Анализ парциальной программы Наш дом- Южный Урал


Государственное бюджетное профессиональное учреждение
«Каслинский промышленно- гуманитарный техникум»
(ГБПОУ КПГТ)
Контрольная работа
Дисциплина: Теоретические основы дошкольного образования
Тема: «Анализ парциальной Программы «Наш дом- Южный Урал»»
Руководитель работы:
Чупрунова Т.Н.
Работу выполнила:
студентка 4 курса
группы № 13 ДО (З)
Фахреева В.Р.
Касли 2017
Содержание:
Актуальность программы………………………………………………………… 3
Миссия, цель, задачи Программы………………………………………………... 3
Содержательный раздел Программы (Образовательная область«Речевое развитие»)………………………………………………………………………….. 4
Целевые ориентиры при реализации Программы на этапе завершения дошкольного образования (Целевые ориентиры образовательной области «Речевое развитие»)………………………………………………………………. 16
Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды (Образовательная область «Речевое развитие»)………………………………… 16
Особенности планирования образовательной деятельности с участниками образовательных отношений…………………………………………………….. 17
Актуальность программы
Более десяти лет в детских садах Челябинской области реализуется региональная образовательная программа «Наш дом- Южный Урал». Программный материал раскрывает познавательные сведения о природе Южного Урала, об истории, жизни, быте народов Южного Урала, специфике игрового и речевого фольклора, своеобразии изобразительного искусства.
Позитивный опыт использования этой программы показал ее педагогическую эффективность в сохранении и развитии у ребенка светлого и доброго взгляда на историю, культуру, людей труда южноуральского региона, в формировании умения жить дружно, принимать и уважать культуру народов Южного Урала.
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования перед разработчиками Программы встала задача создать новый вариант программно- методического обеспечения, сохраняя идею образования дошкольников средствами народной педагогики. Содержание обновленной программы позволяет реализовать такие образовательные области Стандарта как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие» и «Художественно- эстетическое развитие» с учетом информации о региональных и культурных особенностях Южного Урала.
Новая Программа развивает интерес не только к историческому прошлому, но и настоящему и будущему родного края. Новая Программа дополнена иллюстративным материалом. Фотографии позволяют воспитателю организовать «путешествие» по родному краю, насладиться красотой его природы, познакомиться с его жителями.
2. Миссия, цель, задачи Программы
Понимание миссии (стратегическое назначение) представленной Программы заключается в организации поликультурной педагогической деятельности в системе дошкольного образования.
Цель Программы: способствовать обучению и воспитанию детей на идеях педагогики народов Южного Урала.
Задачи Программы:
Способствовать обогащению первичных представлений о природе, культуре, истории народов региона Южного Урала.
Формировать эмоционально- положительное отношение к представителям культур Южного Урала.
Развивать умение творчески и самостоятельно применять поликультурные знания в разных видах детской жизнедеятельности.
3. Содержательный раздел Программы
Образовательная область «Речевое развитие»
Содержание данного направления посредством использования фольклора предполагает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Фольклор отражает устное народное творчество, национальный менталитет и культурно- исторические традиции. Идеи народной педагогики находят отражение в разных жанрах фольклора. К словесному фольклору можно отнести малые фольклорные и большие фольклорные жанровые формы: потешки, частушки, пословицы, поговорки, дразнилки, прибаутки, небылицы, докучные сказки, небылицы- перевертыши, сказки, легенды и т.д. Приобщение детей к устному народному творчеству начинается в раннем возрасте и осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста. Виды фольклорных произведений, с которыми знакомят детей и задачи работы отличаются на разных возрастных этапах, имеют свои особенности.
В раннем и младшем дошкольном возрасте в воспитании детей преобладают пестушки, заклички, потешки, прибаутки, колыбельные. Их использование позволяет реализовать свои идеи «воспитания оптимистического мироощущения», традиции «доброжелательного, активизирующего отношения к ребенку как объекту и субъекту совместной жизни», «связи с природой», «идеи самостроительства личности ребенка» , «приоритета семейного воспитания».
