Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления Мой мир
Содержание TOC \o "1-5" \h \z Паспорт Программы2
Пояснительная записка5Тематический план Программы9
Содержание Программы12Методическое обеспечение Программы28
Литература для педагогов39
Литература для воспитанников42
Приложение № 1 - методические разработки 43
занятий1Л. Волшебные слова (познавательно - этическая беседа)
Если с другом вышел в путь (праздник-игра)
Вредные привычки (познавательная беседа)
Да здравствует вежливость! (этическая игра-беседа)
Добро и зло (познавательная беседа)
Учитесь быть трудолюбивым (профилактическая игра-беседа)
Правила общения с окружающими (познавательно - этическая беседа)
Наименование программы:
Программа «Мой мир» (социальное направление)
Цель Программы:
Формирование личностных качеств воспитанников как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
Задачи Программы:
Формировать у детей представления о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения.
Знакомить воспитанников с основными моделями коммуникативного поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.
Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.
Развивать внутреннюю убежденность в востребовании воспитанника обществом.
Развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других
Основные направления программы:
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
Работа по модулям:
Искусство общения
Познай себя
На I уровне
о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения;
о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;
о конфликтах и способах их разрешения;
об основных моделях коммуникативного поведения;
о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
На II уровне
соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;
умеет анализировать поступки свои и других людей ;
способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
адекватно отвечает на просьбы, чувства, .приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.
На III уровне имеет опыт:
использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;
адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми
Пояснительная запискаНаше общество переживает период переоценки ценностей: напряженные социально-экономические отношения, противоречивый информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку, при понижении уровня общей культуры в обществе - все это ставит ребенка в трудное положение.
Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором совокупность воспитательских средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Мало просто «воспитывать» традиционные ценностные отношения, воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей.
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта воспитанниками сиротского образовательного учреждения.
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития воспитанников обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, воспитателем и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого воспитателя к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «Мой мир».
В основу программы «Мой мир» положены следующие принципы:
- принцип природа сообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;
принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;
- принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс.
Задачи воспитания ориентированы на реальные социально- экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;
принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.
Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей младшего школьного возраста (7-11 лет).
Занятия проводятся 1 раза в неделю по, содержание программы тесно связано с содержанием учебных предметов (ознакомление с окружающим миром, чтением, развитием речи) логопедическими занятиями. Длительность занятий 40 минут.
"Цель программы
Формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
Задачи
Формировать у детей представления о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения.
Знакомить воспитанников с основными моделями коммуникативного поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.
Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.
Развивать внутреннюю убежденность в востребовании воспитанника обществом.
Развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других.
формы и методы работы
Формы воспитательной работы:
познавательная беседа;
этическая беседа;
профилактическая беседа;
игры: ролевые, ситуационные;
занятия с использованием художественных средств выразительности;
упражнения;
тренинги;
экскурсии;
тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.
Предполагаемые результаты реализации программы:
На I уровне школьник имеет представление:
о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения;
о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;
о конфликтах и способах их разрешения;
об основных моделях коммуникативного поведения;
о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
На II уровне
соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;
умеет анализировать поступки свои и других людей ;
способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
владеет коммуникативными моделями поведения, общенияи взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.
На III уровне имеет опыт:
использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;
адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
Содержание программы.Младший школьный возраст -оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, усвоения
коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций.
Общение в жизни детей играет важную роль. Именно в общении дети развивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды .Особые трудности испытывают дети ,которым не хватает родительского внимания тепла. Социально-эмоциональные нарушения
возникают вследствие длительного воздействия на ребёнка травмирующих ситуаций, нарушение межличностных отношений со взрослыми и сверстниками .Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и
агрессивность. Такие дети нежелают и не умеют признать свою вину,у них
доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.
На занятиях проводится коррекция эмоционально-личностной сферы детей, развиваются навыки адекватного общения со сверстниками и взрослым и. Занятия с детьми призваны способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой ,их социализации. На занятии дети не только получают знания о том ,как общаться ,но и упражняются в приёмах различных способов поведения ,овладевают навыками эффективного общения. Очень важно ,чтобы дети осознавали ,что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения. В занятия включены приёмы по выработке у детей элементарных правил вежливости. Через ролевое разыгрывание отрабатывается навыки культуры общения ,усваиваются знания этикета.
