Рабочая программа по внеурочной деятельности Я познаю мир 1 класс


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа д.Дорогино
муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
______Т.С. Темлянцева
Приказ №____________
от«__»___________2015г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Я познаю мир»
по социальному направлению
на 2015-2016 учебный год
Количество групп: 1 (15 обучающихся)
Руководитель: Ахмадуллина Л.Р.
Количество часов:
Всего: 33 часа; в неделю:1 час.
Составитель: учитель начальных классов Ахмадуллина Л.Р.
2015г.
Пояснительная записка
«Природа — наш дом, и если мы будем расточительны и беззаботны,
то разрушим его; природа — частица нас самих,
а равнодушие к природе — безразличие к собственной судьбе»
(В.А. Сухомлинский)
История человечества неразрывно связана с историей природы. В наши дни вопросы взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Что бы этого не произошло, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность каждого человека. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания преобразуются в убеждения.
Природа – это живая, чувствительная, очень сложная система: даже самый тихий наш шаг для нее ощутим. От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям. Дети - это будущие взрослые. Необходимо вложить в умы детей понимание того, что ответственность за всё живое лежит на каждом человеке. Каждое растение, каждое животное играет огромную роль в своей экосистеме, а значит бесценно и для всей природы. Человек – сам часть природы. Без здоровой экологии не может быть здоровья у людей. Важно не только дать ученикам знания, но и создать все условия для воспитания заботливого отношения к окружающей среде.
Учащиеся должны не только говорить об экологии на занятиях, но иметь возможность выполнять конкретные дела, направленные на улучшение экологического состояния своего края.
Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Дети, получившие определенные экологические знания, будут в будущем, бережно относится к природе.
Новизна программы «Я познаю мир» состоит в том, что она направлена не только на пробуждение интереса к предмету экологии, но и в том, что она соединила в себе теоретические знания вместе с практическим их применением. Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека.
Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность создания авторской учебной программы «Я познаю мир» продиктована прежде всего обострением экологической обстановки вследствие техногенных катастроф и аварий, экологически неграмотного ведения хозяйства и безответственного отношения к природе. Актуальность также состоит в отсутствии образовательной программы экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают.
При составлении программы курса « Я познаю мир» были изучены произведения Сухомлинского В. А.
Большое наследие в области воспитания младших школьников окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка. "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры, - говорил Сухомлинский. « Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе...
Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста». Сухомлинский пишет: "Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".
Общая характеристика учебного предмета
Цель программы
Цель программы курса «Я познаю мир» – формирование:
Основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, воспитание ответственного отношения к окружающей среде, активной деятельности по изучению и охране природы своего края.
Задачи:
формировать интерес к изучению природы родного края;
воспитывать умения видеть в обычном необычное и удивительное;
углублять уже имеющихся знаний о родном крае;
изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
формировать представления о природных сообществах области;
иметь представления об охраняемых территориях России и своей области;
привлекать детей к практической деятельности по охране природных ресурсов своего края;
воспитывать ответственное отношение учащихся к окружающей среде своего края и всей страны;
формировать в детях нравственно – эстетические качества и экологическую культуру;
повышать экологическую грамотность учащихся.
Задачи работы курса:
Образовательные:
Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в курсе «Окружающий мир», их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров, углубление теоретических знаний учащихся в области экологии;
Воспитательные:
Воспитание у учащихся младших классов любовь к родной природе: растениям, животным, неживой природе, чувства ответственности за то, что окружающий мир меняется в худшую сторону от хозяйственной деятельности человека;
Развивающие:
Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.
Методы работы:
- словесный;
- исследовательский;
- поисковый;
- наглядный;
- практический;
- игровой;
- метод коллективного творчества
Формы работы:
-работа со справочной литературой;
-уход за комнатными растениями;
-создание тематических папок и стендов;
-подготовка и проведение мастер-классов;
-озеленение школы и класса;
-экскурсии;
-создание экологических проектов;
-уборка пришкольной территории;
-исследовательская деятельность;
-создание буклетов экологического содержания;
-экологические выставки;
-литературное творчество;
-демонстрации фильмов о природе.
Принципы работы:
- научность;
- доступность;
- сотрудничество;
- последовательность;
- систематичность;
- чередование разнообразных видов деятельности;
- обратная связь;
- творчество;
- опора на интерес;
- результативность;
- учет возрастных особенностей.
Программа курса «Я познаю мир» предусматривает исследовательскую и проектную работу учащихся. Достаточно много воспитательных мероприятий посвящено трудовой и созидательной деятельности детей.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с образовательной программой начального общего образования и учебным планом МОБУ СОШ д. Дорогино на внеурочную деятельность по социальному направлению «Я познаю мир» в 1 классах  выделяется 1 час в неделю, всего 33 часа в год (33 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Методы и формы экологического воспитания:
Цели и задачи экологического воспитания младших школьников отражены в четырех компонентах:
- научно-познавательном;
- ценностном;
- нормативном;
- практически – деятельностном.