В среднем дошкольном возрасте помимо названных жанров фольклора детей знакомят с докучными сказками, небылицами, загадками, пословицами.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста представлены все жанры фольклора. Большое место занимают пословицы и поговорки, небылицы, дразнилки, загадки. В старшем дошкольном возрасте помимо русского фольклора детей знакомят с фольклором других народов (татар, башкир), проживающих в регионе, а также с легендами и преданиями родного края.
В процессе воспитания детей на идеях народной педагогики средствами фольклора решается комплекс задач нравственного, эмоционального, познавательно- речевого развития:
Приобщать детей к народным традициям.
Воспитывать интерес к народному слову, к образам произведений фольклора.
Развивать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества.
Формировать понимание основного содержания фольклорных произведений.
Формировать представления об отличительных особенностях (назначение, происхождение, форма) разных жанров фольклора.
Формировать умения выделять выразительные средства фольклорных произведений (сравнения, эпитеты, олицетворения).
Развивать исполнительские умения детей на материале фольклорных произведений.
Развивать творческие способности детей (придумывание колыбельных, небылиц, дразнилок).
Воспитывать умения использовать фольклорные произведения в повседневной жизни в соответствующих ситуациях.
Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.
В раннем и младшем дошкольном возрасте ведущими являются задачи по развитию эмоционального отклика на произведения, формированию понимания основного содержания произведений.
В среднем дошкольном возрасте начинается целенаправленная работа по формированию представлений об отличительных особенностях произведений различных жанров, развиваются исполнительские навыки. В средней группе важно опираться на накопленный детьми раннее фольклорный опыт. Необходимо создавать условия для самостоятельного исполнения детьми фольклорных произведений в сюжетно- ролевых, театрализованных играх.
В старшем дошкольном возрасте представления о жанровых особенностях уточняются и обобщаются. Большое внимание уделяется воспитанию у детей умение понять основное содержание произведения, соотнести его с жизненной ситуацией. Развивается словесное творчество на материале фольклора.
Ознакомление с фольклором осуществляется в повседневной жизни в режимных процессах (одевание, умывание, укладывание спать); в процессе образовательной деятельности (занятия; чтение и рассказывание фольклорных произведений, рассматривание картин, дидактические игры на материале фольклора, продуктивная деятельность); в игровой деятельности (сюжетно- ролевые, театрализованные, хороводные и подвижные игры).
В ознакомлении с фольклором применяются разнообразные методы и приемы. Особое значение имеют методы, позволяющие вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на произведения фольклора: выразительное исполнение, занимательный рассказ педагога о происхождении, назначении разных форм фольклора, использование музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства, отражающих фольклорные образы. Важны методы, позволяющие обеспечить активную позицию ребенка, его соучастие в исполнении произведения (воспроизведение диалога, выполнение действий и др.), активное сотворчество ребенка, особенно в исполнении произведений, являющихся проявлением субкультуры детей (считалки, дразнилки).
Многообразие форм фольклора позволяет использовать их воспитательный потенциал в образовательной деятельности, как с детьми, так и при организации взаимодействия с родителями.
Колыбельные песни или байки- относятся к произведениям, созданным взрослыми для детей. Назначение колыбельных песен- убаюкать, усыпить ребенка, определяет не только ритмику, но и систему образов (образы близких ребенку взрослых, фантастические образы Сна и Дремы). Знакомство с колыбельными начинается с раннего возраста. В работе с детьми раннего возраста педагог широко использует колыбельные песни при укладывании детей спать, а также в игровых ситуациях. Исполнение должно отвечать народным традициям. Термин «колыбельная» произносится, но его запоминание детьми не требуется.
Во второй младшей группе детей знакомят со значением колыбельных и некоторыми особенностями содержания и формы (помощники мамушек- кот и гуленьки, ласковые обращения к детям). Поощряется участие детей в исполнении колыбельных на занятиях и в игровых ситуациях. Проводятся инсценировки с игрушками по сюжетам литературных произведений («Сказка о глупом мышонке» С.Маршака); дидактические игры с куклой («Уложим куклу Машу спать»). Сохраняется значение колыбельных в режимных процессах.
