Конспект урока Натуральные волокна животного происхождения 6 класс
Тема урока: « Натуральные волокна животного
происхождения». Цели урока:
образовательные - ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения;
- научить распознавать волокна по своему составу;
ознакомить с основными свойствами тканей;воспитательные: - воспитывать эстетический вкус ,внимательность;
прививать навыки самостоятельности и аккуратности.развивающие: - развивать пространственное представление.здоровьесберегающие: использовать на урокездоровьесберегающие элементы ( динамические паузы, минуткиотдыха для глаз, минутки релаксации, физкультминутки),следить за выполнением санитарно-гигиенических требований на уроке.
Основные принципы урока:
1 .Доступность.
Научность.
Логичность.Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: коллекция « Волокна», коллекция образцов тканей,
лупа, пинцет, учебник, рабочая тетрадь, кусочки шерстяной и шелковой тканей, ножницы, ручная игла, нитки.
Ход урока.
Оргмомент. ( эмоциональный настрой )
Изучение нового материала.
Учитель:
С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Из х/б тканей были сделаны ваши распашонки и пеленки, в холодное время года вас укутывали в шерстяное одеяло и обвивали одеяло красивой капроновой лентой.
В данное время, когда вы уже подросли, можете сами выбирать себе ткань для платья, костюма. Чтобы не ошибиться вы должны знать состав ткани и их свойства. Игра « Угадай-ка».
( Карточки - ответы находятся в различных местах класса. Дети должны найти ответ. Ответы составляются в рисунок, учащиеся получают эмоциональную разгрузку.)
Успеха!
Из чего состоит ткань? ( из нитей)
Как называются нити, входящие в состав ткани? ( нить основы и утка)
Назовите простейшее переплетение? ( полотняное)
Из чего состоит нить? ( из волокон)
Убедимся в этом. Проведем опыт, (используя лупу)
( Выдерните ниточку из ткани, расщепите её. Что вы видите? Она состоит из крошечных тонких и коротких волосков - волокон, в х/б - это растительные волоски, в льняной- волокна льняного стебля - называются прядильными волокнами.)
В 5 классе мы знакомились с волокнами и говорили, что все волокна делятся на ...(продолжите) ( по ходу ответов детей на доске составляется схема)
Натуральные
Химические
Растительного происхождения
Животного происхождения
Натуральные волокна - это те, которые подарены природой. ( Они образованы без влияния
человека.)
Химические - которые получаются в результате химических процессов.
Какие волокна мы изучали в 5 классе? ( натуральные волокна растительного происхождения)
Что служит сырьем для получения волокон растительного происхождения?Отгадайте загадку:
« По горам, по долам ходит шуба да кафтан»
- Какое отношение имеет овца к нашему уроку?
С овцы получают шерсть, а шерсть -натуральное волокно.
А какова природа происхождения шерсти? ( животного происхождения)Определите тему нашего урока.
Тема урока « Натуральные волокна животного происхождения» (учащиеся записывают темуурока в тетради)
Подумайте и определите цели урока.
узнать природу происхождения волокон животного происхождения;
познакомится с процессом получения волокон животного происхождения, их свойствами;
познакомится с тканями из натуральных волокон и их сравнительной характеристикой.
Динамическая пауза « Перекрестные движения» ( под музыку)
Итак, сегодня мы познакомимся с натуральными волокнами животного происхождения.
Шерсть - это волосяной покров животных: овец, коз, верблюдов (рисунок)
Основную массу шерсти дают овцы. Шерстяной покров снимают с овец специальными
ножницами или машинкой. Длина шерстяных волокон от 20 до 450мм. Состригают почти
цельной неразрывной массой, которая называется руном. ( карточку-понятие помещаю на
доску)
Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке.
Соберите цепочку первичной обработки шерсти. ( понятия даны в нарушенной
последовательности)
Сортируют
·
Треплют
·
Промывают
·
Сушат
- Сортируют- подбирают волокна по качеству.Треплют - удаляют засоряющие примеси.Промывают - горячей водой с мылом и содой.Сушат в сушильных машинах.
Из волокон изготавливают пряжу.
Из истории:
На протяжении тысячелетий единственным орудием для прядильщицы было ручное веретено. (
показывается прялка и принцип получения пряжи ручным способом, сопровождается
рисунками прялки, затем самопрялки с ножным приводом) Первая прядильная машина
появилась в 1764-1767 годах - что позволило применение одним человеком несколькими
веретенами.
Что из себя представляют шерстяные волокна?
(образец шерсти неочищенной, очищенной, пряжи) Шерстяные волокна имеют свойства:
- высокая гигроскопичность ;
упругие ( изделия мало сминаемые);
стойкие к воздействию солнца, выше чем у растительных волокон.
Чтобы проверить шерстяное волокно, надо кусочек шерстяной ткани поджечь. Во время горения волокно шерсти спекается, образовавшийся спекшийся шарик легко растирается пальцами. В процессе горения ощущается запах жженого пера.
( сопровождается показом - берется кусочек шерстяной ткани и сжигается)
Динамическая пауза « Весёлые ножки»
( Сидя, выставить одну ногу вперед на пятку, на носок, убрать под стул. То же с другой ноги.)
Натуральный шелк - это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы
тутового шелкопряда. Кокон - это плотная, похожая на крошечное яйцо оболочка, которую
гусеница туго свивает вокруг себя перед тем, как превратится в куколку. ( сопровождается
рисунками и образцами шелковых волокон)
Собирают коконы через 8-9 дней с начала завивки и отправляют на первичную обработку.
Высококачественной считается та нить, которая находится в середине кокона.
Цель первичной обработки - размотать коконную нить и соединить нити нескольких коконов.