Научно - познавательный раскрывает свойства предметов и явлений, связи между ними.
Ценностный показывает значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека.
Нормативный – это правила поведения человека в природе. Содержание данного компонента должно подводить учащихся к выводу: надо поступать так и почему именно так!
Правила поведения в природе
1. Не ломай ветви деревьев и кустарников.
2. Не повреждай кору деревьев!
3. Не собирай березовый сок.
4. Не рви в лесу, на лугу цветов.
5. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
6. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.
7. Не сбивай грибов, даже ядовитых.
8. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
9. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
10. Не разоряй гнезда шмелей.
11. Не разоряй муравейники.
12. Береги лягушек, жаб и их головастиков.
13. Не убивай змей, даже ядовитых. .
14. Не лови диких животных и не уноси их домой.
15. Не подходи близко к гнездам птиц.
16. Не разоряй птичьи гнезда.
17. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или в парке весной или в начале лета.
18. Не лови и не уноси домой здоровых птиц и зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
19. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.
20. Не шуми в лесу, в парке.
21. Не жги весной траву на лугу.
22. Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора.
Практически - деятельностный должен привести к выводу, что
что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека, а поэтому оберегать окружающую среду – значит заботиться о здоровье человека.
Действие программы экологического воспитания распространяется на учащихся 1класса.
Реализация данной программы осуществляется через курс «Я познаю мир» во внеурочное время.
1 класс – 33часа.
Основными организационными формами являются:
урок – викторина,
урок – путешествие,
урок – исследование,
урок – дискуссия,
урок – сказка,
компьютерные презентации
Большое внимание уделяется совместной со взрослыми практической деятельности: проведению наблюдений, опытов, использование дискуссий, моделирования, ролевых игр, анализа ситуации общения, коллективного сочинения сказок, рисования; чтение энциклопедий, работа с картой, составление проекта и т.д. Учитель проводит тестирования и анкетирования с целью закрепления изученного материала и подготовки к изучению нового.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
основы экологической культуры;
особенности природы своего края;
основные признаки времен года;
значение природы для человека;
группы растений и животных;
охраняемые растения и животные своего края;
правила поведения в природе;
особенности труда людей наиболее распространенных профессий;
растительный и животный мир родного края;
современные экологические проблемы;
Должны уметь:
различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;
различать изученные растения, животных;
вести наблюдения в природе ;
подкармливать птиц в простейших кормушках;
ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;
проводить поисково-исследовательскую деятельность;
применять полученные знания на практике;
работать самостоятельно и в коллективе, логически и творчески мыслить;
пользоваться коммуникативными умениями;
осознавать себя носителями различных социальных ролей одновременно, умело и свободно пользоваться ими;
различать истинные ценности человека от мнимых или второстепенных;
адекватно оценивать себя и окружающий мир в целом.
В результате реализации программы «Я познаю мир» планируются следующие результаты:
создание основы для дальнейшего изучения курса;
умение оценивать себя и свои возможности;
развитие интереса к человеку, к общению, к миру;
развитие познавательных интересов, творческих способностей; позитивных черт личности, соответствующих требованиям современной жизни.
ориентироваться в современном животном и растительном мире;
ориентироваться в доступных научных и обществоведческих понятиях;
оказывать посильную помощь животным, птицам, ухаживать за растениями;
экологически грамотно вести себя на природе;
экономно относиться к природным ресурсам;
принимать участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности;
видеть красоту природы при разных условиях;
пользоваться стратегией здорового образа жизни;
высказывать свою точку зрения;
выделять главное, обобщать;
фиксировать наблюдения, осознавать события;
осознавать себя частью природы;
осознавать ежедневную ответственность за будущее планеты, родной природы, а значит за свое будущее и будущее своих близких людей.
Содержание учебного предмета
№ Раздел, тема
Количество
часов
1 Вводное занятие.