В средней группе уточняются представления детей о жанровых особенностях колыбельных, даются в сравнении народные и авторские колыбельные, развиваются исполнительские навыки детей, детям предлагается сочинять отдельные строки для колыбельных. Стимулируется исполнение детьми колыбельных песен в сюжетно- ролевых играх.
В старшем дошкольном возрасте знания о жанровых особенностях колыбельных уточняются и обобщаются. Развиваются творческие способности детей. Дети сочиняют свои колыбельные песни. Колыбельные широко используются в сюжетно- ролевых играх, в досугах, в играх- инсценировках. При ознакомлении с колыбельными необходимо наличие специального дидактического материала: колыбель, люлька (подлинные или сделанные по образцу народных); игрушки- помощники (Кот Баюн); иллюстративный материал (книги колыбельных песен с иллюстрациями); магнитофонные записи различных вариантов исполнения колыбельных.
Задачи ознакомления с колыбельными песнями:
Ранний возраст:
Приобщать детей к устному поэтическому творчеству.
Воспитывать положительное отношение к исполненным педагогом колыбельным песням.
Побуждать к участию в исполнении колыбельных песен при укачивании кукол (проговаривание отдельных слов «баю- бай»).
Познакомить с колыбелью (люлькой), обогащать пассивный словарь (колыбель, люлька).
Младший дошкольный возраст:
Продолжать знакомить детей с колыбельными песнями.
Дать детям некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельных песен (пели у колыбели, когда укладывали детей спать, поэтому песни называются «колыбельными», они выражают заботу о детях: будут крепко спать- вырастут сильными и здоровыми).
Познакомить с некоторыми фольклорными образами (Гули- Гуленьки, Сон и Дрема).
Обратить внимание на характер исполнения (нежно, ласково). Мамы любят своих детей, обращаются к ним с ласковыми именами (Ванюшенька, Андрюшенька).
Способствовать исполнению колыбельных песен в самостоятельной игровой деятельности.
Средний дошкольный возраст:
Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями колыбельных песен (особенности содержания и формы).
Показать отличие и сходство народных и авторских колыбельных песен.
Развивать исполнительские умения (исполнять колыбельные протяжно, нежно, ласково).
Развивать творческие способности детей.
Старший дошкольный возраст:
Уточнять представления детей о колыбельных, их содержании, форме.
Помочь понять роль колыбельных в жизни семьи, во взаимоотношениях родителей, дедушек, бабушек, детей (взаимная любовь, забота).
Учить видеть выразительные образы колыбельной, образные средства языка (эпитеты: точеная, золоченая), ритм, рифмы, наличие слов, создающих ритм колыбельной («баю- бай», «люли- люли»).
Совершенствовать исполнительские умения детей.
Развивать творческие способности детей.
Пестушки- коротенькие приговорки, сопровождающие ритмизированной и рифмованной речью, необходимые для ребенка гигиенические и физические процедуры: умывание, купание, массаж.
Потешки- сопровождают игры взрослого с ребенком, его ручками, пальчиками.
Прибаутки- небольшие стихотворения в 4-6 строк, своим содержанием напоминающие маленькие сказочки в стихах. Содержание прибауток составляют яркие, красочные картинки окружающей жизни (быт, домашнее хозяйство, домашние животные).
Особое значение придается пестушкам и потешкам в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
В младенчестве и в раннем возрасте пестушки используются педагогом при проведении соответствующих процедур (умывании, освоении навыков ходьбы, различных движений руками).
В младшем дошкольном возрасте пестушки используются педагогом при выполнении соответствующих игровых действий с куклами. Педагог поощряет участие детей в исполнении пестушек и потешек в повседневной жизни. Проводятся специальные занятия по ознакомлению детей с потешками.
В среднем и старшем дошкольном возрасте уточняется назначение пестушек и потешек: пестушки призваны помочь ребенку освоить навыки умывания, ходьбы; потешки- позабавить, развлечь. Обращается внимание на особенности содержания и формы. Потешки и пестушки сравниваются с колыбельными, загадками.
