Мои достижения. 1 1 Составить синквейн.
1.33 Защита творческих проектов. 1 1 Проект «Моя малая Родина».
Итого 33 18 15
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я познаю мир» для 1 класса 2016-2017 учебного года

№ Тема Основные виды деятельности Дата
Планируемая Фактическая
1 Вводное. Кто я? Обучающиеся осваивают первоначальные умения:
задавать вопросы;
вступать в учебный диалог. 2 Моя семья.
Фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;
находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;
интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;
составлять устный рассказ;
выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);
оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. 3 Что такое родословное древо?
Составлять родословное древо; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. 4 Семейные традиции. Семейный отдых. Рассказывать о жизни семьи;
называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;
рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;
оценивать значение семьи для человека и общества. 5 Семейные традиции. Семейный отдых. В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:
отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;
интервьюировать членов семьи;
оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;
составлять экспозицию выставки;
оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. 6 Мои друзья. Мой двор, мой дом, мои соседи. Презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами);
оформлять фотовыставку;
оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. 7 Мои друзья. Мой двор, мой дом, мои соседи. Презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами);
оформлять фотовыставку;
оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. 8 Моя школа. Мой класс. Фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д.;
коллективно составлять рассказ о школе и классе. 9 Защита творческих работ. Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
обсуждать выступления учащихся;
оценивать свои достижения и достижения других учащихся. 10 Мой родной город. Города Югры. Распределять обязанности по выполнению проекта;
в дополнительной литературе и Интернете находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;
составлять презентацию своего исследования, снабдив её фотографиями (открытками, слайдами);
презентовать свой проект;
оценивать достижения свои и товарищей;
оформлять стенд «Города Югры». 11 Наша столица – Ханты – Мансийск. Распределять обязанности по выполнению проекта;
в дополнительной литературе и Интернете находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;
составлять презентацию своего исследования, снабдив её фотографиями (открытками, слайдами);
презентовать свой проект. 12 Мой любимый край – Ханты – Мансийский автономный округ - Югра. Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
обсуждать выступления учащихся;
оценивать свои достижения и достижения других учащихся. 13 Природа моего края. Участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. 14 История моего края. Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
обсуждать выступления учащихся;
оценивать свои достижения и достижения других учащихся. 15 Кто такие ханты и манси. Работать со словарём. Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
обсуждать выступления учащихся;
оценивать свои достижения и достижения других учащихся. 16 Сказки ханты и манси. Работать со словарём. Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
обсуждать выступления учащихся;
оценивать свои достижения и достижения других учащихся. 17 Сказки ханты и манси. Сочинять сказку. 18 Достопримечательности ХМАО. Подготовить
сообщение на тему «Достопримечательности ХМАО». 19 Проект «Мой родной край». Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
обсуждать выступления учащихся;
оценивать свои достижения и достижения других учащихся. 20 Моя Родина - Российская Федерация. Работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;
сравнивать, различать и описывать герб и флаг России.
21 Москва – столица нашей Родины. Находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы, находить в нём достопримечательности столицы. Работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям; отличать герб Москвы от гербов других городов. Работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета. 22 Памятные места России. Оформлять фотовыставку. 23 Природа России. Оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса. 24 Животный мир. Работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщениями. 25 Богатства России. Нарисовать плакат на тему «Земля – наш общий дом». 26 История России в лицах. Оформлять фотовыставку. 27 Классики детям. Выставка книг с произведениями детских писателей. 28 Классики детям. Нарисовать иллюстрацию к сказке Л.Н.Толстого «Пчёлы и трутни». 29 О России с любовью. Конкурс чтецов «Я люблю тебя Россия». 30 О России с любовью. Участвовать в викторине «Кто? Где? Когда?» 31 Мы - граждане великой страны. Составить рассказ «Я – россиянин». 32 Мои достижения. Составить синквейн. 33 Защита творческих проектов. Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
обсуждать выступления учащихся;
оценивать свои достижения и достижения других. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и культуру своего народа;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью;
корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки;
определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные:
Обучающийся научится:
понимать, что такое экологическая безопасность;
ценить и уважать добрососедские отношения между различными странами и народами;
использовать различные справочники, словари и другие источники для поиска нужной информации;
первичному представлению о нашей Родине;
понимать особую роль России в мировой истории, у детей будет воспитано чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Я и мир вокруг меня. (33часа)
Вводное. Кто я? Моя семья. Что такое родословное древо. Семейные традиции. Семейный отдых. Мои друзья. Мой двор, мой дом, мои соседи. Моя школа. Мой класс. Защита творческих работ. Мой родной город. Города Югры. Наша столица – Ханты – Мансийск. Мой любимый край – Ханты – Мансийский автономный округ - Югра. Природа моего края. История моего края. Кто такие ханты и манси. Сказки ханты и манси. Достопримечательности ХМАО. Проект «Мой родной край». Москва – столица нашей Родины. Памятные места России. Природа России. Животный мир. Моя Родина - Российская Федерация. Богатства России. История России в лицах. Классики детям. О России с любовью. Мы - граждане великой страны. Мои достижения. Защита творческих проектов.