Природа вокруг нас 1
2 Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени» 1
3 Откуда берётся и куда девается мусор? 1
4 Акция «Собери макулатуру - сохрани дерево» 1
5 Лиственные и хвойные деревья моего края. 1
6 Птицы моего двора Воробей — самая распространённая птица на Земле 1
7 Ворона - «интеллектуальная» птица 1
8 Ворон - красивая, умная птица 1
9 Сорока - белобока -«лесная сплетница» 1
10 «Лесной доктор» - дятел 1
11 Галка - городская птица 1
12 «Пернатая кошка» -сова 1
13 Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» 1
14 Загадочная птица - кукушка 1
15 Любимая птица – снегирь 1
16 «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России 1
17 Наш добрый сосед - скворец. 1
18 Обобщающее занятие о птицах. 1
19 Экскурсия-прогулка в лес «Краски и звуки зимы» 1
20 «Лиса Патрикеевна» 1
21 Дикие животные. Заяц — «Длинное ухо» 1
22 Серый хищник – волк 1
23 Хозяин леса – медведь 1
24 Любознательный зверёк – белка 1
25 Куница - охотник на белок 1
26 Лесной красавец – лось 1
27 Сердитый недотрога - ёж 1
28 Подземный житель - крот 1
29 Бобр-строитель 1
30 Мышка-норушка 1
31 Обобщающий урок о диких животных 1
32 Экскурсия-прогулка в лес «Краски и звуки весны» 1
33 Обобщающее занятие. Что узнали нового? Чему научились? 1
Итого: 33часа
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ урока Планируемые сроки проведения Фактические сроки проведения Тема занятия
Характеристика деятельности учащихся Примечание
1 Вводное занятие. Природа вокруг нас Что такое экология? Как охранять природу Игра « Живое и неживое»
2 Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени» Наблюдать за растениями и животными осенью. Увидеть красоту осенней природы. Слушать шелест листвы и пение птиц. Конкурс рисунков « Краски осени»
Чтение и обсуждение сказки В.А. Сухомлинского «Рассказ про осень»
3 Откуда берётся и куда девается мусор? Наблюдение за чистотой двора, пришкольного участка. Конкурс фотографий «А вам не стыдно?»
4 Акция «Собери макулатуру - сохрани дерево» Показать значение сбора макулатуры: очищение города от мусора, сбережение деревьев. Принять участие в акции по сбору макулатуры.
5 Лиственные и хвойные деревья моего края. Практическое занятие. Экскурсия
«Узнай дерево» Игра «Узнай дерево по листику»
6 Птицы моего двора Воробей — самая распространённая птица на Земле? Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Интересные факты из жизни птиц. Чтение рассказа В.А. Сухомлинского
«Как воробышек солнце встречал».
Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»
7 Ворона - «интеллектуальная» птица Презентация о вороне. Интересные факты. Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона» (аудиозапись). Составление портрета.
8  Ворон - красивая, умная птица Презентация о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон» (запись голоса). Работа в группах «Рисование ворона»
9  Сорока - белобока - лесная сплетница» Презентация о сороке. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» (аудиозапись) и стихотворения «Сорока - Трещётка». Загадки, пословицы, поговорки.
10 «Лесной доктор» - дятел Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»? Загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел» (аудиозапись). Чтение и обсуждение сказки В.А. Сухомлинского «Любопытный Дятел»
11  Галка - городская птица Беседа о галке, сообщения учеников. Разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».
12 «Пернатая кошка» - сова Знакомство с «Пернатой кошкой» - совой. Презентация. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»
13 Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» Изготовление кормушек для птиц из бросового материала. Сбор корма для птиц. Развешивание кормушек. Чтение и обсуждение сказки В.А. Сухомлинского « Птичья кладовая»
14 Загадочная птица - кукушка Презентация о кукушке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» Чтение и обсуждение сказки В.А. Сухомлинского « Кукушкино горе».
Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы»
15  Любимая птица – снегирь Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь». Чтение и обсуждение сказки В.А. Сухомлинского «Красногрудые снегири». Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.
16 «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Разгадывание загадок. Проект «Сестрицы-синицы». Наблюдение за птицами. Выполнение проекта наблюдений. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица», сказки В.А. Сухомлинского «Почему плачет синичка?» и стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Работа над пословицами и народными приметами. Рисование птиц с яркими клювами.
17 Наш добрый сосед - скворец. Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «Знахари». Чтение стихотворения «Скворец». Подготовка к конкурсу стихов о птицах.
18 Обобщающее занятие о птицах. Практическое занятие «Узнай птицу по голосу» Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут ? Конкурс «Знатоки сказок».
19 Экскурсия-прогулка в лес «Краски и звуки зимы» Наблюдение за природой зимой. Роль снега в жизни растений. Конкурс рисунков» Красавица - зима»
20 «Лиса Патрикеевна» Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве (Конспект +) Разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса» (аудиозапись голоса), работа по содержанию рассказа. Обсуждение проблемы: как лиса ловит мышей зимой?
21 Дикие животные.