Для ознакомления с потешками необходимо наличие в группах раннего и младшего возраста игрушек, иллюстраций, отражающих фольклорные образы («коза», «сорока- белобока», «петушок»). Возможно использование театра картинок. Педагог рассказывает потешку и показывает детям картинки, отражающие содержание потешек. Дети среднего и старшего дошкольного возраста могут исполнять потешки, в играх- инсценировках, рисовать иллюстрации к потешкам, сами сочинять потешки. В старшем дошкольном возрасте возможно организовать «театр потешки»- создание детьми игровых миниатюр по содержанию потешек.
Задачи ознакомления детей с пестушками, потешками, прибаутками:
Ранний возраст:
Приобщать детей к устному поэтическому творчеству.
Вызвать эмоционально- положительное отношение к пестушкам, потешкам.
Способствовать сохранению радостного настроения во время проведения процедур.
Закреплять название частей тела (руки, ноги, голова).
Стимулировать активное участие в исполнении пестушек (выполнение движений и звукоподражание).
Младший дошкольный возраст:
Приобщать детей к устному поэтическому творчеству.
Помочь понять назначение потешек, прибауток, пестушек (помогают ребенку научиться ходить, умываться, забавляют, развлекают ребенка, исполняются ласково, нежно).
Стимулировать участие детей в исполнении потешек, прибауток педагогом (договаривание слов, выполнение движений, подражание игровым действиям).
Поощрять самостоятельное исполнение пестушек в играх с куклами.
Средний дошкольный возраст:
Уточнять представления детей о пестушках, потешках, прибаутках, их содержании и форме.
Помочь понять роль пестушек, потешек в воспитании маленьких детей (учат движениям, забавляют, развлекают).
Поддерживать желание рассказывать потешки, прибаутки куклам в сюжетно- ролевых играх.
Старший дошкольный возраст:
Обобщать знания детей о поэзии пестования, ее роли в воспитании детей в семье.
Учить выделять в тексте образные средства языка.
Способствовать исполнению детьми потешек, прибауток в театрализованных играх, на фольклорных праздниках. Совершенствовать исполнительские умения детей.
Небылицы- перевертыши- произведения, в которых развиваются события, невероятные с точки зрения здравого смысла. Вся система образов противоречит жизненным реальным наблюдениям.
Знакомство с небылицами- перевертышами целенаправленно можно начать со средней группы. Хотя с отдельными, доступными по содержанию, небылицами можно знакомить и раньше. Детей младшего дошкольного возраста привлекает ритм, знакомые образы. Младшие дошкольники выделяют лишь отдельные несоответствия в тексте.
В средней группе детей знакомят с небылицами как жанром фольклора. Поддерживают чувство радости, возникающие у детей от нахождения ими несоответствий в тексте. К одному и тому же тексту можно обращаться неоднократно, желательно использовать иллюстрации к небылицам, на которых дети находят соответствующие эпизоды.
В старшем дошкольном возрасте детей учат отличать небылицы- перевертыши от других фольклорных жанров, обосновывать свою точку зрения. Однако анализ текстов не должен уменьшать чувство радости, веселья при знакомстве с небылицами.
В старшем дошкольном возрасте дети могут сами сочинять небылицы, сначала по аналогии с готовыми текстами, заменяя отдельных героев (корова- овечка) или действия (летит- плывет), а затем придумывают свои небылицы. В старшем дошкольном возрасте детей знакомят не только с народными, но и авторскими небылицами К.Чуковского, Д.Хармса и других.
Задачи ознакомления детей с небылицами- перевертышами:
Средний дошкольный возраст:
Познакомить детей с небылицами, особенностями их содержания (в небылицах рассказывается о событиях, которые не могут произойти в жизни).
Вызвать интерес к небылицам, желание находить ошибки в тексте.
Поддерживать чувство радости, возникающее при слушании небылиц.
Старший дошкольный возраст:
Уточнять представления о жанровых особенностях небылиц.
Учить детей рассуждать, развивать логичность и доказательность высказываний.
Учить придумывать небылицы по аналогии с готовыми текстами.
Развивать чувство юмора.
Заклички- стихотворные обращения к различным явлениям природы (солнцу, ветру, дождю), небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей.
Приговорки- обращения к животным, птицам, построенные по принципу просьбы- пожелания. Часто приговорки строятся на звукоподражании. Заклички приговорки доставляют детям радость, развлекают их.