Приобретение детьми социальных способов поведения на основе усвоения этических норм морали становится наиболее актуальным в период реформирования общества, смены ценностных ориентиров, резкой
дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей.
Именно в период младшего школьного возраста формируются личностные качества будущего гражданина, его нравственное сознание .У детей в этом возрасте развивается дегенерация, благодаря чему они становятся способными понимать точку зрения другого. Все это позволяет целенаправленно формировать представление о таких значимых личностных качествах, как доброжелательность ,справедливость, щедрость ,трудолюбие и др.
В этом возрасте дети усваивают основные нормы мораль регулирующие отношения человека к окружающим его людям и самому себе. У них появляется возможность использовать эти нормы в качестве средств самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений между людьми. Дети учатся соотносить нравственные представления с конкретным поведением, поступать в соответствии с теми требованиям и ,которые предъявляют к ним взрослые.
Однако у наших детей это получается не всегда ,и порой наблюдается разрыв в сознании и поведении ребёнка он знает ,как надо поступать ,но не поступает в соответствии со своими знаниями, поэтому появляются негативные нравственные образования.
Занятия позволяют научить ребенка откликаться на проблему другого человека, осознать значение труда для будущей самостоятельной жизни.
В содержание занятий включен теоретический материал и перечень практических заданий ,направленных на закрепление предлагаемого компонента знаний ,формирование значимых поведенческих умений и навыков. При проведении занятий в рамках данного модуля предусматривается использовать такие методы и приёмы, как:
-беседы на нравственную тему;
-чтение художественных произведений с последующим анализом;
-анализ смыслового содержания пословиц ,поговорок;
-продолжение тематического рассказа;
-учебно-игровые упражнения(творческого и подражательного характера); -разыгрывание и анализ ситуации;
-игры;
-мини-конкурсы;
-совместная разработка правил поведения.
Методика работы с детьми строится с позиции личностно-ориентированного взаимодействия ,при проведении практикумов акцент делается на самостоятельность, поисковую и творческую активность.
Занятия содержат познавательный материал ,соответствующий возрастным особенностям детей ,в сочетании практическими заданиями, необходимым и для формирования нравственных привычек.
Используемая литература:
Богуславская, Н.И. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка)
Ветрова, В.В. Уроки психологического
Здоровья /В.В .Ветрова.М; Педагогическое общество России ,»2013г-192с.
З.Звездина Г.П.Классные часы в начальной школе(Программа факультатива «Я и Мир»/ Г.П.Звездина,, Т.П.Щербакова -М;ТЦ Сфера,20123г.
Классные часы в 1-4 классах/авт-сост.Козлова М.А.М:
Издательство «Экзамен»,2012-317 с.
Профилактика жадности лжи, лени и хвастовства :Корекционно- развивающая программа для 8-10 лет/авт-сост.Н.В.Макарычева- М:АРКТИ,2013г.
Тематическое планирование 2 класс
№
п/п Тема урока Основные формы
занятий Планируемые результаты Кол-во часов Дата провед.