Заяц — «Длинное ухо» Презентация о зайце. Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк» (аудиозапись), беседа по содержанию рассказа. Проблемный вопрос: погибнут ли лисы, если исчезнут из леса зайцы? Чтение и обсуждение сказки В.А.Сухомлинского
« Зайчик и рябина»
Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами»
22 Серый хищник – волк Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке. Чтение рассказа В.Зотова «Волк» (аудиозапись), работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов. Проблемный вопрос: нужно ли истреблять волков? Практическая работа в группах - «Раскрась»
23 Хозяин леса – медведь Разгадывание загадок, рассказ учителя о медведе. Составление портрета «Бурый медведь». Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Чтение рассказа В.Зотова «Медведь» (аудиозапись). Проблемный вопрос: чем питается медведь зимой?
Беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами.
24 Любознательный зверёк – белка Познакомить с особенностями поведения белки. Рассказ В.Зотова «Белка» (аудиозапись). Чтение и обсуждение сказки В.А. Сухомлинского
«Как Белка Дятла спасла». Проблемный вопрос: почему белки приходят в город? Разгадывание загадок. Работа в группах – «Собери мозаику»
25 Куница - охотник на белок Знакомство с куницей, отгадывание кроссворда. Рассказ В.Бианки «Куница за белкой». Творческая работа «Придумай загадку»
26 Лесной красавец – лось Загадки, рассказ учителя, презентация о лосе. Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Чтение рассказа В. Зотова «Лось» (аудиозапись), работа по содержанию рассказа. Проблемный вопрос: нужно ли охранять лосей и почему?
Работа в группах - Панно «Лесной красавец»
27 Сердитый недотрога - ёж Разгадывание загадок, материал из энциклопедии. Рассказ В.Зотова «Ёж» (аудиозапись) Проблемный вопрос: любимое лакомство ежа? Чтение и обсуждение сказки В.А. Сухомлинского «Как Ёж готовится к зиме». Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»
28 Подземный житель - крот Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, Игра: «Поле чудес» Рассказ В.Зотова «Земляные холмики». Проблемный вопрос: пользу или вред приносят кроты?
29 Бобр-строитель Презентация о бобре. Питание. Хатки. Запруды. Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах. Чтение рассказа В. Зотова «Бобр» (аудиозапись). Проблемный вопрос: какую пользу приносят бобры? Нужно ли их охранять? Работа над скороговорками и народными приметами.
30  Мышка-норушка Знакомство с полевой мышью, сообщения учащихся. Урон полям и огородам от нападения мышей. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь» (аудиозапись) или «Полёвка», разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок». Проблемный вопрос: если истребить всех мышей…?. Разгадывание кроссворда, загадок.
31 Обобщающий урок о диких животных Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Викторина «Эти забавные животные» Игра «Чьё это меню?»
32 Экскурсия-прогулка в лес «Краски и звуки весны» Правила поведения в лесу. Наблюдение за просыпающейся природой. Краски и звуки весны. Конкурс рисунков «Весна - красна» Чтение и обсуждение сказки В.А. Сухомлинского « Лес весной»
33 Обобщающее занятие. Что узнали нового? Чему научились? Проблема: все ли животные нуждаются в охране? Игра «Знай и охраняй живое»
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Зверев И. Д., Суравегина И. Т. и др. Экологическое образование школьников. - М., 1983.
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянская школа,
Жестова Н. С. Проведение экскурсии в лес.//Начальная школа. -1991, N7, С. 30-34.
Зверев И. Д. Охрана природы и экологическое воспитание.//Воспитание школьников. -1985, N6, С. 30-35. Факультативный курс для
начальных классов. – М.: Просвещение, 1995 г.
Тарасова Т. И. Экологическое образование младших школьников на медпредметной основе// Начальная школа. – 2000. - № 10.
При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н.
Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с.
Богданов А. П. История с древнейших времен до наших дней. История России с древнейших времен до 1917 года. - Москва,
Просвещение, 1997.
Ворожейкина Н. И. Наша Родина и современный мир.Прошлое и настоящее
Вяземский Как сегодня преподают историю в школе. Методика, - Просвещение.
Данилов Д. Д., Тырин С. В., Вахрушев А. А. Вводный курс истории и обществознания в рамках единой образовательной области
«Окружающий мир» в начальной школе
Дмитриев Н. Я., Казаков А. Н. Интегрированный курс «Мы и окружающий мир»
Игнатьева Т. В. Пропедевтический курс истории в начальной школе
Корнева Т. А., Шмидт Е. А. Уроки истории в 3 классе. Поурочные разработки. Методика., Волгоград, Братья Гринины, 2000.
Саплина Е. В., Саплин А. И. О курсе «Введение в историю. 3-4 кл.»
Саплина Е. В., Саплин А. И. Введение в историю. 3-4 кл. – Москва, Дрофа, 1997.
РАССМОТРЕНА
на заседании ШМО
________ Л.Р. Ахмадуллина
протокол №___
от «__»___________2015г. СОГЛАСОВАНА
Зам.директора по УВР
__________А.Х.Миннеханова
от «__»___________2015г.