Заклички и приговорки помогают воспитывать у детей чувство связи с природой. Заклички генетически восходят к древним обрядам. Многие заклички в настоящее время утратили магическое значение, но приобрели шуточный характер.
Заклички и приговорки можно включать в образовательный процесс, начиная с раннего возраста. Педагог произносит заклички и приговорки во время наблюдений на прогулке, при различных погодных явлениях, встрече с птицами, насекомыми, а также в игровых ситуациях. В этом возрасте исполнение закличек и приговорок сопровождается жестами (протянуть руки к солнышку, показать как много нужно воды- по колено, как бабочка машет крылышками), а также звукоподражанием.
В младшем дошкольном возрасте дети привлекаются к исполнению закличек и приговорок, поощряется исполнение приговорок и закличек по инициативе детей.
В среднем дошкольном возрасте даются общие представления о происхождении и назначении закличек и приговорок (заклички- от слова «кликать», «звать», обращение к объектам природы: солнцу, дождю, ветру, с просьбой о хорошем урожае), отмечается, что заклички придумывал народ, обращается внимание на интонацию, с которой произносятся заклички.
В старшем дошкольном возрасте уточняются представления детей о жанровых особенностях закличек и приговорок. Развиваются творческие способности детей. Дети сами придумывают заклички и приговорки, обращения к разным явлениям природы и животным. Детское творчество может быть отражено в альбомах и книгах, в которых записываются придуманные детьми заклички. Заклички и приговорки становятся частью игр- инсценировок, фольклорных праздников.
Задачи ознакомления детей с закличками, приговорками:
Младший дошкольный возраст:
Приобщать к устному народному творчеству.
Поддерживать желание произносить заклички вместе с педагогом.
Средний дошкольный возраст:
Познакомить детей с содержанием и формой закличек, приговорок.
Способствовать восприятию закличек, приговорок как способа общения с природой.
Привлекать детей к коллективному исполнению закличек, приговорок.
Старший дошкольный возраст:
Уточнять представления о жанровых особенностях закличек, приговорок.
Развивать умение произносить заклички выразительно (интонация просьбы).
Развивать творческие способности. Учить придумывать свои варианты закличек, приговорок.
Докучные сказки- шутки- балагурки сказочного характера, которыми сказочники развлекают детей или стараются отбить у них чрезмерный интерес к сказкам. Докучная сказка предлагается вместо сказки. Докучная сказка по форме повествования близка к сказке и присказке, по назначению- к поддевке. Сказочное повествование всегда нарушается издевкой, которые бывают разного характера: сразу после начала объявляется о конце сказки; предлагается долго ждать конца; последние слова не оканчивают докучную сказку, а служат мостиком к повторению текста: «Не начать ли сказку с конца?».
Знакомство с докучными сказками можно начинать со среднего дошкольного возраста. Детей знакомят с назначением и особенностями докучных сказок. Об особенностях докучных сказок целесообразно рассказать в беседе с детьми, показать им образец правильного рассказывания докучной сказки (интонации, паузы). Педагог поощряет участие детей в рассказывании сказок, наблюдает за реакцией детей в процессе рассказывания, напоминает, как нужно слушать и рассказывать подобные сказки.
В старшем дошкольном возрасте расширяется репертуар докучных сказок, с которыми знакомят детей. Рассказывание докучных сказок включается в фольклорные праздники, досуги. Педагог поощряет рассказывание детьми докучных сказок в самостоятельной деятельности, попытки сочинить собственные докучные сказки. Дети рисуют иллюстрации к докучным сказкам.
Задачи ознакомления с докучными сказками:
Средний дошкольный возраст:
Познакомить с докучными сказками, особенностями их формы (отсутствие завершенности, повторность).
Вызвать интерес к докучным сказкам, желание узнавать докучные сказки.
Старший дошкольный возраст:
Уточнять знания детей об особенностях содержания и формы докучных сказок.
Показать способ бытования докучных сказок в современной жизни.
Поддерживать желание рассказывать докучные сказки.
Развивать чувство юмора.