Практические работы:
Составить родословное древо.
Сборник «Семейные традиции».
Сочинить стихотворение на тему «Мой друг».
Проект «Моя малая Родина».

Аппарат контроля
(Формы контроля и система оценивания)
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником учебных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни школы.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к окружающему миру, ценностного осмысления ребёнком личного общения с людьми, семьёй и природой. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне семьи, класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение значимости приобретённых знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного учебного действия. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде (районные и окружные, всероссийские, международные олимпиады, конкурсы и т.д).
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие виды и формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя).
Текущий:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый:
публичные выступления ребёнка;
участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;
иллюстрирование, выразительное чтение;
сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.
составление проектов и презентаций;
знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время).
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио. Исходя из предлагаемых форм контроля, предлагается бальная система оценивания. Обучающиеся набирают максимальное количество баллов по каждому мероприятию, и в зависимости от набранных баллов оценивается общий результат. В конце изученной темы проводится подведение итогов, и обучающиеся награждаются поощрительными призами, дипломами, грамотами, удостоверениями. Методическое обеспечение учебного процесса
Реализация данной программы даёт возможность широко использовать в работе словесные, наглядные, проблемно – поисковые методы обучения, метод практических заданий, экскурсии. Занятия разработаны так, чтобы каждый ученик мог реализовать себя в познании, учебной деятельности и опыте совместной групповой и коллективной работы, опираясь на свои способности, склонности и субъективный опыт. Так как в младшем школьном возрасте происходит идентификация личности, наибольшее значение приобретает совместный, познавательный труд, и поэтому наиболее эффективными становятся технологии, которые реализуют идею индивидуализации и дифференциации обучения. Занятия строятся с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются в активных методах обучения: моделирование ситуаций, применение интерактивных технологий обучения, информационно-коммуникационных, заданиях поискового характера, групповом, самостоятельном обучении.
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, фломастер, маркер, гуашевые и акварельные краски, аудио- и видеозаписи, тексты художественных произведений, специальные тетради, альбомы, таблицы, плакаты, видеофильмы, физические, исторические карты и др.Условия реализации программы
(Перечень разрабатываемого научно-методического, дидактического и материально -технического оснащения программы)
Методические рекомендации.
Программа «Школа России».
Учебное пособие «Я и мир вокруг меня».
Презентации по проектам.
Методические сборники по развитию исследовательской деятельности учащихся.
6. Рекомендации по написанию научно- исследовательских работ.
7. Комплект презентаций.
8. Компьютер, монитор, сканер, видеоплеер (учебное оборудование для учителя).
Используемая литература
Ладнушкина, Н.М. Я и мир вокруг меня: Учебное пособие. - М.: Мнемозина, 2016
Ладнушкина, Н.М. Я и мир вокруг меня: Рабочая тетрадь. – М.: Мнемозина, 2016
Власова, Е.Н., Гоморева, Н.Е., Таратынова Е.О. Я и мир вокруг меня: Методические рекомендации. – М.: Мнемозина, 2016
Ермолаева, Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе.-2002.-№  3.- С.40-47.
Полянская, И.В., Ионина, Н.А. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Праздники народов мира. - М.: АСТ: Астрель, 2009
Баландин, Р.К. Я познаю мир: Детская энциклопедия: География России. - М.: АСТ: Астрель, 2009
Чижевский, А.Е. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. - М.: АСТ: Астрель, 2006
Дитрих, А.К., Юрмин, Г.А. Почемучка и потомучка. Детское справочное бюро. - М.: АСТ, 2007
Куликова, С.Ю. Детям о традициях и праздниках русского народа. - СПб: Паритет, 2015
Шафранов-Куцев, Г.Ф. Югория: энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа: в 3-х т. – Екатеринбург: Сократ, 2000
Редин, Д.А., Патрикеев, Н.Б. Очерки истории Югры/Правительство ХМАО, Уральский государственный ун-т им. А. М. Горького, Угор. науч.-исслед. центр – Екатеринбург: Волот, 2000
Васин, А.М. Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа: животные, растения, грибы. – Екатеринбург: Пакрус, 2003
Митрофанов, А.Г. Детская энциклопедия. Москва - столица России. - М.: Махаон, 2013
Клюкина, А.В. Путеводитель для детей. Москва. - М.: АСТ, 2015
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
www.infourok.ruwww.myshared.ruwww.wikipedia.ruwww.prezentacii.com
www.kopilkaurokov.ruwww.videouroki.netwww.festival.1september.ruwww.nsportal.ruwww.youtube.comwww.pedsovet.su