1 Вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности. Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! Беседа Уметь дружелюбно и адекватно отвечать на приветствия. 1 2 Вежливость – основа воспитанности. Познавательная беседа Уметь находить выход из любой ситуации, быть каммуникабельным, быт лояльным; находить решения различным конфликтным ситуациям(в школе ,в магазине, в транспорте). 1 3 Вежливость – основа воспитанности. Познавательная беседа Уметь находить выход из любой ситуации, быть каммуникабельным, быт лояльным; находить решения различным конфликтным ситуациям(в школе ,в магазине, в транспорте). 1 4 Дом, в котором я живу. Беседа Формировать использование нравственного поведения в кругу своей семьи. 1 5 Внимательный ли ты слушатель? Познавательная беседа Формировать умение слушать и слышать .1 6 Как мы слушаем? Познавательная беседа Формировать умение слушать и слышать, быть лояльным. 1 7 Как мы слушаем? Познавательная беседа Формировать умение слушать и слышать ,быть лояльным 1 8 Какими звуками разговаривает природа? Познавательная беседа Научиться выявлять проблему и строить гипотезу, с формировать умение находить источники звука. 1 9 Какими звуками разговаривает природа? Познавательная беседа Научиться выявлять проблему и строить гипотезу, с формировать умение находить источники звука. 1 10 Как мы здороваемся? Ролевые игры Формировать навыки речевого этикета(употребление формул приветствия). 1 11 Как мы благодарим? Ролевые игры Способствовать развитию умения уместного использования этикетных слов в речи. 1 12 Как мы обращаемся с просьбой? Ролевые игры Уметь правильно и тактично обращаться с просьбой. Воспитывать уважение и доброе отношение к людям. 1 13 Как мы извиняемся? Познавательная беседа Учиться поступать в соответствии с правилами вежливого человека. Развивать культуру общения между людьми. 1 14 Ссоры и споры. Познавательная беседа Исследовать собственные нестандартные способы решения различных ситуаций 1 15 Учимся взаимопониманию. Беседа Исследовать собственные нестандартные способы решения различных ситуаций 1 16 Учимся взаимопониманию. Беседа Исследовать собственные стандартные способы решения различных ситуаций 1 17 У меня зазвонил телефон. (Поговорим по телефону). Беседа. Ролевая игра Формирование навыков вежливого разговора по телефону. 1 18 У меня зазвонил телефон. (Поговорим по телефону). Беседа. Ролевая играаФормирование навыков вежливого разговора по телефону. 1 19 В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя). Беседа. Ролевая игра Формировать культуру слушателя ,рассказчика и вежливого собеседника. 1 20 К нам в гости пришли! Беседа. Ролевая игра Научиться использовать» вежливые слова» в общении с другими людьми, научиться правильно приглашать в гости и правильно себя вести в роли хозяина. 1 21 К нам в гости пришли! Беседа .Ролевая игра Научиться использовать» вежливые слова» в общении с другими людьми, научиться правильно приглашать в гости и правильно себя вести в роли хозяина. 1 22 Я – неповторимый человек. Познавательная беседа Сравнить признаки людей ,находить сходства и различия ,понимать что такое уникальность формировать необходимость собственной значимости в глазах людей. 1 23 Оцени себя. Познавательная беседа Формировать умение самостоятельно оценивать себя, и свои поступки. Формировать положительную оценку та ких качеств как целеустремленность ,воля ,настойчивость, желание работать над собой. 1 24 Что в имени моём? Беседа. Познакомиться с историческими этапами появления имен,со значением собственных имен,с чертами характера связанным с именем. 1 25 Мальчики и девочки. Дружить или нет. Познавательная беседа Развивать нравственные качества, которые особенно ценятся в мальчиках и девочках .Воспитывать уважительное отношение друг к другу. 1 26 Посеешь –характер – пожнёшь судьбу. Беседа Воспитание умения противостоять давлению со стороны сверстников, контролировать свои поступки. 1 27 Как стать прилежным и старательным. Познавательная беседа Сформировать понятия «прилежный» и «старательный» дать положительную оценку данным качествам. 1 28 Жадность и жадины. Беседа Воспитать положительные качества характера, формировать умение доказывать свою точку зрения. 1 29 Моя внимательность и внимание. Беседа Сформировать представление о трех» Я», составляющих понятие личности раскрыть свои познавательные процессы(внимание, память, мышление. 1 30 Ответственность и я. Беседа Познакомиться с нравственным качеством человека «ответственностью» .Воспитывать любовь к природе ,людям и животным. 1 31 Зависть. Познавательная беседа Воспитывать чувство уважительного отношения к себе и другим, ответственность за совершаемые поступки. 1 32 В дружбе сила. Познавательная беседа Понять ценность и необходимость дружбы, важность друзей в жизни человека. 1 33 На чем основано взаимопонимание. Беседа Исследовать собственные стандартные способы решения различных ситуаций. 1 34 На чем основано взаимопонимание. Беседа Исследовать собственные стандартные способы решения различных ситуаций. 1