Дразнилка- стишок, рифмующий шутливую или обидную строчку с именем («Маша- растеряша»). Дразнилка- своеобразная форма детской сатиры, в которой высмеиваются отрицательные черты характера, поведения, неподчинение правилам игры. Знакомство детей с дразнилками возможно в старшем дошкольном возрасте. Прежде чем рассказывать детям о дразнилках педагогу нужно понаблюдать за детьми, выяснить используют ли дети дразнилки в своем повседневном общении, что высмеивают в дразнилках (внешность, особенности характера: жадность, ябедничество), как реагируют дети на дразнилки (обижаются, стараются ответить).
Знакомство с дразнилками должно проводиться так, чтобы не усилить негативные тенденции в отношениях детей, не вызвать желания оскорбить, унизить. Знакомство с дразнилками возможно, если в группе создана эмоционально- положительная атмосфера. Детям рассказывают о происхождении дразнилок, их назначении, сравнивают с другими формами фольклора. Сначала приводят примеры дразнилок с именами, представителей которых нет в группе, а также дразнилок, где имена не называются.
После того, как дети увидят в дразнилках не только обидное, но и смешное (преувеличение), необычные рифмы, их можно придумывать к именам всех детей группы, каждый может предложить свой вариант. В дальнейшем дразнилки можно использовать в играх- инсценировках, развлечениях. В повседневной жизни к использованию дразнилок необходимо относиться достаточно осторожно. Детям, которые обижаются на дразнилки, можно подсказать, что на дразнилку всегда можно ответить дразнилкой.
Задачи ознакомления с дразнилками:
Старший дошкольный возраст:
Познакомить детей с дразнилками, их назначением (осмеять отрицательные черты характера), формой (наличие рифмующихся слов), и происхождением.
Учить правильно оценивать типичные жизненные ситуации.
Воспитывать умение правильно реагировать на дразнилку (если дразнилка справедлива, стараться исправиться, не обижаться, уметь отвечать на дразнилку).
Пословица- это краткое, поэтически образное, ритмически организованное произведение народного творчества, обобщающее исторические и социальный опыт поколения. Четко формируя морально- этические нормы, пословицы представляют собой яркие образцы практической философии. Поговорка- это меткое выражение, высказанное по конкретному случаю, оборот речи, лишь, намекающий на вывод. Знакомство с пословицами можно начинать с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте педагог не объясняет детям что такое пословица, а может использовать доступные детям пословицы и поговорки в соответствующей ситуации. После уборки игрушек: «Кончил дело- гуляй смело2, в подвижной игре: «Маленький да удаленький». При этом термин «пословица» не обязательно употреблять. В среднем дошкольном возрасте ведущее место занимает использование педагогом пословиц и поговорок в повседневной жизни в соответствующих ситуациях. Починили игрушку: «Как говорится, дело мастера боится». Детям, которые скучают и не знают чем заняться: «Скучен день до вечера, коли делать нечего» и др. Педагог шире использует термин «пословица». «Как говорится в пословице: «Семь раз отмерь- один раз отрежь». Объясняет детям, что пословицы придумал народ. В старшем дошкольном возрасте детям дается доступное для них определение «пословиц». Пословицы –это мудрые мысли народа. Показывается значение пословиц в жизни человека- они учат, помогают жить. Если не знаешь, как тебе поступить вспомни, как говорится в пословице. Пословица всегда поможет. Поговорки делают нашу речь более красивой, интересной. Детям называются отличительные особенности формы пословиц (краткие, всего несколько слов). Детей учат задумываться над смыслом пословиц, соотносить с конкретным случаем, ситуацией. Конкретное воспитательное значение пословицы зависит от содержания: воспитание трудолюбия, уважения к родителям, любовь к Родине и др. В старшем дошкольном возрасте детей можно знакомить с пословицами разных народов, отражающими одну и ту же мысль. В этом возрасте развиваются творческие способности детей. Их можно учить придумывать сказки, рассказы по содержанию пословиц. Пословицы и поговорки должны широко использоваться в образовательном процессе, в различных видах деятельности: бытовой, трудовой, игровой. Педагог сам использует пословицы, предлагает детям подумать, какая пословица подойдет к той или иной ситуации, поощряет самостоятельность использования детьми пословиц. В течение года ознакомление с пословицами проводиться в процессе организованной образовательной деятельности: уточнение жанровых особенностей пословиц, обогащение репертуарного перечня пословиц, сравнение пословиц с другими фольклорными формами, подбор пословиц к художественным текстам, придумывание рассказов и сказок по пословицам. Пословицы включаются в различные фольклорные праздники и развлечения. Широко используются дидактические игры по пословицам: словесные «Кто больше назовет»; с наглядным материалом «Собери пословицу».