Длина коконной нити от 600 до 900 м. Такую нить называют шелком- сырцом. ( карточку с
понятием помещается на доску)
Первичная обработка шелка:
- обработка коконов горячим паром для размягчения шелкового клея;
- сматывание нитей с нескольких коконов одновременно, т.к. нить очень тонкая, как паутинка.Шелковые волокна имеют свойства:
- хорошая гигроскопичность и воздухопроницаемость;
- менее устойчивы к солнечным лучам.
Горит также как шерсть ( спекается в шарик, который можно растереть) ( сжигается кусочек шелковой ткани)
Какими ещё свойствами обладают шерстяные и шелковые волокна узнаете, выполнив практическую работу.
Практическая работа № 1.
Оборудование: по одному образцу шерстяной и шелковой ткани, ручная игла, тетрадь.
Выньте из каждого образца по одной долевой нити, сравните их толщину и прочность (разорвав каждую нить)
Распушите оборванные концы нитей и сравните извитость волокон.
Внесите результаты работы в таблицу:
Ткани
Свойства нитей
толщина
прочность
извитость
Шерстяные
толстые
средняя
сильная извит.
Шелковые
тонкие
высокая
прямое
От свойств волокон зависят свойства и качество ткани. На свойства ткани влияют длина и
толщина волокон, их прочность, мягкость, извитость, упругость.
Из длинных и тонких волокон получают тонкую, прочную и ровную пряжу, а поэтому и
ткань будет тонкой, прочной, мягкой.
Извитые волокна обладают хорошими теплозащитными свойствами.
Упругость волокон влияет на сминаемость тканей.
Ткани из натуральных волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье.
Ткани из шерсти вырабатывают гладкокрашеные, пестротканые и напечатанные. Из шерстяных волокон изготавливают платьевые, костюмные и пальтовые ткани. ( рисунок) В продажу поступают под такими названиями - драп, сукно, кашемир и т.д. ( коллекция образцов шерстяных тканей)
Шерстяные ткани обладают значительной усадкой и пылеёмкостью ( изделие надо часто чистить)
Шелковые ткани вырабатываются гладкокрашеные, пестротканые, напечатанные.
- Сообщение « Из истории шелка»
Производство шелковых тканей стало известно ещё с третьего тысячелетия до нашей эры.
- Отгадайте название страны - родины шелка.( ребус)
Получению шелка в России положил начало царь Петр Великий в 17 веке,
« дабы иметь парчовые изделия из собственного шелка», и отвёл казенные земли на Кавказе
под шелковичные деревья. Там по сей день занимаются шелководством.
Ткани из натурально шелка очень прочные, красивые, малосминаемые, на ощупь мягкие и
гладкие , обладают приятным блеском, хорошо драпируется, гигроскопичны и
воздухопроницаемы.
Недостатки: сильно растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку.
Шелковые ткани поступают в продажу под названиями: крепдешин, шифон, атлас, бархат и
т.д. ( коллекция образцов шелковых тканей)
Изготавливают из шелка различные платьевые ткани, головные платки и т.д.
Физминутка.
Мы не будем торопится.
Разминая поясницу,
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись.
(повороты туловища в стороны)
Чтобы стать ещё умнее,
Мы слегка покрутим шеей,
Раз и два, раз и два, закружилась голова.
( вращение головой в стороны)
Приседания у нас,
Приседает целый класс.
Раз-два-три-четыре-пять,
Ноги надо нам размять.
(приседание)
От разминки польза есть?
Что ж, пора за парты сесть.
Какими свойствами обладают ткани изучите самостоятельно.
( детям выдается учебник, где они должны прочитать и выбрать свойства тканей) Групповая работа (учебник)
На доске:
механические
прочность сминаемость драпируемость износостойкость
Свойства физические
теплозащитные
пылеёмкость
гигроскопичность
технологические
скольжение
осыпаемость
усадка(Учащиеся работают по учебнику, находя свойства тканей и изучая их)
Заполнить схему ( смотрите выше) поможете вы мне по моему определению вы должныугадать свойство и отнести его в соответствующую группу свойств тканей.
Уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги.(усадка)
Способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения (пылеёмкость)
Способность ткани в подвешенном состоянии образовывать мягкие округлыескладки. ( драпируемость)
Выпадение нитей по открытым срезам ткани. ( осыпаемость)
Способность ткани сохранять тепло человеческого тела.(теплозащитные свойства)
Подвижность одного слоя ткани относительно другого.( скольжение)
Способность ткани во время сжатия и давления на неё образовывать мелкие заминыи складки. (сминаемость)
Способность ткани противостоять разрыву. ( прочность)
Способность ткани противостоять воздействию трения, растяжения, солнца, стирки.( износостойкость)
Минутка отдыха для глаз.
(используется офтальмолог)
Имея представление о свойствах тканей, определите какими из них обладают шерстяные и шелковые ткани, выполнив практическую работу.
Практическая работа № 3.
Шерстяные ткани красивы и прочны . Они отличаются высокой износостойкостью, мало сминаются, легко поддаются влажно-тепловой обработке. Даже, когда изделие мы уже не используем, ткань сохраняет приличный вид. Поэтому можно ткани дать полезное применение , изготовив из неё вот такие салфетки под чайные чашки.
Последовательность выполнения работы.
Правила ТБ при работе с ножницами и иглой.
Самостоятельная работа учащихся.
Подведение итогов работы.
Подведение итогов урока.
Что узнали на уроке?
( опираясь на схемы, которые составлены на доске, дети делают вывод о том, с чем
познакомились на уроке)
Волокна
Лен
Хлопок
Шерсть
Коконы
тутового
шелкопряда
15