Задачи ознакомления с пословицами и поговорками:
Средний дошкольный возраст:
1. Познакомить детей с пословицами.2. Привлечь внимание к содержанию пословиц в конкретных ситуациях. Старший дошкольный возраст:1. Обогащать представление детей о пословицах ,поговорках (значение, содержание, форма).2. Учить задумываться над смыслом пословиц, соотносить с ситуациями, возникающими в жизни.3. Учить выделять общий смысл в пословицах разных народов. 4. Воспитывать интерес к языку, желание сделать свою речь выразительной.5. Активизировать самостоятельное использование детьми пословиц.
Исходя из многочисленного состава жителей Южного Урала, Программа предполагает знакомство детей старшего дошкольного возраста с разными жанрами фольклора: сказками, пословицами, легендами и преданиями, бытующими у русского, башкирского, татарского народа, уральского казачества. Знакомство с легендами позволяет обогатить представление детей о фольклорных жанрах, детям дается доступное для них определение легенды как « поэтическом предании о каком либо историческом событии». С помощью легенд и преданий дети узнают о предках, происхождении географических названий, обычаях и традициях народов. Большой интерес у детей вызывают легенды о происхождении названий рек, гор, поселений. Так, существуют башкирские и татарские легенды о происхождении названий реки Урал и Уральских гор. В легендах даются толкования таких названий как горы «Сугомак», «Егоза», «Таганай», реки «Сысерть», «Агидель», «Миасс», озера «Зюраткуль», «Касли», города «Миньяр, «Челябинск», «Кыштым».
Существуют и поэтические версии легенд в творчестве уральской поэтессы Н.Кондратковской («Уральская лиственница») которые дети с удовольствием слушают. Легенды вызывают интерес детей, так как близки к сказке, в них действуют Батыры, богатыри, происходят волшебные превращения. Легенды будят мысль ребенка, заставляют его узнавать о красоте и богатстве родного края. Легенды и предания детям лучше рассказывать, соединяя их с конкретными историческими фактами, с рассказом о происхождении географических названий мест, где они живут, с экскурсиями к объектам, о которых рассказывается в легендах, с рассматриванием фотографий, картин.
Знакомство с пословицами и поговорками разных народов позволяет показать детям общность нравственных идеалов представителей разных народов. Так детей знакомят с русскими, башкирскими, татарскими пословицами об отношении к труду, семье, дружбе. Например, русская пословица «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», башкирская пословица «Без труда не появится еда»,татарская пословица «Без труда и зайца не поймаешь».
Помимо произведений фольклора народов Южного Урала детей можно знакомить и с произведениями писателей, творчество которых связано с регионом позволяет рассказать детям о красоте уральского края, познакомить с его природой, историей, обычаями, людьми. Для уральского региона это творчество П.П.Бажова, Д.Н.Мамина- Сибиряка, а также современных уральских писателей- Л.Татьяничевой, Б.Ручьева, А.Дементьева, Н.Кондратковской, Н.Пикулевой.
Знакомство детей с творчеством П.Бажова позволяет рассказать о красоте уральского края, познакомить с его прошлым, с обрядами и обычаями людей, их бытом. Сказы П.Бажова «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Про великого Полоза» учат дружбе, честности, доброте, любви к своему делу, развивают познавательные интересы, обогащают литературный опыт дошкольников образами «Хозяйки медной горы», «Огневушки- поскакушки», «Каменного цветка».
Целевые ориентиры при реализации Программы на этапе завершения дошкольного образования
Целевые ориентиры образовательной области «Речевое развитие»
Ребенок обладает начальными сведениями о фольклорных произведениях разных жанров народов Южного Урала (башкирский, татарский, русский);
Ребенок знаком с творчеством писателей и поэтов Южного Урала;
Ребенок способен осознать нравственный смысл и эстетическую ценность фольклорных произведений;
Ребенок способен к сопереживанию героям фольклорных произведений;
Ребенок может использовать содержание фольклорных произведений в творческой деятельности;
Ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам с использованием эмоционально- образной, объяснительно- выразительной речи; умеет вести диалог по поводу культуры, искусства, истории, природы родного края; связно и образно рассказывать об увиденном, выражать свое отношение к нему.
Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды
Образовательная область «Речевое развитие»
Важным условием воспитания на идеях народной педагогики средствами фольклора является создание развивающей предметно- пространственной среды, включающей два основных компонента:
Речь педагога, обогащенной фольклорной лексикой;
Предметную среду (предметы народного быта, игрушки, картины, книги), отражающую содержание фольклорных текстов.
Создание предметно- пространственной речевой развивающей среды направлено на обеспечение естественности и функциональной целесообразности использования педагогом произведений фольклора в образовательном процессе в разных видах деятельности. Педагог должен уместно применять фольклорные произведения не только в запланированных, но и в неожиданно возникших ситуациях.
Во всех возрастных группах дополнением к текстам является наглядный материал: предметы быта, иллюстрации, народные игрушки, различные виды книг по материалам фольклорных произведений (книги- игрушки, книги- раскладки), дидактические игры, костюмы и элементы костюмов для педагога и детей.
В старших группах целесообразно привлекать детей к созданию предметно- развивающей среды, обогащать среду результатами изобразительного (поделки, рисунки) и словесного творчества детей (альбомы придуманных детьми закличек, небылиц и др.). Наличие в детском саду избы- музея позволяет не только помочь детям представить предметы, упоминаемые в фольклорных текстах, понять их назначение, но и показать детям условие бытования фольклора. Предметно- пространственная среда может включать наглядно- иллюстративный материал, который позволяет визуально познакомить дошкольников с фотографиями южноуральских поэтов и писателей, с иллюстрациями природы, людей труда, произведениями декоративно- прикладного искусства. Материал фонотек может содержать записи пения птиц, голосов представителей животного мира Южного Урала, народных музыкальных инструментов, отражающих поэтику и красоту родного края.
Особенности планирования образовательной деятельности с участниками образовательных отношений
Примерный перспективный план образовательной деятельности по приобщению детей к фольклорным произведениям в средней группе
I квартал
Задачи:
Уточнить представления детей о колыбельных, закличках, их содержании, форме.
Познакомить с докучными сказками. Вызвать интерес к сказкам, желание узнавать новое.
Развивать творческие способности детей.
Колыбельные Задачи Непосредственно- образовательная деятельность Деятельность в процессе режимных моментах
1«Ночь пришла, темноту привела…»
2»Люли- люли- люленьки, где вы, где вы, гуленьки…» 1Обогащать и уточнять знания детей об особенностях русских народных колыбельных песен
2Развивать творческие способности детей. Учить придумывать отдельные строки в колыбельных 1Музыкальное занятие «Пропевание с детьми колыбельных песен» 1Прослушивание колыбельных в исполнении струнного оркестра
2Сюжетно- ролевые игры с пением колыбельных песен
3Инсценирование сказки о глупом мышонке (С.Маршак)
Докучные сказки
1 «Пришел медведь к броду, бултых в воду…»
2 «Жил- был Яшка…» 1 Знакомить детей с жанром докучной сказки
2 Учить выделять жанровые особенности сказки (отсутствие завершенности, повторность), развивать чувство юмора, выдержку 1 Беседа о докучных сказках (ответы на вопросы воспитателя по сказке)
2 Рассказывание докучной сказки «Жил- был Яшка…»
3 Рисование медведя 1 Рассматривание иллюстраций к сказкам
2 Драматизация сказки «Пришел медведь…»
3 Просмотр видеокассеты о сказках, небылицах «Вовка в тридевятом царстве…»
Заклички
1 «Осень, осень…»
2 «Медведь могучий…» 1 Уточнять знания детей об особенностях закличек
2 Учить детей рассказывать заклички выразительно 1Исполнение закличек на прогулке
2 При рассматривании книг в книжном уголке включать заклички